8 класс (ФГОС) Открытый урок по истории России Тема: "Внешняя политика России. Северная война: 1700-1721 гг."
методическая разработка по истории (8 класс)

Фёдоров Сергей Леонидович

  Данный урок предназначен для реализации программы по истории России в 8 классе (ФГОС). Урок получается интресным, если провести подготовительную (опережающую) работу. Например, учащиеся должны выучить часть поэмы А.С. Пушкина  "Полтава", подготовить на кружковой работе вырезки из фильма "Слуга государева" (2007 выпуска)  (кадры Полтавской битвы).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. --- Перед Петром I стоял вопрос – как сделать Россию Великой и процветающей ? Как Вы считаете, в какую сторону света надо было повернуть свою политику Петру? Какие направления были основные во внешней политике России? В направление какой южной крепости османов был нанесён удар русскими войсками? В каком году? Чем закончились эти походы? Назовите причины неудачного похода в Азов в 1695 г.?

Слайд 2

После 2 похода (1696 г.) Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней нужны были союзники. Наш урок будет посвящён войне, которая длилась 21 год и вошла под именем ….

Слайд 3

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 гг.

Слайд 4

2. О чём будем говорить сегодня? Какие поставим цели?

Слайд 5

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ : РОССИЯ - … - Почему Россия была так заинтересована в войне против Швеции? РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ - … ДАНИЯ - … ШВЕЦИЯ - …

Слайд 6

Объясните, почему России был необходим выход в Балтийское море? Кому принадлежали балтийские берега в XVIII веке? Когда эти земли были захвачены Швецией?

Слайд 7

Начало Северной войны 1700 год

Слайд 8

4. В чём была причина поражения русских войск под Нарвой в 1700 г.? Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой? Какие меры были предприняты для укрепления армии? Какая армия называется регулярной?

Слайд 9

27 июня 1709 г. – Полтавская битва

Слайд 10

5. Прутский поход 1711 г. После Полтавы Россия овладела побережьем Балтики и Петр I решил сосредоточить внимание на черноморском побережье. В 1711 г. Турция, под давлением Карла XII объявила войну России. Петр во главе 35-тыс. войска двинулся на Балканы. Из-за распутицы армия растянулась почти на 30 км и ее атаковали турки Её неожиданно атаковала 180 тыс.турецкая армия и окружила русский лагерь. Турки предприняли ряд атак, но не добившись успеха вынужден был начать переговоры. Жена Петра предложила собрать драгоценности у жен офицеров и поднесла их визирю. В результате подписанного мира Россия возвратила Азов, разрушала укрепления в Таганроге, а турки выпустили армию со знаменами и артиллерией Екатерина I

Слайд 11

Победы русского флота.

Слайд 12

Победа русского флота В 1718 г. Карл XII погиб. На престол вступила его сестра Ульрика . Её окружение выступило за продолжение боевых действий с Россией и намечавшиеся мирные переговоры были сорваны. В 1720 г. Русский флот одержал победу у о. Гренгам и поражение шведов стало очевидным . Л.Каменев. Сражение русского и шведского флотов .

Слайд 13

Ништадтский мир 1721 г. ИТОГИ: 1. Пётр I провозглашён императором Всероссийским. Россия стала империей; 2. Обеспечен выход к Балтийскому морю; 3. Россия превратилась в Великую морскую державу; 4. Вырос международный авторитет России.

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я …. Самым полезным и интересным для меня было … Я встретился с трудностью при … У меня хорошо получилось … Мне это необходимо для … Скажи комплимент данной теме …



Предварительный просмотр:

  К открытому уроку            Урок 15.  Внешняя политика.  Северная война: 1700-1721 гг.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  1. Познакомимся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; Определим значение  Северной войны для России; Оценим роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне и превращение России в супердержаву;

  2. Способствовать формированию у обучающихся умения анализировать, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа и представить результат своей деятельности в форме сообщения, презентации; формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважительное отношение к прошлому своей страны

Задачи урока

   На основе анализа полученной из различных источников информации (видеоурок, анимированной презентации, кадры из видеофильма «Слуга государева. Полтавская битва») научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с Северной войной, установить логические связи между военными событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль русской армии и военно-морского флота

