Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС
статья по истории на тему

Аннотация.В статье рассматривается специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС.

Ключевые слова:история, обществознание, ФГОС.

Annоtation.ThearticlediscussesthespecificsofteachinghistoryandsocialstudiesintheframeworkoftheFederalstatestandard.

Keywords:history, social studie, Federal state standard.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика

УДК: 378.2

Рыбачинский Я.Ю.  Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС

Рыбачинский Ян Юрьевич, учитель истории и обществознания, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

 yan26081988@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС.

Ключевые слова: история, обществознание, ФГОС.

Annоtation. The article discusses the specifics of teaching history and social studies in the framework of the Federal state standard.

Keywords:  history, social studie, Federal state standard.

Введение. В настоящее время, педагогическая деятельность в образовательных учреждениях характеризуется переходом к работе по федеральным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к системе обучения. В соответствии с этими требованиями в школу должен прийти учитель с новым мышлением, способный реализовывать задачи, выдвинутые ФГОС.

Формулировка цели статьи. 

Статья написана с целью:

– повышения педагогического мастерства;

– внедрение инновационных форм обучения и воспитания;

– обмена опытом работы, приглашение к обсуждению данной статьи педагогическими работниками других школ.

Формированию их в профессиональной подготовке будущих педагогов мы уделяем первоочередное внимание.

Изложение основного материала статьи.

О специфике преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС не говорится ровным счетом ничего. Отсюда непонимание моих коллег, как реализовывать то, о чем не сказано. Целью данной моей работы является попытка найти пути решения проблем, поставленных новым образовательным стандартом перед учителями истории и обществознания так, чтобы социальные особенности, духовные традиции и культура российского народа не смогли бы потерять свои особенности.

Сейчас в системе современного образования курс истории и обществознания, как никогда актуален. Он занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, как еще одно средство общения, познания окружающего мира и расширения границ этого мира. Изучение истории и обществознания ‒ эффективное средство социализации личности, интеллектуального развития ребенка, самовыражения, эмоционального и нравственного развития личности. Поэтому основным приоритетом обучения в школе должно являться сохранение функций этих предметов.

Итак, новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация — проблема — задача — результат. Считаю, что на уроках истории и обществознания для решения этого вопроса необходимо применять метод проектов. Метод проектов позволяет творчески применить изученный материал, превратить уроки истории и обществознания в дискуссию, исследование.

Еще один актуальный вопрос введения ФГОС это то, что основой стандарта является системно-деятельностный подход в обучении. Данный подход заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Для реализации этих задач на уроках истории и обществознания необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. Также можно использовать работу в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих ту или иную гипотезу, выдвинутую на уроке.

С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя истории и обществознания предполагает наличие следующих компетентностей:

- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

- формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя истории и обществознания.

Необходимо упомянуть о том, что основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Для наибольшей результативности в изучении истории и обществознания в качестве внеурочной деятельности необходимо использовать творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Выводы. Конечно, стремительные изменения в обществе требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача учителя истории и обществознания ‒ подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

ЛИТЕРАТУРА.

1Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 4.

4. Бартенева Н. В., Дворникова О. Л. Научно-исследовательская работа учащихся / Преподавание истории в школе, 2005, № 3.

6. Васаева М. Н. Нетрадиционные формы уроков / Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 7.

14. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ в. М., 1987.

2.Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы.

3. Студеникин. М.Т. Проблемы методики преподавания истории и современные задачи. Опубликовано в Статьи за 2014 год.http://pish.ru/blog/category/articles/articles2014

15. Егорова О. Л. Модульная технология обучения / Преподавание истории в школе, 2003, № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание истории и обществознания в условиях введения ФГОС

Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показал...

Методика преподавания обществознания в условиях внедрения ФГОС

В данной работе представлена подборка рабочих листов по обществознанию 5-6 классы к учебнику А.Кравченко. Задания в рабочих листах предполагают формирование предметных, метапредметных и личностных уме...

Статья "Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС"

Статья о специфике преподавания учебных предметов- истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС...

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО...

Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы обр...

Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

                « Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».ДемокритПоследнее время в нашей жизни произошли бол...