конспект урока Ассирийская держава
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

урок разработан по ФГОС, имеет развернутый конспект, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5_kl_23.11.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС

      Учитель: Эсельбекова Гулюмхан Менглидурдыевна                        5 класс                                     Автор учебника: А.А. Вигасин, Г.И. Годер

Тема урока

Ассирийская держава

Цель урока

Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской державы

Планируемый результат

Научить характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны используя различные источники информации

Предметные умения

УУД

-определять причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывать армию ассирийцев;

-перечислять достижения ассирийцев

Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные поступки; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

  Регулятивные:

- осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

-самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

 Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют план; определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, сравнивают;

 Коммуникативные: -развивают устную речь, высказывают свое мнение; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах, группах;

- выслушивают мнения других, договариваются;

Основные понятия,

 термины, даты, личности

Ассирия, ассирийцы, держава, тараны, Ашшурбанапал,  Синаххериб, Ниневия, VIII-VIIвв до н.э., 612г. до н.э.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Учебник, рабочая тетрадь, дополнительные тексты, презентация «Ассирийская держава», видеоролик «Ассирийская армия», карточки для рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Оргмомент. Мотивация

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 Приветствуют учителя, готовят рабочее место к уроку.

Быстрое включение в деловой ритм

II.Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю стран Западной Азии

1) Какие древние государства вы уже знаете?

2) Определите словами их месторасположение.

1) Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина.

2) Учащиеся описывают местоположение словами, а учитель прикрепляет значки на карту.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем

Беседа

III. Формулировка темы, цели урока и проблемного вопроса.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним государством.

Ребята, посмотрите на слайд, здесь зашифрована тема нашего урока «ССР», можем мы узнать, что здесь написано?

А почему, чего не хватает, чтобы мы могли прочитать слово?

Как вы думаете, на языке, какого народа сделана запись?

Правильно

-Чтобы прочитать тему, нам необходимо, что сделать?. Правильно, и мы займемся реставрацией.

Игра «Реставрация»

-Сейчас я предлагаю поиграть в любимую нашу игру, игру – реставраторов. Вспомните, чем занимаются реставраторы?

Правильно

-у  вас на столах лежат необычные свитки, которые попали к нам на урок из древнейших хранилищ. Если вы правильно выполните задания, то гласные встанут на свои места, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись.

-Как называется письмо   у финикийцев (Алфавит)

-Как звали жену Осириса (Исида)

-Какую крепость осаждали израильтяне (Иерихон)

-как звали бога в Древней Палестине (Яхве)

А теперь выпишите начальные буквы  ваших  ответов. Что получилось?  

Молодцы!

Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные нами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют «державой». Новое слово, что оно означает? -  прочитайте на стр. 84 в учебнике.

Что такое держава? 

Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ  И  ДЕРЖАВА

– Тема урока: «Ассирийская держава».

- запишите в тетрадях тему урока

- Ребята, благодаря каким факторам ассирийцы создали сильную державу?

-А почему вы затрудняетесь?

- Какие поставим цели на уроке? Для этого вспомните по какому плану мы изучаем историю древнейших государств?

Итак, каковы цели сегодняшнего урока?

-Представим, что мы с вами ученые, проводим исследование по всем правилам.

-Ученые выдвигают гипотезу.

- Предмет исследования

- Объект исследования

Отсюда, какая проблема возникает перед нами?

В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?»

- Нет!

- Гласных букв!

- На языке финикийцев, у них в алфавите не было - Гласных букв.

- Найти гласные

Это люди, которые занимаются восстановлением чего-либо, памятников, произведений искусства.

АССИРИЯ

Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом.

- Большое и сильное государство

Работа с тетрадью

- Затрудняемся

- Не изучали Ассирийскую державу.

  1. Географическое положение
  2. Занятия
  3. Военные походы
  4. Культурные достижения

- Определить географическое положение и  природные условия Ассирии, занятия жителей; направления походов ассирийских царей, культурные достижения  ассирийцев.
- Действительно ли Ассирия – держава?

- Ассирийская держава

-Какие факторы влияли на создание ассирийской державы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: контролируют действия партнера

Работа с картой, контурная карта, беседа по вопросам

IV.Изучение нового материала.

1.Местоположение Ассирии.

Показать кубик

Что вы видите у меня в руке?

А можно сказать, что весь этот кубик красный? А что мы делаем для того чтобы узнать другие стороны? Правильно, поворачиваем, рассматриваем с разных сторон и видим его разные цвета. Точно так же мы будем рассматривать ассирийскую державу с разных сторон

Давайте посмотрим на карту. Откройте атласы на

 странице 4. Найдите Ассирию. Кто сможет словами определить его географическое местоположение? Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова.

