внеклассное занятие по теме: "История древнерусской культуры"
занимательные факты по истории на тему

Во внеклассном занятии для 5-9 классов по теме:"История древнерусской культуры" представленапознавательная  игра в форме брейн-ринга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_istoriya_drevnerusskoy_kultury.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное учебное занятие по теме: «Истоки русской культуры и духовного здоровья »

Вступление к игре.

 Учитель: Богатство духовного мира России общепризнанно. Культура Древней Руси - корень богатства. Древнерусская духовная культура включает в свой состав национальное самосознание, русский образ мышления, ценностные ориентации. Эта целостность национальных мироощущений выражает себя в мифологии, религии, обрядах, фольклоре, в искусстве, литературе, традициях.

От того, как мы относимся, и что мы знаем о родной стороне, зависит быть или не быть современной отечественной культуре.

Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты -

Не берут ни годы и ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты

Гость, войди! Традиций не нарушим.

Итак, мы объявляем начало игры по теме: « Истоки русской культуры и духовного здоровья ».

На игре присутствуют команды 5-9 классов. Игру ведут ученики 11класса. Наше жюри - Кочетова Софья Ивановна, Шеронова Анастасия, Малькова Надежда, Никитин Антон.  

                                                                 Структура игры  

      ТУР1                                                                                                                                                                        

     Конкурс №1 - Разминка.

Конкурс №2 - Конкурс капитанов. «Принятие христианства».

Конкурс №3 - Конкурс видеовопросов. «Архитектура - симфония в камне».

ТУР2

Конкурс №1 - Письменный кроссворд. « Славянская мифология ». Конкурс №2 - Русская национальная кухня. «Горячи калачи из русской печи». Конкурс №3 - Конкурс полезных советов.

 В среде мировой общественности сегодня все более звучит тема диалога культур, сознание их некоторой общности и универсальности.

Современная межкультурная политика исходит из исторической неизбежности сохранения самобытности, и в то же время сосуществования, взаимодействия культур.

Именно знание русской национальной культуры, как составной части евроейской и мировой, способствует становлению мировоззрения молодого человека, формирует его духовные ценности.

Некоторые педагоги и родители обеспокоены тем, что современное молодое поколение - это поколение прагматиков. Молодежь знает, что ей надо в жизни, совершенно правильно уделяя огромное значение учебному труду, познавая физику и математику, компьютеры и иностранные языки, а вот сочувствовать, сопереживать стало труднее: для этого нужна душевная работа, оценить которую в материальном эквиваленте довольно сложно.

Что значит нравственное здоровье современника? Откуда идут истоки этого здоровья? Как укрепить духовное здоровье подрастающего поколения? Вопросы, вопросы... Их так много. Может быть, поиском ответов на эти вопросы поспособствует путешествие к истокам русской национальной культуры.

«Река с простым названьем Жизнь

Не так длинна, как мы хотели б...»

В. Сидоров.

Продлить эту человеческую Реку поможет познание другой жизненно важной реки - Истории.

Цели игры:

1.        Обобщить представление детей о важнейших элементах древнерусской
культуры, помочь сделать первый шаг к постижению ее самобытности.

  1. Уяснить значение русской национальной культуры как составной части
    европейской культуры. Познание отечественной культуры предполагает
    не только размышление о ее глубинах, восприятие ее эмоционального
    богатства, но и умение сопереживать увиденному или услышанному.
  2. Воспитание глубокого уважения к прошлому: традициям и обычаям.

Конкурс 1.  Разминка.

1. Становление русской культуры связано с известными именами русских князей. Назовите их имена. Чем они прославились?

(Владимир Креститель - распространение христианства, письменности; Ярослав Мудрый - строительство храмов, городов, библиотек; Владимир Мономах - развитие литературы, «Поучение детям»)

100.)


2. Скандинавы называли Древнюю Русь Гардарикой. Почему?

(Гардарика - страна городов. До монголо-татарского нашествия их было около

3.        При каком русском князе были открыты первые школы?

(при Владимире I Крестителе, школы для мальчиков из «лучших людей» - при Ярославе Мудром)

4.        Кто основал первую в средневековой Европе школу для девочек?
(сестра Владимира Мономаха - Янка, монахиня Андреевского монастыря).

5.        Вспомните былинного богатыря Илью Муромца. Когда он мог жить, судя по
его имени и былинам? Кем он мог быть по национальности?

