Духовно-нравственное воспитание в курсе истории.
статья по истории на тему

Петухова Наталья Валерьевна

Статья из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_petuhova_n.v.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории: из опыта работы.

  Всем нам, без сомнения, хотелось бы жить в обществе высокоморальных и духовно-развитых людей. Всем нам хотелось бы видеть своих собственных детей ответственными, добрыми, милосердными людьми. Ученики, приходящие к нам на урок, в каком-то смысле тоже становятся нашими детьми, тоже получают от нас определенный набор истин, мы оказываем непосредственное влияние на формирование их мировоззрения. Уроки истории в этом смысле выстраиваются в довольно стройную линию воспитания духовно-нравственных ценностей.

  В 5 классе с первых уроков мы рассматриваем с детьми вопросы становления мировоззрения. Первая из тем курса истории древнего мира – «Происхождение человека». Учащиеся воспринимают данную тему с огромным интересом, тем более что их вниманию я предлагаю различные точки зрения на данную проблему. В дальнейшем при изучении темы «Возникновение религии» мы разбираем, почему возникли религиозные верования, как они изменили жизнь людей. Считаю большой удачей, если в конце урока дети спрашивают, почему и сейчас, когда в мире объяснено очень многое, научных открытий становится все больше, существует очень много верующих людей, для которых религия занимает важное место в жизни? Почему так много людей посещает храмы?   Уроки о Древней Палестине предваряются вопросом: «Какая книга, по-вашему, самая читаемая и популярная в мире?» Для знакомства с Библией хорошо использовать фрагменты христианского мультфильма «Суперкнига». Вместе мы разбираем несколько крылатых выражений, пришедших из Библии:  «глас вопиющего в пустыне», «не хлебом единым человек жив будет». Дети, изучавшие курс «Основы православной культуры» уже имеют представление о Библии, некоторые тексты для них знакомы. В дальнейшем знакомство с христианской религией продолжается в темах «Христианство – мировая религия» и «Императоры Диоклетиан и Константин». Интересно провести сравнение отношения к христианству двух императоров.  На этом уроке, традиционно приходящемся на май, уместно рассказать и о вкладе Русской православной церкви в Великую Победу. Сведения об участии в войне священников, о разрешении религии являются для пятиклассников новыми, но именно в этой связи они задают больше всего вопросов.

  Начиная с 6 класса, через весь курс идет тема о роли Русской Православной Церкви в создании Российской государственности. Примечателен в той связи опыт изучения личности и деятельности Святого Сергия Радонежского.  В учебнике 10 класса он назван «собиратель русских душ», учащиеся предлагают варианты объяснения этого словосочетания. Через образ Святого Сергия Радонежского можно объяснить понятие «соборность». Дети знакомятся с толкованием слова «собор» в словаре, подбирают однокоренные слова (собрать, брать, соберу, собираю). В словаре В.И.Даля слово трактуется как «соборно - сообща, общими силами, содействием, согласием». Речь идет о единении людей, но на какой основе? В основе соборного единения людей 14 века была вера в Бога, понимания необходимости сплотиться ради великой цели – спасения своей страны. 10-классникам интересно предложить вопрос о сходстве и различии понятий «соборность» и «коллективизм». Сходство называют легко, а по поводу различий возникают сомнения. В итоге дети приходят к выводу, что «соборность» подразумевает всегда глубокое внутреннее единение с другими людьми, что изначально исключает возможность конфликтов. Идея всех становится личной идеей каждого. А в коллективизме такой конфликт возможен, можно быть против общего мнения, но подчиняться коллективу, действовать вопреки своему внутреннему желанию. В 6 классе обращение к образу Святого Сергия Радонежского происходит и в курсе предмета «История Республики Коми» при изучении тем, связанных с жизнью и деятельностью Святого Стефана Пермского. Вообще, именно эта личность неизменно привлекает внимание учащихся при изучении курса, запоминается лучше всех остальных.

История предлагает прекрасный материал для изучения личностных характеристик людей прошлого  от  правителей до обычных людей. Попытки  школьников объяснить те или иные поступки людей прошлого, оценить с нравственных позиций события истории представляют собой своеобразный вид социальной практики, учат понимать других людей, видеть причины их поступков, оценивать цель и результат деятельности. Любой человек знает, что в жизни труднее всего делать выбор. С 10-классниками мы подробно рассматриваем личность князя Ивана Калиты, чей выбор был запредельно сложным. В качестве вводного задания учащимся предлагается прочесть строки из стихотворения Н.Коржавина:

Был ты видом сильно противен,
Сердцем – подл…
Но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь. 

