Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)
статья по истории на тему

Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были

жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

И. Бауэр

В статье представлен  опыт работы по изучению истории Холокоста в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_istorii_holokosta.docx903.23 КБ

Предварительный просмотр:

Макарцова Светлана Федоровна

учитель истории МОУ СОШ № 13

        Использование материала по истории Холокоста с целью формирования гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения. (Из опыта работы)

Память о Холокосте необходима,

чтобы наши дети никогда не были

жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

И. Бауэр

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории предполагает изучение темы «Холокост» в курсе Всеобщей истории на уроках в 9 классе наряду с такими вопросами, как «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида». (5). На изучение темы «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война» отводится так мало времени, а учителям так много надо и хочется рассказать… В результате наши школьники не всегда имеют представление о том, что такое Холокост. Не имеют представления не только дети, но и их родители... Не всегда в полной мере владеет этой темой и учитель, т.к. на уровне государства о Холокосте заговорили совсем недавно.

        Термин «Холокост» - «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение» - в современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933 - 1945 гг. (6).

        Хочется обратить внимание учителей на эту актуальную для нашего многонационального, поликонфессионального государства тему.

Прошло уже 70 лет после окончания войны, выросло не одно поколение людей, не знавших ее ужасов. Все меньше становится свидетелей тех страшных лет. Можно говорить о нарастании проявлений неуважения, взаимной ненависти разных народов, конфессий в современном обществе. В Европе и даже в России среди молодежи распространяются идеи национализма, антисемитизма. То в одном, то в другом издании, появляются сообщения о том, что осквернены памятники, в том числе памятники жертвам войны. История Холокоста заставляет задуматься о судьбе целого народа, сопереживать, сочувствовать, плакать от жалости... Изучение темы способствует воспитанию толерантности, формирует гражданско – патриотическую позицию подрастающего поколения.

Государство провозгласило важнейшей целью современного отечественного образования «воспитание, социально - педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина  России», принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.» (4). Обращение к истории Холокоста позволяет педагогу найти богатый фактический материал, на основании которого можно воспитывать Гражданина.

        Изучение этой темы - дань уважения тем, кто в тяжелые годы войны не стал равнодушным, кто сделал свой нравственный выбор и, рискуя своей жизнью, а часто и жизнью своих близких, спасал людей от гибели, стал Праведником народов мира.

        Сегодня, благодаря деятельности научно-просветительного центра «Холокост», российский учитель имеет в своем распоряжении обширную научную и методическую литературу.(1; 2; 3). Документы, фото- и видеоматериалы, методические рекомендации по преподаванию темы, художественные произведения можно найти на сайтах Центра и Фонда «Холокост» и мемориального комплекса истории Холокоста (Шоа) Яд Вашем (7). При Яд Вашем с 1993 г. действует Международная школа преподавания и изучения Катастрофы, где каждый российский учитель может окончить виртуальные курсы по истории Холокоста. Для учителей организуются семинары в Москве и даже в Израиле.

         История Второй мировой и Великой Отечественной войны по программе изучается только в 9 классе. На уроках учащиеся получат знания об этом периоде. Эмоциональное восприятие этих событий и общее представление должно формироваться значительно раньше, начиная с начальной школы, поэтому основную роль здесь должна играть внеклассная работа.

        В данном выступлении я хочу остановиться на возможностях использования материала по истории Катастрофы во внеклассной работе. Принято считать, что преподаванием темы Холокост должен заниматься учитель истории. Мне кажется, что это работа всего педагогического коллектива: совместная работа классных руководителей, учителей литературы, иностранного языка, мхк, опирающаяся на заинтересованную позицию администрации. В течение всего учебного года учителя имеют возможность обращаться к истории Холокоста, планировать мероприятия и конкретные темы, формы, средства, методы работы, межпредметные связи, участие социальных партнёров и т.д. В результате совместной работы складывается система работы по изучению истории Холокоста.