(Илья Муромец - дружинник либо Владимира Крестителя, либо Владимира Мономаха - был родом из финноугорского племени Мурома; имя у него библейское -Илья, значит он принял христианство)

Русский язык и русская письменность сыграли важное значение в становлении русской культуры. Распространение библиотек и книжной премудрости обогатило русского человека.

Конкурс видео-вопросов. Архитектура - симфония в камне

С принятием христианством начался расцвет церковной архитектуре. Храмы стали главным украшением городов.

«Айя - София - здесь остановиться», -Судил господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца Как на цепи подвешен к небесам... Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон - света торжества; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего.

Действительно, Осип Мандельштам воспел в своем стихотворении знаменитую жемчужину раннего средневековья. Внимание, вопрос.

В какой стране, в каком городе и когда был построен этот храм? (В Византии, в Константинополе, храм Святой Софии 532-537гт.).

Первый сюжет.

Возведению каменных храмов Русь училась у Византии. Были приняты многие стилистические и технические приемы. Древнерусские зодчие начали возводить здания по чертежам. Перед вами один из самых знаменитых храмов Киева. Этот собор украшает Киев и посей день, но он перестроен в стиле украинского барокко XHI-XIV вв. Перед вами реконструкция этого собора. Итак, вопрос.

О каком соборе идет речь? Когда и при каком князе он построен? Какой это архитектурный тип? Какой строительный материал используется?

( Софийский собор Киева; приблизительно 1037 г., при Ярославе Мудром; крестово-купальный тип; красная плинфа и розовый кирпич).

Второй сюжет.

Фасады храмов были строгими, их украшали прямоугольные вертикальные колонны. Крыши крыли свинцовыми пластинами и черепицей. В оконные проемы вставляли деревянные рамы с круглыми стеклами, использовали мозаику. Она перед вами.

Что такое мозаика? Мозаику, какого собора вы видите? Как называется эта мозаичная композиция и почему?

(Мозаика - картина, выполненная из кусочков стекла; Софийский собор в Киеве; Богоматерь Оранта, что означает молящаяся).

Третий сюжет.

Строить церкви на Руси любили. Среди множества храмов Киевской Руси были настоящие шедевры. Перед вами реконструкция первой каменной церкви Киева, которая до сегодняшнего дня не сохранилась.

Что это за церковь, когда и при каком князе она была построена? При каких обстоятельствах она была разрушена?

( Десятинная церковь или церковь Успения св. Богородицы; 6 декабря 1240 г., во время штурма Киева монголо-татарами, в церкви заперлись киевляне, монголы обложили храм дровами и подожгли).

Ведущим в красоте храмов - это возвышенность души, чистота помыслов и вера, которая определяет истинный путь человека.

Конкурс капитанов.

Принятие христианства стало поворотным событием в истории русской культуры. Оно оказало огромное влияние на историю Руси, во многом предопределив ее последующее развитие. Христианство стало той духовной и нравственной силой, которая объединила различные племена и народы, жившие на территории Восточной Европы. В итоге сформировалась древнерусская народность.

Для проведения конкурса приглашаются капитаны команд. Читается задание, дается два варианта ответа, вам нужно выбрать правильный.

1.        Увидели греки в заливе суда
У стен уж дружина толпится.
Пошли толковать и туда, и сюда:
«Настала, как есть христианам беда,
Приехал Владимир креститься!»

А} я думаю, что в этом стихотворении А.К. Толстого описано событие лета 988 года, когда Владимир крестился в Корсуни. (да).

Б} я думаю, что в этом стихотворении А.С. Пушкина идет речь о крещении дружины Владимира в Киеве, (нет).

2.        почему в 988 году киевляне приняли крещение без особого сопротивления,
а новгородцы яростно сопротивлялись?

А) я думаю, что в Новгороде сильна была католическая вера, было много жителей, принявших католичество, т.к. Новгород был более связан с Западной Европой, (нет).

Б] я полагаю, что в Киеве добром помнили христианское правление княгини Ольги и хотели дружить с Византией. Новгородцы более были привержены к язычеству, (да).

3.        перестали ли киевляне почитать языческих богов после того, как
Владимир расправился с идолами, сбросив их в реку?

А) я думаю, что ДА, жители Киева и округи перестали верить в языческих богов после этого события, (нет).

Б) я думаю, что долгое время сохранялось двоеверие. В церквах молились Христу, в деревнях существовало язычество, (да).

4.        как известно, после принятия христианства Владимир женился.

А) я думаю, что женой Владимира стала принцесса Гита, дочь англосаксонского короля Гарольда, убитого нормандцами при Гастингсе, (нет).

