Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Левагина Любовь Михайловна

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .
Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны и преподавателям. В работе рассматривается методика работы с историческими документами по определенному алгоритму.  Методические рекомендации могут быть использованы как для организации  самостоятельной работы  с историческими источниками на учебных занятиях, так и для организации самостоятельной внеаудиторной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_istochnikami.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Жигулевский государственный колледж»

Работа с  источниками на учебных занятиях

по истории

Методические указания

Печатается по решению научно-методического совета

ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы / Л.М. Левагина  – Жигулевск: ГАПОУ СО «ЖГК»,  2016, 27 стр. – 20 экз.

Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны и преподавателям. В работе рассматривается методика работы с историческими документами по определенному алгоритму.  Методические рекомендации могут быть использованы как для организации  самостоятельной работы  с историческими источниками на учебных занятиях, так и для организации самостоятельной внеаудиторной работы.

Составитель: Левагина Л.М.  – преподаватель общественных дисциплин ГАПОУ СО «Жигулевский государственный колледж»

Рецензент:    директор ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр     г.о. Жигулевск» Д.Х. Клаузова

© Компьютерная вёрстка Т.А. Агошкова, 2016

Тираж 20 экз.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………….………………..…………………...…..4

1. Виды исторических документов…………………...……..7

2. Приемы работы с историческими источниками и документами ……………………………………………….. …….8

3. Алгоритм работы с историческими документами............9

4. Работа с документами по теме: «Россия в середине и второй половине XVII века»…………………………….…10

5. Работа с документами  по теме: «Россия во второй половине XVIIIв.»………………………………………………..22

Заключение……………………………………………….....28

Список литературы…………………………………………29


Введение.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. Работа с историческими источниками рассматривается как важнейшее средство формирования исторического мышления студентов.  Ведущей дидактической целью практической работы с историческим документом является формирование практических умений.

Задания, предложенные в данной методической разработке, ориентированы на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у студентов умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что работа с документами  позволяет расширить, углубить и систематизировать знания студентов, наиболее эффективно применить их на практике.

Подбор источников составлен таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает студента к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет студентам  выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы студентов.

В результате работы с  документами    у студента   формируются следующие общие компетенции (ОК):

Общие компетенции (ОК)

Результат, который обучающийся должен получить после выполнения работы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Планировать  деятельность по решению задач.
  • Определяете методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
  • Планировать ресурсы, определять качество необходимых ресурсов.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

  • Уметь анализировать  и оценивать  результаты деятельности по заданным показателям.
  • Выбирать способ  решения проблемы в соответствии с заданными критериями.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Уметь самостоятельно находить источники информации по заданному  вопросу, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
  • Систематизировать и организовывать информацию для выполнения самостоятельной работы.
  • Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации,  выделять выводы/или аргументы.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • Находить, обрабатывать информацию с помощью информационно - коммуникационные технологий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

  • Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
  • Называть трудности, с которыми столкнулся при выполнении работы.
  • Анализировать внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности)

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • Уметь использовать полученные знания при исполнении воинской обязанности.

1. Виды исторических документов

Исторические документы делятся на следующие группы:

  1. документы государственного характера – грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий («Законы Хаммурапи», «Русская правда»);
  2. документальные источники международного характера -  договора, соглашения, деловая переписка государственных деятелей («Договор Египта с Хеттским Царством», «Договор Киевской Руси с Византией»);
  3. документы политического характера – программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации («Солон о демократических реформах», «Воззвание к русскому народу»);
  4. документы исторического характера – хроники, анналы, летописи, исторические сочинения  («Повесть временных лет»);
  5. документы личностного характера – мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев;
  6. документы литературного жанра – проза, басни, мифы, крылатые выражения (Мифы древней Греции, «Слово о полку Игореве).

2. Приемы работы с историческими источниками и документами

Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

  • чтение и анализ;
  • выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту;
  • обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
  • выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
  • анализ аргументации авторов;
  • нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
  • формулирование обобщенных выводов;
  • выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
  • составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
  • подготовка сообщений, рефератов и т.д.

