"Да святится имя твоё""
творческая работа учащихся по истории (9 класс) на тему

Сегодня  не только за рубежом, но и в нашей стране заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию.

Именно по – этому, тема моего исследования посвящена  духовному подвигу жен декабристов. История сохранила образцы высокой нравственной культуры, которую проявили жёны декабристов. Эти женщины проявили любовь, способную пробуждать в людях дух поэта, героя, творца, стать примером для представительниц современного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытая Международная научно – исследовательская конференция     старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия»

Секция «Педагогика и психология»

«Да святится имя твое»

(гендерная характеристика женщины, рассмотренная на историческом материале, посвящённом  духовному подвигу жен декабристов)

Автор: Сукасян Карина Тиграновна, ученицы  9 «Б» класса

ГБОУ СОШ №11 г. Кинель Самарской области

Научный руководитель: Рохлина Людмила Алексеевна

Учитель истории  высшей  категории  ГБОУ СОШ № 11 г.  Кинель Самарской области

г. Отрадный

2015


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                  

Введение

3

Глава I.  Нужен ли гендерный подход?

5

1.1. Впечатления о современности

5

1.2. Толкование термина «гендер»

6

1.3. Гендерные характеристика личности

6

1.4. Мнение специалиста – Репиной Т. А

7

Глава   II.  Духовный  подвиг жен декабристов

8

Глава   Ш.  Преступление во благо русского народа

10

3.1. Аресты декабристов

11

3.2. Первые слова поддержки опальным декабристам

11

3.3.  Письмо жене Никиты Муравьева.

11

Глава  IV.  Выбор во имя любви

12

Заключение

14

Библиография

16

Актуальность

В современном обществе одной из ключевых  проблем является духовный кризис подрастающего поколения в связи с  подменой истинных ценностей человеческой жизни на  ложные, представленные СМИ.  Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент, оставив без внимания  гендерное  воспитание. Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных социальных ролей в том или ином возрасте.

Последствия бесполого обучения и воспитания  - катастрофичны:  теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о роли мужчины и женщины в семье и обществе, утрачиваются духовные ценности, утрачивается сам смысл слова - Любовь. Мы получили общество, в котором женщины наравне с мужчинами добиваются успехов в бизнесе, вольной борьбе, водят транспортные средства, участвуют сложном производственном процессе.

Сегодня  не только за рубежом, но и в нашей стране заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию.

Именно по – этому, тема моего исследования посвящена  духовному подвигу жен декабристов. История сохранила образцы высокой нравственной культуры, которую проявили жёны декабристов. Эти женщины проявили любовь, способную пробуждать в людях дух поэта, героя, творца, стать примером для представительниц современного общества.

Гипотеза исследования

Женщины ХIХ века - жёны декабристов  обладали особенными, гендерно – обусловленными духовными качествами, которые в современном обществе не культивируются в процессе воспитания молодёжи.

 

Цель исследования

-  Выявить  гендерные особенности, свойственные женщинам  ХIХ века, которые вдохновляли и вдохновляют  людей на творчество, саморазвитие.

- Обозначить пути овладения гендерной   культурой, где понятие «гендер» затрагивает  психологические, социальные и культурные особенности личности в соответствии с его полом.

Предмет исследования

1.Исторические события, связанные с восстанием декабристов на Сенатской площади и последующая ссылка  участников восстания в Сибирь, приезд добровольных «узниц», вслед за дорогими их сердцу людьми.

2. Гендерные особенности, свойственные женщинам  ХIХ века.

Задачи исследования

-  Исследовать научную  литературу по теме исследования.

-  Обобщить полученные знания по теме исследования.

-  Проанализировать исторические события и обозначить те идеалы, к которым  нам необходимо будет хотя  приблизиться,  сделать собственные выводы.

-  Создать научно-исследовательскую работу.

 -  Подтвердить  или опровергнуть предположение о том, что выдвинутая нами гипотеза является  состоятельной.

Этапы исследования

1. Информационно – аналитический (март – май 2014)

2. Исследовательский (сентябрь 2014)

3. Обобщающий (октябрь 2014)

Глава I.  Нужен ли гендерный подход?

1.1. Впечатления о современности.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм,  цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к традициям своего народа и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция феминизации мужчин и маскулинизации женщин, нарушение социальных ролей личности, разрушение института семьи - ключевой единицы общества и государства. Данные факты подводят меня к  вопросу  о изучении  гендерного  подхода  к определению личности, как участника исторических событий. Как известно, в наше время  воспитывают и мальчиков, и девочек одними и теми же методами, содержанием, средствами, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции. Бесспорно, в содержании их воспитания есть много общего, но немало особенного и единичного.  Общее -  это прежде всего общечеловеческие ценности.  Особенное - это то, что отражает типичное для мальчиков и  девочек восприятие окружающего мира.  К сожалению, сегодня ни в одном учебнике по педагогике мы не найдем сведений, как воспитывать мальчиков и девочек, хотя у них разная физиология, психология, этические и социальные ценности.

Таким образом, отсутствие долгое время у нас дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных»  существ. Детей не готовят  к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.  «Бесполость» воспитания способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям и рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.

Вызывает тревогу и тот факт, что в борьбе женщин за статус и власть в политике, бизнесе, производстве и других областях человеческой деятельности происходит стирание природных, естественных различий мужского и женского начала, что приводит к нарушению во взаимодействия полов, каждый из которых обладает собственной значимостью и ценностью.

Это побуждает нас к осмыслению сущности гендерного подхода, выявлению гендерных признаков, присущих женщинам предыдущих исторических эпох.

1.2. Толкование термина «гендер»    

В 80-ые годы 20 века в феминистской теории ключевой категорией анализа в определении понятий «мужественность» и «женственность» становится термин - гендер.  Гендер - это социальный пол человека, элемент социальных  отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами. Понятие «гендер», включая в себя половые различия, акцентирует внимание на широком круге проявлений, свойственных мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, мужчинам и женщинам, которые так или иначе связаны с их половозрастным статусом, социокультурной принадлежностью. И естественно, гендерные исследования представляют довольно большой интерес для педагогики, ибо напрямую связаны с проблемой полоролевой социализации человека.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Если пол индивида биологически детерминирован, то гендер является культурно и  социально заданным. В личности каждого индивида сформирована  гендерная доминанта.  Под гендерной доминантой понимается преобладание феминных или маскулинных  качеств у данной личности, что далеко не всегда совпадает с ее полом.

Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей в том или ином возрасте.

1.3. Гендерные характеристика личности.

Давайте остановимся на гендерных характеристиках  как совокупности представлений о должном поведении мужчины и женщины, о тех свойствах, которые осуществляются с мужским и женским началом, существуют в различных формах. В основе классификации этих форм могут быть помещены такие признаки, как исторический, национальный, социальный, возрастной, половой, философский.

Существующие  гендерные характеристики, с одной стороны,  отражают представления эпохи о содержании понятий женственности и мужественности, а с другой – оказывают влияние на их формирование, что в свою очередь влияют на формирование идеального типа взаимоотношений мужского и женского начал – состояние гармонии и равновесия. Если гармония нарушается, то деградируют оба пола. Преобладание мужского начала нарушает гармонию, ведёт к идеализации культа силы и жестокости. Опасна и другая крайность.

Что мы знаем о соотношении мужественности и женственности? Вот самая простая аналогия: если психологию полов представить в виде двух сфер, то «в норме» эти сферы частично перекрываются. Поэтому мужчина может иметь некоторые «женственные черты характера, а женщина – мужественные».

Таким образом, переживание гендерной идентичности предполагает наличие у человека определенных образцов поведения соответствующего пола, именно поэтому я в своей исследовательской работе обращаюсь к истории, как  уникальному источнику информации.

     

1.4. Мнение специалиста – Репиной Т. А.

Проблема учета гендерных   различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Татьяна  Александровна Репина – доктор психологических наук, известный детский психолог. Она уверена в том, что проблема полоролевой - гендерной социализации личности, включающая в себя вопросы формирования психического пола человека, находится на стыке ряда наук - социологии, биологии, медицины, педагогики.  

Проблема учета гендерных   различий в образовательном процессе является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Не случайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что формирование  личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.

Татьяна  Александровна Репина – доктор психологических наук, известный детский психолог, считает что: « процесс полоролевой социализации, развитие психического пола,  включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

1. Когнитивный компонент предполагает формирование полового самосознания, куда входят представления о себе как представителе определенного пола и представления о содержании типичного ролевого поведения, соответствующего полу ребенка.

2. Поведенческий компонент – усвоение моделей типичного для представителей того или иного пола поведения и реализация их в жизни.

3. Эмоциональный компонент – это возникновение полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций и определенных типичных для пола потребностей и мотивов, тесно связанных с нравственным развитием личности». [9].

Следовательно, эмоциональное сопереживание к судьбе исторически – значимых личностей способно оказать воздействие на формирование ценностных ориентаций и типичных для пола потребностей, тесно связанных с нравственным развитием личности.

         

         

Глава   II.  Духовный  подвиг жен декабристов 

"Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни."
Н.А. Некарасов

Сегодня слово «подвиг» в применении к поступку жен декабристов может показаться преувеличением, рожденным возвышенным поэтическим воображением. Можно ли считать подвигом то обстоятельство, что знатные, избалованные барышни оставив привычный комфорт отправились за своими мужьями в далекую и необжитую Сибирь, на поселение, на каторгу!? Можно ли считать подвигом разлуку с семьей, детьми ради исполнения духовного долга: « Быть вместе и в радости, и в горе, в нужде и болезни».

Они бросили все: знатность,

 богатство, связи, всем

пожертвовали для высочайшего

нравственного долга, самого

свободного долга, какой только

может быть.Ни в чем не повинные,

 они в долгие двадцать пять лет

перенесли все, что перенесли их

осужденные мужья...

                              Ф.М.Достоевский

История восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Как жены ссыльнокаторжных они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Выезжающие в Сибирь супруги декабристов были обязаны подписать документ, в котором говорилось, что они превращаются в жен ссыльнокаторжных с потерей всех дворянских прав и привилегий: «дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне», - гласила подписка. Детей, родившихся до восстания, брать с собой не разрешалось.

Следовательно, переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни. И поскольку разрыв этот означал публичную поддержку государственных преступников, женщины оказывались в оппозиции к властям, их поведение становилось формой общественного протеста. Таков социально-политический аспект отъезда женщин за мужьями - каторжанами в Сибирь.

       Недаром Петр Вяземский столь высоко и восторженно оценил это событие: «Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории».

Была и другая сторона той же проблемы, не имевшая, возможно, такой общественной значимости: отправляясь за мужьями, жены добровольно отказывались от собственных детей и родителей. Это окружало женщин еще большим ореолом мученичества. Царь разрешал ехать только женам. В отношении прочих родственников, в том числе и детей, среди постановлений, касавшихся «государственных преступников», существовало и такое: «О недозволении отправляться к ним в Сибирь детям их благородного звания,   родственникам   и   другим   лицам».

Декабристкам предстояло определить свою судьбу и они сделали свой выбор:

Теперь перед нами дорога добра,

Дорога избранников Бога!

Найдём мы униженных, скорбных мужей.

Но будем мы им утешеньем,

Мы кротостью нашей смягчим палачей

Страданье осилим терпеньем!

Опорою гибнущим, слабым, больным

Мы будем в тюрьме ненавистной

И рук не положим, пока не свершим

Обета любви бескорыстной!

Чиста наша жертва – мы всё отдаём

Избранникам нашим и Богу.

                                                 Н.А.Некрасов

Глава   Ш.  Преступление во благо русского народа

3.1. Аресты декабристов

В ночь с 14 на 15 декабря 1825 г. в дом Российско - американской компании в Петербурге, где жил К. Ф. Рылеев, прибыл флигель-адъютант Дурново с солдатами Семеновского полка: царь повелел доставить во дворец живым или мертвым поэта Рылеева.

К. Ф. Рылеев распрощался с семьей накануне утром, отправляясь на Сенатскую площадь; рыдания жены и даже просьбы пятилетней дочери Настеньки не остановили его. Вечером, после разгрома восстания, совсем неожиданно они увиделись вновь, чтобы после этого расстаться навсегда.

15 декабря был арестован полковник Трубецкой, несостоявшийся диктатор восставших. Его жена, урожденная графиня Лаваль, вышивала, по слухам, знамя для повстанцев, но оно не понадобилось князю Сергею, он пошел не на Сенатскую площадь, а в дом родственника, где его и взяли... В знаменитом дворце Лавалей всю ночь по приказанию Николая I и под охраной двадцати солдат Павловского полка взламывали штыками шкафы, рылись в ящиках письменного стола.