1) Опорные слова: Восточнее,

Верхнее течение, Севернее

Средиземное море, Река Тигр, Вавилония

Познавательные: осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Работа с атласом, беседа по вопросам

2.3анятия ассирийцев

Работа с документом в группах

Каковы основные виды занятий ассирийцев?

Изучают документ, определяют основные виды занятий

Земледелие, скотоводство, охота, ремесло и торговля

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Работа в группах с документом, беседа по вопросам

3.Освоение железа

Рассказ учителя об освоении железа  

Самое интересное началось в Ассирии около X века., когда ассирийцы впервые в мире освоили вот это (показываю кусок железняка)

Проведём небольшой эксперимент.  Для этого я приглашаю двух ребят. Один получает медную проволоку, а другой железную. Попробуйте теперь её согнуть. Кому легко было это сделать? А почему тебе трудно было согнуть? Какой вывод можно сделать?

В чем преимущество железа перед другими металлами? 

Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.

Учащиеся заслушивают рассказ учителя об освоении железа.

Железо тверже и крепче других металлов

Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

4.Ассирийское войско Завоевания ассирийских царей

Предлагаю просмотреть видеоролик «Ассирийская армия» и ответить на вопросы:

- из каких частей состояло ассирийское войско?

- как было вооружено?

- какие новинки применяли?

-каковы причины побед ассирийской армии?

Работа в парах: подчеркните верные утверждения в тексте

Как вели себя ассирийцы в завоеванных землях?

Почему Ниневию назвали «логовищем львов» и «городом крови»?

Работа с исторической картой (слайд с картосхемой):

- Куда совершали походы ассирийские цари?

-Какие территории были захвачены и включены в состав ассирийского государства?

1. Всадники были вооружены  длинными копьями с железными наконечниками, железными мечами, боевыми топориками.

2. Боевая колесница  быстро настигала врага.

3. На войне стала впервые применяться конница.

4. Воины надували кожаные мешки и на них переплывали реку.

5. Бронзовое оружие давало войнам преимущество.

6. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней красовались страусовые перья.

7. Если город имел неприступные стены, воины использовали таран, который крошил и дробил стену.

Выразительное чтение п. 3 второй и третий абзацы

Работа в рабочей тетради. Выполнить задание 72, заполнить контурную карту, выполните вопросы1-4

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач;  овладевают навыками смыслового чтения.

Коммуникативные: принимают участие в работе парами; высказывают свое мнение

Письмо,
задания
в рабочей тетради

Физминутка

Не секрет, что у ассирийцев зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Давайте и мы немного займемся зарядкой.

Я буду называть различные имена, понятия, названия чего-либо, если это слово из истории государств Западной Азии, то вы хлопаете в ладоши, а если из истории Древнего Египта, то топаете ногами.
Итак, внимание
Нил, Двуречье, Железо, Сфинкс, Хаммурапи, Клинопись, Оазис, Таран, Иероглифы, Держава, Вавилон, Пирамиды, Фараон, пурпурная краска,
А теперь,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем

Выполняют упражнения

5.Царский дворец, столица державы.

Учитель по иллюстрации описывает, как выглядела столица державы – Ниневия и царский дворец.

Скульпторы изображали в ассирийских дворцах огромные изваяния добрых духов – крылатых быков с человеческим лицом. Также художники и скульпторы покрывали стены росписями и рельефами, где изображали сцены жизни самого царя: охоту, прием послов и др.

Работа с иллюстрациями.

Работа с иллюстрацией

6. Достижения царя Ашшурбанапала

Посмотрите на схему, о чем мы не поговорили?

Ашшурбанапал – это один из последних ассирийских царей. Был человеком образованным. Приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, молитвы и заклинания. Но после смерти Ашшурбанапала великая ассирийская держава погибла.

А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига.

Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе.

Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.

По плану-схеме урока учащиеся определяют, что неизученным остался вопрос об Ашшурбанапале.

V.Закрепление изученного материала.

1)Возвращение к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. «Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?»

2)А в чем же была слабость Ассирийской державы? 

Действительно, породив войны, она в войнах и пала. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покоренных стран тоже поднялись на борьбу.

1)Учащиеся высказывают предположение о том, Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную и мощную державу?

2)В том, что покоренные народы не смирились со своим положением, они поднялись на борьбу.

Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе. Какие ассоциации у вас теперь возникают, когда вы слышите название этого государства, что вам больше всего запомнилось?

Итак, ребята, наше исследование подошло к концу.

Какие мы делаем выводы?

Заполнить рабочие листы

  1. Выпишите выводы по теме
  2. Составить синквейн
  3. Исключить лишнее слово
  4. Вставьте пропущенные слова

Выполняют задания

VI.Обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание: параграф 18, прочитать, выучить термины, подготовить рисунок «Ассирийский воин», мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?»

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник, прикрепляют рабочий лист в тетрадь.