3. Алгоритм работы с историческими документами

Практика показывает, что самостоятельная работа обучающихся  с  историческими источниками  будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий студента,  выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности студента  к работе с текстами. Другими словами, одним из методических приемов может служить создание алгоритмических «памяток».

Алгоритм – это инструктивные правила, схемы, определяющие четкую последовательность учебных действий обучающихся в работе с документами.

Применение алгоритмов способствует:

  • совершенствованию  общеучебных интеллектуальных умений: чтение, сравнение, конкретизация, оценка, самоконтроль;
  • развитию основных процессов мыслительной деятельности у студентов: анализ, синтез, обобщение,
  • формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей.  

Алгоритм работы с историческими документами

1.Самостоятельно прочитайте текст документа, определите значение непонятных слов.

2.Выясните, о чем говорится в источнике.

3.Постарайтесь понять, выделить основные положения документа.

4.Если текст непонятен с первого раза, уместно прочитать документ еще раз.

5. При необходимости обратитесь за уточнением к преподавателю.

6. Комментарии не должны содержать подсказок, т.к. речь идет о    самостоятельном осмыслении содержания источников.

7. По ходу изучения документа формулируйте главные мысли документа и     записывайте их в виде тезисов, цитат или ключевых слов.

8. Раскройте значение источника и содержащейся в ней информации для современности.

4. Работа с документами по теме

«Россия в середине и второй половине XVII века»

Цель работы:

1.Расширить и конкретизировать знания   о новых явлениях в социально – экономической и политической жизни России в период правления с первых царей из династии Романовых.

2. Познакомиться с новыми понятиями.

3. Извлечь из документа максимального количества содержащей в нем информации о повседневной жизни московского населения XVII века;

4. Развивать умение самостоятельно добывать факты, о которых свидетельствует документ;

 5. Развивать умение анализировать документальные свидетельства о прошлом.

Пояснительный текст к заданиям

Михаил Федорович Романов (1613- 1645 г) начал царствовать в условиях крайней слабости государственной власти. Поэтому власть пыталась опереться  на Земские Соборы , которые в первые годы правления заседали почти  непрерывно.

При Алексее Михайловиче (1645 – 1676) страна столкнулась со значительными трудностями. Вспыхнули восстания и бунты, крестьянская война под предводительством  С. Разина. Власть принимает меры к усилению самодержавия. Другой важной заботой власти стала церковная реформа. Она  проводилась  при  поддержке патриарха Никона  и заключалась  в исправлении обрядов по греческим образцам. Часть священников и мирян реформу не приняли и выступили против церкви и государства. Произошел церковный раскол. 17 век вошел в историю как переломный. В социально- экономическом и политическом развитии появилось много нового:

  • Углубляется хозяйственная специализация районов.

Постепенно формируются устойчивые хозяйственные связи, которые в свою         очередь, образуют устойчивую систему  товарно–денежных отношений. Именно эта система получила названия всероссийский рынок.

  • Развивается ярмарочная торговля.
  • Появляются первые мануфактуры – относительно крупные предприятия,  где существует разделение труда,  хотя  труд остается ручным. На них применялся не вольнонаемный труд , а труд приписанных к предприятию крепостных крестьян.
  • Усиливается роль приказов.
  • Снижается роль Земских Соборов.
  • Усиливается влияние Боярской думы.
  • Соборное уложение 1649 юридически закрепило крестьян за помещиками  и ликвидировало «белые слободы», где жили ремесленники и мастеровые.
  • Начался переход от сословно–представительной монархии к абсолютной.

Документ 1

Челобитная объездного М.К. Нелидова

на толмача И.Г. Кучумова, который бранился и запоркой оконничьей в него бросал (28 июня 1671 г.)

Царю… государю Алексею Михайловичу бьёт челом холоп твой Марчка Клементьев, сын Нелидов. По твоему, великого государя, указу велено мне быть в объезде за Москвой – рекой… по Пятницкую  улицу… да еще у меня в объезде Татарская слобода Толмачи.  В июне ездил я, твой холоп, в объезде своем и их Татарской слободе. Был у толмача Давыда Федорова на дворе для осмотру огня и воды. И толмач Давыд позвал меня к себе в избу. Со мной были десятник и короулъщики .

