Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Пономарева Мария Александровна

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_metodich._razrabotka.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»

Цели  занятия:

Образовательные:

- изучить особенности формирования Древнерусского государства.

- активизировать познавательную деятельность обучающихся через разные   формы работы.

- предоставить каждому обучающемуся  возможность проверить свои знания и навыки, а также повысить их уровень.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение применять знания в изменённой ситуации, делать выводы и обобщения.

- развивать умения сравнивать, систематизировать, обобщать, получать информацию из различных источников; навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- прививать интерес и любовь к истории своей страны.

- способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотическому воспитанию обучающихся.

Оборудование урока

- карточки для самостоятельной работы;

- контурные карты и атласы;

- карточки с тестовыми вопросами;

- карта «Русь в IX – X вв.»

- выставка творческих работ (рисунков) обучающихся;

- мультимедийный проектор, ноутбук.

Формы работы:  фронтальная; работа в парах; индивидуальная.

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживаемся.

Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем занятии!

Староста, подайте, пожалуйста, список отсутствующих.

У нас сегодня немного необычное занятие. А необычно оно тем, что здесь присутствуют гости. Давайте покажем себя гостеприимными хозяевами, а сможем мы это сделать, продемонстрировав свои хорошие знания.

Проверьте всё ли у вас готово к сегодняшнему занятию. У вас на столах лежат папки с раздаточным материалом (даётся инструкция, как пользоваться папкой).  

Обращаю ваше внимание, что оценки вы сегодня получите накопляемые, т.е. в течение всего занятия вы будите работать и отвечать, а в конце пары я выставлю вам оценки в зависимости от того насколько активно и плодотворно вы работали.

  1. Актуализация знаний

История по своей сути динамичная наука, она не является скоплением огромного количества сухих фактов никому непонятных. Наоборот, история – это и есть сама жизнь во всём своём многообразии. Каждый человек когда-либо живший на нашей Земле или живущий сейчас, независимо от того был он простым крестьянином или известным политиком, создаёт историю. Жизнь одного человека является частью истории целого государства и даже всего человечества. И сегодня здесь и сейчас мы тоже с вами творим свою маленькую историю, создающую будущее нашей великой и могучей страны.

В силу своего юного возраста вы находитесь в начале жизненного пути и перед вами открыты все двери и дороги. Для того чтобы в будущем вы смогли достичь определённых успехов и возможно даже стали великими людьми, сейчас необходимо приложить все усилия. А именно получить как можно больше знаний, ведь в век современных технологий информация ценится превыше всего. Давайте сегодня постараемся провести отведённое нам время с пользой и обогатим себя необходимой информацией.

Прежде чем перейдём к изучению новой темы, давайте сначала вспомним некоторые исторические факты, с которыми познакомились ранее. А сделаем мы это, отгадав кроссворд. (Слайд 1) Если ответите на все вопросы правильно, то в выделенных клетках вы увидите название государства, о котором мы сегодня будем говорить.

Слайды

Кроссворд «Средневековье»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вопросы:

  1. Условное наследственное владение, которое давалось за военную службу. (Слайд 2)
  2. Первое сословно-представительное учреждение в Англии. (Слайд 3)
  3. С его именем связано появление новой религии – ислам. (Слайд 4)
  4. Первый король Франкского королевства. (Слайд 5)
  5. Участники крестовых походов. (Слайд 6)
  6. В годы правления императора Юстиниана это государство достигло наивысшего расцвета. (Слайд 7)
  7. Они платили оброк и выполняли барщину. (Слайд 8)
  8. Это государство одержало победу в Столетней войне. (Слайд 9)
  9. Японский рыцарь. (Слайд 10)

10)  Он создал Монгольское государство. (Слайд 11)

11)  Тот, кто наделял вассала феодом за военную службу. (Слайд 12)

(Слайд 13)

Ответы: 1) Феод. 2) Парламент. 3) Мухаммед. 4) Хлодвиг. 5) Крестоносцы.

               6) Византия. 7) Крестьяне. 8) Франция. 9) Самурай. 10) Чингисхан.

              11) Сеньор.

В итоге должен получиться такой кроссворд.

