АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ «ТАЙНЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творческую с высоким духовным потенциалом.

Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование исторического, эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmk_.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район п. Родники

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 31им.В.В.Толкуновой  

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от «29» августа 2017 года

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №31

__________________Назаров С.С.

                                                          Ф.И.О

Приказ №________

от «29» августа 2017 года

                                                                                                       

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ

«ТАЙНЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Направление: интеллектуальное

Ступень обучения: основное общее образование, 5 класс

Срок реализации программы: 1 год

Составитель Кубаян Рузанна Леваевна, учитель истории и обществознания

Паспорт программы внеурочной деятельности по истории 5 класс

«Тайны мировой культуры»

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса «Тайны мировой культуры»

Разработчик программы

Кубаян Рузанна Леваевна учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 31 им.В.В.Толкуновой п.Родники Белореченского района

Актуальность программы

За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творческую с высоким духовным потенциалом.

Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование исторического, эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.  

Новизна программы

         Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

         Особенностью данной программы является направленность на формирование универсальных учебных действий у учащихся.

Потенциал программы

Мотивирующий

  • -удовлетворение личных познавательных интересов;
  • -повышение учебной мотивации учащихся

Развивающий

  • -развитие мотивации к дальнейшему изучению истории;
  • -развивать критическое мышление;
  • -формирование метапредметных результатов

Здоровье сберегающий

  • -формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • -обеспечение гигиенических условий в помещении для занятий;

Цель и задачи программы

Цель – приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре, как своей страны, так и других народов через знакомство с историей, достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных стран мира.

Задачи:

- Сформировать у учащихся представление о неповторимом историческом и культурном облике величайших стран и городов мира через знакомство с их историей, архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.

- Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.

- Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства

Планируемые УУД в результате изучения курса

1. Познавательные УУД:

- знать основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;

- узнавать выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;

- иметь представления об основных художественных музеях городов.

2. Регулятивные УУД:

- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;

- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного проекта.

3. Личностные УУД :

-формировать основы духовно – нравственных ценностей личности:

- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, литературе, архитектуре отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

4. Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, например, проектной;

-определять общую цель и пути ее достижения;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Пояснительная записка.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности».[1] С целью реализации основной идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса «Тайны мировой культуры»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ - идей и положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Рабочая программа внеурочной деятельности содержит: планируемые результаты внеурочной деятельности; содержание внеурочной деятельности; тематическое планирование с формируемыми УУД .

        Данная программа рассчитана для учащихся 5 класса и представляет собой разработку курса по внеурочной деятельности «Тайны мировой культуры».

Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование исторического, эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

        В условиях всеобщего падения нравственности в обществе, постоянно возникающих в различных регионах планеты конфликтов на межнациональной и религиозной почве, особенно важно сформировать у подрастающего поколения правильные ценностные ориентиры и гуманистические установки.

Основная цель - приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям, воспитание их художественного вкуса, уважения к культуре, как своей страны, так и других народов через знакомство с историей, достопримечательностями и культурно-историческим наследием различных стран мира.

В связи с этим возникают следующие задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о неповторимом историческом и культурном облике величайших стран и городов мира через знакомство с их историей, архитектурой, творчеством выдающихся художников, писателей, музыкантов.
  2. Развить у школьников интерес и вызвать уважение к культурно-эстетическим достижениям народов разных стран путем привлечения учащихся к разнообразной творческой деятельности.
  3. Воспитать художественный вкус учащихся посредством формирования умения понимать и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Программа курса предполагает изучение истории, культуры и искусства  крупнейших мировых стран и их городов, на примере которых у учащихся сформируется представление о достижениях каждой цивилизации.

В процессе изучения курса применяются различные виды и формы работы с учащимися: урок-лекция, эвристические беседы, игры, использование презентаций, виртуальных экскурсий, литературно-музыкальных композиций и т.д. Целесообразно на занятиях использовать следующие технологии, проектно-исследовательскую, игровую, технологию критического мышления, развивающего, проблемного обучения. При этом детям предоставляются большие возможности для проявления своих творческих способностей. Обучение осуществляется в тесном сотрудничестве учащихся и учителя.

Итогом изучения данного курса является выполнение учащимися проектной, исследовательской, творческой работы.

Общий объем программы «Тайны мировой культуры» рассчитан на 34 часа, на его изучение отводится 1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

Данная программа способствует формированию у школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий в результате изучения курса «Тайны мировой культуры»:

1. Познавательные УУД:

- знать основные особенности художественного развития и достопримечательности рассматриваемых городов мира;

- узнавать выдающихся деятелей культуры и искусства, чьи судьбы связаны с жизнью данных городов;

- иметь представления об основных художественных музеях городов.