В этот же день в Петербурге забрали Андрея Розена — поручика лейб-гвардии Финляндского полка, члена Северного общества декабристов, лишь несколько месяцев тому назад женившегося на Анне Васильевне Малиновской. Бунтовщиков увозили прямо из полков, из имений.

18 декабря последовал приказ об аресте Никиты Муравьева, одного из лидеров Северного общества, автора конституции. Его взяли только 20-го, в Тагино, орловском имении тестя Чернышева, на глазах беременной жены, малолетних дочерей, стариков-родителей.

23 декабря Муравьев шлет из Москвы, с дороги, первое сообщение жене, пытаясь успокоить растерявшуюся от неожиданного потрясения Александру Григорьевну:

      «Мой добрый друг, я прибыл сюда сегодня в 8 часов утра. Было очень холодно, но благодаря предусмотрительности твоей, мой ангел, и отца, я перенес холод великолепно... Крепко обними за меня мать, отца и детей. Тебя же целую так, как люблю. Помни о твоем обещании беречь себя: мать семейства в твоем положении имеет священные обязанности, и, чтобы их исполнять, прежде всего нужно чувствовать себя хорошо».

Сергея Волконского арестовали 7 января 1826 г. по месту службы, в Умани, где он командовал 1-й бригадой 19-й пехотной дивизии. За несколько дней до ареста он заезжает на сутки к молодой жене, ожидающей первенца-сына. Тогда еще Мария Николаевна Волконская не знала, что уже взяты под стражу два ее брата — Александр и Николай Раевские. Только через два месяца генерал Раевский приехал в имение Волтышка и рассказал дочери о судьбе ее мужа.

Кстати сказать, при подобных обстоятельствах, вскоре после событий на Сенатской площади, на свет появилось девять детей: Волконского, Никиты Муравьева, Фонвизина, сыновья  Розена, Якушкина и Поливанова, первая дочь Анненкова.

Всего к следствию по делу декабристов привлекли пятьсот семьдесят девять человек. Считая ближайших родственников, причастными к дознанию оказались несколько тысяч человек. Неудивительно поэтому, что многие дворянские семьи, связанные с заговорщиками родством или знакомством, жили в постоянном страхе. Никто не решался высказаться в защиту осужденных декабристов.

 

3.2. Первые слова поддержки опальным декабристам

Первыми открыто выразили участие опальным декабристам -  женщины! На обвинение в адрес мужа графиня Трубецкая ответила:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины иной,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь –

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

                                        Некрасов Н.А.

Больше того, сразу же после катастрофы женщины начали бороться за близких, пуская в ход все: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». И без сомнения, надо было обладать немалым мужеством, чтобы пойти против самодержавной воли, мнения большинства. Так, с первых же часов и дней после 14 декабря активная поддержка, казалось бы, не выходящая за естественные пределы личного, родственного участия, становится фактором общественной жизни страны.

Активная позиция женщин произвела немалое впечатление на власть имущих особенно потому, что женские голоса, как мы знаем, были не одиноки и прозвучали в хоре возмущавшихся или просто недовольных.

 3.3.  Письмо жене Никиты Муравьева.

 29 декабря 1825 г., сидя в одиночной камере Петропавловской крепости, Никита Муравьев пишет страшное покаянное письмо жене: «Мой добрый друг, помнишь ли ты, как при моем отъезде говорила мне, что можно ли опасаться, не сделав ничего плохого? Этот вопрос тогда пронзил мне сердце, и я не ответил на него. Увы! Да, мой ангел, я виновен,— я один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, столько раз умолявшей меня не иметь никаких тайн от тебя... Сколько раз с момента нашей женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну... Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают... Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты. Молись за меня богу: твоя душа чиста, и ты сможешь вернуть мне благосклонность неба».

В этом письме немолодой уже Никита Муравьев называет свою жену ангелом. Часто ли мы сегодня слышим такое обращение в жизни, в кино, СМИ? Напротив, женщина,  прожившая замужем несколько лет становится прототипом для анекдотов, сериалов. Современная культура высмеивает её ворчливость, командный тон, авторитарное решение семейных вопросов.  

Глава  IV.  Выбор во имя любви

         Николай I разрешил поехать к декабристам в Сибирь только 14 женщинам. На каторгу уехали десять жен и одна невеста, а на поселение – одна мать и две сестры. В их числе были Александра Муравьева, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Мария Волконская, Александра Давыдова, Полина Анненкова, мать и сестра Торсона, сестра Бестужева, юная француженка – невеста декабриста В.И. Ивашева, вышедшая в Сибири за него замуж, Камилла  Ле - Дантю с матерью.

Вопреки закону, разрешающему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из них должна была добиваться отдельного позволения. Одними из первых в начале 1827 года в Нерчинские рудники приехали Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Им было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» - скажет Н.А.Некрасов в своей поэме «Русские женщины».

Расставаясь со своей семьей в Петербурге, жены осужденных, имели очень мало надежд на то, что когда-нибудь свидятся с ними:

Вся дружно и грозно восстала семья,

Когда я сказала: «Я еду!»

Не знаю, как мне удалось устоять,

Чего натерпелась я…Боже!

Была из под Киева вызвана мать,

И братья приехали тоже…

Но волю мою сам Господь подкреплял!

                              «Русские женщины» Н. Некрасов

По постановлению Комитета министров, «невинная жена», последовавшая за мужем в Сибирь, должна была оставаться там до его смерти, а может быть, и до собственной смерти, так как правительство не гарантировало обязательного возвращения женщин в случае смерти их мужей, «государственных преступников»  (что, кстати, и подтвердилось).

Там нужно не женскую силу!

Напрасна великая жертва твоя,

Найдешь ты там только могилу!...

Бог знает, как тяжко мне было!

Припав головою к нему на плечо,

Я тихо сказала… «Поеду!»

          «Русские женщины» Н.Некрасов

Сроки заключения также не внушали оптимизма. Из двадцати трех женатых семеро были осуждены по первому разряду (Трубецкой, Артамон Муравьев, Давыдов, Юшневский, Никита Муравьев, Волконский и Якушкин; Рылеев, как известно, был поставлен вне разрядов). Это означало «каторжную работу вечно», а после сокращения срока 22 августа 1826 г.— двадцать лет каторги.