        Работая по данной теме, следует очень тщательно относиться к отбору конкретного материала. Основные принципы отбора содержания: соответствие содержания целям и задачам мероприятия, опора на эмоционально – образную сферу ребенка и т.д. Но здесь есть и очень важные особенности. Преподаватели международной школы Яд Вашем рекомендуют обратить внимание на наглядный материал: не пугать младших школьников страшными фотографиями. В начальной школе начинать разговор о Холокосте лучше всего с обсуждения историй с благополучным концом. Суть Холокоста предлагается показать через судьбу одного конкретного человека.

         Конкретные формы и методы работы зависят, прежде всего, от возраста и особенностей класса.

Самой распространенной формой внеклассной работы является тематический классный час. 

        В течение нескольких лет в нашей школе проходят Дни памяти: 3 сентября – День памяти жертв Беслана; 9-10 ноября - Хрустальная ночь; 27 января – международный День памяти жертв Холокоста; 11 апреля – международный День памяти узников фашистских концлагерей. В эти Дни на занятиях обучающиеся говорят о недопустимости проявлений национализма и антисемитизма, вспоминают события Холокоста. Этот материал можно использовать и на других классных часах.

        На неделе правовых знаний, посвященных Конвенции о правах ребенка (20 ноября), можно говорить о нарушении прав человека на примере истории Холокоста. Например, предложить детям обсудить задачку из нацистского учебника математики. (Приложение 2).

        16 ноября - Международный День толерантности. В этот день работаем над понятием «толерантность», раскрываем сущность толерантного и интолерантного поведения. Этот классный час можно провести, опираясь на документы по истории Второй мировой войны. Обучающимся предлагается поработать с текстами и фотографиями, иллюстрирующими политику Германии по отношению к евреям в разные годы: в 1933, 1935, 1938, 1942.  (Приложение 1). Обучающиеся должны внимательно прочитать исторические документы, проанализировать, сформулировать цель политики нацистов по отношению к еврейскому населению на определенном этапе. Дети сами способны проследить, как по мере развития и усиления нацистского режима «уточнялся» подход к «решению еврейского вопроса». А результаты такой политики можно показать, используя сухой язык цифр. Основные положения политики нацистской Германии по отношению к низшим расам (в том числе и славянам) можно сравнить с принципами, закрепленными в Декларации толерантности (1995 г.). Вывод обучающиеся делают сами. Учитель на таком уроке только направляет ребят. На основе знаний, которые дети получили в ходе урока, формируются убеждения и гражданская позиция подрастающего поколения.

В рамках исследовательско - информационной работы в нашей школе работают лекторские группы. На классные часы с небольшими сообщениями приходят учащиеся 7-11 классов. Они самостоятельно изучают материал, готовят презентации. Цель таких выступлений – дать информацию обучающимся об исторических событиях. Лекторская группа выступает в классах, уже знакомых с историей Холокоста. Темы выступлений: «Дневник, залитый кровью ран…(Судьба Анны Франк)», Правила жизни и смерти. (О Януше Корчаке)», «Праведники мира», «Хрустальная ночь».

Традиционным стало проведение в Дни памяти литературно – музыкальных композиций. Одна из задач данных мероприятий - вызвать эмоциональный отклик у обучающих, эмоциональное неприятие всех форм национализма.

В последние годы в школах практически перестали проходить читательские конференции: дети не читают художественную литературу. В нашей школе проходит просмотр и обсуждение фильмов, приуроченные к Дням памяти. Перед просмотром дается небольшая справка о фильме. Смотрим фильм и все вместе пытаемся разобраться в событиях. Иногда обсуждение фильма переносится на другое время, потому что говорить сразу после просмотра никто не может. Хорошие фильмы есть: «Мальчик в полосатой пижаме», «Лики смерти», «Помни имя свое», «Список Киселева», «Список Шиндлера» и др. При подготовке читательско - зрительской конференции группа учащихся заранее просматривает фильм и готовит краткие выступления. Здесь как раз очень важны межпредметные связи. Учитель истории дает необходимые пояснения, связывает художественный фильм с конкретными историческими событиями, на уроках русского языка обучающиеся пишут отзыв или эссе, на уроках ИЗО – воплощают свои впечатления в зрительные образы.

