ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
методическая разработка по истории на тему

Солодухина Татьяна Константиновна

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_soloduhina_t._k.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(методическая разработка)

Автор: Солодухина Татьяна Константиновна

Учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория

2013 год

  Содержание

 Введение

1. Понятие - Проектно-исследовательской деятельности

2. Организация ученического исследования

3. Из опыта работы

3.1 Исследовательская деятельность на уроке по  теме.

  1. Внеурочная исследовательская деятельность.

 Заключение

 Список использованных источников.

 Приложения.

Введение

Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение такой ключевой компетенции образования, как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Анализ школьной практики показывает, что современная школа нуждается во внедрении инновационных подходов к обучению, которые отвечали бы современным условиям и способствовали оптимальному решению образовательных проблем. Инновационный подход к организации обучения — одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Одним из таких подходов является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать с информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации, преодоление проблемы включенности каждого в деятельность, профессиональное самоопределение школьников и др.

Один из главных смыслов деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

Основные цели :  создание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность

Задачи:

  • Приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию уважения к многовековой российской истории, помочь школьникам понять проблемы и реалии современного мира.
  • Сформировать,   умения   оперировать   полученными   знаниями,  самостоятельно извлекать их из исторических источников, развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, проводить исследования, оформлять и презентовать проекты и исследовательские работы, участвовать в НИК и НПК

Возраст детей  учащихся среднего и старшего школьного возраста.

  1. Понятие - Проектно-исследовательской деятельности

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации[

Н.Г. Алексеев выделяет следующие важные признаки понятия «проект»:

  • Отнесение к будущему, близкому или далекому;
  • Как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;
  • Это будущее просматривается в идеальном плане.[3]

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.[4]

По мнению Е.С. Полат результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоритическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Однако автор не приуменьшает и творческую составляющую проектной деятельности.

Полат говорит о том, что «…Важно не отождествлять содержание понятий «проект как результат деятельности» и «проект как метод познавательной деятельности». Работа над проектом отличается от метода проектов. Метод проектов – это способ познавательной деятельности, инструмент познания.

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Анализируя все определения, напрашивается вывод: Научно-исследовательская деятельность достаточно актуальна для инновационной практики.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

Проведение уроков истории в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, представляемая методическая разработка отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.

Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем». При этом, в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющей целью построение учеником субъективно нового знания. Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него.

В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности (умения), которые проявляются в исследовательском поведении учащихся: умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), благодаря этому развивают свои творческие и аналитические способности, а это в свою очередь повышает успешность человека в образовании. В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений успеха, высокая работоспособность. Все эти качества важны для личностного развития и самореализации ребенка.

Психологические основы репродуктивной и исследовательской деятельности можно изобразить схематически

http://www.alsak.ru/images/stories/magazine/fpv/2009/zaprud_09-4/image1.jpg

Рис. 1. Различия в репродуктивной и исследовательской деятельности

 

Различие репродуктивной и исследовательской деятельности наглядно проявляется в ситуации затруднения. Человек, для которого не характерно исследовательское поведение, который демонстрирует только примеры репродуктивной деятельности, встретившись с препятствием, пытается его взять «в лоб», либо прекращает деятельность или меняет первоначальную цель на более лёгкую и доступную.

Построение образовательного процесса в соответствии со стандартами нового поколения (ФГОС) предполагает обязательное включение всех учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Это требование нельзя назвать искусственным или излишним. Ведь уже в подростковом возрасте учебная деятельность приобретает форму учебного исследования.

2 Организация ученического исследования

Итак, ученик начинает работу над исследованием. И ответственность учителя заключается в том, чтобы помочь ему определить и сформулировать цель и задачи своей деятельности, выбрать адекватные методы, спланировать исследование. Для определения цели деятельности попросите его ответить на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект или исследование≤» А ответ на вопрос «Что для этого следует сделать≤»позволит ученику сформулировать задачи исследования. На этом этапе исследовательской работы формируются такие регулятивные учебные действия, как преобразование практической задачи в познавательную, анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале и др.

