План-конспект "Древнерусское государство"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Степанцова Елена Викторовна

Тема урока «Формирование государства у восточных славян в VIIIX вв.»

 

Цели урока:

познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

 

1) образовательные задачи:

ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

выяснить систему управления Древнерусским государством.

 

2) развивающие задачи:

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

развивать умение работать в группах.

 

3) Воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk._urok_obrazovanie_gosudarstva.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока «Формирование государства у восточных славян в VII – IX вв.»

Цели урока:

познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

развивать умение работать в группах.

3) Воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

Основные понятия:

Норманнская теория, «военная демократия», полюдье, дань, государство.

Важнейшие даты:

- первая половина IX в. – первое упоминание о государстве Русь;

- 860 г. – нападение руссов на Константинополь;

- 862 г. – начало княжения Рюрика в Новгороде;

- 882 г. объединение Руси под властью князя Олега.

- 907, 911 гг. торговые договоры Византии и Руси.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX –XI вв.», ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация (приложение 1).

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Актуализация новой темы.
  3. Изучение новой темы:
  1. Первые упоминания о государстве Русь.
  2. «Норманнская теория» и ее значение.
  3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров Руси.
  4. Основные направления внешней политики.
  1. Подведение итогов (домашнее задание, выставление оценок).

   

      Мы постоянно обращаемся к истории нашего государства. В жизни каждого народа есть эпохальные события, которые влияют на его дальнейшее развитие. С одним из таких ключевых моментов мы познакомимся сегодня. Это - образование государства у восточных славян.

     СЛАЙД 1

     Для лучшего усвоения материала предлагаю вспомнить изученное ранее. Для этого работаем с карточками-заданиями.

- Карточка № 1 поможет уточнить наши знания о занятиях, верованиях, соседях наших предков.

  ( Работают 2 ученика)

-  Карточка № 2 расскажет о расселении восточных славян. (работает вариант 1)

- Карточка № 3 – даст сведения о нашем крае. (работает вариант 2)

                                                                                                                        Карточка  № 1.

Славяне в V-VIII вв.

1. Укажите основные виды деятельности восточных славян:

а) земледелие;                   б) виноделие;                       в) охота;                    г) собирательство.

2. К родоплеменной знати славян относятся:

а) вождь, старейшины, жрецы;                                     б) князь, старейшины, жрецы-волхвы;

г) король, старейшины, дружина;                                 г) хан, старейшины, шаманы.

3. Восточные славяне вели оживленную торговлю с другими странами и народами. Они торговали:

а) ювелирными изделиями, воском, мехами;                 б) солью, рыбой, воском, мехами;

в) оружием, воском, пенькой;                                       г) оружием, вином, зерном.

4. Восточные славяне исповедовали:

а) христианство;            б) ислам;                     в) буддизм;                     г) язычество.

5. Народное собрание у восточных славян называлось:

а) агора;                          б) вече;                      в) тинг;                           г) совет.

6. Прародиной славян считается область рек:

а) Одера, Дуная, Вислы, Днепра;                          

б) Вислы, Днепра, Оби, Рейна;

в) Вислы, Дона, Волги, Рейна.

7. Славянские племена вынуждены были обороняться от:

а) гуннов;                        б) тюрков;                   в) антов;                        г) печенегов.

8. Укажите маршрут знаменитого торгового пути из « варяг в греки»:

а) Ладожское озеро – р. Волхов, - р. Днепр – Черное море;

б) Белое море – р. Нева – Ладожское озеро – р. Днепр – Черное море;

в) Балтийское море – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Днепр – Черное море.

9. «Огненный змей» в сказках и легендах славян символизировал:

а) верховное божество;             б) набеги степняков;                     в) духов.

10. В древних источниках описание славян мы встречаем у писателей:

а) римских;     б) византийских;                  в) арабских;                 г) верны все ответы.

Ответы: 1 –а;  2 – б;  3- б;  4 – г;  5 – б;  6 – а;  7 – г;  8 – в;  9 – б;  10 – г.  

                                                                                                                                Карточка № 2.

 Расселение восточнославянских племен

Название племенного союза

                                                    Место расселения

Среднее течение Днепра

Древляне

Дреговичи

Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк

Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород.

Северяне

Радимичи

По рекам Сож и Сейм.