Прочитать необходимо с двумя интонациями: подчеркивая положительные и отрицательные характеристики личности. Затем учащиеся знакомятся с деятельностью князя и ищут аргументы для каждой из позиций, а также пытаются объяснить, почему Иван Калита фактически пошел на союз с Золотой Ордой, став не только сборщиком дани, но и карателем непокорных русских земель. В завершении обсуждения я предлагаю учащимся фразу историка и бытописателя И. Е Забелина: «Кто берег свою отчизну, да и всю Русскую землю, тот должен был идти с татарами хотя бы против родного отца».  Предлагаю оценить возможность такого выбора для себя, но без озвучивания своего собственного решения.

 Изучая в школьном курсе личности людей прошлого, я всегда напоминаю, что делить исторических деятелей на «хороших» и «плохих» нельзя. С самого начала работы в школе я интуитивно избегала такой формы уроков, как «суд». Бесспорно, для кого-то выглядит привлекательным поиск детьми доказательств для оправдания или обвинения того или иного исторического лица. Но «не судите да не судимы будете». Нельзя предлагать детям выступать в роли судей людей, которых уже давно нет. Нельзя требовать  от детей однозначной оценки исторических деятелей.   Люди прошлого жили и действовали в совершенно конкретной исторической обстановке, анализ их деятельности должен учитывать эту обстановку.  Радует, что все чаще при характеристике исторических деятелей учащиеся употребляют слово «неоднозначный», пытаясь найти подтверждение разным сторонам личности того или иного человека.  

  Достаточно большой материал накоплен по изучению в школьном курсе истории деятельности последнего русского царя Николая II. На классном часе об истории игрушек в 5- 6 классе я рассказываю об игрушках детей императорской семьи. Это вызывает интерес у детей, их удивляет, что при всем кажущемся богатстве царской семьи игрушки оставались простыми, ими играли долго, должны были беречь. Затем в 9 классе мы подробно рассматриваем деятельность Николая II. Дети пытаются определить просчеты его политики, приблизившие трагический финал. Интерес вызывает личность Великой Княгини Елизаветы Федоровны, хотя для многих современных детей остается непонятной ситуация с ее просьбой о прощении для террориста - убийцы  ее мужа. Опираясь на показ эпизодов фильмов, я рассказываю и о трагической гибели царской семьи. В 11 классе учащиеся, уже много зная о семье императора, выполняют работу с фотографиями царской семьи, пишут небольшое эссе о впечатлении от фотографии, о взаимоотношениях в этой семье. Два года назад с 11 классом мы выполняли следующую работу: пытались определить причины причисления семьи к лику святых. Дети нашли множество фактов бескорыстия членов царской семьи, их подлинного внимания к проблемам страны, желания делать что-то для России. В итоге у выпускников возник вопрос, можно ли говорить о просчетах и «минусах» деятельности Николая II, если он святой? Интерес вызвало и задание, связанное с просмотром и анализом мультфильма «Анастасия» (режиссёры Дон Блут и Гэри Голдман), учащиеся искали исторические совпадения и неточности в сюжете мультфильма.

  Важной задачей в преподавании истории является «перенос» школьников в изучаемую эпоху,  показ событий глазами человека другого поколения. Это учит сопереживанию и состраданию жизни других людей, что важно для духовно-нравственного становления человека. Для школьников часто является открытием, что они сами уже живут в истории, что многие события современности будут изучать их дети и внуки. В числе таких событий присоединение Крыма к России. Мне было очень радостно, что мои ученики следили за ходом референдума, видели подписание договора о присоединении, смогли назвать положительные моменты и проблемы этого события.    

   Воспитание историей – это важная составляющая воспитания духовно – нравственных качеств учеников. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке  при изучении того или иного материала, а значит восполнить дефицит информации нравственно – побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание постоянно размышлять о нравственности – задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен обращать внимание учеников на  поток событий, поступков, проблем, имеющих нравственное содержание.

 Следует понимать, что вопросы нравственности и религии детям интересны, но у них может быть маловато жизненного опыта. При работе над данной проблемой нужно избегать назидательности и морализаторства. Большинство вопросов должны остаться без окончательного (по крайней мере, прозвучавшего вслух)  ответа, то есть дети сами делают внутренний выбор для себя.

Н.В. Петухова,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ» пст.Визиндор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...