 И пришел тут же толмач Иван Григорьев сын Кучумов . И я ему Ивану по извету десятника Ипата и при толмаче Давыде и при жене его Давыдовой учал я ему Ивану говорить, что короулю улицы день и ночь и не даю избы топить … И он Иван сказал, что избу он топить будет, а слушать меня не будет . После этого начал он меня, холопа твоего, и отца моего и матерь мою бранить всякой неподобной бранью и запоркой оконничьей в меня бросал.

Вели, милосердный государь царь Алексей Михайлович,  про его Иваново озорничество и про брань его сыскать и допросить десятника и толмача Давыда и жену его и иных людей, которые тут были видели и слышали, как он меня бранил и запоркой бросал. А после сыску вели, государь, учинить указ, чтобы и впредь таким озорникам было неповадно так  делать …

(Государь велел допросить тех людей,  которые видели все, что написано в челобитной.)

                                 

Понятия, требующие пояснения

Челобитная – прошение, жалоба.

Объездной, объезжий – служащий, деятельность которого была  связана c объездом, т.е. регулярном посещением каких либо городских территорий, В данном случае речь идет о постоянном контроле за пожарной безопасностью в городе.

Слобода – пригородное селение, поселок за городской стеной, часть посада.

Посад – торгово–промышленное поселение вне городских,  либо крепостных стен. Позднее становится частью города.

Толмач – переводчик с одного языка на другой.

Десятник, короульщик (короулыщик)- помощники объездного.

Извет – в Русском государстве 16-17 вв. – донос.

Сыск – розыск, судебное следствие.

        

Вопросы и задания к документу 1

Большую угрозу для горожан представляли пожары: власти в городах принимали профилактические меры. Так летом запрещалось топить в домах печи; использовать можно было только те, которые находились  вдали от построек,  например, на огороде. Пожарной службой ведали должностные лица - объездные.

Читая документы и следуя алгоритму работы с историческими источниками, выполните задания:

1. Выясните, чем конкретно занимался объездной М. К. Нелидов. Как вы понимаете его слова: «Велено мне быть в объезде за Москвой- рекой… по Пятницкую улицу… Да еще в объезде у меня татарская слобода Толмачи»?

Найдите в документе сведения о целях его объездов.  Обратите внимание на утверждение М.К. Нелидова о том, что ему велено быть в объезде «По твоему великого государя указу». Означает ли это, что царский указ писался специально для одного объездного?

Предположите, как  была организована пожарная служба в Москве. Как вы думаете, была ли такая служба и в других городах?

2. Расскажите о происшествии, которое случилось во время одного из объездов М.К. Нелидова (предварительно разберитесь, какую роль  играли в этом происшествии упомянутые в документе люди). О чем свидетельствует описанное в документе событие?

3. Все ли горожане были согласны с противопожарными мерами властей? Только ли Кучумов выступал против таких мер? Что говорит об этом сам Нелидов?

4. Какие меры решили принять власти по челобитной объездного? Справедливым ли, на Ваш взгляд, было принято решение?

5. Попробуйте дать характеристику объездного Нелидова. А каким человеком вам представляется толмач Кучумов?

Документ 2

Сказка иконника  С.Степанова  о пожаре, произошедшем                     на Кулишках 17 мая 1646 г. (20 мая 1646 г.)

… Иконник  Сенька Степанов целовал крест … В тот день я был на дворе князя Пожарского. Идя с его двора, услышал шум и увидел дым. У вдовы Ульяны Ивановской горела кровля у горницы и сеней. А сени были замкнуты. Прибежавшие замок с сеней сбили и огонь заливали. Вдовы Ульяны в те поры дома не было… Я не знаю, топила ли  она  в тот день горницу и подклет…  

   

Понятия, требующие пояснения

Сказка – письменное показание,  свидетельство.

Целование креста – присяга, клятва на кресте.

Иконник – человек, пишущий иконы.

Подклет – нижний этаж жилого дома.