Первой выехала в Сибирь Екатерина Ивановна Трубецкая. В Иркутске она задержалась на целых полгода. Местный губернатор Цейдлер, в точности исполняя секретное предписание царя, делал все возможное, чтобы заставить Трубецкую вернуться обратно. Она подписала ряд обязательств, лишавших ее элементарных человеческих прав, объявил, что может отправить княгиню лишь по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу. Но Трубецкая осталась непреклонной в своем решении, и иркутский губернатор вынужден был разрешить ей отправиться к мужу в собственном экипаже.

Никакие трудности не могли сломить энергии, питавшей глубокой религиозностью, героическим чувством долга и сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной  глуши не только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует на облеченное безграничной властью начальство.

За осужденными декабристами последовали в Сибирь их отважные жены, невесты, матери, сестры. Они шли на добровольное изгнание, несмотря на слезы родственников, многочисленные препятствия, противодействия властей. Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окруженные многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, невзирая на любые лишения, как простолюдинки. На протяжении полутора столетий Россия хранит, светлую память о них.

Женщинами - декабристками двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести. Выдающийся врач-терапевт Н.А.Белоголовый, воспитанник декабристов, видел в них «классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, образцы, какими вправе гордится страна, вырастившая их».

Однако мало было решиться навсегда уехать за близкими в Сибирь – женщинам приходилось долго и упорно добиваться у царя разрешения на отъезд. Николай I опасался общественного резонанса, вызванного героизмом родовитых дворянок.    

К сожалению, многие жены декабристов не смогли вынести суровой сибирской жизни и навсегда остались лежать в вековой тайге, но их нравственная чистота, бескорыстное стремление облегчить участь любимых, и сегодня вызывает уважение.

 

Заключение

Особое место в истории занимает благородный поступок  матерей, жен и сестер декабристов, которые добровольно проследовали в Сибирь за близкими им людьми.

Пленительные образы!

Едва ли

В истории какой-нибудь

                               страны

Вы что-нибудь прекраснее

                           встречали.

Их имена забыться не должны.

                                                            Н.А. Некрасов

    Своим смелым поступком эти русские женщины открыто выражали сочувствие декабристам. Их действия были вызваны не политическими мотивами, а чувством долга, любви и самопожертвования.

Передовая общественность России расценила эту добровольную поездку на каторгу как великий подвиг русских женщин.

Жены декабристов служат ярким примером нравственного и духовного поведения, высокой человеческой самоотверженности. Образы этих женщин воплотили в себе необыкновенную духовную силу, способность противостоять жизненным трудностям, нести свет веры и любви – этих качеств не хватает нашему времени!

«Да святится имя твое» - слова молитвы обретают иной смысл, где сила человеческой любви воплощена в каждодневном подвиге смирения и помощи ближним и любимым.

Сегодня  не только в нашей стране, но и за рубежом, заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию. В женском начале выделяются такие важные качества, как примиряющая мудрость, способность женщины идти на компромисс. И даже предсказывается, что ХХI век будет «веком женщины», ибо только она способна в большей степени, чем мужчина придать миротворческий характер человеческим взаимоотношениям в решении общих проблем, порожденных человечеством.

Таким образом,  гендерная характеристика женщины ХIХ, рассмотренная на историческом материале, посвящённом  духовному подвигу жен декабристов подводит нас к выводу о том, что девочка, девушка,  женщина – золотой  фонд нации – будущее России.

Осуществление юридического социально-политического равенства мужчин и женщин совсем не означает равенства их семейных ролей. Сама природа сформировала различия, в которые в процессе жизни за много веков определили их роли и обязанности. Одно из основных призваний женщины – материнство, и это не может не накладывать глубочайшего отпечатка на всю ее личность. Гипотезу исследования, о том что женщины ХIХ века - жёны декабристов  обладали особенными, гендерно – обусловленными духовными качествами, которые в современном обществе не культивируются в процессе воспитания молодёжи будем считать доказанной.

         

         Библиография

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М., 1988 г.;

2. Восстание декабристов. Том 7. М. – Л. 1958 г.;

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, «Наука», 1977 г.;

4. Некрасов Н.А. «Русские женщины», М., «Просвещение» , 1992 г.

5. Павлюченко Э. А., В добровольном изгнании, М., 1976 г.;

6.  Покровский В. И., Жены декабристов, М., 1906 г.;

7. Поджио А.В. Записки декабриста. М., 1930 г.;

8. Покровский В. И., Жены декабристов, М., 1906 г.;

9. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., МПСИ.,2004, стр. 103

10. Свободин А. «Первая колония декабристов в Кургане» // На земле курганской.

- 1956. - №4.-стр. 273-286;

11. Сергеев М. «Баронесса Анна Васильевна Розен» // Жены декабристов: Спб. Историко-бытовых статей. - М., 1906. - стр. 268-274;

 12. Чижова И.Б. Лицейские героини // Чижова И.Б. «Души волшебное светило...», Спб.:    LogoS, 1993. - 39-74;

 13. Энциклопедия для детей. История России. Том 5, часть вторая. «Аванта+», М., 1997г;

 14. http://decemb.hobby.ru/.


Аннотация.

ХХ век - век бесполой организации социально - экономического процесса. Последствия - катастрофичны.  Деградация  общества налицо - это явление стало причиной того, что в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Причина такого положения, по мнению Репиной Т.А. - доктора психологических наук, известного детского психолога, заключается в отсутствии дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода.  Это привело в дальнейшем к формированию «усредненного» представления о человеке. У юношей не воспитывались такие качества как: мужественность, эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. У девушек – качества женственности: нежность, скромность, жертвенность во имя любви. Женская красота – особый дар, пробуждающий в мужчине поэта, героя, творца. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.

«Бесполость» воспитания способствует тому, что у представительниц женского пола,  не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.

Однако, наша история знает совсем другие примеры поведения женщин, для которых семья не являлась пустым звуком.



Предварительный просмотр:

Открытая Международная научно – исследовательская конференция     старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия»

Секция «Педагогика и психология»

«Да святится имя твое»

(гендерная характеристика женщины, рассмотренная на историческом материале, посвящённом  духовному подвигу жен декабристов)

Автор: Сукасян Карина Тиграновна, ученицы  9 «Б» класса

ГБОУ СОШ №11 г. Кинель Самарской области

Научный руководитель: Рохлина Людмила Алексеевна

Учитель истории  высшей  категории  ГБОУ СОШ № 11 г.  Кинель Самарской области

г. Отрадный

2015


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                  

Введение

3

Глава I.  Нужен ли гендерный подход?