На сайте Яд Вашем есть документальные фильмы, созданные ведущими режиссерами мира на основе свидетельств о Холокосте. Фонд Спилберга в течение несколько лет собирает воспоминания выживших в Катастрофе. Фильмы – истории конкретных людей: родители, детство, страшные дни войны, спасение. Окружающие люди: равнодушные, занятые своими делами обыватели, обыкновенные палачи и те, кто не прошел мимо, рискую жизнью своей и своих близких. Эти фильмы можно смотреть целиком, а можно организовать работу над каким- то конкретным фрагментом.

Большую роль в воспитательной работе играют экскурсии. В Ярославле есть прекрасная возможность познакомиться с материалами музея Холокоста в еврейском национальном центре. Здесь обучающиеся посещают еще и синагогу, где узнают много нового и интересного о культуре и религии еврейского народа. После экскурсии ребята оставляют свои отзывы.

В старших классах широко используются такие формы работы, как диспут или дебаты. Участвуя в диспуте, обучающиеся учатся формулировать свою точку зрения, находить аргументы и отстаивать свою позицию. На внеклассных мероприятиях тема диспута объявляется заранее, класс делится на 2 основные группы. Каждая группа самостоятельно изучает вопрос, формулирует аргументы и находит факты. На диспуте каждая сторона освещает свою точку зрения. При подготовке к диспуту обучающиеся используют все виды источников. В качестве тем для обсуждения можно взять всем известные высказывания политических деятелей, историков о Холокосте, строчки из стихотворений.

Изучение темы на внеклассных мероприятиях и на уроках обязательно должно опираться на исторические источники, особенно в средней и старшей школе. На основе текстов по истории Холокоста можно организовать так называемую текстовую дискуссию. Учащиеся читают документы, представляющие разные точки зрения, определяют свою позицию и пытаются ее аргументировать, используя цитаты текста, знания истории и свой жизненный опыт. Особенно сложно сформулировать и определить свою позицию, когда надо сделать моральный выбор, когда речь идет о Праведниках народов мира. Можно обсудить рассказ о жителях г. Новозыбкова Сафоновых, которые, имея своих двух детей, рискуя их и своей жизнью, прятали в своем сарае 8 евреев. По доносу предателя они были арестованы, их пытали, но не добились признания и расстреляли. (2).

Если в школе есть возможность, то на основе учебного пособия И. А. Альтмана, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак (1) учитель может разработать и провести в старшей школе полноценный элективный курс или курс по выбору по истории Холокоста на территории СССР. Этот курс даст возможность поработать с документами, обсудить морально – этические проблемы, которые приходилось решать и немцам, и евреям, и представителям других национальностей в то время.

Каким образом можно определить результаты работы по теме? Здесь надо выделить две составляющие: предметные результаты и личностные. Предметные результаты можно будет проверить на уроках истории. Труднее оценить личностные результаты.

Преподавание темы Холокоста требует от учителя помимо знаний исторических и методических еще и эмоционального напряжения. Говорить о Катастрофе тяжело, но мне кажется, необходимо. Мы должны дать детям конкретные знания о событиях Второй мировой войны, одной из страшных страниц которой была трагедия еврейского народа. Мы обязаны подвести их к выводу о том, что события прошлого могут повториться, если мы не будем о них помнить, что Холокост – «горькое предостережение нынешним поколениям» (5).

Материал по истории Холокоста обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет учителю помочь ребенку сделать осознанный нравственный выбор, воспитывает уважительное отношение к представителям разных национальностей, религий и культур, формирует гражданскую позицию.

Во всех школах обучающиеся активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью. Объектом исследования может быть история Холокоста. Ежегодно Центр и Фонд Холокост проводит Международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей "Память о Холокосте – путь к толерантности". Начался прием работ на XV конкурс. Можно отправлять не только исследовательские работы, но и творческие: эссе, стихи, рисунки. В прошлом году во многих областях прошли региональные этапы конкурса. К сожалению, у нас пока регионального этапа нет. Специалисты департамента мэрии г. Ярославля рассматривают вопрос о проведении городского этапа конкурса, я надеюсь, что он будет проводиться.

