Рабочая программа по всеобщей истории и истории России 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.istoriya-9.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по всеобщей истории для 9 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  — (Стандарты второго поколения), примерной программы основного общего образования по истории  для 5-9 классов, авторской программы по всеобщей истории А.Я.Юдовской, базисного учебного плана. Она ориентирована на использование учебника А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной «Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 9 класс» .

 Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

  В связи с тем, что курс истории России является продолжением курса всеобщей истории и охватывает соответствующий период, история Нового времени при переходе к линейной системе, изучалась не в 7-8 классах, а  в 7-9. Поэтому часть тем, ранее изучающихся в 7 классе, перенесены в 8 класс-это история 18 века. А 19 век будет изучаться в 9 классе.

На изучение курса Всеобщей истории отводится 26 часов,  истории России  отводится 42 часа, что составляет 2/3 от общего объёма аудиторной учебной нагрузки (68 часов)..

                       Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса (9 класс)

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Личностные результаты:

 — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 — осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.

; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять рез ультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

 — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

 — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необхо димой основы для миропонимания и познания современно го общества, истории собственной страны;

 — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

 — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

 — овладение умениями изучать и систематизировать информацию из разл ичных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

 — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

 — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

    Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.

  Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

      1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последователь ность и длительность исторических событий.

      2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, ре зультаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

      3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразит ельных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

      4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернетресурсов и т. п. составлять описание историч еских объектов, памятников.

      5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

      6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в исто рии и их оценку.

      7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и друг их народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и куль туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

   

                                                                    Содержание курса истории в 9 классе

                            Содержание программы Всеобщая история «История нового времени 1800-1913» (26 часов)

                                                Тема І. «Становление индустриального общества в XIX в.»

 Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — обновление, изменение традиционного общества за счѐт заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции теории эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический пporpecc. Завершение промышленного переворота.

             Индустриальная революция: достижения и проблемы.  Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М. Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы еѐ использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

             Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества.Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс.. Средний класс .Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.

               Человек в изменившемся мире: материальная культура

и повседневность. Техническийпрогрессиповседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.

                              Наука: создание научной картины мира . Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч.Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология .Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе.

                            XIX век в зеркале художественных исканий.  Литература .Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм .Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя. Искусство XIXв .в поисках новой картины мира .Промышленный переворот в Англии и революции во Франции формируют новую эпоху в европейскойудожественнойкультуре.Реализацияидеираскрытиятрагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие реализма. Т. Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика О. Домье. Реализм: Ж. Милле. Критический реализм: Г. Курбе. Двенадцать лет истории французского импрессионизма :Э.Мане, К.Моне, К.Писарро, О.Ренуар, Э.Дега, Ж.Сери П. Синъяк. Конец импрессионизма. Скульптор О.Роден  .Постимпрессионизм: П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Музыка :Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.

                              Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития .Социалистические учения первой половины XIX в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш.Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества .К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм— марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.

 

                                                             Тема II. «Строительство новой Европы»

 Консульство и образование наполеоновской империи. От Франции революционной к Франции буржуазной .Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.

                Англия: сложный путь к величию и процветанию .Англия в первой половине XIX в. Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и еѐ социальные последствия .Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-err. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима .Англия — «мастерская мира».                  Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

       Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Промышленная революция продолжается. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции .Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей .Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848г.

                         Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружѐнное восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недоволъство. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон .Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи.

                 Германия: на пути к единству. Германский союз .Экономика ,политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя еѐ объединения. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

                             «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу .Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленныйкризисиИталия.Началореволюции.НациональныегероиИталии—Дж.Гарибальдии Д.Мадзини . Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.

                                    . Кризис империи Наполеона III.Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войне. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ .Поражение Коммуны :бунт или подвиг парижан?

                         Тема III. «Страны Западной Европы во второй половине XIX. Успехи и проблемы индустриального                                      общества »

          Германская империя в конце XIX —начале XX в. Борьба за место под солнцем.

 Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединѐнной Германии. Ускорение темпов экономического развития. Направления модернизации и экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов» .Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике» .Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

          Великобритания. Конец Викторианской эпохи. Реформирование - неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.

     Франция: третья республика. Последствия франко-прусской войны для Франции. Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за peспублику. Третья республика и еѐ политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция - колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.

        Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.

     От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство Австро- Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

                                                                               Тема IV .« Две Америки»

        США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и развитие в первой половине XlX в .С.Маккормик. Фермер- идеал американца. Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А.Линкольна

       . США: империализм и вступление в мировую политику. Причины быстрого экономического успеха США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: гoсподство трестов, финансовая олигархия. США- президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на крепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатия доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.

                              Латинская Америка в XIX — начале XX в. :время перемен. Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудилъо» —полоса государственных переворотов и нестабилъности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котѐл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.

                                               Тема V. «Традиционные общества в XIX в. Новый этап колониализма».

 Смена торговой колонизации на империалистическую . Haрастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока.

         Япония на пути модернизации: «восточная мораль-западная техника» Кризис традиционализма. Слабость противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещѐнного» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры общества. Изменения в образе жизни. Поворот к национализму. Внешняя политика. Китай: сопротивление реформам. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны .Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления.  Kypc на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ювэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

         . Индия — «жемчужина Британской короны». Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857- 1859). Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак. Африка: континент в эпоху перемен. Таинственный континент. Культы и религии. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Тиберия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки

                                             . Тема VI. «Международные отношения в конце XIX – начале ХХ в.»