5

1.1. Впечатления о современности

5

1.2. Толкование термина «гендер»

6

1.3. Гендерные характеристика личности

6

1.4. Мнение специалиста – Репиной Т. А

7

Глава   II.  Духовный  подвиг жен декабристов

8

Глава   Ш.  Преступление во благо русского народа

10

3.1. Аресты декабристов

11

3.2. Первые слова поддержки опальным декабристам

11

3.3.  Письмо жене Никиты Муравьева.

11

Глава  IV.  Выбор во имя любви

12

Заключение

14

Библиография

16

Актуальность

В современном обществе одной из ключевых  проблем является духовный кризис подрастающего поколения в связи с  подменой истинных ценностей человеческой жизни на  ложные, представленные СМИ.  Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент, оставив без внимания  гендерное  воспитание. Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных социальных ролей в том или ином возрасте.

Последствия бесполого обучения и воспитания  - катастрофичны:  теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о роли мужчины и женщины в семье и обществе, утрачиваются духовные ценности, утрачивается сам смысл слова - Любовь. Мы получили общество, в котором женщины наравне с мужчинами добиваются успехов в бизнесе, вольной борьбе, водят транспортные средства, участвуют сложном производственном процессе.

Сегодня  не только за рубежом, но и в нашей стране заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию.

Именно по – этому, тема моего исследования посвящена  духовному подвигу жен декабристов. История сохранила образцы высокой нравственной культуры, которую проявили жёны декабристов. Эти женщины проявили любовь, способную пробуждать в людях дух поэта, героя, творца, стать примером для представительниц современного общества.

Гипотеза исследования

Женщины ХIХ века - жёны декабристов  обладали особенными, гендерно – обусловленными духовными качествами, которые в современном обществе не культивируются в процессе воспитания молодёжи.

 

Цель исследования

-  Выявить  гендерные особенности, свойственные женщинам  ХIХ века, которые вдохновляли и вдохновляют  людей на творчество, саморазвитие.

- Обозначить пути овладения гендерной   культурой, где понятие «гендер» затрагивает  психологические, социальные и культурные особенности личности в соответствии с его полом.

Предмет исследования

1.Исторические события, связанные с восстанием декабристов на Сенатской площади и последующая ссылка  участников восстания в Сибирь, приезд добровольных «узниц», вслед за дорогими их сердцу людьми.

2. Гендерные особенности, свойственные женщинам  ХIХ века.

Задачи исследования

-  Исследовать научную  литературу по теме исследования.

-  Обобщить полученные знания по теме исследования.

-  Проанализировать исторические события и обозначить те идеалы, к которым  нам необходимо будет хотя  приблизиться,  сделать собственные выводы.

-  Создать научно-исследовательскую работу.

 -  Подтвердить  или опровергнуть предположение о том, что выдвинутая нами гипотеза является  состоятельной.

Этапы исследования

1. Информационно – аналитический (март – май 2014)

2. Исследовательский (сентябрь 2014)

3. Обобщающий (октябрь 2014)

Глава I.  Нужен ли гендерный подход?

1.1. Впечатления о современности.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм,  цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к традициям своего народа и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция феминизации мужчин и маскулинизации женщин, нарушение социальных ролей личности, разрушение института семьи - ключевой единицы общества и государства. Данные факты подводят меня к  вопросу  о изучении  гендерного  подхода  к определению личности, как участника исторических событий. Как известно, в наше время  воспитывают и мальчиков, и девочек одними и теми же методами, содержанием, средствами, хотя в жизни им придется выполнять разные социальные роли, функции, занимать в жизненных ситуациях разные позиции. Бесспорно, в содержании их воспитания есть много общего, но немало особенного и единичного.  Общее -  это прежде всего общечеловеческие ценности.  Особенное - это то, что отражает типичное для мальчиков и  девочек восприятие окружающего мира.  К сожалению, сегодня ни в одном учебнике по педагогике мы не найдем сведений, как воспитывать мальчиков и девочек, хотя у них разная физиология, психология, этические и социальные ценности.

Таким образом, отсутствие долгое время у нас дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных»  существ. Детей не готовят  к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.  «Бесполость» воспитания способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям и рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.

Вызывает тревогу и тот факт, что в борьбе женщин за статус и власть в политике, бизнесе, производстве и других областях человеческой деятельности происходит стирание природных, естественных различий мужского и женского начала, что приводит к нарушению во взаимодействия полов, каждый из которых обладает собственной значимостью и ценностью.

Это побуждает нас к осмыслению сущности гендерного подхода, выявлению гендерных признаков, присущих женщинам предыдущих исторических эпох.

1.2. Толкование термина «гендер»    

В 80-ые годы 20 века в феминистской теории ключевой категорией анализа в определении понятий «мужественность» и «женственность» становится термин - гендер.  Гендер - это социальный пол человека, элемент социальных  отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами. Понятие «гендер», включая в себя половые различия, акцентирует внимание на широком круге проявлений, свойственных мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, мужчинам и женщинам, которые так или иначе связаны с их половозрастным статусом, социокультурной принадлежностью. И естественно, гендерные исследования представляют довольно большой интерес для педагогики, ибо напрямую связаны с проблемой полоролевой социализации человека.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Если пол индивида биологически детерминирован, то гендер является культурно и  социально заданным. В личности каждого индивида сформирована  гендерная доминанта.  Под гендерной доминантой понимается преобладание феминных или маскулинных  качеств у данной личности, что далеко не всегда совпадает с ее полом.

Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей в том или ином возрасте.

1.3. Гендерные характеристика личности.

Давайте остановимся на гендерных характеристиках  как совокупности представлений о должном поведении мужчины и женщины, о тех свойствах, которые осуществляются с мужским и женским началом, существуют в различных формах. В основе классификации этих форм могут быть помещены такие признаки, как исторический, национальный, социальный, возрастной, половой, философский.

Существующие  гендерные характеристики, с одной стороны,  отражают представления эпохи о содержании понятий женственности и мужественности, а с другой – оказывают влияние на их формирование, что в свою очередь влияют на формирование идеального типа взаимоотношений мужского и женского начал – состояние гармонии и равновесия. Если гармония нарушается, то деградируют оба пола. Преобладание мужского начала нарушает гармонию, ведёт к идеализации культа силы и жестокости. Опасна и другая крайность.