Документ 3

Сказка жильца И.С. Савина о пожаре, происшедшем на Кулишках. 17 мая 1646г. (мая 1646г.)

…Жилец Иван Самойлов сын Савин сказал по крестному целованию,  что не ведает , топила ли вдова Ульяна в тот день у себя на дворе избу и была ли она дома.

Только видел, что у избы ее загорелась кровля сверху у трубы. Это моя, Иванова, сказка , и писал ее я, Иван, своей рукой.

 

Понятия, требующие пояснения

Жильцы -  уездные дворяне, временно жившие при государе и состоявшие на воинской службе;

Уездные - городовые дворяне, служившие попеременно в Москве по особым спискам.

Документ 4

Сказка подьячего Р. Протопопова о пожаре,        происшедшем на Кулишках 17 мая 1646 г.

… Подьячий Роман Протопопов по крестному целованию сказал. Был я, Роман, у себя дома и спал. Когда учинился пожар на Кулишках, я  услышал колокол церкви Николая Чудотворца. Когда я прибежал, то увидел, что во дворе вдовы Ульяны горит ее горницы. Топила она избу или нет, не ведаю. Но знаю, что  была в это время в гостях у Голосова Тимофея. Что вся моя сказка, и писал я, Роман, ее своей рукой.

Понятия, требующие пояснения

… Подьячий – канцелярский служащий в приказах и местных государственных учреждениях русского государства в 16 – 17 вв.

Приказы – органы центрального управления в России в 16 – 17 вв.

Вопросы и задания к документам 2- 4

Читая документы и следуя алгоритму работы с историческими источниками, ответьте на вопросы:

  1. Что говорит о пожаре свидетель С. Степанов? Что нового мы узнаем из показаний других свидетелей, И.С. Савина и Р. Протопопова?
  2. О каких двух обстоятельствах, связанных с возможными причинами пожара, должен был рассказать каждый свидетель ?
  3. Почему властям нужно было иметь несколько свидетельских показаний о пожаре? Каковы были причины случившегося (на основе трёх сказок)? Была ли хозяйка виновата в пожаре? Подтвердите свой вывод цитатами из документов,
  4. Как связано содержание челобитной Нелидова (документ 1) со сказками свидетелей пожара на Кулишках?
  5. В чем городские власти видели основную причину пожара?  Отвечая, Опирайтесь текст челобитной и сказок. Почему пожарная служба была особо необходима в городах? Как подавался сигнал о пожаре?

Документ 5

Ценовая двору Д. Кондратьева в Кадашевской         Слободе и лавке в мучном ряду (2 октября 1656г.)

… Целовальник Пашка Трофимов и … Григорьев по указу Царя Алексея Михайловича и по указанию Земского приказа ценили и мерили Данилки Кондратьева Кодашевца двор …  И цена тому двору с землей и дворовами строениями пятнадцать рублей.

За Москвой – рекой в мучном ряду  лавка его же Данилки Кондратьева, и цена той лавке с лавочным местом двадцать шесть рублей.

Ценовую память писали подьячий Кузьма Чупиков … Федор Иванов руку приложил.

Понятия, требующие пояснения

Ценовая (память) – опись имущества, в которой содержались сведения о недвижимой собственности горожанина. Двор – в 17в. основное место жительства семьи. Это слово обозначало совокупность жилых и хозяйственных построек и занятый ими участок земли (обычно с огородом ,садом ). В документах двор часто выступает и как единица учета, обложения повинностями.

Целовальник – должностное лицо в Российском государстве 15-18 вв. мог избираться из посадских людей для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей . Целовальники называются так потому , что приносили присягу (целовали крест).

Вопросы и задания к документу 5

Читая документы и следуя алгоритму работы с историческими источниками

  1. В документе сказано, что имущество Д. Кондратьева оценивали по указу и по указанию Земского приказа. Как вы думаете, касались ли эти решения одного  Д.  Кондратьева? Поясните свою мысль. Для чего власти могли проводить опись имущества подданных?
  2. Д. Кондратьев владел в Москве лавкой в мучном ряду, т. е. Был купцом и заведомо человеком небедным. Каков, на Ваш взгляд, мог быть объем его торговых  операций? Насколько мог быть богат этот купец?