Формы, приёмы, методы

   Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

   Знать: причины, ход и результат Северной войны; основные направления внешней политики; основные понятия темы

   Уметь: определять место и роль основных событий войны; объяснять причины происходящих на войне неудач и побед; анализировать результаты внешней политики Петра I; работать с картой по заданиям

Компетенции, УУД

  Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные. Личностные

Педагогические технологии

  Метод проблемного – диалогового обучения, технология сотрудничества

Оборудования и материалы

   Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями

Основные понятия

  Регулярная армия, рекрут

Важные даты

1700-1721 гг. –  Северная война

1700 г. –  поражение русских войск под Нарвой

1703 г. –  основание Санкт – Петербурга

28 сентября 1708 г. –  сражение у деревни Лесной

27 июня 1709 г. –  Полтавская битва

1711 г. –  Прутский поход

27 июля 1714 г. –  разгром шведов у мыса Гангут

27 июля 1720 г. –  победа над шведским флотом у о. Гренгам

1721 г. -  Ништадский мир

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, форма контроля

Результат

  1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Постановка проблемного вопроса.

- Сегодня мы продолжим мысленное путешествие в эпоху Петра Великого.

Перед Петром стоял вопрос – как сделать Россию Великой и процветающей?

/1 слайд/

   Как вы считаете, в какую сторону света надо было повернуть  свою политику  Петру? (ученики: на Запад)  Об этом мы сегодня будем рассуждать и доказывать.

  1. Какие направления были основные во внешней политике России?

  1. В направление какой южной крепости османов был нанесён удар русскими войсками? В каком году?  Чем закончились эти походы?
  2. Назовите причины неудачного похода в Азов в 1695 г.?

 /2 слайд/

 После 2 похода (1696 г.) Россия получила выход к Азовскому морю. Но война с Османской империей не была завершена. Для войны с ней  нужны были союзники.

((- Пётр I повернул Россию в сторону Запада, чтобы сделать нашу страну  великой и процветающей.  Для этого надо было «прорубить окно в Европу», т.е. выйти в Балтийское море)).

- Наш урок будет посвящён войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем  Северная война.

    Появление интереса к материалу изучения.      Представляют собственный опыт, собственные мысли.

Ответы учеников:

        Северо-Западные – выход в Балтийское море.   Южное –  за выход к Южным морям (Азовскому и Чёрному)

        В крепость Азов в 1695 и 1696 гг. Первый поход (1695 г.)  неудачно.

         Причины неудачного похода:

  1. Русская армия действовала не согласовано.
  2. В войсках не было необходимого количества инженеров для проведения осадных работ.
  3. У России отсутствовал военный флот.

--  /3 слайд/

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Включение в учебный процесс

  1. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов или гипотез

- Подготовить названия стран:

РОССИЯ

РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ

ДАНИЯ

ШВЕЦИЯ

- /4 слайд/  Ребята, о чём будем говорить сегодня? Какие поставим цели?

В Европу было организовано Великое посольство, чтобы найти союзников в войне против Османской империи. Но безуспешно. У европейцев были свои проблемы. Они отказались быть союзниками (например: у Англии были проблемы с Испанией).

- Пётр I по пути в Россию (во время Великого посольства) в 1698 году встретился с саксонским курфюстом и королём Речи Посполитой. Беседа шла без свидетелей, но её итог имел далеко идущий результат. Монархи пришли к выводу, что их общий враг – Швеция

/5 слайд/

- Сейчас проведём маленькое исследование: Вы должны выяснить причины войны. Трое  учеников подходят к первым партам и выясняют на основе документов причины войны.

Россия – желание выйти в Балтийское море и вернуть утраченные русские земли по Столбовскому миру -1617 г. Выход в Балтийское море нужен был для России для развития торговли

  Речь Посполитая  - была недовольна господством Швеции на Балтийском море, боялась его агрессии, хотела вернуть Ливонию 

Дания -  была недовольна господством Швеции на Балтийском море

ШВЕЦИЯ – по условиям Столбовского мира после русско-шведской войны 1617 г. получила после Смутного времени от России Балтийские берега. Не желала отдать эти земли никому.