Определение источниковой базы исследования ученика — важнейшая задача для учителя. Источники должны быть доступны учащемуся, соответствовать его возрастным и познавательным возможностям. Очень важно учителю раскрыть перед учащимся возможности различных методов исторического исследования, доступных для него. Анализ исторической литературы предполагает развитие умений грамотно оформлять тезисы, выписки, цитаты и т. д. Кроме того, не стоит забывать, что анализ литературы подразумевает сравнение разных точек зрения, позиций авторов, умение сделать вывод, обобщение и т. д. Анализ исторических источников не так прост дляшкольника. Различные виды исторических источников требуют разных умений от учащихся. Эти умения формируются на протяжении всех уроков истории. Среди прочего у учащегося могут быть развиты такие универсальные учебные действия, как осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами (историческими, географическими) и т. п. В ученическом исследовании могут быть использованытакие методы, как интервьюирование и анкетирование, атакже реконструкцияи моделирование. Безусловно, эти методы исследования проводятся под непосредственным руководством учителя. Работы учащихся, дополненные историческими моделями, макетами намного интереснее, выразительнее и выигрышнее по сравнению с другими.

Организация исследования учащегося учителем предполагает обязательное планирование учебно-исследовательской работы вместе с учеником. Важно совместно с учащимся составить план работы с конкретными сроками выполнения ее этапов (в двух экземплярах: один — учителю, другой — ученику). Руководящая роль учителя состоит также и в обязательном поэтапном контроле и коррекции исследовательской деятельности учащегося и в проверке оформления ее результатов.

Оформление работы учебно-исследовательской работы школьника такой же важный элемент всего процесса обучения. В оформленной работе должны быть следующие обязательные части: введение, основная часть, заключение, список источников и литературы. Кроме того, неотъемлемой составляющей любого ученического исследования является наличие собственной позиции ученика. Этап оформления текста работы позволит развивать следующие учебные действия учащихся: осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Оформление исследования

Одной из форм исследовательской деятельности является их написание. Предполагается следующая структура работы:

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

а) ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

б) новые, современные подходы к решению проблемы;

в) наличие противоположных точек зрения на проблему в науке;

г) частое несоответствие обыденных представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;

д) личные мотивы возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

а) определение проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме реферата;

б) критический обзор источников;

в) собственные версии и оценки.

3. Заключение:

а) основные выводы;

б) результаты и личная значимость проделанной работы;

в) перспективы продолжения работы над темой.

Я знакомилась с содержанием работы и составляла аннотацию. Особо отмечалось умение учащихся:

- определять проблему и вопрос, подлежащие рассмотрению, наличие плана;

- отбирать и анализировать источники и литературу;

-  последовательно и полно излагать материал исследования;

- раскрывать версии и оценки, выявлять спорные вопросы, излагать и аргументировать свою точку зрения;

-  делать обоснованные выводы;

- грамотно излагать;

- оформлять работу (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

3. Из опыта работы

При внедрении проектно-исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности как теоретической основы мною использовались методологические основания, изложенные в трудах О. В. Брыковой и Т. В. Громовой «Проектная деятельность в учебном процессе»; Н. А. Лымаревой «Проектная деятельность учащихся»; Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгиной и О. В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»; М. А. Ступницкой «Что такое учебный проект?»

В своей работе исследовательскую деятельность я использую в двух направлениях:

  1. Исследовательская деятельность на уроке по  теме.
  2. Внеурочная исследовательская деятельность.

3.1Исследовательская деятельность на уроках истории 

Важным условием реализации целей современной исторической подготовки учащихся является активное использование созданных в последние годы комплексов познавательных и практических заданий. Этот комплекс учитывает содержательную и организационно-деятельностную специфику новых курсов, опирается на учет интересов и жизненный опыт учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении истории. Пособия; включающие отобранные на основе научно- педагогических принципов фрагменты разнообразных документов, сборники задач и другие дидактические материалы, ориентированные на те единицы знаний, которые включены в стандарт, создают реальные возможности для полноценной организации активной учебно-познавательной деятельности на разных уровнях и этапах процесса обучения. Я стараюсь переориентировать свою роль на уроке от посредника между учебником и учеником - к организатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности. В рамках исследовательских работ учащиеся прибегают к материалам не только специально созданных УМК, но самостоятельно (или с моей помощью) определяют для себя источники. Так, они предпочитают работу в музеях, архивах, с материалами СМИ, Intеrnеt-ресурсами, извлекая удобный для себя материал, нежели работать с готовой, кем-то (пусть и авторитетными людьми) собранной и определённым образом структурированной информацией.