Что мы знаем о соотношении мужественности и женственности? Вот самая простая аналогия: если психологию полов представить в виде двух сфер, то «в норме» эти сферы частично перекрываются. Поэтому мужчина может иметь некоторые «женственные черты характера, а женщина – мужественные».

Таким образом, переживание гендерной идентичности предполагает наличие у человека определенных образцов поведения соответствующего пола, именно поэтому я в своей исследовательской работе обращаюсь к истории, как  уникальному источнику информации.

     

1.4. Мнение специалиста – Репиной Т. А.

Проблема учета гендерных   различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Татьяна  Александровна Репина – доктор психологических наук, известный детский психолог. Она уверена в том, что проблема полоролевой - гендерной социализации личности, включающая в себя вопросы формирования психического пола человека, находится на стыке ряда наук - социологии, биологии, медицины, педагогики.  

Проблема учета гендерных   различий в образовательном процессе является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.

Не случайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что формирование  личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.

Татьяна  Александровна Репина – доктор психологических наук, известный детский психолог, считает что: « процесс полоролевой социализации, развитие психического пола,  включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

1. Когнитивный компонент предполагает формирование полового самосознания, куда входят представления о себе как представителе определенного пола и представления о содержании типичного ролевого поведения, соответствующего полу ребенка.

2. Поведенческий компонент – усвоение моделей типичного для представителей того или иного пола поведения и реализация их в жизни.

3. Эмоциональный компонент – это возникновение полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций и определенных типичных для пола потребностей и мотивов, тесно связанных с нравственным развитием личности». [9].

Следовательно, эмоциональное сопереживание к судьбе исторически – значимых личностей способно оказать воздействие на формирование ценностных ориентаций и типичных для пола потребностей, тесно связанных с нравственным развитием личности.

         

         

Глава   II.  Духовный  подвиг жен декабристов 

"Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни."
Н.А. Некарасов

Сегодня слово «подвиг» в применении к поступку жен декабристов может показаться преувеличением, рожденным возвышенным поэтическим воображением. Можно ли считать подвигом то обстоятельство, что знатные, избалованные барышни оставив привычный комфорт отправились за своими мужьями в далекую и необжитую Сибирь, на поселение, на каторгу!? Можно ли считать подвигом разлуку с семьей, детьми ради исполнения духовного долга: « Быть вместе и в радости, и в горе, в нужде и болезни».

Они бросили все: знатность,

 богатство, связи, всем

пожертвовали для высочайшего

нравственного долга, самого

свободного долга, какой только

может быть.Ни в чем не повинные,

 они в долгие двадцать пять лет

перенесли все, что перенесли их

осужденные мужья...

                              Ф.М.Достоевский

История восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Как жены ссыльнокаторжных они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Выезжающие в Сибирь супруги декабристов были обязаны подписать документ, в котором говорилось, что они превращаются в жен ссыльнокаторжных с потерей всех дворянских прав и привилегий: «дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне», - гласила подписка. Детей, родившихся до восстания, брать с собой не разрешалось.

Следовательно, переходя на положение «жен ссыльнокаторжных», женщины сознательно и бесповоротно порывали с прошлым, отказывались от привилегий, от прежних представлений о жизни и от прежнего образа жизни. И поскольку разрыв этот означал публичную поддержку государственных преступников, женщины оказывались в оппозиции к властям, их поведение становилось формой общественного протеста. Таков социально-политический аспект отъезда женщин за мужьями - каторжанами в Сибирь.

       Недаром Петр Вяземский столь высоко и восторженно оценил это событие: «Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории».

Была и другая сторона той же проблемы, не имевшая, возможно, такой общественной значимости: отправляясь за мужьями, жены добровольно отказывались от собственных детей и родителей. Это окружало женщин еще большим ореолом мученичества. Царь разрешал ехать только женам. В отношении прочих родственников, в том числе и детей, среди постановлений, касавшихся «государственных преступников», существовало и такое: «О недозволении отправляться к ним в Сибирь детям их благородного звания,   родственникам   и   другим   лицам».

Декабристкам предстояло определить свою судьбу и они сделали свой выбор:

Теперь перед нами дорога добра,

Дорога избранников Бога!

Найдём мы униженных, скорбных мужей.

Но будем мы им утешеньем,

Мы кротостью нашей смягчим палачей

Страданье осилим терпеньем!

Опорою гибнущим, слабым, больным

Мы будем в тюрьме ненавистной

И рук не положим, пока не свершим

Обета любви бескорыстной!

Чиста наша жертва – мы всё отдаём

Избранникам нашим и Богу.

                                                 Н.А.Некрасов

Глава   Ш.  Преступление во благо русского народа

3.1. Аресты декабристов

В ночь с 14 на 15 декабря 1825 г. в дом Российско - американской компании в Петербурге, где жил К. Ф. Рылеев, прибыл флигель-адъютант Дурново с солдатами Семеновского полка: царь повелел доставить во дворец живым или мертвым поэта Рылеева.

К. Ф. Рылеев распрощался с семьей накануне утром, отправляясь на Сенатскую площадь; рыдания жены и даже просьбы пятилетней дочери Настеньки не остановили его. Вечером, после разгрома восстания, совсем неожиданно они увиделись вновь, чтобы после этого расстаться навсегда.

15 декабря был арестован полковник Трубецкой, несостоявшийся диктатор восставших. Его жена, урожденная графиня Лаваль, вышивала, по слухам, знамя для повстанцев, но оно не понадобилось князю Сергею, он пошел не на Сенатскую площадь, а в дом родственника, где его и взяли... В знаменитом дворце Лавалей всю ночь по приказанию Николая I и под охраной двадцати солдат Павловского полка взламывали штыками шкафы, рылись в ящиках письменного стола.

В этот же день в Петербурге забрали Андрея Розена — поручика лейб-гвардии Финляндского полка, члена Северного общества декабристов, лишь несколько месяцев тому назад женившегося на Анне Васильевне Малиновской. Бунтовщиков увозили прямо из полков, из имений.

18 декабря последовал приказ об аресте Никиты Муравьева, одного из лидеров Северного общества, автора конституции. Его взяли только 20-го, в Тагино, орловском имении тестя Чернышева, на глазах беременной жены, малолетних дочерей, стариков-родителей.