 Международные отношения: дипломатия или войны? Отсутствие системы европейского равновесия в XIXв. Политическая карта мира начала XX в.- карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны - пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства .Независимость Сербии ,Черногории и Румынии. Пацифистское движение

 Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества .От революций к реформам и интересам личности.  

                                                                    История России (42 часа)

Личностные результаты изучения истории включают:

        • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

        • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

       • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

       • уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

       • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

       • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

       • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

       • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

       • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности

       • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

       • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

 

           Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

       • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

       • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

       • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

       • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

       • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

       • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;      • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

      • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

      • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

      • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

    • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы

    • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

    • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

   • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

   • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

   • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

   • выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

   • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

   • делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

   • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

            Предметные результаты изучения истории включают:

   • представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

   • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

   • представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

   • умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

   • представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

   • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

   • установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

   • определение и использование основных исторических понятий периода;

  • установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

  • установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

  • анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

  • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. БуташевичПетрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

  • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

  • приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

                                                   РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в

           

         Александровская эпоха: государственный либерализм

 Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

          Международное положение России.

Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир.

     Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.        Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

      Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

      Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

            Николаевская эпоха: государственный консерватизм

        Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

        Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

        Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

        Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

         Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

          Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

               Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

            Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

        Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

                      Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

 

        Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

       Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

        Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного

самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

        Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

        Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы.

       . Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.

       Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

         «Народное самодержавие» Александра III

 Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг.

     Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

     Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

     Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

      Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика

            Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

      Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

      Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.      Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.   Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

       Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

                   Россия в начале ХХ в.: кризис империи

                  Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

                  Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

                  Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

            Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

                Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

          Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

          Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

         Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

         Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.       Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

                              Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

                    Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

             Реформы П. А. Столыпина и их значение.

             Общественное и политическое развитие России в 1912— 1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.

   Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

     Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

                      Серебряный век русской культуры

                 Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

               Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.

               Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

                     

Календарно - тематическое планирование

  Темы уроков

Планируемые сроки

Скорректированные сроки

1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному

Тема 1. Начало индустриальной эпохи

2

Экономическое развитие в 19- начале 20 в.

3

Меняющееся общество

4

Век демократизации

5

"Великие идеологи"

6

Образование и наука

7

19 век в зеркале художественных исканий

8

Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века

 Тема 2. Страны Европы и США в первой половине 19 века

9

Консульство и империя

10

Франция в первой половине 19 века: от Реставрации к Империи

11

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы

12

"От Альп до Сицилии": объединение Италии

13

Германия в первой половине 19 века

14

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 века

15

США до середины 19 века: рабовладение, демократия и экономический рост

Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19-начале 20 в.

16

Страны Азии в 19-начале 20 в.

17

Африка в 19-начале 20 в.

18

Латинская Америка: нелегкий груз независимости

Тема 4. страны Европы и США во второй половине 19-начале 20 в.

19

Великобритания до Первой мировой войны

20

 Франция: Вторая империя и Третья республика

21

Германия на пути к европейскому лидерству

22

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны

23

Италия: время реформ и колониальных захватов

24

США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры"

25

Международные отношения в 19-начале 20 в.

26

Повторение по курсу.

 Тема 7. Россия в первой четверти XIX в. (9 часов)

27

 Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

28

 Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

29

 Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг

30

 Отечественная война 1812 г. Костромичи на Бородинском поле

31

 Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.

32

  Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг.

33

 Национальная политика Александра I

34

  Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.

35

  Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Костромичи в Северном обществе декабристов. Участие костромичей в восстании в Петербурге

Тема 8. Россия во второй четверти XIX в. (8 часов)

36

 Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

37

 Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

38

  Общественное движение при Николае I

39

  Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

40

  Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг.

41

Крымская война 1853— 1856 гг. Костромичи в годы Крымской войны

42

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.  Развитие культуры в Костромском крае

43

  Повторительно-обобщающий урок по темам 7 и 8

  Тема 9. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

44

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

45

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

46

Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация

47

Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период

48

Общественное движение при Александре II и политика правительства

49

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

50

Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Участие костромичей в русско-турецкой войне

 Тема 10.Россия в 1880—1890-е гг. (7 часов)

51

Александр III: особенности внутренней политики

52

Перемены в экономике и социальном строе

53

Общественное движение при Александре III

54

Национальная и религиозная политика Александра II

55

Внешняя политика Александра III

56

Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Развитие культуры в Костромской крае

57

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

Тема 11. Россия в начале XX в. (11 часов)

58

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития

59

Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— XX вв.

60

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг.

61

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг.

62

Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Отклики в костромской губернии на первую революцию

63

Социально-экономические реформы П. А. Столыпина

64

Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.

65

Серебряный век русской культуры

66

Повторительно-обобщающий урок по темам 9-11

67

Итоговое повторение. Контрольная работа

68

Итоговое повторение. Коррекция знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...

Рабочая программа по всеобщей истории и истории России к учебнику И.Л. Андреева 6 класс по ФГОС

Рабочая программа включает в себя основное содержание и планируемые результаты как по всеобщей истории, так и по истории России....

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 5-9 классы...

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы

рабочая программа по Всеобщей Истории и Истории России 10-11 классы...