Привлечение подобного дополнительного по отношению к стандарту материала, «добытого» самими учениками - педагогическая необходимость. Ведь только ученик, а не разработчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой собственный познавательный и практический опыт они могут опереться, какие примеры будет целесообразнее привлечь, какие интересы и потребности реализовать в работе.

Создать условия для формирования определенных исследовательских навыков на уроках позволяет система лабораторно-практических занятий (практикумов) вместо традиционной урочной формы. Активизация работы учащихся с многообразными историческими и обществоведческими источниками, развитие у них способностей анализа и оценки явлений, событий прошлого и настоящего - важная и неотъемлемая часть обучения.

Проблемы, выносимые на практические занятия, - ключевые, интересные и посильные для учеников. Основное место при проведении практических занятий отводится анализу письменных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). На уроках истории наряду с хорошо известными источниками, их видами (летописями, законодательными актами, трудами историков и др.) я привлекаю источники информации, не совсем привычные для школьного курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личностного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам: эпистолярное наследие, произведения публицистического, карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, современников, иностранцев; статистика; художественная литература и т.д.

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними, или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материла, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений.

Главная проблема при работе с документами - оценка степени субъективности автора. Первичные документы (первоисточники) создаются самими участниками тех или иных событий, а также их непосредственными очевидцами. Вторичные - представляют обработку, обобщение или описание, сделанное; на основе данных первичных источников. По общему правилу считается, что первичные документы обладают более высокой степенью достоверности. Для оценки достоверности вторичных документов важно установить, на какие первоисточники опирались их авторы.

Следующий важный этап работы с документом - четкое различение содержащихся в нем фактов (описаний событий) и их оценок (интерпретаций). Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью по сравнению с фактической информацией. К сожалению, нередко в документах приводятся оценки, не подкрепленные никакими фактами, и факты, не получившие никакой оценки авторов.

В конечном итоге предлагается следующий алгоритм анализа документа:

1) определение автора, времени и места создания документа;

2) установление первичности или вторичности документа (если вторичный, то на какие первичные документы опирается);

3) нахождение основных фактов и оценок, содержащихся в документе, их соотношение (в виде таблицы с двумя графами);

4) намерения автора при составлении документа;

5) обстановка, в которой составлялся документ;

6) общий вывод о достоверности информации, содержащейся в документе.

Можно также отметить, что более достоверными считаются сведения: а) не затрагивающие интересов автора документа, несущественные с его точки зрения; б) наносящие определенный ущерб автору; в) общеизвестные в момент составления документа; г) вызывающие недоброжелательное отношение автора.

Моя задача в процессе обучения - познакомить старшеклассников с алгоритмом и приемами исследования, предложить актуальные темы, проблемы для изучения, обсудить порядок работы, проводить консультации по ходу исследования и оформления итоговых результатов. Тематика исследований может быть связана с изучаемым курсом, а также может находиться в сфере интересов ученика.

Хочется отметить наиболее популярные подходы и направления области ученического исследования:

- элементы исследования вводятся на уроке непосредственно, при достаточной подготовке иногда целый урок проводится в форме исследования;

- ученическое исследование как индивидуальная или групповая работа имеет место вне уроков при подготовке к семинарам, конференциям и т.п.;

- исследования различного характера проводятся школьниками в ходе различных акций, конкурсов и т.п.

По содержанию работы можно выделить следующие направления:

- исторические исследования теоретического характера в форме реферативной работы учетное исследование;

- обобщение материалов экспедиций (археологических, этнографических и др.);

- разработка проектов исследовательского характера.

Результаты ученических исследовательских работ могут быть представлены на учебных занятиях, на научно-практических конференциях в образовательных учреждениях, на различных конкурсах по краеведческой тематике.

3.2Внеурочная исследовательская деятельность по истории

В 2010 году мною разработана авторская программа «Академия успеха» Одним из основных ее направлений является развитие творческого потенциала и компетентностей личности ученика. Считаю, что главный путь достижения этой цели - вовлечение учащихся в учебно – исследовательскую деятельность. 

