Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.
статья по истории (11 класс) на тему

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическому воспитанию учащихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_istoricheskogo_obrazovaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи.

   История традиционно является одной из важнейших дисциплин школьного образования и составляет основу мировоззренческой личности, её гражданской идентичности, гуманитарной культуры человека, следовательно, и общества в целом.

   Изучение истории направлено на достижение множества воспитательных целей, среди которых в настоящее время наибольшую значимость приобретают — воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, в общем всего того, что раньше называлось простым и ёмким понятием — патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в современной школе не мыслимо без воспитания учащихся в духе толерантности, где формирующую роль выполняет материал, отражающий политические, социальные и культурные аспекты прошлого, историю войн, восстаний и революций, общественных отношений и общественной мысли, исторического сознания и образа жизни. Конечно «... патриотическое воспитание может осуществляется и на материале зарубежной истории. Но ведущей остаётся роль отечественной истории.»*

                                                     О.В. Волобуев (доктор исторических наук, автор

                                                                                учебника «Россия и мир» 11 кл.)

   Обсуждая концепцию школьного исторического образования на Совете по проблемам школьного исторического образования академик РАО В.И. Купцов в своём выступлении высказал следующую мысль: «В современном мире — кризис этических норм, массовая культура ликвидировала ценности, которые вырабатывались в истории. Поэтому сегодня основная задача предмета истории — формировать систему ценностей.»** Не совсем понятно, считает академик, почему должны возникать проблемы с формированием патриотизма в великой стране, обладающей выдающейся культурой и наукой. Но, как бы не хотелось согласиться с

В.И.Купцовым, мы не можем не признать, что проблемы есть. Нас не могут не волновать рост националистических настроений среди российской молодёжи, усиление стремления большой части общества к «сильной руке», к обеспечению порядка любыми, самыми жестокими средствами. Нарисованные на стенах свастики и националистические призывы, осквернение памятников погибшим на войне, торговля орденами, к сожалению, не так уж редки в стране, победившей фашизм. Именно поэтому проектный урок «Итоги и уроки Великой Отечественной войны (на материалах Красносельского района Санкт-Петербурга), мы начали со стихотворения поэта Дмитрия Плоткина «Возвращение Гитлера»

Шагают мальчики с портретами Адольфа

        Не по Берлинской — по Московской мостовой                                                                 Потомки тех, кто на штыки «Вервольфа»

Шел в свой последний и священный бой.                                                                              

 

Шагают парни — бритые затылки -

И за бесценок души продают.                                                                                                                  Пусты глазницы! Серые ухмылки

В зелёных душах чёрный бред куют.

В сырой земле покоятся солдаты,

Но душам их неймётся в синеве.

С портретом Гитлера безусые ребята                                                                                    Шагают по беспамятной Москве.

 Идею урока мы реализовывали совместно с учащимися 8-10 классов, приглашая участников проекта на урок в 9 класс. Принципиально важно для нас было, чтобы дети не являлись пассивными исполнителями наших заданий, а проводили самостоятельное исследование.  Это наш первый опыт «совместного» урока, но он оправдал себя полностью. Важной частью проекта мы считаем маленькие выступления ребят, зачастую с самостоятельной презентацией, о своих родственниках, переживших войну. Ребята говорили не только о тех, кто не вернулся с войны, но и о тех. кто был в плену, был несправедливо репрессирован, работал в тылу и, конечно, просто выживал в блокаду. Важнейшими принципами подготовки такого урока являлись неподдельный интерес и сопричастность ребят к его подготовке и проведению.

   Конечно, нельзя сводить патриотическое воспитание только к темам войны, а здесь

дела обстоят на много сложнее. Историческая общественность вынуждена признать, что реализация доминирующей в России модели содержания исторического образования затруднена недостаточной мотивацией значительной части школьников

к историческому познанию, восприятию истории. МО учителей истории нашей гимназии сталкивается с теми же проблемами и ставит перед собой те же задачи, приоритетной из которых является воспитание любви к отечеству и толерантности.