23 декабря Муравьев шлет из Москвы, с дороги, первое сообщение жене, пытаясь успокоить растерявшуюся от неожиданного потрясения Александру Григорьевну:

      «Мой добрый друг, я прибыл сюда сегодня в 8 часов утра. Было очень холодно, но благодаря предусмотрительности твоей, мой ангел, и отца, я перенес холод великолепно... Крепко обними за меня мать, отца и детей. Тебя же целую так, как люблю. Помни о твоем обещании беречь себя: мать семейства в твоем положении имеет священные обязанности, и, чтобы их исполнять, прежде всего нужно чувствовать себя хорошо».

Сергея Волконского арестовали 7 января 1826 г. по месту службы, в Умани, где он командовал 1-й бригадой 19-й пехотной дивизии. За несколько дней до ареста он заезжает на сутки к молодой жене, ожидающей первенца-сына. Тогда еще Мария Николаевна Волконская не знала, что уже взяты под стражу два ее брата — Александр и Николай Раевские. Только через два месяца генерал Раевский приехал в имение Волтышка и рассказал дочери о судьбе ее мужа.

Кстати сказать, при подобных обстоятельствах, вскоре после событий на Сенатской площади, на свет появилось девять детей: Волконского, Никиты Муравьева, Фонвизина, сыновья  Розена, Якушкина и Поливанова, первая дочь Анненкова.

Всего к следствию по делу декабристов привлекли пятьсот семьдесят девять человек. Считая ближайших родственников, причастными к дознанию оказались несколько тысяч человек. Неудивительно поэтому, что многие дворянские семьи, связанные с заговорщиками родством или знакомством, жили в постоянном страхе. Никто не решался высказаться в защиту осужденных декабристов.

 

3.2. Первые слова поддержки опальным декабристам

Первыми открыто выразили участие опальным декабристам -  женщины! На обвинение в адрес мужа графиня Трубецкая ответила:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины иной,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь –

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

                                        Некрасов Н.А.

Больше того, сразу же после катастрофы женщины начали бороться за близких, пуская в ход все: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». И без сомнения, надо было обладать немалым мужеством, чтобы пойти против самодержавной воли, мнения большинства. Так, с первых же часов и дней после 14 декабря активная поддержка, казалось бы, не выходящая за естественные пределы личного, родственного участия, становится фактором общественной жизни страны.

Активная позиция женщин произвела немалое впечатление на власть имущих особенно потому, что женские голоса, как мы знаем, были не одиноки и прозвучали в хоре возмущавшихся или просто недовольных.

 3.3.  Письмо жене Никиты Муравьева.

 29 декабря 1825 г., сидя в одиночной камере Петропавловской крепости, Никита Муравьев пишет страшное покаянное письмо жене: «Мой добрый друг, помнишь ли ты, как при моем отъезде говорила мне, что можно ли опасаться, не сделав ничего плохого? Этот вопрос тогда пронзил мне сердце, и я не ответил на него. Увы! Да, мой ангел, я виновен,— я один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой, столько раз умолявшей меня не иметь никаких тайн от тебя... Сколько раз с момента нашей женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну... Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают... Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты. Молись за меня богу: твоя душа чиста, и ты сможешь вернуть мне благосклонность неба».

В этом письме немолодой уже Никита Муравьев называет свою жену ангелом. Часто ли мы сегодня слышим такое обращение в жизни, в кино, СМИ? Напротив, женщина,  прожившая замужем несколько лет становится прототипом для анекдотов, сериалов. Современная культура высмеивает её ворчливость, командный тон, авторитарное решение семейных вопросов.  

Глава  IV.  Выбор во имя любви

         Николай I разрешил поехать к декабристам в Сибирь только 14 женщинам. На каторгу уехали десять жен и одна невеста, а на поселение – одна мать и две сестры. В их числе были Александра Муравьева, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Мария Волконская, Александра Давыдова, Полина Анненкова, мать и сестра Торсона, сестра Бестужева, юная француженка – невеста декабриста В.И. Ивашева, вышедшая в Сибири за него замуж, Камилла  Ле - Дантю с матерью.

Вопреки закону, разрешающему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из них должна была добиваться отдельного позволения. Одними из первых в начале 1827 года в Нерчинские рудники приехали Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Им было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» - скажет Н.А.Некрасов в своей поэме «Русские женщины».

Расставаясь со своей семьей в Петербурге, жены осужденных, имели очень мало надежд на то, что когда-нибудь свидятся с ними:

Вся дружно и грозно восстала семья,

Когда я сказала: «Я еду!»

Не знаю, как мне удалось устоять,

Чего натерпелась я…Боже!

Была из под Киева вызвана мать,

И братья приехали тоже…

Но волю мою сам Господь подкреплял!

                              «Русские женщины» Н. Некрасов

По постановлению Комитета министров, «невинная жена», последовавшая за мужем в Сибирь, должна была оставаться там до его смерти, а может быть, и до собственной смерти, так как правительство не гарантировало обязательного возвращения женщин в случае смерти их мужей, «государственных преступников»  (что, кстати, и подтвердилось).

Там нужно не женскую силу!

Напрасна великая жертва твоя,

Найдешь ты там только могилу!...

Бог знает, как тяжко мне было!

Припав головою к нему на плечо,

Я тихо сказала… «Поеду!»

          «Русские женщины» Н.Некрасов

Сроки заключения также не внушали оптимизма. Из двадцати трех женатых семеро были осуждены по первому разряду (Трубецкой, Артамон Муравьев, Давыдов, Юшневский, Никита Муравьев, Волконский и Якушкин; Рылеев, как известно, был поставлен вне разрядов). Это означало «каторжную работу вечно», а после сокращения срока 22 августа 1826 г.— двадцать лет каторги.

Первой выехала в Сибирь Екатерина Ивановна Трубецкая. В Иркутске она задержалась на целых полгода. Местный губернатор Цейдлер, в точности исполняя секретное предписание царя, делал все возможное, чтобы заставить Трубецкую вернуться обратно. Она подписала ряд обязательств, лишавших ее элементарных человеческих прав, объявил, что может отправить княгиню лишь по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу. Но Трубецкая осталась непреклонной в своем решении, и иркутский губернатор вынужден был разрешить ей отправиться к мужу в собственном экипаже.

Никакие трудности не могли сломить энергии, питавшей глубокой религиозностью, героическим чувством долга и сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной  глуши не только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует на облеченное безграничной властью начальство.