От меня, как от учителя, требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся Я стараюсь создать условия, которые обеспечивают самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность. В данном случае моими функциями становятся: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Ученики из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

В процессе организации исследовательской деятельности моих учеников я стараюсь находиться у них в тени, избавить их от назидания, навязывания собственных взглядов. Свою роль я свожу к роли наставника, консультанта, помощника, иногда оппонента (особенно, если ребёнку нужно окончательно определиться в собственной правоте и сделать это возможно через сравнение с другими мнениями). Но моё фоновое присутствие не сводится к уходу от сотрудничества с детьми, я стараюсь в рамках достаточно специфической для школьного образования деятельности реализовать существенные задачи исторического образования:

- обращение учащихся к исторической науке как таковой, к именам историков, осуществивших исследования, на основе которых раскрываются теории, гипотезы исторического процесса, отдельных его периодов;

- ознакомление школьников с фрагментами историографии;

- понимание учащимися на доступном уровне методологии исследователей, особенностей исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого.

Цель деятельности учителя - создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии информационной и коммуникативной компетентностей через включение в исследовательскую деятельность.

Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Воспитанники из объекта деятельности превращаются в субъект, у которого в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание исследовательских работ всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Исследовательская работа призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распространенных источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении разных предметов, развить свой творческий потенциал.

На базе школьного историко-краеведческого музея «Память» вот уже 11 лет работает клуб «КЛИО». Материалы музея используются при проведении уроков краеведения, истории, во внеклассных мероприятиях, публикуются на страницах местных газет.

Одно из направлений программы - исследовательская деятельность, основная цель которой заключается в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска на темы исторического прошлого,  культуры села, природы, населения. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика. В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), почерпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

Важной отправной точкой в исследовании могут стать старые предметы и вещи: старинный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов помогут воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда.

Не менее важно отработка умения подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания по истории своего народа.

Там, где ведется самостоятельный поиск новых, оригинальных способов решения исторических проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Очень важно с каждым учеником выстраивать основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследование (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы бы хотели найти);
  • выбор темы исследования (попытка как можно строже обозначить границы исследования);
  • выработка;
  • выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбор методов исследования);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний);
  • анализ и обобщение полученных материалов (необходимо структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка отчёта (даются определения основным понятиям, подготавливаются сообщения по результатам исследования);
  • доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы, участие в конференциях).

Организация исследовательской деятельности в «КЛИО» рассматривается как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении. Взявшиеся за такой вид познавательной деятельности ребята приобретают навыки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы.

При этом овладение исследовательским багажом возможно лишь в постоянном диалоге с наставником. Наблюдая за развитием познавательной деятельности подопечного, я направляю ее вовремя поставленным вопросом, советом и т.п. Работа над исследованием активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументированно, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.

Ежегодно члены клуба выполняют работы по истории, краеведению, обществознанию. Многие работы носят интегративный характер. Уровни представления исследовательских проектов различны: выступление на уроках, школьных конференциях, муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

  • Всероссийская конференция молодых исследователей «Национальное Достояние России»,
  • Районная конференция  «Семейские в панораме веков»
  • Международный фестиваль «Детство без границ»
  • Республиканские Давыдовские  краеведческие чтения
  • Республиканская Конференция «Летопись села»
  • республиканский конкурс Тонтоо Нютаг  
  • республиканский конкурс «Серебряная альфа»
  • районный и республиканский конкурс «Шаг в будущее»
  • межрегиональная конференция с исследовательским компонентом «В кругу друзей
  • Районный слет «Салют, победа!»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на базе музея способствует:

  1. развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы, по истории родного края;
  2. развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  3. созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  4. освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
  5. формированию установки на престижность занятий научной деятельностью в области истории родного края;
  6. обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т.д.);
  7. содержательной организации свободного времени детей;
  8. формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

 Заключение

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время проводится с 2004 года по настоящее время.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Обучение школьников приемам исследовательской деятельности требует от меня организаторского мастерства, увлеченности своим предметом, собственных навыков научного исследования, терпения и огромного желания помочь воспитанникам пройти первые ступеньки, ведущие в науку. Среди слагаемых успеха - интерес к предмету в целом и к историческому исследованию, в частности, ориентация на успех, эффективная помощь преподавателя при большой свободе учащегося. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать личный творческий потенциал.