Документ 6

Челобитная старость Кадашевской слободы Р. Петрова и М. Макарьева о постройке новой Хамовной избы (1635 г.)

Царю государю… Михаилу Федоровичу бьют челом холопы твои государевы Кадашевской слободы старосты Родка Петров да Миронко Макарьев с товарищи. По твоему государеву указу поставлена хамовная изба после Московского разорения вскоре.  А  в той избе хамовники сидят за твоими хамовными делами, делают твои государевы полотна …  И ныне та хамовная изба истаяла и сгнила и твои государевы белые полотенные казны хамовникам делать негде. И зимой ту избу топить нельзя.

Милостивый государь царь Михаил Федорович, пожалуй нас, холопов твоих, и вели, государь, ту хамовную избу поставить новую, чтобы твоим государевым хамовным делам и полотенной казне… порухи в том не было.

(Государь указал поставить избу из полотенных денег.)

Понятия, требующие пояснения

Староста – в России 16-20 вв. выборное должностное лицо для руководства небольшими административно–территориальными единицами.

Хамовник – ткач – полотнянщик, скатерщик.  Хамовное дело – ткацкое, полотняное,  полотенное.

Хамовная изба – помещение, где работали хамовники.

Казна – государственные (царские) богатства (денежные суммы, имущества). В 17 в. были золотая, пушная, шубная и другие казны. Существовала также казна белая, бельевая (её составляли полотна, скатерти и т.п.).

Вопросы и задания к документу 6

Читая документы и следуя алгоритму работы с историческими источниками, ответьте на вопросы:

  1. Когда и где была поставлена упомянутая в документе хамовная изба? С какими историческими событиями было связано «Московское разорение»?
  2. Как был организован труд хамовников? Какие изделия они изготовляли? Считались   ли эти изделия ценностями? Что об этом можно прочесть в челобитной?                      
  3. Можно ли на основании  текста  документа определить степень квалификации ткачей хамовников? Свои предложения старайтесь обосновать.
  4. Несколько хамовное производство было важно для царя?
  5. Почему старосты почти в каждой фразе напоминают царю о его  первостепенной роли в организации хамовного дела? Только ли из почтения к монарху?

Документ 7

Челобитная мастеровых Печатного двора на объезжих голов, наряжающих на уличные караулы (10 апреля 1668г.)

… Царю государю Алексею Михайловичу бьют челом холопы твои, книг Печатного дела наборщики и все мастеровые люди. Работаем мы тебе, великому государю, бесплатно на Печатном дворе. И без нас, холопов твоих, женишек наших и детишек таскают объезжие головы на съезжие дворы, наряжают нас ... на уличные караулы. А мы за ту работу, которую выполняем, от уличных караулов освобождены... И есть у нас об этом твой прежний великого государя указ. Государю царь Алексей Михайлович, пожалуй нас по прежнему своему указу и не вели нас наряжать объезжим головам на уличные караулы…

        Понятия, требующие пояснения

Голова – название административной должности в России в 15–17 вв., например, объезжие, или объездные, головы  (см. также примечание к документу 1).

Съезжий двор, съезжая изба – канцелярия, местонахождение административного лица в городе.

Вопросы и задания к документу 7

Читая документы и следуя алгоритму работы с историческими источниками, ответьте на вопросы:

  1. Что говорят о своей работе мастеровые Печатного двора? Какую специальность они считают главной? Почему?
  2. На что жалуются мастеровые Печатного двора?
  3. С какой просьбой обращаются они к царю? Надеются  ли они, что их просьба будет удовлетворена? Почему Вы так думаете?
  4. В городе существовала полицейская служба. Какая из её обязанностей отражена в документе? Как выполнялось эта обязанность? Как к этому относилось городское население? Почему? Как Вы думаете, были ли у полицейской службы другие обязанности?
  5. Существовала ли полицейская служба только в Москве?

Документ 8

Челобитная мастера ствольного и замочного дела

А. Вяткина о пожаловании ему за всякую работишку

на приданое  дочеришкам (6 июня 1685 г.)