ВОПРОСЫ ученикам, которые вышли к первым партам: ИТАК,

- А почему Россия была так заинтересована  в войне против Швеции? (Россия хотела возвратить земли,  утраченные по Столбовскому  миру (1617 г.). Речь Посполитая хотела вернуть Ливонию. Дания – возвратить господство над Балтийским морем)

- /6 слайд/ Объясните, почему России был необходим выход в Балтийское море? 

- Кому принадлежали  балтийские берега в XVIII веке? 

- Когда эти  земли были захвачены Швецией?

- Какие попытки предпринимались Россией, чтобы вернуть выход к Балтийскому морю? (… )

- Чем закончились эти попытки?

   - Итак, какую тему будем сегодня изучать?

  - Что нам сегодня поможет всё  выяснить? 

- Ученики выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. НАПРИМЕР:

- познакомиться с событиями Северной войны; определить значение Северной войны для России; роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне

Был создан Северный союз (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония против Швеции)

Ответы учеников:

-    Россия хотела возвратить земли,  утраченные по Столбовскому  миру (1617 г.).

     Для развития торговли

             Швеции  

        после Смутного времени по Столбовскому миру – 1617 г.

         -  Северная война

         -  учебник, историческая карта, анимированные схемы видеоурока и кадры из фильма «Слуга государева – Полтавская битва (подготовили учащиеся ВПК «Факел»)

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Ответы на вопросы, работа с картой

Появление цели урока (Познакомимся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; Определим значение  Северной войны для России; Оценим роль реформы армии и флота в достижении победы в Северной войне и превращение России в супердержаву

)

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию , анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

  1. Актуализация

   Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

7 СЛАЙД     ИТАК,

- В чьих интересах велась борьба за выход к Балтийскому морю?

Предлагаю заполнить таблицу по мере просмотра анимированной карты (видеоурока):  «Начало Северной войны»

Время:  0 – 3 мин. 55 сек.

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- начать заполнение таблицы по приложению 1

(1700 г. – сражение под Нарвой. Русская армия потерпела поражение. Швеция направила войска против Польши)

Демонстрируют знания и умения по теме

ДЕТИ:  - В интересах нескольких стран, а у нас для развития торговли.

- по мере заполнения таблицы учащиеся должны написать в тетрадях причины Северной войны

(Время из видео:   05 мин. 05 сек. -…   ): 

1. Россия хотела возвратить земли, утраченные по Столбовскому  миру (1617 г.)., получить выход к Балтике;

2. Речь Посполитая хотела вернуть Ливонию;

3. Дания – возвратить господство над Балтийским морем.

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные

Просмотр анимированного фильма с заполнением таблицы.

- Работа с текстом параграфа

о реформе в армии, ответы на вопросы. Выводы по реорганизации армии.

- Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), способов деятельности.

  1. Первычное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

/8 слайд/

- В чем была причина поражения русских войск под Нарвой  в 1700 г.?  (прочитайте стр. 105 – 3 абзац)

Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопрос пользуясь учебником (стр. 105 – 3 абзац) и запоминают из анимированного фильма

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ под Нарвой:

1. Слабая подготовка русской армии (не обучены воевать по европейским правилам)

2. Устаревшая артиллерия

3. Отсутствие русских командиров (иностранные офицеры, служившие в русс. армии за деньги предали русскую армию в критический момент)

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные

-

Ответы на вопросы

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

- Какие уроки мог извлечь Пётр I из поражения под Нарвой?             (прочитайте стр. 106-107)

(дать подумать ученикам 1-2 мин.)

- Какие меры были предприняты для укрепления  армии?

- Какая армия называется регулярной? 

   (стр. 106-107)  После поражения под Нарвой Пётр I проводит реформу армии: 

1.  Вместо наёмников из европейцев в армию стали привлекаться русские командиры (Свои офицеры готовились в военно-морских, артиллерийских, в навигационных школах);

2.  Создал регулярную армию, где солдаты служили пожизненно.    Армия формировалась на основе рекрутской повинности (из каждого 10 двора забирали на пожизненную службу по одному солдату). К 1708 г. армия России составляла 113 тыс. хорошо вооружённых солдат.