Приложения

Темы исследовательских работ учащихся

  1. «Старообрядческая семья: психолого-экономический аспект»
  2. «Моя школа – территория толерантности»
  3. «Роль политического плаката в годы великой Отечественной войны»
  4. «Любить Армению по-русски»
  5. «Встреча каторжан-декабристов с ссыльными-семейскими в с. Тарбагатай, в 19 веке»
  6. «Сравнительный анализ прозвищ русских и византийских правителей в 9-12 веках»
  7. «Кукла: история и современность»
  8. «Старообрядческие книги – экспонаты школьного музея – хранители старины»
  9. «Педагогические династии нашей школы»
  10. Колыбельная песня – материнская поэзия (сопоставительный анализ русских, бурятских и армянских колыбельных)
  11. Семейская песня: культурно-воспитательный аспект (на примере репертуара фольклорного ансамбля «Судьбинушка» Тарбагатайского района)
  12. «Военное детство: радость или боль»
  13. «Советский солдат в зеркале фронтовых писем» (по материалам школьного музея)

Список учащихся, ставших победителями и призерами публичных образовательных мероприятий по предмету регионального и федерального уровня

  1. 2010-2011уч.г. – история - Макаров Роман, 9 кл., призер Республиканской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 3 место 
  2. 2010-2011 уч.г. – история - Макаров Роман, 9 кл., призер Всероссийской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов http://nauka21.com/p0022.htm 1 место
  3. 2010-2011 уч.г. – история - Батуев Владимир,  7 кл., призер Межрегиональной конференции с исследовательским компонентом 3 место 
  4. 2010-2011 уч.г. – история - Степанова Анастасия,  8 кл. призер Республиканской НПК «Культурное наследие старообрядцев Забайкалья» 2 место 
  5. 2010-2011 уч.г. – история - Батуев Владимир,  8 кл., Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио» Публикация на сайте http://project.1september.ru/
  6. 2011- 2012 уч. г. – история -  Заиграев Иван,  11 кл., призер Республиканской конференции «Хрустальный мир» 2 место,
  7. 2011- 2012 уч. г. – история - Степанова А. 9 кл., призер Республиканской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 1 место
  8. 2011- 2012 уч. г. – история - Степанова А. 9 кл., призер Всероссийской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов http://nauka21.com/p0022.htm 1 место
  9. 2011- 2012 уч. г. – история -  Давыдова А. 9 кл., призер Республиканского  тура «Чтения Вернадского» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 3 место 
  10. 2011- 2012 уч. г. – история – Батуев Владимир, 9 класс, призер Молодежного чемпионат по обществознанию, информация на сайте talant.perm.ru 3 место
  11. 2011- 2012 уч. г. – история - Давыдова А. 9 кл., призер Республиканской  конференции молодых исследователей  «Шаг в будущее» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 3 место 
  12. 2011- 2012 уч. г. – история -  Ароян Анита,  10 кл., призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Портфолио» Публикация на сайте http://project.1september.ru/
  13. 2012- 2013 уч. г. – история - Давыдова Анна,  10 кл. Всероссийский конкурс исследовательских работ «Портфолио», статья на сайте http://project.1september.ru/
  14. 2011- 2012 уч. г. – история – Батуева Ольга, 7 класс, призер Молодежного чемпионат по обществознанию, информация на сайте talant.perm.ru 2 место
  15. 2012- 2013 уч. г. – история - Ароян Анита, 11 кл., призер Республиканской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 2 место 
  16. 2012- 2013 уч. г. – история - Ароян Анита, 11 кл., победитель Всероссийской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов  http://nauka21.com/p0022.htm Серебряный крест 
  17. 2012- 2013 уч. г. – история - Ароян Анита, 11 кл., призер Республиканской конференции молодых исследователей  «Шаг в будущее» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 1 место
  18. 2013-2014 уч. г. – история - Зубрицкая Ксения 6 кл., призер Республиканской НПК «Серебряная альфа» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 1 место
  19. 2013-2014 уч. г. – история - Колбина Яна, 9 кл., призер Республиканской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов 1 место
  20. 2013-2014 уч. г. – история - Ефимов Алексей, 10 класс, призер Молодежного чемпионат по обществознанию, информация на сайте talant.perm.ru 1 место
  21. 2013-2014 уч. г. – история - Высоцкий Сергей, 11 класс, призер Регионального этапа XVI Международного фестиваля «Детство без границ» 1 место
  22. 2013-2014 уч. г. – история – Бадмаева Юлиана, 6 класс, призер Регионального этапа XVI Международного фестиваля «Детство без границ» 1 место
  23. 2013-2014 уч. г. – история – Грудинина Ирина,10 класс, призер Республиканской  олимпиады  КЛИО Приказ   от ____№_об утверждении результатов 3 место
  24. 2013-2014 уч. г. – история – Высоцкий Сергей, 11 класс, призер Всероссийского открытого конкурса школьников  «Сохраним историческую память…»
  25. 2013-2014 уч. г. – история – Бадмаева Юдиана, 6 класс, призер Всероссийского открытого конкурса школьников  «Сохраним историческую память…»
  26. 2013-2014 уч. г. – история - Колбина Яна, 9 кл., призер Всероссийской конференции «Национальное достояние России» Приказ   от ____№_об утверждении результатов http://nauka21.com/p0022.htm 2 место