Кривичи

В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги. Основали города Ростов и Суздаль

Волыняне

По реке Буг

Уличи

Нижнее Поднепровье, побережье Черного моря

Между реками Днестр и Прут

                                                                                                                                             Карточка № 3.

      С классом работаем по отрывку из книги «История Курской области».

Материал из книги «История Курской области». (стр. 9 – 10)

    К IV-  V векам относятся богатые погребения, случайно обнаруженные в 1919 и 1927 гг. местными жителями у села Большой Каменец, в верховьях реки Суджи. Кто именно и по какому обряду здесь был похоронен, точно выяснить не удалось, так как о находках стало известно очень поздно: к приезду археологов все было разорено и перекопано, сохранилось несколько предметов, среди них золотая цепь длинной свыше двух метров, золотая шейная гривна, золотые браслеты, кольца, серебряный сосуд византийской работы с фигурами девяти муз и конские нагрудники. Изучение сосуда показало, что он был изготовлен в самом начале V века в одной из византийских мастерских. Однако похоронены были не византийцы (их никогда не было в наших местах), а богатые и могущественные славянские вожди.

    В 70 гг. XX вв. были обнаружены следы  VI –VII  вв. пребывания славян на территории нашего края. В частности это могильники близ г. Суджи и против села Лебяжьего под Курском. Особенно ценный научный материал дали раскопки могильников. Курганов тогда славяне еще не насыпали. В погребениях находят оружие, поясные пряжки, височные кольца, браслеты, броши, сосуды. Встречаются парные погребения. В них рядом с сосудом, содержащим останки воина, находится сосуд с останками убитой и сожженной женщины. В мужском погребении – оружие, поясные пряжки, в женском – бусы и украшения.    

    Предметов славянского быта VIII- X веков в области очень много. В эти века наши предки основали, укрепили и заново заселили целый ряд поселений, основанных еще до нашей эры и пустовавших несколько веков (Беседенское, Шуклинское, Липинское, Гочевское на Псле, Старогородское и Мухинское на Свапе и многие другие). Тогда же было построено городище на Ивановой горе в Рыльске.

Вопросы к тексту:

1. Сформулируйте  определение «археология».

2. Какие поселения восточных славян были обнаружены на территории нашего края?

3. Какие сведения о жизни восточных славян на территории нашего края позволяют узнать археологические находки?

                                                   Проверка карточек.

  1. Сначала проверяем работу второго варианта (Карточку № 3)

  1.  Проверяем выполнение задания  Карточки № 2 с учеником из первого варианта, ученик работает с картой. (Находит на карте основные восточнославянские племенные союзы, дает краткую характеристику местам их расселения и занятиям) СЛАЙД  2

 

  1. Проверяя тестовые задания Карточки №1 выставляем оценки за работу по карточкам.

                                       Мини опрос: (работает весь класс)

- Вспомните значение терминов:

- неолитическая революция,

- патриархат,

- частная собственность,

- соседская община,

- политеизм.

- Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Какой именно? (Это  была фигурка коровы, называвшаяся коровой или каровай).

- Чем объясняется тот факт, что героями многих былин Новгорода, расположенного вдали от моря, являются мореплавателями садко и Василий Буслаев? (Новгородские купцы путешествовали не только по рекам, но и по морям (Черному, Балтийскому, доходили и до Каспийского моря)).

-  Из истории в  детских играх нашего времени сохранилось выражение «чур меня». Что означают эти слова? ( Древние славяне  почитали умершего предка (родоначальника), которого  называли чур или щур. Выражение «чур меня!» означало «храни меня, предок»).

- Что именно на Руси называли мягкой рухлядью? (так называли мех).

- Кого мы вспоминаем, говоря: «Проку нет», «Будет прок»?

 (Мы вспоминаем Прока - бога деловых людей. Прок - умный, хитрый бог. Он покровительствовал торговцам, мореплавателям, пекарям – всем, кто приумножал свои богатства).

- До сих пор мы произносим слова « суматоха», « промахи». С чем связано их появление в нашей речи?

 (Матохи или махи - это духи. Они не зримы, и уследить за ними невозможно.

 Больших бед они не причиняют, но поозорничать любят: например, отвлечь хозяйку, когда та стережет молоко на плите, чтобы разлилось по всей кухне).

Предлагаю вспомнить основные общественные разделения труда,

Ответ ученика.