3. Армия обучалась воевать по- европейски.

4. Создаёт военную экономику.  (Казённые заводы на Урале по производство железа, чугуна, пушки, ядр для нужд армии. Мануфактуры по выпуску пороха, оружия, сукна для обмундирования).

   Показ анимированного фильма «Продолжение Северной войны (1701-1709 гг.)  (до Полтавской битвы):  

0 – 4 мин. 07 сек.

- Кто такой Иван Мазепа?

-1708 г. – битва у Лесной («Матерь Полтавской баталии»)

  Учащиеся продолжают заполнение таблицы «Основные события Северной войны»: 1701 г.; 1703 г.; 1704 г.; 1706 г.; 1708 г.; 1709 г.;

- Гетман Запорожского войска, бывший сподвижник Петра I, перешедший на сторону Швеции.  (Мазепа)

/9 слайд/

Показ кадра из фильма «Слуга государева – Полтавская битва»: 0 мин. – 10 мин. 15  сек.                                (Физкультминутка)

-- Какое значение для русского государства имела Полтавская битва? Ответы находим в учебнике (стр. 110 – 1 абзац)

27 июня 1709 г. – Полтавская битва

/работа с картой по заданиям приложение № 2/

Ответы учеников:

1. Полтавская «виктория» означала перелом в войне.

2.  Боевые действия были перенесены на территорию других стран.

3.Значительно окреп международный престиж России

4. Карл XII убежал в Османскую  империи, чтобы натравить её на Россию.

Задания к уроку, работа с текстом поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и историческим описанием

  1.  Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимся  нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

- Устный  рассказ о Прутском походе, о морских победах в Северной войне и Ништадском мире с показом на исторической карте

/10 слайд/

В Прутском походе  (1711г.) против Османской империи  русская армия проиграла и даже попала в окружение. Выкупились только золотом. Россия отдает Османской империи Азов и прилегающие территории.

/11 слайд/

Морские победы:  

  1. 1714 г. – победа русского флота у мыса Гангут.    /12 слайд/
  2. 1720 г. – морское сражение у острова Гренгам.

- Учащиеся продолжают заполнение таблицы «Основные события Северной войны»: 1711 г.; 1714 г.; 1720 г.; 1721 г. .

- Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные, коммуникативные

Записи в тетради

(в таблицу)

Умение ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для  решения совместной задачи

  1. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного,

 

/13 слайд/

  Ништадский мир 1721 г. завершил Северную войну.

- Какая историческая задача была решена в ходе Северной войны?

ИТОГИ   Ништадского мирного договора (1721 г.):

  • Обеспечен выход к Балтийскому морю
  • Россия превратилась в Великую морскую державу;
  • Пётр I  провозглашён  императором Всероссийским;
  • Вырос  международный  авторитет России.

   

Учебно-познавательные, коммуникативные

Ответы на вопросы. Тестовый контроль.

Вывод: закончилась война, которая длилась 21 год. Длительная борьба за морское побережье закончилась. Россия получила выход в Балтийское море. Россия становиться крупнейшей европейской державой.

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7-8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Организация действия по обобществлению:

-анализ признаков объекта,

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу;

- Коллективно –распределительная деятельность;

Проектная деятельность, работа с дополнительной литературой

- ОРГАНИЗАЦИЯ  самостоятельного выполнения каждым обучающимся  заданий тестов  на компьютере (самостоятельное проверочное решение) с выставлением оценок компьютером

-

   Используют  приебретённые знания в практической деятельности (решают тест по компьютеру. Компьютер выставляет оценку обучающимся).

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

Умение систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Анализ личностных изменений в процессе учения

9.Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

Подведём итоги  урока, закончив предложения:

  • Сегодня на уроке я …
  • Самым полезным и интересным для меня было …
  • Я встретился с трудностью при …
  • У меня хорошо получилось …
  •  Мне это необходимо для …
  • Скажи комплимент данной теме …

Д/З     1.  п.14; вопросы, задания, документы

           2. Написать сочинение «Северная война глазами её участников»  (по выбору)

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные, коммуникативные, личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовать собственную деятельность. Прогнозирование

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Основные события Северной войны

Основные события

Результаты и значение

1699-1700 гг. – создание Северного Союза

В Северный союз вошли Россия, Речь Посполитая, Саксония, Дания

1700 г.