Список работ обучающихся по предмету,

опубликованных в печатном издании  

  1. 2010-2011 уч. г. – история - Чебунина Ирина Васильевна,  9 класс «Старообрядческая семья»,  изд. Улан-Удэ,2010
  2. 2011-2012 уч. г. – история - Степанова Анастасия Андреевна 9 класс «Старообрядческие книги – экспонаты школьного музея» ,  изд. Москва, Ноосфера, 2012
  3. 2011-2012 уч. г. – история -  Давыдова Екатерина Ивановна 10 класс  «Край семейский- Тарбагатай» ,  изд. Улан-Удэ, полиграфический комплекс ВСГАКИ 2011
  4. 2011-2012 уч. г. – история - Ароян Анни Ервандовна 10 класс «Любить Армению по-русски» ,  изд. Москва, Чистые пруды , 1 сентября, 2012
  5. 2011-2012 уч. г. – история - Степанова Анастасия Андреевна 9 класс «Старообрядческие книги – экспонаты школьного музея» ,  изд. Улан-Удэ, полиграфический комплекс ВСГАКИ 2011
  6. 2012-2013 уч. г. – история - Рупышева Татьяна Сергеевна 11 класс «Исследование прозвищ русских и византийских правителей» ,  изд. nsportal.ru Алые паруса
  7. 2012-2013 уч. г. – история - Батуева Ольга Робертовна 7 класс «Кто и как играет в куклы» ,  изд. nsportal.ru Алые паруса
  8. 2012-2013 уч. г. – история - Давыдова Анна Валентиновна 10 класс «Старообрядческая семья: психолого-экономический аспект» ,  изд. nsportal.ru Алые паруса
  9. 2012-2013 уч. г. – история - Ароян Анни Ервандовна 11 класс «Колыбельная песня – материнская поэзия: сравнительный анализ бурятских, русских и армянских колыбельных» ,  изд. Москва, Ноосфера, 2013
  10. 2012-2013 уч. г – история - Давыдова Анна Валентиновна 10 класс  «Учитель – дело всей жизни»,  изд. Москва, Чистые пруды , 1 сентября, 2013
  11. 2013-2014 уч. г. – история- Колбина Яна Николаевна - «Прялка в семье семейского-старообрядца: вчера и сегодня», изд. Москва, Ноосфера, 2014

1.  Кузнецова Н.П. Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС. - http://nsportal.ru/, 2011.

2. Петренко О.Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. - №4.

3. Субетто А.И. Качество образования: проблемы оценочной деятельности. // Завуч. 2004. - №5

4. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Проектная деятельность учащихся в урочное и внеурочное время по истории - есть один из эффективных способов развития познавательных интересов,самостоятельному и критическому мышлению обучающихся, умен...

«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время...

Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.  Одной из приоритетных задач современного образования является создание не...