Конспект урока "Форсированная индустриализация"
план-конспект урока по истории на тему

marias123

Конспект урока "Форсированная индустриализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_3_konspekt.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Форсированная индустриализация

Цель:выявить причины, цели и итоги индустриализации в СССР.

- образовательные: определить необходимость и цели проведения индустриализации; перечислить основное содержание индустриализации;

- развивающие:развитие умения аргументировать, делать выводы; развитие умения слушать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

- воспитательные:формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности; продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Основные понятия:индустриализация, пятилетка, стахановское движение.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (3 мин)Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей. Мотивация учащихся к учебной деятельности,включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  1. Поверка домашнего задания. (15 мин) Фронтальный опрос по вопросам:

1. Преодоление дипломатической изоляции.

2. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

3. «Полоса признания».

4. Соглашение со странами востока.

5. Создание и деятельность Коминтерна.

  1. Изучение нового материала. (20 мин)

Давайте ответим на вопросы.

1. Что такое промышленность?(Промышленность (от рус. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводовкомбинатовфабрикрудниковшахт,электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве — производством потребительских товаров.)

  1. Какая бывает промышленность? (легкая и тяжелая)
  2. Охарактеризуйте что понимаете под легкой и тяжелой промышленностью? (легкая промышленность— отрасль народного хозяйства, производящая потребительские товары. Название «легкая» носит условный, исторический характер, оно позволяет отличать эту отрасль от так называемой тяжелой индустрии, выпускающей металл, станки и т.п.
    Тяжелая промышленность - отрасли промышленности, производящие главным образом средства производства: орудия труда, сырье, топливо. К тяжелой промышленности относятся:
    - отрасли обрабатывающей промышленности: черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная, промышленность строительных материалов).

Сегодня мы переходим к изучению новой темы: «Форсированная индустриализация».(1 слайд)

Скажите, что вы понимаете под понятием индустриализация? (Индустриализация – это создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тяжелой, преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства.)

Что по вашему означает форсированная? (ускоренная, усиленная)

Цель СССР на тот период была? (Ускорить и усилить тяжелую промышленность!)

План:(2 слайд)

1.Особенности индустриализации в СССР.

2. Первая пятилетка

3.Социальные проблемы первой пятилетки.

4.Второй пятилетний план.

5.Положение рабочих. Стахановское движение.

6.Итоги индустриализации.

  1. Особенности индустриализации в СССР.

В декабре 1925 года Всесоюзной Коммунистической партии большевиков была провозглашение курса на индустриализацию сраны.

(3 слайд) Давайте запишем что такое индустриализация. (Индустриализация СССР – это процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых стран (1930-е годы)

Были определены ее основные цели:(4 слайд)

- ликвидация технико-экономической отсталости страны;

- достижение экономической независимости;

- создание мощной оборонной промышленности;

- развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

Все страны начинали индустриализацию с легкой промышленности. Это позволяло накопить средства для развития тяжелой промышленности. СССР, руководствуясь интересами обороны, начал с тяжелой промышленности. Западные страны черпали основные средства для индустриализации извне: ограбление колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы. В СССР индустриализация могла быть проведена только за счет внутренних резервов. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление которых населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавали сокровища музеев и храмов.

Причины индустриализации:(5 слайд)

1.Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий.

2.Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войной.

  1. Первая пятилетка.(6 слайд)

В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде Советов был утвержден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства (Запишем годы(1928 — 1932 гг.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были утверждены задания пятилетки. Утверждение плана произошло на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г.

Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29 — 1932/33 гг.

В основу пятилетнего плана положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным. Предполагался рост промышленного производства на 136 %, увеличение производительности труда на 110 %, строительство 1 200 новых заводов.

В конце 1929 г. были пересмотрены плановые задания I пятилетки в стороны резкого увеличения и постановки экономически недостижимых целей. Стимулирование трудовой активности рабочих опиралось в это время на энтузиазм и административные рычаги.

Возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тарифной реформой 1928 г., введением нормированного снабжения в городах.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, началось снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам.

  1. Социальные проблемы первой пятилетки.

Для выполнения планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица.

- На стройках пятилетки применялся в основном неквалифицированный труд,

- ощущалась острая нехватка инженерно-технических кадров.

- нередко коллектив долго не мог освоить оборудование и начать выпуск продукции на новом заводе.

В 1930 г. Госплан СССР издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в качестве подразделения наркомата внутренних дел было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ). Большинство важных объектов первых пятилеток было построено руками заключенных.

  1. Второй пятилетний план(7 слайд)

Запишем  (Второй пятилетний план (1933–1937 гг.) был утвержден XVII съездом ВКП(б). В этот план также были включены масштабные задачи, в том числе окончательная ликвидация капиталистических элементов, коллективизация сельского хозяйства.

Плановые задания на первую пятилетку предполагали увеличение промышленного производства по сравнению с 1928 г. почти в 3 раза, на вторую пятилетку – в 2 раза от достигнутого в 1932 г. Официальная статистика объявила о досрочном выполнении заданий обеих пятилеток (каждая – за 4 года 3 месяца).