Царям государям и великим князьям Ивану Алексеевиче и Петру Алексеевичу … Бьет вам челом холоп ваш, мастер ствольного и замочного дела Оружейной палаты Афонька Вяткин… работал я, холоп ваш, в Оружейной палате многие годы отцу вашему… царю Алексею Михайловичу и брату вашему Федору Алексеевичу и ваш, великим государям, работаю в Оружейной палате всякие приказные дела… и у ваших государственных дел беспрестанно. А окромя вашего жалования и своего рукоделишка иного промыслишку нет … Да я, холоп ваш, от пожарного разорения да от смутного времени разорился вконец и залез в большие долги. А у меня меня две дочеришки девчонки. И присватываюсь к ним многие люди, а выдать замуж их за скудность своей не могу.        

Государи цари… Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, пожалуйте меня, холопа своего, за многую всякую работишку и за разорение для моей скудности дочеришкам моим девчонкам на приданное…

(Государи велели пожаловать ему за многие труды двадцать рублей и сделать об этом указ боярину князю Василию Васильевичу Голицыну со товарищи.)

Вопросы и задания к документу 8

Читая документ и следуя алгоритму работы с историческими источниками, ответьте на вопросы:

  1. К каким царям обращается А. Вяткин с челобитной? Что Вы можете рассказать о них (в особенности о Петре Алексеевиче)?
  2. Что говорит челобитчик о своей работе? В какой области он был специалистом? Где было место его работы?
  3. Как характеризуют А. Вяткина его слова о том, что многие годы он работал на царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича и продолжал работать на новых царей?
  4. А. Вяткин просит царей,  чтобы его пожаловали, т. е. помогли ему деньгами. Чем он мотивирует свою просьбу? Какие события имеет в виду А. Вяткин, говоря о том , что его разорению способствовало смутное время?
  5. Надеется ли А. Вяткин, что его просьба будет удовлетворена? Почему?
  6. Как бы вы охарактеризовали А. Вяткина?
  7. Есть ли нечто общее в отношении властей к А. Вяткину и к мастеровым Печатного двора?

От имени царей А. Вяткину было пожаловано 20 рублей. Как Вы думаете, была ли это большая сумма? Попробуйте провести самостоятельное исследование.        Для того чтобы установить истинную цену 20 рублей, их надо сравнить с каким - нибудь другим количеством денег, ценность которого известна. Используйте для этого сведения из уже знакомого вам документа 5.

5. Работа с документами  по теме:

«Россия во второй половине XVIII в.»

Цель:

1. Рассмотреть вопрос о положении крепостных крестьян Российской империи второй половины XVIII века

2. Развивать умение самостоятельно добывать факты, о которых свидетельствует документ;

 3. Развивать умение анализировать документальные свидетельства о прошлом.

Документ 1

О приеме в Сибирь на поселение от помещиков крестьян с зачетом их за рекрут. 1760, декабря 13

Объявляется во всенародное известие. Понеже в Сибирской Губернии и Иркутской Провинции, в Нерчинской уезде, состоят к поселению хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению Государственный интерес требует. Того ради Правительствующий Сенат Приказали

Публиковать во всем Государстве печатными указаниями:

Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женского полу, которые вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством, и прочим непристойным подерзостными поступками, многий вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе… примеры подают, таковых за оные непотребства, однако же годных крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь, принимать… от самих помещиков, или от и поверенных; а помещикам и их поверенным давать для зачета в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции, на таком основании, как при примерах рекрут бывают, без всяко продолжения, и не причиняя никаких убытков; а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с женами; а буде у коих из тех малолетние дети будут, кои сами помещики при отцах и матерях их на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны…, за мужской пол до 5 лет по 10 рублей, а от 5 до 15 лет по 20 рублей, а в 15 лет, не платя денег, зачитать в рекруты, а за детей, за женский пол платить деньги вполовину вышеозначенных…; при приеме предостерегать, дабы те отдаваемые люди и крестьяне были здоровые и не увечные; …

а при том бы от помещиков своих снабжены были, как мужского, так и женского пола, платьем и обувью на таком основании, как обыкновенно при рекрутских наборах чинится…