VII. Рефлексия                 

Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем исследовании? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Оцените свою работу. Подчеркните тот смайлик, который соответствует вашей работе. Сдайте рабочие листы. Спасибо всем за работу.

Учащиеся говорят о наиболее запомнившихся моментах, учитель составляет опорную схему на доске

       

Приложение 2

 2 задание

 Работа с источником информации

  - Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.

Группа №1 В прошлом подавляющее большинство ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие — земледелие, главным образом выращивали пшеницу, ячмень, хлопок, табак, огородные культуры. Были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Ассирийцы — отличные скотоводы. Когда ассирийские цари совершали свои завоевательные походы, они всегда стремились захватить стада крупного рогатого скота и табуны коней из побежденных стран. Ближе к горам губительные ветры пустыни ощущались меньше. Пастбища здесь были лучше, трава более сочная, влаги много.

2 задание

 Работа с источником информации

  - Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.

Группа №2  Ассирия располагалась в верховьях рек Тигр и Евфрат. Поскольку через территорию страны проходили важнейшие торговые пути, огромную роль в её хозяйстве играла торговля. Богатства и излишки ассирийцы сбывали в Вавилон. «В одной руке, они несли меч, а в другой — весы и гири». Были развиты  ремёсла – гончарное, кузнечное, рыболовство. Горы, прилегающие к Ассирии, были богаты залежами различных металлов и камня (базальта, алебастра, мрамора), источниками нефти и асфальтовой смолы, которая в Месопотамии при строительстве заменяла цемент. В те далекие времена ассирийцы могли добывать медь, свинец, а позднее железо и другие металлы. 

2 задание

 Работа с источником информации

  - Работая с источником определите основные виды занятий древних ассирийцев.

Группа №3  В предгорьях и горах густо рос кустарник. Здесь в зарослях водились дикие кабаны, олени, львы, нападающие на стада и наносящие им большой урон. Суровые условия жизни вынуждали пастуха-ассирийца заниматься охотой. В борьбе с дикими зверями он закалялся, становился бесстрашным, ловким, презирал опасность. Все эти качества передавались из поколения в поколение.

Охота на львов была вынужденной необходимостью, борьбой за существование. Но ассирийцы не чуждались и других видов охоты. Изловить дикого быка и осла, убить медведя и леопарда в горах было для них обычным делом. Благодаря этому они становились лихими стрелками, неутомимыми ходоками, ловкими и находчивыми в опасные минуты, дисциплинированными, воинственными солдатами. Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинские повинности. Многие завоеванные царства платили Ассирии дань.

 Рабочий лист ______________________________________________________________________________________________________

1.Подчеркните верные утверждения в тексте

1. Всадники были вооружены длинными копьями с железными наконечниками, железными мечами, боевыми топориками.

2. Боевая колесница быстро настигала врага.

3. На войне стала впервые применяться конница.

4. Воины надували кожаные мешки и на них переплывали реку.

5. Бронзовое оружие давало войнам преимущество.

6. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней красовались страусовые перья.

7. Если город имел неприступные стены, воины использовали таран, который крошил и дробил стену.

 

2. Синквейн на тему «Ассирия»

                               1. существительное.

                               2. два прилагательных

                              3. три глагола,  

                              4. фраза, предложение, состоящее из нескольких слов,

                              5. это слово-резюме

3. Ассирийцы создали сильную державу благодаря: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Впишите недостающие слова.

В 8-м веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства   А_ _ _ _ _ я. Столицу Ассирии, город ________________, называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийцы впервые  стали использовать в военном деле к _ _ _ _ _ у. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т_ _ _ н. Если путь войску преграждала река ассирийцы надували ______________ ____________ и на них переправлялись вплавь.

Ассирийские воины были вооружены мечами и топориками из твердого металла, его называли ___________________.

                                                            C:\Users\Кожевниковы\Desktop\21 января\600pxsmiley_0.jpg                                                               C:\Users\Кожевниковы\Desktop\21 января\image_frownface_mill.jpg

                                                               справился                           с некоторыми                                 возникли

                                                               со всеми                              не справился                               затруднения

                                                                                                             заданиями

Ассирия

Могучая, жестокая

Воевала, убивала, пленяла

Но оставила культурное наследие – библиотеку

Великая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

Методическая разработка урока "Ассирийская держава" 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обы...

Презентация к уроку: "Ассирийская держава"

Презентация содержит материал к уроку, который позволит выяснить причины возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений раб...

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Ассирийская держава"...

Урок "Ассирийская держава" 5 класс

Урок для 5 класса по теме "Ассирийская держава"...

Технологическая карта урока «Ассирийская держава», 5 класс

Технологическая карта урока по учебному предмету «История Древнего мира» в 5-ом классе на тему «Ассирийская держава»...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...