Информационные источники

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е, Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие для средней общеобразовательной школы.- М.: Фонд «Холокост», 2001;
  2.  Альтман И.А.,  Полторак Д. И. Методические рекомендации к учебному пособию « Праведники Народов мира. Россия. 1941-1945». 9-11 классы. Нравственные уроки. – М.: Русское слово, 2011;
  3. Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней;
  4. Данилюк А.Я., Кондаков  А.М., Тишков  В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, - М.: Просвещение, 2009;
  5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)
  6. Сайт Центр и фонд Холокост. - http://www.holocf.ru/
  7. Сайт Яд Вашем - http://www.yadvashem.org/yv/ru/

Приложение 1.

Фрагмент тематического классного часа , посвященного Дню толерантности.

 Учащиеся получают выдержки из документов, иллюстрирующих политику Германии по отношению к евреям на разных этапах:

  1. . текст о политике «расовой гигиены», проводимой в Германии в 30-х годах;
  2. фотография, изображающая немецкого солдата рядом с еврейским магазином и надписью «Немцы! Будьте осторожны! Не покупайте у евреев!»;
  3. выдержки из Нюрнбергских законов 1935 г., лишившие немецких евреев их гражданского статуса;
  4. текст о политике 1938-1939 гг., нацеленной на принудительную эмиграцию евреев из Германии;
  5. выдержки из протокола совещания 20 января 1942 г. в Ванзее «О проведении мероприятий для окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния»

Задание:

  1. Внимательно прочитайте документы. Какую цель преследовало правительство нацистской Германии по отношению к евреям на каждом этапе?
  2. Сделай вывод, как по мере развития и усиления нацистского режима «уточнялся» подход к «решению еврейского вопроса».
  3. Как относилось к проводимой политике население Германии?
  4.  Что вы знаете о результатах такой политики ?
  5.  Сравни основные принципы политики нацистской Германии по отношению к низшим расам (в том числе и славянам) с принципами, закрепленными в Декларации толерантности (1995 г.).

 Документы опубликованы на сайте Яд Вашем - http://www.yadvashem.org/yv/ru/

1.«Юдише рундшау», 16 июня 1933 года.

 
Что приходится терпеть еврейскому ребенку в немецкой школе?
 
В школах нового рейха изменились не только ученики, но и учителя; добавление новых предметов перекроило учебную программу. [...] Изменения в поведении учителей и в учебной программе соответствуют переменам, происходящим с одноклассниками наших детей. […] Как правило, это дети родителей, которые вот уже 14 лет постоянно слышат, что война была проиграна из-за евреев, и что во всех несчастьях послевоенных лет виноваты тоже евреи. Неудивительно поэтому, что мальчики пишут на доске «Евреи, убирайтесь, а то пожалеете». Неудивительно, что девочки приветствуют одноклассницу словами: «Что тебе здесь нужно, Штеффи? Мы не хотим тебя видеть». Неудивительно, что для евреев ввели специальные «еврейские скамьи» (Judenbaenke), чтобы подчеркнуть разделение между учениками-евреями и христианами.

 

«Юдише рундшау» (Juedische Rundschau) - журнал еврейского сионистского движения в Германии.

2. Берлин, Германия, 1 апреля 1933 года.

Охранник из СА у еврейского магазина в Берлине. Объявление гласит: «Немцы! Будьте осторожны! Не покупайте у евреев!».

Архив Яд Вашем, 4613/508

3.Нюрнбергские законы.1935 г.

«Закон о гражданстве Рейха», «Закон о защите немецкой крови и чести».

I) О том, кто может считаться гражданином Германии:
Гражданином Рейха является подданный государства немецкой или близкой ей крови, своим поведением доказавший, что он готов и достоин верно служить немецкому народу и Рейху.
II) Несколько параграфов из Закона о защите немецкой крови и чести:
1) Браки между евреями и подданными Германии немецкой или близкой ей крови запрещаются. Браки, заключенные вопреки этому закону, недействительны, даже если они заключены за границей, чтобы обойти закон.
2) Процедура расторжения брака может производиться только по требованию государственного прокурора.
Евреи не имеют права использовать в качестве прислуги женщин младше 45 лет, являющихся подданными Германии немецкой или близкой ей крови...