1701 г.

1703 г.

1704 г.

1708 г.

27 июня 1709 г

1711 г.

1714 г.

1720 г.

1721 г.

Основные события

Результаты и значение

1699-1700 гг. – создание Северного Союза

В Северный союз вошли Россия, Речь Посполитая, Саксония, Дания

1700 г. – Константинопольский мир с Османской империей

Обеспечение нейтралитета Османской империи. Договор позволил Петру I вступить в Северную войну против Швеции

1700 г.  – Сражение под Нарвой

Русская армия потерпела поражение, потеряли всю артиллерию. Швеция направила основные свои силы против Польши

1701 г. – сражение под Нетебургом (Шлиссельбург)

Первая победа русской армии

1704 г. – взятие Дерпта и Нарвы

Поднимается дух русской армии; Россия закрепляет свои позиции на северо – западе

1703 г. – на Неве заложен Санкт – Петербург и форт Кронштадт

Закрыли шведам путь в Россию

1706 г. – отречение польского короля Августа II от престола. Король заключает мир с Швецией

Потеря Россией союзников и усиление позиции Швеции

1708 г. – битва под Лесным («Матерь полтавской баталии»)

Разгром шведского корпуса  Левенгаупта. Лишение Карла дополнительных сил

27 июня 1709 г. – Полтавская битва

Разгром шведской сухопутной армии; снятие опасности  шведского завоевания  России; восстановление  Северного Союза; повышение международного авторитета России

1711 г. – Прутский поход против Турции

Поражение русской армии. Потеря Приазовья, уничтожение крепостей Таганрог и Каменный затон

1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут

Первая крупная морская победа России

1720 г. – сражение у острова Гренгам

Победа русского флота

1721 г. – Ништадский мир

Вхождение в состав России Эстляндии, Лифляндии, Ингермарландии, части Карелии  с Выборгом, островов Эзель и Даго. Превращение России в мировую державу.

Физкультминутка:

А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. Встаньте из-за парт. Исходное положение: руки к плечам.

Потянулись, руки вверх (вдох – выдох).

Рывки рук перед грудью.

Повороты влево – вправо.

Приседания.

Садитесь на свои места, работаем дальше.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2   (задания к уроку    для 7 этапа  урока)

поэма А.С. Пушкина «Полтава»:

1.    И грянул бой, Полтавский бой!

       В огне, под градом раскалённым,

       Стеной живою отражённым,

       Над павшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей,

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся сплеча

   

2.    Но близок, близок миг победы.  

       Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

       О славный час! О славный вид!

       Ещё набор и враг бежит:

       И следом конница пустилась

       Убийством тупятся мечи,

       И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.    

3.    Полки ряды свои сомкнули.

       В кустах рассыпались стрелки.

       Катяться ядра, свищут пули;

       Нависли хладные штыки.

       Сыны любимые победы,

       Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

       И битвы поле роковое

       Гремит пылает здесь и там;

       Но явно счастье боевое.

       Служить уж начинает нам.

4.      Уж близок полдень. Жар пылает.

         Как пахарь, битва отдыхает.

         Кой где гарцуют казаки.

         Равняясь строятся полки

         Молчит музыка боевая.

         На холмах пушки, присмирев,

         Прервали свой голодный рев.

         И се – равнину оглашая.

         Далече – грянуло ура:

         Полки увидели Петра

№ этапа

Историческое описание

поэма  

А.С. Пушкина

«Полтава»

Начало боя, атака шведами русских редутов

Затишье, построение войск перед главным сражением

Главное сражение

Разгром шведов и их бегство

Историческое описание (к приложению № 2):

  1. Король Карл попытался ударом прорвать центр русских войск, и шведам удалось бешеной атакой прорвать первую линию, состоявшую из солдат Новгородского полка. Пётр I лично повёл батальон второй линии в контратаку, на месте прорыва завязался упорный рукопашный бой, который вскоре стал всеобщим.