2. Регулятивные УУД:

- анализировать и самостоятельно оценивать произведения искусства;

- объяснять культурно-историческое значение каждого города для духовного развития современного человека;

- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, интернет-источниками, анализировать их в ходе выполнения самостоятельной работы; отбирать и систематизировать материал для создания собственного проекта.

3. Личностные УУД :

-формировать основы духовно – нравственных ценностей личности:

- способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, литературе, архитектуре отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

4. Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, например, проектной;

-определять общую цель и пути ее достижения;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

  1. Содержание учебного курса.

Тема 1. «История человечества: вчера, сегодня»: понятие «история как наука»; для чего история необходима людям; особенности работы историков и важнейшие вопросы исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; этнография как наука.  

Тема 2. «Символы народов мира»: понятие «герб», «гимн», «флаг»;  символика в жизни людей; традиции, связанные с символами народов.

Тема 3. «Праздники и обряды народов мира»        : понятие праздник, обряд, ритуал; история основных национальных праздников.

Тема 4. «Героический эпос народов мира»: понятие о героическом эпосе; сказания; сказание о Гильгамеше; «Махабхарата» индийский эпос; Песнь о Нибелунгах; «Беовульф»; «Песня о моем Сиде»; «Песнь о Роланде «Нартский эпос»; «былинный эпос».

Тема 5. «Изобразительное искусство народов мира»: византийская мозаика; древнерусская иконопись; искусство книжной миниатюры Востока; Европейское возрождение.  

Тема 6. «Театр народов мира»: театральное искусство народов мира; первые архаичные актеры;  театры Древней Греции, Рима, средневековья; первые театры в России.

Тема 7. «Своеобразие музыкальной культуры»: Песенное творчество - ценнейшее достояние народов мира; народная музыка; религиозная музыка; современная музыка.

Тема 8. «Самобытность танцевальной культуры»: танец-вид искусства; танцевальные школы; виды и стили танцев.         

Тема 9. «Египет – древнейшее государство»: главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы; религия древних египтян; боги и жрецы и храмы; секреты пирамид - мумия, гробница, саркофаг; иероглифическое письмо и папирус.

Тема 10. «Афины – прошлое и настоящее»: Афины — древняя столица Греции - центр эллинистической культуры; Акрополь; Парфенон; Храм Ники Аптерос; Гекатомпедон; Театр Диониса; Храм в честь Зевса Олимпийского; Древняя агора.

Тема 11. «Рим – «вечный город»»: Колизей — символ Италии; Пантеон и Форум — древние памятники Рима; Алтарь Отечества или монумент Витториано; Галерея Боргезе — коллекция шедевров; государство Ватикан — бриллиант в сокровищнице Вечного города.

Тема 12. «Эпоха Возрождения»: Флоренция – старинный итальянский город, колыбель эпохи возрождения; площадь Микеланджело; площадь Синьории;  дом-музей Д.Алигьери

Тема 13. «Пекин – столица Китайской Поднебесной»; Великая Китайская стена; Дворец Потала; Запретный Город; Терракотовая армия; Гигантский Будда; Могао.

Тема 14. «Индия – «Гималайская сказка»»: река Ганг; Тадж-Махал; Джайпур; Тибетские монастыри.

Тема 15. «Земли древней Армении»: Эчмиадзин - древняя религиозная столица Армении; Монастырь Хор Вирап; Гарни и Гегард.

Тема 16. «Япония – страна восходящего солнца»: Япония — страна самурайского духа и технических инноваций; Фудзияма; Храм Тодай-дзи; Бамбуковая роща Арасияма; Гора Коя-сан; Котоку-ин.

Тема 17. «Франция: «Прогулка по Парижу»»: Собор Парижской Богоматери; Лувр; Версальский дворец и парк; Эйфелева башня; Триумфальная арка; Папский дворец в Авиньоне

Тема 18. «Взгляд на Лондон с высоты Биг-Бена»: Букингемский дворец и  Весминстерский дворец; Лондонский  и Тауэрский мост; музеи, соборы и парки Лондона.

Тема 19. «Взгляд на историю Германии через призму немецких городов Берлин, Мюнхен, Франкфурт» : Бранденбургские ворота; Кёльнский собор; Миниатюрная страна чудес в порту Гамбурга;  музеи Германии;

Тема 20. «Нью-Йорк – центр современного заокеанского искусства»: Статуя Свободы; Небоскреб Эмпайр-стейт-Билдинг; Бронзовый бык на Уолл Стрит; Метрополитен-музей.