  (Пам. Ист. Крестьян, изд. Клочкова № 85, с. 131-3)

Вопросы и задания к документу 1

  1. Какие регионы страны определены для поселения крестьян?
  2. Выскажите ваши предположения о том, в чем же состоит «государственный интерес» в поселении крестьян в указанных регионах?
  3. Определяет ли документ границы и содержание предерзостного поведения крестьянина. Кто должен это определять?
  4. Каких крестьян разрешается помещикам ссылать? Почему именно эти категории названы в документе?
  5. Предположите, почему указ дает право помещикам заменить рекрутский набор ссыльными крестьянами? Как вы считаете, чем был вызван данный указ?

Документ 2

О приеме Адмиралтейской коллегии присылаемых от помещиков для смирения крепостных людей и об употреблении их в тяжкую работу.

1765 г. – Января 17.

Объявляется во всенародное известие. По Высочайшей Е. И. В. конфирмации, воспоследовавшей сего января 8 дня на поднесенный от Сената доклад, повелено, буде кто из помещиков людей своих по продерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской Коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят, и во всю ту оных людей в работе бытность довольствовать пущею и одеждою из казны равно с каторжными;

Когда ж помещики их пожелают обратно взять, то отдавать им беспрекословно, с тем только, если таковые по бытности своей в работе положенного платья и обуви срока не выносят, то оное от них отбирать казну.

(Клочков, № 97, с.133.)

Вопросы и задания к документу 2

  1. Какое право в отношении крепостных получают помещики в соответствии с этим указом?
  2. Определяет ли документ «предерзостное отношение» крепостных людей, за которое помещик может отправить их на каторжные работы?
  3. Определяется ли срок каторжных работ?
  4. Кто в соответствии с документом должен содержать каторжников?

Документ  3

О бытии помещичьим людям и крестьянам в повиновении и послушании у своих помещиков и о неподавании челобитен в собственныя Ея Величества руки.

1767 г. - Августа 22.

Уложенной главы 13 пункта недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче Е. И. В.  Во все народное известие. Хотя по Высочайшей Ея Имп. Вел. Конфирмации обнародованным от Сената января 19 дня прошлого 1765 года указом, в подтверждение многих прежде изданных, и объявлено, дабы никто Е. И. В. в собственные руки мимо учрежденных на то Правительств и определенных особо для того персон челобитен подавать отнюдь не отважился, под опасением преднаписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из  Дворян и не имеющих чинов осмелится Высочайшую Ея Вел. особу подачею в собственные руки челобитен утруждать:

то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц;

то за второе, наказание публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежнее жилища; а за третие преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты…

А буде и по обнародование сего Е. И. В. указа, которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не остаются, и в противность вышеизображенного 2-й Уложенной главы 13 пункта недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче Е. И. В. в собственныя руки подавать отважится: то как челобитчик, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом, и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск, с зачетом их помещикам и в рекруты. А для повсеместного о сем сведения и исполнения сей указ с получения онаго через целый месяц в каждом месте в праздничные и воскресные дни, а прошествии месяца ежегодно по одному разу во время храмовых праздников читать по всем церквям, дабы никто неведением отговариваться и в подобное сим последним преступникам несчастие спасть не мог.

Вопросы и задания к документу 3

  1. Кто имеет право подавать жалобы в собственные Ее Величества руки? Кому запрещено это делать?
  2. Какие наказания предусмотрены для незаконных челобитчиков?
  3. На кого запрещает жаловаться этот указ?
  4. Предположите, почему крестьянам запрещалось подавать жалобы на своих помещиков?
  5. Чем можно было объяснить такую жестокость по отношению к «жалобщикам»?

Документ  4

Из журнала (помещичьего) домашнего управления.   1763 – 1765 гг.