  1. Основные силы обоих армий построились в боевые порядки. Пётр приказал вывести из лагеря 42 пехотных батальон, расположив их в центре построения. Между боевыми порядками пехоты  и перед фронтом разместилась артиллерия, на флангах драгуны. Армия была построена в две линии. В боевой порядок построилась и шведская армия.

  1. Шведы не смогли подойти незамеченными к русскому лагерю. Русские войска встретили подошедших в три часа ночи шведов интенсивным огнём. Но шведская кавалерия потеснила русских драгун, а пехота прорвалась за линии редутов. Однако, оказавшись без поддержки артиллерии, шведы понесли огромные потери; русские пушки расстреливали их в упор и с флангов. Когда Петр велел отвести конницу с поля боя, шведы приняли это как отступление, бросились её преследовать и попали под огонь русских орудий. Шведы понесли существенные потери и были вынуждены отойти за пределы досягаемости ружейного и пушечного огня

  1. Яростная схватка принесла успех русским, и они усилили натиск по всему фронту. Огромное опустошение рядов атакующих  шведов производила артиллерия. Бросившись в атаку, русская конница прогнала  шведскую кавалерию с поля боя. Примерно за два часа ожесточённого боя по всей линии шведская армия была разбита. Карл XII, сколько не призывал бегущих остановиться, не смог предотвратить паники.

ОТВЕТЫ для учителя к приложению № 2:

№ этапа

Историческое описание

поэма  

А.С. Пушкина

«Полтава»

Начало боя, атака шведами русских редутов

3

3

Затишье, построение войск перед главным сражением

2

4

Главное сражение

1

1

Разгром шведов и их бегство

4

2

 

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

  • Сегодня на уроке я …

  • Самым полезным и интересным для меня было …

  • Я встретился с трудностью при …

  • У меня хорошо получилось …

  •  Мне это необходимо для …

  • Скажи комплимент данной теме …

Для учеников, чтобы выучили наизусть

поэма А.С. Пушкина «Полтава»:

3.    Полки ряды свои сомкнули.

       В кустах рассыпались стрелки.

       Катяться ядра, свищут пули;

       Нависли хладные штыки.

       Сыны любимые победы,

       Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

       И битвы поле роковое

       Гремит пылает здесь и там;

       Но явно счастье боевое.

       Служить уж начинает нам.

4.      Уж близок полдень. Жар пылает.

         Как пахарь, битва отдыхает.

         Кой где гарцуют казаки.

         Равняясь строятся полки

         Молчит музыка боевая.

         На холмах пушки, присмирев,

         Прервали свой голодный рев.

         И се – равнину оглашая.

         Далече – грянуло ура:

         Полки увидели Петра

1.    И грянул бой, Полтавский бой!

       В огне, под градом раскалённым,

       Стеной живою отражённым,

       Над павшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей,

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся сплеча

   

2.    Но близок, близок миг победы.  

       Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

       О славный час! О славный вид!

       Ещё набор и враг бежит:

       И следом конница пустилась

       Убийством тупятся мечи,

       И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.    

поэма А.С. Пушкина «Полтава»:

1.    И грянул бой, Полтавский бой!

       В огне, под градом раскалённым,

       Стеной живою отражённым,

       Над павшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей,

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся сплеча

   

2.    Но близок, близок миг победы.  

       Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

       О славный час! О славный вид!

       Ещё набор и враг бежит:

       И следом конница пустилась

       Убийством тупятся мечи,

       И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.    

3.    Полки ряды свои сомкнули.

       В кустах рассыпались стрелки.

       Катяться ядра, свищут пули;

       Нависли хладные штыки.

       Сыны любимые победы,

       Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

       И битвы поле роковое

       Гремит пылает здесь и там;

       Но явно счастье боевое.

       Служить уж начинает нам.

4.      Уж близок полдень. Жар пылает.

         Как пахарь, битва отдыхает.

         Кой где гарцуют казаки.