Нюрнберг, 15 сентября 1935 года

(Yitzhak Arad, Yisrael Gutman, Abraham Margaliot (Eds.), Documents on the Holocaust, Selected Sources on the Destruction of the Jews of Germany and Austria, Poland and the Soviet Union, Yad Vashem, Jerusalem 1981, pp. 77, 78.)

4. В ноябре 1938 года власти устроили погром, вошедший в историю под названием «Хрустальная ночь». Они утверждали, что это якобы спонтанная реакция народа на убийство в Париже немецкого дипломата еврейским студентом Гершлем Гриншпаном, семья которого за несколько дней до этого была изгнана из Германии в Польшу. Во время бесчинств погрома было убито более 90 евреев; сотни были ранены. Погромщики жгли и оскверняли синагоги, грабили магазины, принадлежавшие евреям. Антиеврейская агрессия подобного масштаба была беспрецедентна. Еврейскую общину обязали выплатить контрибуцию в один миллиард марок, около 26 тысяч евреев впервые были отправлены в концентрационные лагеря лишь за то, что были евреями. На этом этапе целью нацистской антисемитской политики была принудительная эмиграция. Евреев, арестованных во время ноябрьских погромов, выпускали, если они могли предъявить визу в другую страну. Герман Геринг, один из наиболее могущественных людей в нацистской партийной иерархии, заявлял: «Я не хотел бы быть евреем в Германии».

Saul Friedlaender, Nazi Germany and the Jews, New York: Harper Collins, 1997, preface.

Приложение 2.

Из нацистского учебника математики. (6)

Содержание одного душевнобольного в день обходится в 4 рейхсмарки, одного инвалида – в 5,50 рейхсмарки, а одного преступника – в 3,50 рейхсмарки. Зачастую государственный служащий зарабатывает лишь 4 рейхсмарки в день, мелкий клерк – 3,50 рейхсмарок, а неквалифицированный рабочий – менее 2 рейхсмарок.

(a) Составьте график, отражающий эти данные.
Согласно существующим оценкам, в специализированных заведениях Германии находится 300 тысяч душевнобольных, эпилептиков и т. п.
(б) Сколько семей могли бы получить ссуду в тысячу рейхсмарок вместо этих расходов?

Irena Steinfeldt, How Was It Humanly Possible? Jerusalem: Yad Vashem, 2002, p. 23.

Приложение 3.

C:\Documents and Settings\Владелец\Мои документы\Downloads\3.JPG

 2013г. Литературно – музыкальная композиция «Помните…», посвященная  международному Дню памяти  узников фашистских  концлагерей.

D:\мама\Холокост\сайт школы\Хрустальная ночь\IMG_1778.JPG

2014 г. Итог тематического классного часа. Дети пришли к выводу о том, что события «Хрустальной ночи» могут повториться, если люди будут равнодушны, если будут верить в исключительность своей нации и в превосходство одной нации над другой.

«Хрустальная ночь»  должна быть уроком для людей», «О событиях той ночи нельзя забывать»,- так писали ребята в своих обращениях к одноклассникам.

D:\мама\Холокост\27.01. на сайт\260120153110.jpg

2015 г. Тематический классный час, посвященный Анне Франк. Лекторская группа: Крылова Анастасия и Козырев Николай.

2014 г. Экскурсия в музей Холокоста.

D:\мама\фото\6 класс 2013-2014\01.27.2014 Центр еврейский\270120142311.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему  формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...

Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания

В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции. Ведь сегодня наша страна проживает не самые легкие времена, когда вокруг идут гражданские войны,поэтому данная проблема очень актуал...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы)

В статье представлены материалы в рамках проведения Всероссийской научно-патриотической конференции «Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения»,где особое...