Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_batyevo_nashestvie_na_rus.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Батыево нашествие на Русь

 2 урок из 10  в разделе «Русские земли в середине XIII – XIV вв.»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок усвоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование.

Форма учебной деятельности: - фронтальная; - групповая.

Метод обучения: частично-поисковый.

Цель урока

Задачи урока

Выяснить причины завоевания Руси монголами и оценить героизм и мужество русского народа в борьбе с ними, используя учебник, исторические карты и Интернет источники.

- самостоятельно изучить материал учебника, дополнительных и Интернет источников;

- определить причины завоевания Руси монголами;

- оценить чувства автора документа.

Предполагаемый результат

Предметный результат

УУД

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголов, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя.

Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Познавательные: совершенствовать навыки поисковой, исследовательской деятельности; выделять главную информацию в тексте; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Педагогические технологии

Оборудование

Технология проблемного обучения.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник История России, 6 класс, под ред. А.В. Торкунова, М., Просвещение, 2016.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I. Организационный момент – время

Проверяет готовность учащихся к уроку; создаёт условия для включения учащихся в учебный процесс.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу.

Оценка, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности.

II. Создание проблемной ситуации, целеполагание

Создает условия для формулирования цели урока, обеспечивает мотивацию учения:

«В первой половине XΙΙΙ в. новая опасность нависла над Русью, из Забайкальских степей к границам Руси подошли племена монголами». Почему Русские княжества, успешно боровшиеся со степными кочевниками, потерпели поражение в борьбе с монголами?»

Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке.

Тема: «Нашествие с востока».

Цель: «Выяснить причины завоевания Руси монголами, используя исторические карты и Интернет источники и создать опорную таблицу по теме урока».

(слайд 1)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- строить рассуждения;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.

Фронтальный опрос.

III. Первичное усвоение новых знаний  

Организовывает деятельность групп учащихся по открытию нового знания, побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности (группы формируются учителем заранее, с учётом уровня развития познавательных интересов участников, их межличностных интересов):

«Работая в группах, выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы, оцените свою работу»

(слайд 2)

Выполняют задания. (см. Приложение I)

Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач.

Работают с учебником, Интернет источниками, историческими картами – заполняют в маршрутный лист.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД:

- формировать навык поисковой, исследовательской деятельности;

- осуществлять поиск информации;

- выделять главную информацию в тексте;

- анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала.

Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.

Фронтальный опрос.

IV. Первичная проверка понимания

Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового знания, выявляет причины ошибок и исправляет их.

Проверяет правильность заполнения маршрутных листов.

Представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп).

Первая группа: «»

Вторая группа: «»

Третья группа: «»

Четвертая группа: «»

Пятая группа: «»

Коммуникативные УУД:

- презентовать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения различных образцов.

Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.

Фронтальный опрос.

V. Первичное закрепление -

1. Организует самостоятельное выполнение каждым учащимся задания на применение новых знаний:

«Изучите дополнительный материал. Ответьте на вопрос: в чем причины завоевания Руси монголами?»

2. Организует ситуацию формулирования проблемы следующего урока (Гиперссылка схема).

1. Самостоятельно выполняют задание.

Изучают предложенный дополнительный материал.

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Ответ: «Военная и политическая разобщенность русских князей. Недостаток военных сил русских княжеств. Сила монгольской армии». (гиперссылка «Причины»)

Познавательные УУД:

- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;

- формировать умения смыслового чтения;

- оформлять свои мысли в устной форме;  

- систематизировать, обобщать изученное.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять работу в группе.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-  ориентироваться в содержании предмета;

- контролировать и корректировать свою деятельность.

Оценивание успешности своей деятельности

Устные высказывания.

Оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению* -

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Объявляет критерии оценки домашнего задания.

Фиксируют задания в дневнике, задают уточняющие вопросы.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание;

- способность организовать собственную деятельность.

Устные высказывания.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) -

Создаёт ситуацию для осмысления всей работы на уроке:

«С помощью таблицы «Критерии самооценки деятельности ученика на уроке» заполните, пожалуйста, оценочный лист и определите свою отметку за урок».

Анализируют и оценивают успешность достижения цели.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Устные высказывания.

Оценка собственной деятельности, деятельности классного коллектива.


Приложение I.

Маршрутный лист 1

  1. Изучите § 16  п.1 с. 12 – 13,  дополнительный материал.        
  2. Подготовьте ответ на вопросы: Когда Батый вторгся в Рязанское княжество? Что потребовал Батый от рязанцев? Приведите примеры героизма защитников Рязанского княжества?
  3. Представьте результат работы классу.

 Критерии самооценки деятельности ученика на уроке

1. Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы.

3 балла

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла

Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал.

1 балл

Не участвовал в работе над заданием.

0 баллов

2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации

Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено.

3 балла

Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.          2 балла

Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

1 балл

Не выполнил работу.

0 баллов

3. Выполнение теста.