         Равняясь строятся полки

         Молчит музыка боевая.

         На холмах пушки, присмирев,

         Прервали свой голодный рев.

         И се – равнину оглашая.

         Далече – грянуло ура:

         Полки увидели Петра

поэма А.С. Пушкина «Полтава»:

1.    И грянул бой, Полтавский бой!

       В огне, под градом раскалённым,

       Стеной живою отражённым,

       Над павшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей,

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся сплеча

   

2.    Но близок, близок миг победы.  

       Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

       О славный час! О славный вид!

       Ещё набор и враг бежит:

       И следом конница пустилась

       Убийством тупятся мечи,

       И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.    

3.    Полки ряды свои сомкнули.

       В кустах рассыпались стрелки.

       Катяться ядра, свищут пули;

       Нависли хладные штыки.

       Сыны любимые победы,

       Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

       И битвы поле роковое

       Гремит пылает здесь и там;

       Но явно счастье боевое.

       Служить уж начинает нам.

4.      Уж близок полдень. Жар пылает.

         Как пахарь, битва отдыхает.

         Кой где гарцуют казаки.

         Равняясь строятся полки

         Молчит музыка боевая.

         На холмах пушки, присмирев,

         Прервали свой голодный рев.

         И се – равнину оглашая.

         Далече – грянуло ура:

         Полки увидели Петра

поэма А.С. Пушкина «Полтава»:

1.    И грянул бой, Полтавский бой!

       В огне, под градом раскалённым,

       Стеной живою отражённым,

       Над павшим строем свежий строй

       Штыки смыкает. Тяжкой тучей

       Отряды конницы летучей,

       Браздами, саблями звуча,

       Сшибаясь, рубятся сплеча

   

2.    Но близок, близок миг победы.  

       Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

       О славный час! О славный вид!

       Ещё набор и враг бежит:

       И следом конница пустилась

       Убийством тупятся мечи,

       И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.    

3.    Полки ряды свои сомкнули.

       В кустах рассыпались стрелки.

       Катяться ядра, свищут пули;

       Нависли хладные штыки.

       Сыны любимые победы,

       Сквозь огонь окопов рвутся шведы…

       И битвы поле роковое

       Гремит пылает здесь и там;

       Но явно счастье боевое.

       Служить уж начинает нам.

4.      Уж близок полдень. Жар пылает.

         Как пахарь, битва отдыхает.

         Кой где гарцуют казаки.

         Равняясь строятся полки

         Молчит музыка боевая.

         На холмах пушки, присмирев,

         Прервали свой голодный рев.

         И се – равнину оглашая.

         Далече – грянуло ура:

         Полки увидели Петра

№ этапа

Историческое описание

Начало боя, атака шведами русских редутов

Затишье, построение войск перед главным сражением

Главное сражение

Разгром шведов и их бегство

№ этапа

поэма

А.С. Пушкина

«Полтава»

Начало боя, атака шведами русских редутов

Затишье, построение войск перед главным сражением

Главное сражение

Разгром шведов и их бегство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе по теме "Северная война 1700-1721 " с использованием ЭОР

Готовая разработка урока в 7 классе "Северная война" со ссылками на разные информационные источники.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР№Название ресурсаТип, вид ресурсаФорма предъявления информа...

Модель открытого урока по истории России в 8 классе "Русско - Турецкая война 1877 - 1878 г.."

Модель открытого урока по истории России в 8 классе Учитель истории Вацуро И.В.Концептуальная цель: развитие мировоззренческих целей учащихся, воспитание гражданственности. Тема урока: Русск...

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

ПЛАН УРОКА ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»

         План  урока  истории  по  теме   «Внешняя политика России   в эпоху  Екатерины Второй»...

Северная война 1700-1721

Конспект урока,поможет и учителю и ученику в изучении и закреплении материала...

"Северная война 1700–1721 гг."

На уроке рассматривается события и ход Северной войны. Выделяются причины и итоги войны....

Конспект урока по истории России Тема. Внешняя политика России в XVII в. 10 класс

Цель урока: - описать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;- оценить значение присоединения Украины к России;- охарактеризовать процесс освоения новых территор...