Урок-проект "Культура Древнего Рима"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Применение проектной технологии на уроке истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 427296.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект в технологии проектного обучения в 5 классе

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Актуальность

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий

Целевые ориентации

Образовательная: способствовать формированию представления об информационных источниках по теме урока, необходимых для разработки проекта.

Развивающая: познакомить с различными способами отбора информации по дополнительным источникам.

Воспитательная: создать условия творческого межличностного общения в процессе познавательной деятельности вне урока.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- учащиеся смогут,работая с исторической картой:

определять местонахождение и природные условия Рима, находить моря, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей

- смогут давать определения историческим терминам:

Апеннинский полуостров, латины, весталка, Веста, Марс,  ликтор, Рем, Ромул, сенат, патриции, плебеи.

сформулируют и назовут основные элементы системы управления в Риме.

Регулятивные УУД:

-  примут участие в  планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- продолжат формирование умений работать с различными источниками информации (с текстом учебника, с картой, презентацией):

- извлекать необходимую информацию из текста учебника, из прослушанного рассказа, наглядного материала;

-  находить информацию и  преобразовывать ее в таблицу;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

-примут участие в обсуждении в ходе работы в малой группе.

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- умение выражать  свое отношение   к  героям, событиям.

Создание условий, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности урока, выстроенного по проектной технологии

- интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

- интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;

- индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

- необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

Применяемый проект – межпредметный, т.к. интегрирует содержание 2 учебных предметов (история и информатика)

По уровню усвоения учебного материала

текущий – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы.

По формам организации

групповой – выполняются скоординированной группой учащихся.

По срокам выполнения

краткосрочный – выполняется в рамках трёх уроков по теме.

По результату выполнения проекта выделяется два аспекта

практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности ( презентации);

педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.

Этапы работы над темой

этап

Деятельность детей

Деятельность учителя

Первый этап - уточнение информации

- обсуждение заданий, определение подтем в теме проекта, формирование творческих групп. Отбираем возможные вопросы.

Разработка и подбор информационно- методических материалов. Работа по формированию групп.

Второй

этап -планирование

– анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп (подобрать материал из энциклопедий, словарей, создать картинку), отбор материалов. Группы вырабатывают план действий (собирают информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Разрабатывают задания, вопросы для поисковой деятельности. Дети готовят сообщение

Подбор медиаобъектов.

Учитель делает свои предложения, но обязательно спрашивает мнения участников проекта, помогает каждому ученику выбрать тему для исследования и спланировать собственную работу

Третий

этап -

принятие решения

– сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

Консультация, координация работы учащихся,

 стимулирование их деятельности

Четвертый этап -

выполнение проекта

- работа над проектом и его оформлением (необходимо выполнить презентацию, подготовить сообщение), осуществляется знакомство с особенностями работы медиаобъектов школы и составление презентаций.

Этап пятый

оценка результатов

- оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы

Этап шестой

презентация

- защита проекта. Докладывают о результатах совместной работы. Критерии: умение делать устное сообщение, умение составлять электронную презентацию, аккуратность выполнения, верность содержания, умение ответить на дополнительные вопросы

На уроке №1, раскрыв тему «Возникновение христианства», учитель переходит к конкретизации проблемы и предлагает учащимся принять участие в учебном проекте «Культура Древнего Рима». Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в определении цели проекта, мотивирует на создание проекта по этой теме. После уроков вместе с учащимися обсуждают тему проекта, определяют его цели, формулируют главные вопросы. По рекомендации учителя и классного руководителя дети объединяются в группы для совместной работы над темой. Учитель планирует педагогические ситуации участия каждого в определении темы проекта и для работы в группе, стимулирует активность и самостоятельность учащихся. Для уточнения деятельности проектных групп отводится небольшая часть времени ПОСЛЕ УРОКОВ, когда учитель и участники проекта согласовывают общую линию разработки проекта, обсуждают пути сбора информации и осуществление поисковой работы. Учитель делает свои предложения, но обязательно спрашивает мнения участников проекта, помогает каждому ученику выбрать тему для исследования и спланировать собственную работу.

 План изучения темы:

1. Рим – столица империи

2.В цирке и термах

3.Жизнь в городе и провинциях

4.Помпеи – город погребенных заживо

5.Образование древних римлян.