справился полностью

3 балла

1ошибка

2 балла

2 ошибки

1 балл

3 и более ошибок

0 баллов

Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»

Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!

Маршрутный лист 2

  1. Изучите §16 учебника пункт 2 с. 14 – 15, дополнительный материал.
  2. Подготовьте ответ на вопросы: Когда войско Батыя подошло к Владимиру? Что использовали монголы во время штурма города? Каковы были действия владимирского князя Юрия Всеволодовича?
  3. Представьте результат работы классу.

Критерии самооценки деятельности ученика на уроке

1. Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы.

3 балла

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла

Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал.

1 балл

Не участвовал в работе над заданием.

0 баллов

2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации

Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено.

3 балла

Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.          2 балла

Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

1 балл

Не выполнил работу.

0 баллов

3. Выполнение теста.

справился полностью

3 балла

1ошибка

2 балла

2 ошибки

1 балл

3 и более ошибок

0 баллов

Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»

Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!

Маршрутный лист 3

  1. Изучите дополнительный материал «Из исторического произведения», материал учебника на с. 15.
  2. Подготовьте ответ на вопросы:

В чем причины того, что монголы не дошли 100 верст до Новгорода и повернули назад? Почему Козельск назвали «злым городом»?

  1. Представьте результат работы классу.

Критерии самооценки деятельности ученика на уроке

1. Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы.

3 балла

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла

Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал.

1 балл

Не участвовал в работе над заданием.

0 баллов

2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации

Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено.

3 балла

Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.          2 балла

Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

1 балл

Не выполнил работу.

0 баллов

3. Выполнение теста.

справился полностью

3 балла

1ошибка

2 балла

2 ошибки

1 балл

3 и более ошибок

0 баллов

Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»

Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!

Маршрутный лист 4

  1. Изучите §16 учебника пункт 2 с. 14 – 15
  2. Подготовьте ответ на вопросы: Когда Батый совершил поход на Южную Русь? В чем проявился героизм киевлян?
  3. Выполните задание 1 на с. 19 учебника (думаем, сравниваем, размышляем).
  4. Подготовь свой вариант ответа на вопрос: Почему русские княжества, успешно боровшиеся со степными кочевниками, потерпели поражение в борьбе с монголами?»
  5. Представьте результат работы классу.

Критерии самооценки деятельности ученика на уроке

1. Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы.

3 балла

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла

Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал.

1 балл

Не участвовал в работе над заданием.

0 баллов

2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации

Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено.

3 балла

Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.          2 балла

Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

1 балл

Не выполнил работу.

0 баллов

3. Выполнение теста.

справился полностью

3 балла

1ошибка

2 балла

2 ошибки

1 балл

3 и более ошибок

0 баллов

Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»

Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!

Маршрутный лист 5

  1. Работа с контурной картой: обозначьте стрелками направление нашествия монголов, обозначьте первыми буквами названия городов Рязань, Владимир, Москва, Торжок, Новгород, Козельск, обозначь место сражения на р. Сити.
  2. Представьте результат работы классу.

Критерии самооценки деятельности ученика на уроке

1. Участие в работе группы

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Представлял результаты работы группы.

3 балла

Активно участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Дополнял ответы выступающих. Отвечал на вопросы учителя. 2 балла

Участвовал в работе над заданием, находил информацию для выполнения задания. Не отвечал.

1 балл

Не участвовал в работе над заданием.

0 баллов

2. Работа в тетради, заполнение карточки, оформление презентации

Задание в тетради выполнено полностью самостоятельно, без ошибок, аккуратно и грамотно оформлено.

3 балла

Задание в тетради выполнено полностью, аккуратно и грамотно оформлено. Имеются 1-2 исправления. Работа выполнялась с консультационной помощью учителя.          2 балла

Задание в тетради выполнил полностью, с 3 и более исправлениями. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.

1 балл

Не выполнил работу.

0 баллов

3. Выполнение теста.

справился полностью

3 балла

1ошибка

2 балла

2 ошибки

1 балл

3 и более ошибок

0 баллов

Итого. Подсчитай количество баллов и оцени свою работу за урок: 8 – 9 баллов – «5»; 6 – 7 баллов – «4»; 4 – 5 баллов – «3»; 3 и менее – «2»

Что ты чувствуешь? Отметь вариант ответа, с которым ты согласен и поставь соответствующий знак.

+ С заданиями справился легко и успешно! Я доволен собой!

V Было трудно, но я справился!

! Задания для меня трудные. Мне нужна помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.

Описание проекта урока1.     Предмет: история России2.     Класс: 63.     Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...

Технологическая карта урока истории в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данная технологическая карта урока предлагает один из вариантов изучения темы "Нашествие с Востока", в ходе которого обучающиеся узнают о нашестви Орды на Русь и  выясненяют причины пор...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ (дистанционный урок) по теме: "Окончание Смуты. Новая династия."

Урок разработан по технологии критического мышления. Использование различных интернет - сервисов дает возможность разрабатывать  задания, направленные как на развитие познавательного интереса к п...