Бинарный урок по теме «История Московского Кремля в математике»
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Цели урока:

обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром.

 Задачи урока:

- дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, параллельно с соответствующими разделами школьной программы, осуществлять знакомство с более содержательными и нестандартными заданиями (уравнениями с модулями и параметрами)

- содействовать актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений, способов деятельности в нетривиальных ситуациях;

- на заочном путешествии по Московскому Кремлю показать ученикам взаимосвязь таких наук как история и математика;

- привитие интереса к предметам «математика», «история»

- знакомство с историей Москвы (патриотическое воспитание);

- расширение кругозора.

- содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность;

Оборудование урока:

*компьютер; мультимедийный проектор; экран.

*дидактическое обеспечение урока:

карточки; презентация Microsoft Power Point “Московский Кремль”; аудиофайлы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_matematika.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок  по теме «История Московского Кремля в математике» (Путешествие по Московскому Кремлю при решении уравнений с модулями") .

Разработали урок:

Остроушко Мария Адамовна, учитель истории

Сердюк Ирина Валентиновна, учитель математики

Цели урока:

обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром.

 Задачи урока:

- дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, параллельно с соответствующими разделами школьной программы, осуществлять знакомство с более содержательными и нестандартными заданиями (уравнениями с модулями и параметрами)

- содействовать актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений, способов деятельности в нетривиальных ситуациях;

- на заочном путешествии по Московскому Кремлю показать ученикам взаимосвязь таких наук как история и математика;

- привитие интереса к предметам «математика», «история»

- знакомство с историей Москвы (патриотическое воспитание);

- расширение кругозора.

- содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за собственную и коллективную деятельность;

Оборудование урока:

*компьютер; мультимедийный проектор; экран.

*дидактическое обеспечение урока:

карточки; презентация Microsoft Power Point “Московский Кремль”; аудиофайлы.

Ход урока.

Песня о Москве (исполняет Олег Газманов)

Учитель истории: Ребята, сегодня на уроке мы постараемся лучше узнать историю Московского Кремля. Но для этого вам нужно будет решить много уравнений. А урок мне хочется начать строками из поэмы “Евгений Онегин” : 

Москва…как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Москва не сразу строилась”- так говорят в народе. Глядя на город сейчас трудно представить, как все начиналось. Вот как описала начало Москвы Н. Кончаловская в своей книге “Наша древняя столица”

                                   Презентация «Московский Кремль» (учащийся)

Слайд 1.  Давай займемся стариной!
Представь себе, дружочек мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,

Слайд 2. Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц перелоги,
И рев медведицы в берлоге,

Слайд 3. И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…

Слайд 4. Москва- река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.

Слайд 5. Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.

Слайд 6. Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ,
Под первою стеной сосновой…

Учитель истории: На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего леса и назвали его по имени реки “город Москвы”. Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия “Москва”. Одной из версий является та, что слово “Москва” означает “влажное место”. Давайте узнаем,  с именем какого князя связано основание Москвы?

слайд (Юрий Долгорукий)

Учащийся. Первым самостоятельным князем Северо-Восточной Руси стал один из младших сыновей Владимира Мономаха Юрий. Своей столицей он сделал Суздаль. Этот князь вошёл в историю с прозвищем Долгорукий.  Своё прозвище он получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Руки у него действительно были «долгие (длинные)»: из Суздаля дотягивались и до Киева. Летопись рассказывает, что Юрий послал приглашение одному своему союзнику: »Приди , брате, ко мне в Москов». По его приказу в этом же году был заложен первый Кремль .Москва тогда была маленькой деревянной крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.

Учитель математики:  А в каком же году это было? Выполняем тест. Из номеров ответов составляем дату основания Москвы (1147 год)

Учитель истории: “Приди ко мне, брате, в Москов”,- этими словами приглашал суздальский князь Юрий Долгорукий друга своего – князя Святослава Ольговича. Написано это было 4 апреля 1147 года. И эта дата считается основанием Москвы.

Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся Земля,
Так думы лучшие людей теснятся у Кремля.

Учитель математики:

  1. Наш маршрут берет начало у всемирного известного символа Москвы – Московского Кремля. А сколько башен у Кремля? Найдя корень уравнения, узнаем ответ на поставленный вопрос (20башен)

Сколько башен узнали. А сколько круглых башен, четырехугольных башен и башен со звездами? (4, 16, 5)

2.Найдите пары: “Уравнение - его решения”.

Учитель истории: Достопримечательностями Московского Кремля являются Царь-пушка и Царь-колокол.

                                        слайд (Царь-пушка)

Учащийся:- Царь-пушка была отлита в 1586 году Андреем Чоховым для защиты Кремля. Отлитая в гигантских размерах из высококачественной бронзы, пушка  занесена в мировую книгу рекордов Гиннеса. И это неспроста. Вот только самые основные ее параметры:

длина - более 5 м.,

внешний диаметр ствола достигает 134 см.,

калибр - 890 мм,

весит изделие около 40 тонн.