За осужденными декабристами последовали в Сибирь их отважные жены, невесты, матери, сестры. Они шли на добровольное изгнание, несмотря на слезы родственников, многочисленные препятствия, противодействия властей. Дамы, принадлежащие к благородному сословию, получившие нередко аристократическое воспитание, вечно окруженные многочисленной прислугой, бросили уютные усадьбы ради того, чтобы жить рядом с близкими им людьми, невзирая на любые лишения, как простолюдинки. На протяжении полутора столетий Россия хранит, светлую память о них.

Женщинами - декабристками двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести. Выдающийся врач-терапевт Н.А.Белоголовый, воспитанник декабристов, видел в них «классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, образцы, какими вправе гордится страна, вырастившая их».

Однако мало было решиться навсегда уехать за близкими в Сибирь – женщинам приходилось долго и упорно добиваться у царя разрешения на отъезд. Николай I опасался общественного резонанса, вызванного героизмом родовитых дворянок.    

К сожалению, многие жены декабристов не смогли вынести суровой сибирской жизни и навсегда остались лежать в вековой тайге, но их нравственная чистота, бескорыстное стремление облегчить участь любимых, и сегодня вызывает уважение.

 

Заключение

Особое место в истории занимает благородный поступок  матерей, жен и сестер декабристов, которые добровольно проследовали в Сибирь за близкими им людьми.

Пленительные образы!

Едва ли

В истории какой-нибудь

                               страны

Вы что-нибудь прекраснее

                           встречали.

Их имена забыться не должны.

                                                            Н.А. Некрасов

    Своим смелым поступком эти русские женщины открыто выражали сочувствие декабристам. Их действия были вызваны не политическими мотивами, а чувством долга, любви и самопожертвования.

Передовая общественность России расценила эту добровольную поездку на каторгу как великий подвиг русских женщин.

Жены декабристов служат ярким примером нравственного и духовного поведения, высокой человеческой самоотверженности. Образы этих женщин воплотили в себе необыкновенную духовную силу, способность противостоять жизненным трудностям, нести свет веры и любви – этих качеств не хватает нашему времени!

«Да святится имя твое» - слова молитвы обретают иной смысл, где сила человеческой любви воплощена в каждодневном подвиге смирения и помощи ближним и любимым.

Сегодня  не только в нашей стране, но и за рубежом, заговорили об  особой женской духовности и о необходимости ее возрождения, так как  именно эта духовность способна спасти цивилизацию. В женском начале выделяются такие важные качества, как примиряющая мудрость, способность женщины идти на компромисс. И даже предсказывается, что ХХI век будет «веком женщины», ибо только она способна в большей степени, чем мужчина придать миротворческий характер человеческим взаимоотношениям в решении общих проблем, порожденных человечеством.

Таким образом,  гендерная характеристика женщины ХIХ, рассмотренная на историческом материале, посвящённом  духовному подвигу жен декабристов подводит нас к выводу о том, что девочка, девушка,  женщина – золотой  фонд нации – будущее России.

Осуществление юридического социально-политического равенства мужчин и женщин совсем не означает равенства их семейных ролей. Сама природа сформировала различия, в которые в процессе жизни за много веков определили их роли и обязанности. Одно из основных призваний женщины – материнство, и это не может не накладывать глубочайшего отпечатка на всю ее личность. Гипотезу исследования, о том что женщины ХIХ века - жёны декабристов  обладали особенными, гендерно – обусловленными духовными качествами, которые в современном обществе не культивируются в процессе воспитания молодёжи будем считать доказанной.

         

         Библиография

1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М., 1988 г.;

2. Восстание декабристов. Том 7. М. – Л. 1958 г.;

3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, «Наука», 1977 г.;

4. Некрасов Н.А. «Русские женщины», М., «Просвещение» , 1992 г.

5. Павлюченко Э. А., В добровольном изгнании, М., 1976 г.;

6.  Покровский В. И., Жены декабристов, М., 1906 г.;

7. Поджио А.В. Записки декабриста. М., 1930 г.;

8. Покровский В. И., Жены декабристов, М., 1906 г.;

9. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., МПСИ.,2004, стр. 103

10. Свободин А. «Первая колония декабристов в Кургане» // На земле курганской.

- 1956. - №4.-стр. 273-286;

11. Сергеев М. «Баронесса Анна Васильевна Розен» // Жены декабристов: Спб. Историко-бытовых статей. - М., 1906. - стр. 268-274;

 12. Чижова И.Б. Лицейские героини // Чижова И.Б. «Души волшебное светило...», Спб.:    LogoS, 1993. - 39-74;

 13. Энциклопедия для детей. История России. Том 5, часть вторая. «Аванта+», М., 1997г;

 14. http://decemb.hobby.ru/.


Аннотация.

ХХ век - век бесполой организации социально - экономического процесса. Последствия - катастрофичны.  Деградация  общества налицо - это явление стало причиной того, что в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Причина такого положения, по мнению Репиной Т.А. - доктора психологических наук, известного детского психолога, заключается в отсутствии дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода.  Это привело в дальнейшем к формированию «усредненного» представления о человеке. У юношей не воспитывались такие качества как: мужественность, эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола. У девушек – качества женственности: нежность, скромность, жертвенность во имя любви. Женская красота – особый дар, пробуждающий в мужчине поэта, героя, творца. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей.

«Бесполость» воспитания способствует тому, что у представительниц женского пола,  не формируется терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.

Однако, наша история знает совсем другие примеры поведения женщин, для которых семья не являлась пустым звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Да святится имя твоё"

Урок-размышление по повести Закруткина "Матерь человеческая". Построен в соответствии с ФГОС....

Эссе "Да святится имя твоё, женщина-мать…" (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Эссе посвящено женщинам, совершившим материнский подвиг в трудные годы Великой Отчественной войны....

Урок православной культуры "Твоё святое имя"

Урок ПК на тему «Твоё святое имя» (посвящен преподобному Сергию Радонежскому)...

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Разработка урока "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

Презентация к уроку "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет")

Презентация к уроку  "Да святится имя твоё" (по рассказу А.Куприна "Гранатовый браслет" и по творчеству Мустая Карима)...

Урок литературы по повести А. И. Куприна "Да святится Имя Твоё!"

Урок - исследование по повести А. И. Куприна возможно провести как итоговый урок по произведению....

Конспект урока по литературе "Да святится имя твоё"

Цель:          показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает процесс пробуждения человека, роль детали в повести;р...