Остановимся на некоторых примерах нашей попытки в решении выше сказанных задач. Прошедший 2012 год был объявлен правительством России годом истории и действительно редко на один отрезок времени выпадает столько «круглых» дат, сколько мы отметили в 2012 году:                                                                                                  

  1.   IX век - «История государства Российского» - её начало и становление     государства Киевская Русь, основатели и создатели, а самое главное, различие   взглядов на это историческое событие. Учителями истории был разработан внутришкольный проект-исследование о начальном этапе российской государственности. Было принято решение не ограничиваться одной точкой зрения, а ознакомить учащихся с многообразием мнений историков поэтому, всё ещё актуальному вопросу и сообщить все главные теории о происхождении Руси. Ученики 8 -11 классов самостоятельно работали над проектами, которые представили на гимназической конференции «Откуда есть пошла Русская земля». Каждый проект сопровождался презентацией. Лучшие работы были опубликованы в Интернете в социальной сети работников образования. В ходе конференции возникла идея продолжить знакомство с историческими версиями. включив в работу учеников 6-7 классов. Ученики, чьи работы были признаны лучшими, провели в этих классах проектные уроки по заданной теме, а слушатели выступали сами и рецензировали выступления старшеклассников.                                                        

   2.  События XIII века тоже стали объектом внимания гимназистов. Напомнив, что христианская вера и просвещение стали основанием прочного внутреннего единства Руси, мы продолжили проектную работу по непростым вопросам деятельности князя Александра Невского. Его дружба с татарами, тончайшие дипломатические ходы и великое сражение за веру и свободу в1242 году, также стали объектами исследования учеников. Не была забыта и оценка, данная князю Львом Гумилёвым, столетие которого тоже пришлось на этот год и по работам которого было проведено исследование. Проект-исследование стал призёром городского конкурса «Открывая Гумилёва».                                \3. XVII    век, Смута и снова «круглая» дата — 1612 год. Уже в начале ХХ века актуальны становится вопрос о Смутном времени , в истории которого особое внимание обращали на «определение роли сословий в развитии Смут и восстановлении порядка».***  Мы знакомили учащихся со всеми основными гипотезами по ключевым вопросам этого периода, рассматривая православие в истории России с точки зрения его, консолидирующей общество и государство, культурной роли.                                                                                                                       3.    И, конечно, 1812 год. Внимание российской общественности более всего было приковано к этой дате. Этому событию мы посвятили традиционную гуманитарную олимпиаду в нашей гимназии, 156 старшеклассников приняли участие в международной олимпиаде, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Мы подготовили открытие традиционного рождественского бала спектаклем «Гусарская баллада». В рамках проекта «Старшие младшим», наши ученики организовали выставку «Русское оружие XII – XVII веков», провели у учеников младших классов тематические классные часы и уроки.

С разработкой данного проекта мы, учителя истории приняли участие во всероссийском конкурсе «Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях» и получили диплом III степени.

   Благодатную тему для нового проекта, связанного с воспитанием гражданственности, дал 2013 год. Новый межшкольный проект - «400 лет династии Романовых». В ряде проектных заданий вместе снами приняли участие учителя истории школы 285 и школы 380. А в своей гимназии мы работали совместно с учителями МО английского языка и информатики. Чтобы обеспечить высокий уровень преподавания истории, необходимо активно опираться на знания других курсов. Нет сомнения, что разносторонние межпредметные связи способствуют совершенствованию исторического образования в школе. В проекте были задействованы все ученики 8 -10 классов. С учителями английского языка был разработан проект «Календарь истории»: династия Романовых и династии Европы XVII и XX века. С учителями информатики проведён конкурс на лучшую презентацию по теме «400 лет династии Романовых», а с учениками всех классов конкурс на лучшее эссе на тему «Кого я считаю лучшим правителем из династии Романовых» . Эссе — задание высокого уровня, успешно написать эссе может лишь ученик знания. умения и навыки которого соответствуют предъявляемым требованиям. Тем приятнее, что большинство из участников справились с заданием. Мы ставили перед собой задачу через творческое сочинение по истории напомнить о великих делах и свершениях наших предков. ибо воплощённая деятельность великих правителей — это деяния народа и слава Родины. Нас не покидает надежда, что вся проделанная МО работа оставила в душах и сердцах наших учеников чувство глубокого уважения к деятельности наших предков и гордости за великий народ и страну, к судьбе которых они причастны.

Литература:

  • * ПИОШ. 2009. №7. с.22
  • **ПИОШ. 2013. №2. с.37
  • *** ПИОШ. 2012.№7. с. 50
  • Полат Е.С, Как рождается проект. М.,1995.
  • Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002.

      Учителя истории гимназии №399 Зарандия Л.С. Абрамова А.А.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи

Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов.  Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...

Статья на тему: "Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи".

Тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа....

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы....

Патриотическое воспитание молодёжи посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района Санкт-Петербурга Явдошенко Александры АлександровныВоспитание патриотизма – это неустанная работа по создани...

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы

Художественная литература как средство патриотического воспитания молодёжи на уроках литературы...