Более полунедель лежать не давать же; а кто сверх того пролежит более, за те дни не давать им своего

хлеба, столового запасу и указанного всего же; да из жалованья, что на те дни причтетца, вычитать без опущения; будущий 764 год из положенного жалования рубль; а ежели по сему исполнению и вычтено не будет (следует при№ 407. Нашим людям Алексею Крысину за незбирание кушать на стол, Матвею Павлову за отхождение из границы во время дневанья своего, не давать им указанного всего по недельке; а ежели по сему вычтено не будет, то у того у кого сей наш журнал, того сечь (плетьми) надровнях, давая по сто ударов нещадно.

№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, а он один сделал с чесноком, другую с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него каз о ста ударах плетьми, для журналиста, повторяемый для угрозы после каждого журнала).

№ 417. Впредь, ежели кто из людей ваших высечется плетьми на дровнях, дано будет сто ударов, а розгами дано будет семнадцать тысяч, таковые более одной недели лежать не давать; а которым дано будет плетьми по полусотне, а розгами по десяти тысяч, таковым   и ныне, сколько Николай Кинешенцев да Дмитрий Федоров от наказания плетьми пролежит сверх недели, за те дни вычесть у них положенную месячину да столовый запас из жалования, что причтетцы, вычесть да без опущения.

№ 446. …А готоветь и причащаться всех принуждать всякой год без пропуску. А ежели кто который год не будет готовить, того плетьми, а которые не причаститься, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз, не щадно…

№465. Девке Дарьи Степановной за худое топление кабинета нашего, что подле спальни, не давать в рождественской мясоед указанного всего семь дней скромных.

№510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищения платья не возьмётся щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пять тысяч раз нещадно…

(Вестник Европы. 1871, т.I, с. 510-512.)

Вопросы и задания к документу 4

1. На основе данных журнала домашнего управления составьте таблицу:

Поступки крестьян

Наказания

2. На основе таблицы сопоставьте тяжесть провинностей и меру наказания на них. Сформулируйте выводы, к которым вы пришли на основе сопоставления.

3. Какую цель преследовал помещик, устанавливая такие наказания? Можно ли назвать его самодуром?

Заключение

Работа с документами закончена. Какую информацию получили обучающиеся  из этих источников?

Прежде всего, студенты смогли услышать несколько подлинных голосов людей, живших в 17 веке, познакомится с конкретными лицами на основании их собственных высказываний или суждений окружающих, ценить их личные качества. Знакомясь с событиями частной жизни, учащиеся получают возможность почерпнуть из источников и скрытую информацию об общегородских и даже общегосударственных порядках, о работе государственных органов власти, о развитии мануфактурного производства,  о положении крепостных крестьян  т.д.  На основе челобитных учащиеся составили представление об организации пожарной службы в городах. Это относится и к службе полицейской – ведь о ее методах сообщают в своей челобитной мастеровые Печатного двора.     Работа с документами позволяет окунуться в атмосферу далекого 17 -18 века и найти связь с современностью.

Таким образом, правильная организация работы с документами позволит  добиться поставленных целей и, возможно, завязать «узелок» интереса к  отечественной истории

Список литературы

1. Аппарович Н.И. Говорят люди XVII века.- Москва.: Глобус, 2004

2. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. № 5

3. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе . 2003. №3.

4. Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003.- 48 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для педагогов "ДПИ"и "ИЗО" к занятиям по теме"Дымковская игрушка"

1.Из истории Дымковской игрушки.2.План работы по знакомству детей с Дымковкой игрушкой.3.Первый год обучения по теме.4.Особенности второго года обучения.5.Выводы....

Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики

Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...

Методические рекомендации по профилактике травматизма на учебно-тренировочных занятиях

Выступление на педагогическом совете по теме "Профилактика травматизма на учебно-тренировочных занятиях" будет интересно учителям физической культуры, администраторам школ...

Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.

В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны  общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....

Методические рекомендации к работе с информационными источниками на учебной дисциплине «Русский язык»

Методические рекомендации к работе с информационными источниками на учебной дисциплине «Русский язык»...

Методические рекомендации по мониторингу общих компетенций на учебных занятиях (на примере русского языка и литературы)

Методические рекомендации по  мониторингу общих компетенций  на учебных занятиях  (на примере русского языка и литературы) представлены из двух частей. Первая глава освещает вопросы тео...