К 1937 г. страна совершила беспрецедентный рывок в промышленном развитии. За это время "в строй" вступило около б тыс. крупных предприятий. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2–3 раза выше, чем за первые 13 лет XX в. В результате в СССР был создан потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению достиг уровня наиболее развитых государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел па второе место в мире после США (в 1913 г. Россия была на пятом месте).

Зачитаем с доски крупные предприятия, которые были созданы в 1930-е годы.(8 слайд)

Магнитогорский металлургический комбинат – российский металлургический комбинат в г. Магнитогорске Челябинской области (1929-1932)

    Кузнецкий металлургический комбинат им. В. И. Ленина – одно из крупнейших предприятий черной металлургии в СССР в г. Новокузнецке Кемеровской области (1929-1932)

    Уральский завод тяжелого машиностроения – машиностроительное предприятие в г. Екатеринбурге (1928-1933)

    Челябинский тракторный завод крупное предприятие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в г. Челябинске (1929-1933)

    Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе – крупнейшее предприятие тракторной промышленности в г. Харькове (1930-1931)

    Канал Москва – Волга – соединяет реку Москву с Волгой (1933-1937)

    Московский метрополитен имени В. И. Ленина (1935)

  1. Положение рабочих. Стахановское движение.

Вторая пятилетка была объявлена временем «поворота к человеку». «Человек – самый ценный капитал», «кадры решают все», – провозгласил Сталин. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, а внушительные итоги второй пятилетки пробуждали надежду на дальнейшее улучшение жизни.

Однако отмена карточек не улучшила положения рабочих. Были ликвидированы коммерческие и введены единые цены значительно выше прежних, «нормированных» цен, по которым рабочие платили за продукты по карточкам.

Жилищная плата была низкой, но жилищные условия не улучшались, население городов постоянно увеличивалось. Рабочие жили, как правило, в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств.

Рабочие хотели жить лучше прежде всего за счет достижения высоких результатов в труде. Стахановское движение можно в определенной мере считать отражением этого стремления. В августе 1935 г. беспартийный шахтер Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т угля вместо 7 т по норме. Почин Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности. Газеты сообщали о достижениях Н. А. Изотова, А. X. Бусыгина, Е. В. и М. И. Виноградовых и др. В декабре 1935 г. ЦК ВКП(б) одобрил «инициативу трудящихся». Нормы выработки в промышленности были повышены на 15–20%.

Заработок стахановцев составлял в 1935 г. от 700 до 2000 р. в месяц. Они пользовались значительными привилегиями, их награждали орденами, они становились частью элиты советского общества.

(9 слайд)

(Записываем, Стахановское движение – это массовое движение последователей А. Г. Стаханова в СССР, многократно превышавших установленные нормы производства.)

  1. Итоги Индустриализации:(10 слайд)

Положительные:

1.СССР превратились из аграрно-индустриальной в индустриальную державу

2. СССР вышла на 2 место в мире (после США) по объему промышленного производства

3.реконструированаматериально-техническая база народного хозяйства

4.достигнута техническая и экономическая нестабильность

5.создпны новые отрасли промышленности

6.создан мощный военно-промышленный комплекс

7.созданы условия для обеспечения сельского хозяйства современной техникой

8.значительно выросла численность рабочего класса и городского населения

9.ликвидирована безработица

Отрицательные:(11 слайд)

1.оформление командно-административной системы экономики

2.советская экономика была ориентирована на удовлетворение военно-промышленного комплекса, а не на потребности советского населения

3.изоляция экономики СССР от экономической системы мирового хозяйства

4.низкий уровень жизни советских граждан, тяжелые условия труда.

  1. Закрепление изученного материала (5 мин)
  1. Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
  2. В чем заключались особенности социалистической индустриализации?
  3. Что такое стахановское движение?
  4. Каковы были итоги индустриализации?

V.Выставление оценок.Домашнее задание (2 мин)§ 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коллективизация и индустриализация в Мамадышском районе

Урок содержит богатый региональный материал,Дает представление о преодолении трудных  исторических вех населением Мамадышского района в 20-30 -егг XX века....

История России. Проверочная работа по теме "Коллективизация и индустриализация" (9 класс)

Вопросы по одной из самых проблемных тем в истории России начала 20 века . Каждый из 3 вариантов состоит из 3 вопросов и рассчитан на 25-30 минут учебного времени. Для удобства пользования варианты ко...

Урок в 9 классе " СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"

Урок содержит презентацию по теме в 9 классе "СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"...

конспект урока по истории в 9 классе по теме "Индустриализация в СССР"

Конспект можно использовать на уроке  истории по теме "Индустриализация"...

Конспект урока «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Р...

План-конспект по учебной дисциплине ОУДб.05 История №44 Тема 12.4 Индустриализация и коллективизация в СССР

Данный план-конспект учебного занятия по истории, разработано для преподавателей  гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО. Представленный план-конспект сбалансировано расставляет ак...