Тема 21. «Тайны Австралии»: Сиднейская Башня; Тюрьма Порт-Артур; Дом Королевы Виктории; Собор Святого Павла в Мельбурне;

Тема 22. «Россия как ты велика»: архитектурные сооружения и памятники Российской истории, посвященные историческим событиям и  современному искусству.

Тема 23. «Санкт-Петербург - культурная столица России»: Петергоф; Большой Екатерининский дворец; Государственный Эрмитаж; Дворцовая площадь; Кунсткамера; Мариинский театр.

Тема 24. «Москва!.. Как много в этом звуке…»: Московский Кремль и Красная площадь; Храм Василия Блаженного; Храм Христа Спасителя; Новодевичий монастырь; Церковь Вознесения в Коломенском;  Музей-заповедник Царицыно; Большой театр.

Тема 25. Проектная работа

  1. Тематический план курса.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Формируемые УУД

1

История человечества: вчера, сегодня

2

Предметные:

-воспринимают исторические термины и понятия, приобретают практические навыки и умения в разнообразных видах деятельности;

- анализировать различные исторические источники и извлекать из них информацию;

- уметь понимать и воспринимать исторический опыт других эпох, народов и поколений;

-уметь высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия в мировой истории.

Личностные:

-проявляют интерес к изучению истории, умеют применять полученные знания в практической деятельности;

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и

религиозной группы;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других

народов, толерантность.

Метапредметные:

-проявляют желание общаться между сверстниками для получения ответа на поставленные вопросы, овладевают способностями оценивать результат и делать выбор;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

2

Символы народов мира

1

3

Праздники и обряды народов мира

1

4

Героический эпос народов мира

1

5

Изобразительное искусство народов мира

1

6

Театр народов мира

1

7

Своеобразие музыкальной культуры

1

8

Самобытность танцевальной культуры

1

9

Египет – древнейшее государство

2

10

Афины – прошлое и настоящее.

2

11

Рим – «вечный город».

2

12

Эпоха Возрождения

2

13

Пекин – столица Китайской Поднебесной.

1

14

Индия – «Гималайская сказка»

1

15

Земли древней Армении

1

16

Япония – страна восходящего солнца

1

17

Франция: «Прогулка по Парижу»

1

18

Взгляд на Лондон с высоты Биг-Бена

1

19

Взгляд на историю Германии через призму немецких городов Берлин, Мюнхен, Франкфурт

1

20

Нью-Йорк – центр современного заокеанского искусства

1

21

Тайны Австралии

1

22

Россия как ты велика

2

23

Санкт-Петербург - культурная столица России

1

24

Москва!.. Как много в этом звуке…

1

25

Консультация по подготовке творческих работ учащихся.

2

26

Презентация творческих работ учащихся.

2

Итого

34

Список использованной литературы.

  1. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, М. «Просвещение», 2014.
  2. Брунов Н.И. Памятники Афин. – М., 1997.
  3.  Васильев Л.С. История, культы, религии, традиции государств Востока. – М., 2002.
  4. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М., 2010.
  5. Горский В.А, Тимофеев Д.В., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. – М., 2007.
  7. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Методический конструктор. Методические рекомендации учителю истории. «Просвещение», 2010.
  8. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII в. – М., 1969.
  9. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2008.
  10. Ермолаева Л.К. «Санкт-Петербург –город-музей». СПб.: СМИО Пресс, 2014.
  11.  Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. – М., 1966.
  12.  Копцева Т.А., Гросул Н.В., Красильников И.М. и др. программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.
  13.  Каллистова Д.П. Древний Рим  – М., 1996.
  14. Лазарев В.Н. История и культура Западной Европы.. – М., 1996.
  15.  Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1971.
  16.   Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М., 2006.
  17.  Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 2002.
  18.  Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 2001.
  19.  Лясковская О.А. Французская история. – М.,   2003.
  20.  Энциклопедия для детей: История. Искусство. Ч.1,2,3. – М., 1999.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М., Просвещение, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса внеурочной деятельности "Английский язык и традиции. Театр на английском языке".

Данная программа может быть использована учителями английского языка, ведущими внеурочную деятельность по предмету. Срок реализации программы 3 года. Возраст детей 5 - 7 классы. Программа рассчитана н...

Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"

Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

Авторская программа для внеурочной деятельности, разработанная для военно-патриотического воспитания.

Программа разработанна для внеурочной деятельности, и кружковой работы, военно-патриотических объединений и клубов.                         ...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Тайны микромира"

Аннотация  курса внеурочной деятельности по биологии«Тайны микромира» Программа внеурочной деятельности «Тайны микромира» в пятом классе соответствует целям ФГОС и об...