В это время устанавливаются критерии успеха проектной деятельности. Ребята выдвигают гипотезы по теме исследования и вместе с учителем обсуждают формы представления результатов. Выбрано несколько форм: компьютерная презентация материала, выполненные самими учащимися (предложение художников), карточка-помощник к анализу темы.

На уроке №2 (информатика) - подбор  материалов и их компьютерное оформление. Самостоятельная поисковая работа по анализу материала вынесена за рамки урока: дома, в библиотеке, в компьютерном классе.

Мы построили свою работу как образец защиты проекта на эту тему. Роль учителя состоит в координации деятельности учащихся, консультации индивидуально или в группах, создании соревновательной атмосферы деятельности по подготовке проекта, помощи в решении возникших проблем, планировании заключительного урока-презентации.

На уроке №3 учащиеся представляют свои работы, защищают проекты. Этот урок - своеобразная мини-конференция. Остальные ребята слушают выступления, заполняют таблицу, т.е. собирают рабочие материалы для ответа на вопрос «Роль древнеримской культуры в развитии общества». Готовятся к выполнению тестовой работы по теме на следующем уроке. В конце урока обсуждаются проекты участников, задаются вопросы по теме, ребята участвуют в оценке и самооценке работы над проектом. Учитель, создавая доброжелательную, дружескую атмосферу, играет роль рядового участника проекта, стимулирует участников к самостоятельным высказываниям, оценивает участие каждого в проектной деятельности. После уроков проводит индивидуальные беседы с каждым участником, анализируя его деятельность. Планирует индивидуальную дальнейшую работу с участником проекта.

Распределение функций в группе.

Такая компоновка участников исключает обретение кем-либо из них лидерских полномочий по занимаемому месту. Оптимальный размер группы – 3 – 6 учеников.

Распределение функциональных обязанностей между членами группы:

Функции в группе

Индивидуальные функции

1

Координирует работу в группе, поочередно предоставляет слово выступающим, лишает слова нарушающих регламент

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

2

Следит за соблюдением регламента, сигнализирует о его нарушении

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

3

Осуществляет фиксацию предложений и оглашает наработанные варианты

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

4

Осуществляет презентацию наработок группы перед классом

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

5

Выступает в роли оппонента по обсуждаемым вопросам

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

6

Систематизирует наработанный материал к презентации

Осуществляет поиск источника информации, обрабатывает информацию и представляет ее группе

ХОД УРОКА

Проблема урока «Роль древнеримской культуры в развитии общества».

Этапы работы

Этап работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Оргмомент

 

Подготовка рабочего места для защиты проекта

Проверяет готовность учащихся к уроку

2.Целеполагание и мотивация

цель

Ответственные групп называют цель проекта

Делает вывод

3.Закрепление материала

Защита проекта

Каждая группа защищает свой проект

Слушает защиту, корректирует, добавляет, помогает делать вывод

4.Систематизация
и обобщение

Обмен информацией

Другие группы слушают, если необходимо, делают интересные записи в тетрадь

 

5.проверка и   оценка результатов

Экспертиза проектов

Руководители групп пытаются дать оценку каждому участнику проекта

Помогает анализировать и сам ставит оценку

6.Подведение итогов

Высказывает суждение о достижении цели урока, выбирает лучшую работу

В процессе работы каждый ученик заполняет в тетради таблицу

                                  «Достижения культуры Древнего Рима»

Направления

Что нового достигли римляне

Значение для мировой культуры

Каждая группа получает листок оценки выступлений:

группы

Критерии оценки выступающих

Полнота работы, убедительность

Знание темы,
межпредметные связи, эрудиция

Культура речи, использование наглядных средств

Полнота ответов, аргументи

рованность

Ответственное отношение

1

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

5

Завершая  урок, проводится рефлексия:
Я – ребята остались довольны своей работой?!
Мы – затруднений в работе групп они не испытали?!
Дело – достигли цели?!: материал повторили, узнали много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для  самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"

Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее....

Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"

Урок по Всеобщей истории в 5 классе  ulanova_e.v._.jpg...

Вулканы. Жизнь в древнем Риме. Интегрированный урок (география + история) в 6 классе

Тип урока – интегрированный, комбинированный.Цель:1) обобщить знания детей в области географии (тема «Вулканы») и истории (Древний Рим); продолжить формирование умений работать с картой, давать ...

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...