                  Назовите основные общественные разделения труда:

1. неолитическая революция;

2.отделение земледелия от скотоводства;

3. появление ремесла и слоя ремесленников, выделившихся из общества;

4. развитие торговых отношений и появление группы купцов;

5. выделение из общей массы людей управленцев, создание государственного аппарата.

(Последнее особенно подчеркиваем –  образование слоя управленцев и образование государства - это проявляется у славян в начале IX в.).

      Ученик рассказывает об усложнении структуры общества к началу IX в.

   

  Обязательно  в характеристике указываем отличительные черты таких институтов как: вождизм, дружина, вече. Характеризуем  такие социальные группы, как младшая дружина, мужи, вои, смерды, челядь, сироты и холопы, рабы.

 

      Изучение нового материала.

СЛАЙД 3

      1. Первые упоминания о государстве Русь.

Учитель сообщает.

      С глубокой древности земли восточных славян известны как Русь или Рос. Историки по-разному объясняют происхождение этого названия. Одни считают, что оно образовано от названия рек Роси и Россавы, на берегах которых жили восточнославянские племена. Другие придерживаются мнения, что слово «Русь» пришло вместе с варягами. На древнескандинавском языке воины-гребцы (то есть дружина, прибывшая вместе с Рюриком) называлась Русью. Возможно, это слово и дало имя сильному восточнославянскому государству с центром в Киеве. Жителей Руси называли русичами. Русинами, а позднее – русскими. Сами русские понимали  слово «Русь», как «светлая земля»: русый издавна означала светлый. Понятие «Русь», «русская земля» поначалу означало лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII веке, оно распространяется на всю территорию. Занятую восточными славянами. Первое государство в землях восточных славян получило название Русь. По имени его столицы ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя современники так его никогда не называли.

      Запись в тетрадях:

      Государство -  особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

      Процесс формирования любого государства – процесс длительный. Возможен даже возврат к догосударственной  ситуации, поэтому точная дата возникновения государства всегда носит условный характер. У восточных славян этот процесс занял с VI по  IX век.

      2. «Норманнская теория» и ее значение.

      Происхождение русской государственности и самого названия «Русь» едва ли не самая древняя и наиболее популярная тема в отечественной исторической мысли. В письменном  варианте впервые была предложена Нестором, который выступил с концепцией варяжского происхождения русской княжеской династии и самого названия «Русь». Вокруг этого сказания историки сломали немало копий и разделились на норманистов и антинорманистов.

      Работа с учебником.  Для лучшего усвоения материала предлагаем ученикам на основании материала учебника (п. 6, с. 44-45)  следующую таблицу:

                                 

Норманисты и антинорманисты

Норманисты

антинорманисты

Норманисты на основании сообщения летописи о варягах в XVIII – XX вв. создали и отстаивали нормандскую теорию, ее создателями были немецкие ученые (Иоганн Готфридом Байером и Герард Фридрих Миллер), приглашенные Петром работать в Российскую академию. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне. Сами же восточные славяне якобы не могли самостоятельно создать свое государство, что говорило об их отсталости, исторической обреченности.

Ответом на это сал «репорт» М.В. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749 г. по поводу труда Г.Ф. Миллера «О происхождении имени и народа Российского». Сторонники этого направления доказывали развитие государственности на Руси задолго до призвания варягов.

СЛАЙД 4, 5, 6

Учитель сообщает.

      Споры «норманистов» и «антинорманистов» оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов: лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука располагает огромным фактическим материалом.

      Например. Варяги – русских источниках – скандинавы. Варяги, или викинги (в Западной Европе их называли норманнами), были отважными мореходами и храбрыми воинами. Они занимались рыболовством и торговлей, но только этим прокормиться не могли и вынуждены были наниматься в войско чужеземных правителей или промышлять морским разбоем. На легких парусных и гребных судах по морю и через большие и малые реки варяги проникали в южные страны, опустошали богатые города, грабили прибрежных жителей. От викингов страдали франки, позволившие в конечном итоге вождю данов Роллону занять в устье Сены и предоставили ему титул герцога Нормандского, с условием защищать французов от другихз викингов. Немало страдали от набегов викингов англичане, и даже население Средиземноморья.

Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку (работа учеников в тетдали)

СЛАЙД 7, 8

Перечислите основные предпосылки образования государства:

- Совершенствование орудий труда;

- Переход от коллективного труда к индивидуальному;

- Появление излишков продукции;

- Возникновение частной собственности;

- Переход от родовой общины к соседской;

- Появление вождей и дружины;

- Возникновение неравенства;

- Необходимость поддержания порядка в обществе;

- Необходимость защиты от набегов врагов;

- Возникновение государства.

СЛАЙД 9.  Вспоминаем признаки государства.

СЛАЙД 10. Изображение летописца Нестора.

СЛАЙД 11.  Миниатюра из летописного свода.

      3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров Руси.

      Учитель сообщает.

      СЛАЙД 12, 13, 14.

      Летопись рассказывает, что в 862 г.  в славянские и угро-финские  земли прибыло три брата – Рюрик,  Синеус и Трувор. Старший – Рюрик – стал править в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Белоозере и Изборске.

      Но через два года братья умерли и княжить стал один Рюрик. Он властвовал словенами, кривичами, мерей, весью, муромой. Этим было положено начало русской государственности – в Новгорорде и в Киеве. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки воевода Олег. Именно Олег два древнерусских государственных центра. Он в 882 г. собрал большую рать и предпринял поход на юг, утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей.

      Вот что об этом пишет Нестор в своей «Повести временных лет»: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. И пришел к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе. Спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря добавил: «Вот он сын Рюрика».

СЛАЙД 15.

      После этого киевские правители были убиты, а Олег стал править.

Большинство современных ученых признают:

- историчность Рюрика;

- вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку «Рюрик синеус трувор» в переводе с древнешведского означает «Рюрик с домом и дружиной»;

- варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения;

- возникновение государства у восточных славян под влиянием внутренних предпосылок развития, а не в результате варяжского вторждения.

      4. Основные направления внешней политики.

      Учитель сообщает.    

      Олег расширил свои владения, подчинив себе древлян, северян, радимичей. Подчинение князю племени выражалось в военном сотрудничестве и готовности платить дань. Но князь Олег был известен не только своей объединительной политикой, с самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах. Частью этой политики стали походы Руси на Византию 907 и 911 гг. Эти походы закончились успешно для Руси, также Олег заключил выгодный мирный договор о торговле.

СЛАЙД 17, 18.

      Ученики анализируют текст, предложенный в учебнике, отвечают на вопросы к нему.

Ученики на основе СЛАЙД 19 записывают Схему «Организация древнерусского государства»

СЛАЙД 20. Проверяем схему.

      Переходной ступенью в образовании государства историки считают период военной демократии.

      Запись в тетрадях:

      Военная демократия – переходный этап в развитии общества, в течение которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредоточившие в своих руках материальные ценности и политическую власть. С подчиненных земель она собирала дань (полюдье).

      Учитель сообщает.

СЛАЙД 21, 22, 23.

      Название «полюдье» происходит от слов «ходить по людям». Полюдье выполняло роль не только сбора дани, но и осуществляло властные функции князя: он общался с местным населением, напоминал о своем руководстве, судил. Именно полюдье  связывало воедино зачастую далекие друг от друга находящиеся земли. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной.

    Итог урока.

      В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье  намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.

Итак, сегодня на уроке мы:

Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Выяснили систему управления Древнерусским государством.

Первичное закрепление изученного.        

         

Фронтальный опрос: цепочка. СЛАЙД 25 - 27

 − А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили новый материал. Слайды 10-12

 1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.

 2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).

 3. Варяги образованнее и организованнее славян; признаются представителями более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.

 4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

 5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.

 6. Кто руководил общерусским ополчением? (Воевода.)        

Выставление оценок.

 

      Домашнее задание:    СЛАЙД 28.

- параграф 6, ответить на вопросы 2-4 (с. 48);

- подготовить краткие сообщения о первых князьях – Рюрике, Олеге, Ольге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.

Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...

программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»

    Элективный    курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА.  ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...

ТЕСТ «ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА»

Тест "Государство и формы государства (2 варианта)" По программе : Певцова, Козленко "Право и основы правовой культуры 10-11 класс"...

Презентация "Происхождение государства.Понятие и признаки государства", электив по политологии, 10-11 классы

Раскрывает суть понятия "государство", теории о его происхождении, признаки государства, содержит большой иллюстративный материал, может использоваться на уроках обществознания в основной и средней шк...

Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."

Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...