Сегодня уменьшенные копии кремлевского орудия установлены в Донецке, Перми и Йошкар-Оле. Однако ни по параметрам, ни по характеристикам они даже не приближаются к московскому гиганту

                                                 

слайд (Царь-колокол)

Учащийся:- Царь-колокол был отлит в Кремле, на Ивановской площади отцом и сыном Моториными. Вес его - 200 т, высота более 6,14 м, диаметр – 6,6 м. Сколько раз звонил колокол? (Не звонил никогда. По официальной версии, во время пожара 1737 года раскаленный конус, находившийся еще в литейной яме, завалило горящими бревнами. Чтобы спасти колокол, его начали заливать водой, и от перепада температур он дал трещины и оказался непригодным для использования по назначению)

Учитель истории: Мы продолжаем экскурсию и подходим к главной башне Кремля -  Спасской башне

                                        слайд (Спасская башня)

Учащийся: Первоначальное название башни – Фроловская – было дано по церкви Фрола и Лавра, стоявшей поблизости в Кремле. С 1658 года башня стала называться Спасской, поскольку со стороны Кремля на ней была установлена икона Спаса Нерукотворного. Английский мастер Христофор Галовей, находившийся в Москве на царской службе, изготовил для башни часы с боем – куранты, установленные в 1625 году. Не раз заменялись на башне кремлевские куранты из-за повреждений и пожаров. Те, которые мы видим сейчас, были изготовлены на московской фабрике и установлены в 1851-1852 годах.

Учитель математики:  Решив следующие уравнения с параметром, мы узнаем

*диаметр часов Галовея (Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр — 72 сантиметра, длина часовой стрелки — 3 метра, а минутная еще на четверть метра длиннее- 3,25 метра).

* диаметр циферблата часов на Спасской башне (диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метра, длина минутной стрелки - 3,27 метра)

* диаметр часов на здании МГУ (Диаметр циферблата     9 м , длина часовой стрелки     3,77 м , длина минутной стрелки     4,13 м , высота цифр     0,7 м  )

слайд

Учитель истории:  Мы подошли к Оружейной палате.

                                слайд (Оружейная палата)

Учащийся:       Здание Оружейной палаты находится  у Боровицких ворот Кремля. Оружейная палата предназначалась для хранения и экспонирования сокровищ царской казны. Московская Оружейная палата известна своими древними хранилищами и сокровищами, заключающимися в золоте, серебре, драгоценных каменьях, мехах, оружии, экипажах, одеждах и других вещах.

      Екатерина II в торжественных случаях надевала большую императорскую корону, которая по красоте, богатству материала и тонкости ювелирной работы не имела себе равных среди корон правителей стран Европы. А в ее руках были императорская держава и императорский скипетр.

                                слайд (большая императорская корона)

      Большую императорскую корону украшало 4936 бриллиантов (бриллиант – это ограненный алмаз) и множество жемчужин, на мерцающем поле которых сияла шпинель ярко-красного цвета, чистая и прозрачная. Шпинель - один из самых удивительных и великолепных минералов на Земле, сравнимый с алмазом и даже по некоторым свойствам превосходящий его.

       Гладкая золотая поверхность скипетра украшена алмазом, который ей подарил граф Григорий Орлов. По фамилии графа алмаз называют “Орлов”.

Оба эти камня (шпинель и алмаз) входят в число исторических драгоценных камней Алмазного фонда России.

Учитель математики: Решим задачу.

                                        слайд (алмаз «Орлов»)

   Масса алмаза “Орлов”, украшающего скипетр Екатерины II, составляет 0,9481 от массы сапфира, венчающего державу. Масса шпинели с большой императорской короны императрицы на 209,1 карата больше, чем масса алмаза “Орлов”. Вычислите массу каждого из названных драгоценных камней, если известно, что сумма масс сапфира и шпинели составляет 598,72 карата.

Справка: карат – единица измерения драгоценных камней, золота (1 карат =1/5 грамма = 0,2 грамма)

Решение:

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/624468/Image6182.gif

1) Пусть х каратов – масса сапфира, тогда (0,9481х) карат – масса алмаза “Орлов”, а (0,9481х + 209,1) карат – масса шпинели.

Так как по условию задачи масса сапфира и шпинели равна 598,72 карата, составим и решим уравнение

х + 0,9481х + 209,1 = 598,72

1,9481х + 209,1 = 598,72

1,9481х = 598,72 – 209,1

1,9481х = 389,62

х = 389,62 : 1,9481

х = 3896200 : 19481

х = 200

200 карат = 200 • 0,2 = 40 (граммов) – масса сапфира.

2) 200 • 0,9481 = 189,6200 = 189,62 (карата) = 189,62 • 0,2 = 37,924 (граммов) – масса алмаза “Орлов”.

3) 189,62 + 209,1 = 398,72 (карата) = 398,72 • 0,2 = 77,944 (граммов) – масса шпинели.

Ответ: 189,62 карата (37,924 гр.); 200 карат

слайд (Спасская башня со звездой)

Учитель истории: За хорошую работу на уроке для нас зажглась звезда на Спасской башне.

слайд (вид Московского Кремля)

Под звон колоколов учитель читает стихотворение.

Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, о, русская земля!
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня,
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня!  (
Н.Рубцов)

Песня о Москве (исполняет Олег Газманов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Бинарный урок по теме "Продолжительность существования цивилизаций" (обществознание и математика)

Занятия, которые требуют реализации  знаний и умений нескольких учебных дисциплин всегда интересны. Изюминка урока в том, что проверка знаний по обществознанию осуществляется с помощью математиче...

Занятие на тему "История Нижегородского Кремля"

Занятие было проведено после экскурсии по Нижегородскому Кремлю для систематизации заний, полученных путем наблюдения. В ходе проведения экскурсии воспитанники выбрали по одному объекту (башня Кремля)...

История Московского Кремля

Подробная информация о строительстве Кремля, соборах, с наглядным материалом...

«ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» (исследовательская работа)

Наверное, нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не писал Московский Кремль. Рассматривая картины,можно понять,как изменялся его архитектурный облик. Почему художник Аполлинарий Васнец...

«История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами»

Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.Тема: «История Московского Кремля в числах.  Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными...

Презентация "История Московского Кремля"

Презентация иллюстрирует историю основания Кремля, основных башен....