BJ я думаю, что женой Владимира стала сестра Византийского императора Василия!! Анна, которую Василий II вынужден был отдать варвару Владимиру, т.к. он дал ему 6 тысяч воинов в самый острый момент борьбы с Вардой Склиром.

5.        кто был владельцем первой библиотеки на Руси? Какие книги могли быть
в ней?

А) я думаю, что первую библиотеку на Русь привезла Анна Византийка, сестра Византийского императора и жена Владимира Крестителя. В ней могли быть книги: Библия, книги отцов церкви, исторические сочинения: Титаливия, Прокопия Кесарийского. (да).

Б) я думаю, что первую библиотеку имел Ярослав Мудрый, в ней имелись Библия, Остромирово Евангелие, «римские книги». Располагалась она в храме Святой Софии в Киеве, (нет).

Конкурс русской национальной кухни: «Горячи калачи из русской печи»

(Городецкий стол на нем самовар, рушник, сушки, хлеб-соль; около него ведущие в русских национальных костюмах).

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяин: Здравствуйте, гости долгожданные!

Хозяйка: Знаете ли вы первый закон древнего русского гостеприимства!

Хозяин: Конечно, знают! От души накормить гостей!

Хозяйка: А какие гости к нам пожаловали?

Хозяин: Бывалые да умные, а главное старину чтут, да любят.

Хозяйка: 1)А скажите-ка нам, чем встречали гостей на Руси? (хлебом и солью). 2) А как назывался хлеб и из какой муки его пекли? (жито, ржаная мука).

Хозяин: Правильно! Ох, и много в старину про хлеб поговорок сложили! Вспомните поговорки, пословицы про хлеб. («Хлеб всему голова»; «Худ обед, коли хлеба нет»; «На чужой каравай, рот не разевай»).

Хозяйка: Молодцы! А вот вопрос посложнее! Какие еще мучные лакомства были известны на Руси, о которых поговорки сложены? (каравай, калачи, пироги, баранки -пекли по праздникам из пшеничной муки).

Хозяин: И тут все знают. Хорошо, а что на Руси вторым хлебом называли? А вот и подсказка! (на тарелке: свекла, картофель, репаУ

Хозяйка: Конечно! Нет ничего пареной репы. И она то была не возможна без настоящего чуда - русской печки, о которой так много сказок сложено. Все в доме нашем с русской печкой связано. Скажите, а для каких целей служила печь? (пекли хлеб, готовили пищу, обогревались, в некоторых местах мылись, как в бане, в теплой печи детей лечили, спали на печи и т.д.).

Хозяин: В старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали сверх неприличия. А как тут быть, если праздник закончился, хозяева устали, а гости не расходятся? Что делали на Руси в данном случае? (давали на прощание, пряник, которой назывался «разгоняй»),

Хозяйка: Ой, мудрые люди были! При прощании с гостями, и то, был свой чин, своя культура, Спасибо и Вам, гости дорогие! Хотим пожелать Вам растить добро души Вашей, умножать любовь к Земле и семье Вашей. Если будет среди Вас лад, будет всем Вам клад.

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по теме "История шашек"

Дан краткий экскурс в историю шашек....

Внеклассное мероприятие на тему "История длиною в четыре тысячилетия" 5 класс

Цель: расширять исторические знания учащихся приобретенные на уроках истории ; формировать умения работать с картой, историческими понятиями; развивать воображение, фантазию; воспитывать чувство взаим...

конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс

Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...

Занятие на тему "История Нижегородского Кремля"

Занятие было проведено после экскурсии по Нижегородскому Кремлю для систематизации заний, полученных путем наблюдения. В ходе проведения экскурсии воспитанники выбрали по одному объекту (башня Кремля)...

ПОЛОЖЕНИЕ О создании ресурса в единой образовательной сети «Дневник. ру» - внеклассное мероприятие на тему « История нашего образовательного учреждения»

Цель:  Создать внеклассное мероприятие на тему « История нашего образовательного учреждения»  в единой образовательной сети «Дневник. ру»....

Конспект интерактивного занятия по теме «История России, СССР в лицах»

Тема занятия "Реформы и реформаторы начала XX века".На данном занятии учащиеся рассматривают двух великих реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в сравнительной характеристики. Учаться выделять обще...

Внеклассной занятие «День славянской письменности и культуры»

Познание родной культуры занимает особое значение в процессе формирования личности. Познание происходит посредством изучения языка....