Ф

Е

О

Д

П

А

Р

Л

А

М

Е

Н

Т

М

У

Х

А

М

М

Е

Д

Х

Л

О

Д

В

И

Г

К

Р

Е

С

Т

О

Н

О

С

Ц

Ы

В

И

З

А

Н

Т

И

Я

К

Р

Е

С

Т

Ь

Я

Н

Е

Ф

Р

А

Н

Ц

И

Я

С

А

М

У

Р

А

Й

Ч

И

Н

Г

И

С

Х

А

Н

С

Е

Н

Ь

О

Р

  1. Изучение нового материала

Так как вы смогли указать все ответы верно, в выделенных клетках появилось название государства, с историей которого мы с вами сегодня познакомимся. Это Древняя Русь.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего занятия «Образование Древнерусского государства». (Слайд 14) (учащиеся делают запись) 

Посмотрите внимательно на название темы и попробуйте сформулировать цель занятия. (ответы учащихся)

Цель нашего занятия – изучить особенности формирования Древнерусского государства. (Слайд 15)

А теперь скажите, какие способы мы с вами можем использовать для достижения поставленной цели. (ответы учащихся)

Сегодня на занятии вы будите выполнять различные задания для достижения поставленной цели.

Для чего нам необходимо знать историю Древнерусского государства? (ответы учащихся)

Все мы живём в великой стране, имеющей многовековую историю, жители которой неединожды показала себя верными сынами своей могучей Родины и надёжными защитниками своего Отечества. И мы не должны быть «Иванами не помнящими своего родства». Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Без прошлого нет будущего. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучать исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути создания теперь уже великой державы, которая оказывает значительное влияние на развитие всей мировой истории.

Готовясь к этому занятию, вам было дано творческое задание – изобразить на листах бумаги такой рисунок, который у вас ассоциируется с историей Древнерусского государства. У каждого получился свой образ Древней Руси и каждый из вас прав: всё то, что вы смогли нарисовать, действительно имеет отношение к нашему государству. Спасибо вам за то, что приняли участие в этой маленькой выставке.

Итак, вопрос «Откуда есть пошла земля русская?» волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Впервые этот вопрос задаёт Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря -  в своей знаменитой летописи под названием «Повесть временных лет». (Слайд 16)Эта летопись была написана в начале XII в. и до сих пор является самым ранним письменным источником, рассказывающим историю Древней Руси. Сегодня мы неоднократно будим обращаться к сведениям, содержащимся в «Повести временных лет».

В начале летописи говорится о том, что территорию будущей Руси населяли восточные славяне. Что же это за народ? Мы сейчас с вами узнаем, посмотрев следующее видео. После просмотра будут заданы вопросы, на которые вам необходимо ответить.

(Слайд 17)

Учащиеся смотрят видео «Восточные славяне», после чего отвечают на вопросы:

 Какую территорию населяли восточные славяне? (один учащийся показывает на карте у доски, все отмечают на контурной карте, атлас стр.5)

По каким причинам заселение земель славянами проходило мирно, без конфликтов с местным населением (в то время, как нам известно, переселение народов в других регионах Европы всегда сопровождалось борьбой и военными столкновениями)?

Каковы особенности организации общественной жизни восточных славян?

Укажите, как назывались племенные союзы у восточных славян?

Назовите основные занятия восточных славян?

Где проходил торговый «путь из варяг в греки»? Почему так назывался? (учащийся показывает на карте у доски и рассказывает)

(Слайд 18)

Прежде, чем говорить о процессе образования государства у восточных славян, давайте вспомним, что же такое государство? Дайте определение этому понятию. (ответы учащихся)

Из истории создания государств у других народов мы знаем, что это процесс длительный, в ходе которого происходят значительные изменения в обществе. Прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определённые этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют предпосылки. Давайте выделим предпосылки, которые способствовали зарождению государства у восточных славян и запишем их в таблицу, разделив на группы: политические, социально-экономические и внешнеполитические. (Слайд 19)

Учащиеся работают с текстом (Карточка № 1), проводят анализ и делают краткие записи в таблице, после чего озвучивают свои записи.

В итоге должна получиться такая таблица: «Предпосылки возникновения государства у восточных славян» (Слайд 20)

Политические

Социально-экономические

Внешнеполитические

Создание племенных союзов.

Сбор дани с населения в форме полюдья.

Вечевые традиции решения важных вопросов.

Складывание княжеско-дружинных группировок.

Отделение земледелия от ремесла.

Развитие торговли.

На смену родовой общине приходит соседская.

Возникновение социального и имущественное неравенство.

Возникновение и рост городов.

Угроза нападения внешних врагов.

Переход от догосударственного общества к государственной организации шёл постепенно на протяжении VI – IX вв. Именно в IX в. по мере подчинения одними племенными союзами других сложилось два крупных предгосударственных образования.

Используя текст (Карточка № 2), отметьте на контурной карте два центра зарождение государственности у восточных славян и подпишите их. (учащийся у доски показывает на карте). (Слайд 21)

Изучение проблемы образования государства у восточных славян в течение длительного времени было неотделимо от рассказа о призвании варягов, содержащегося в «Повести временных лет». Нестор говорит о том, что ильменские словене в 862 году призвали варяжского князя Рюрика на княжение в Новгород. Запишите это событие в тетрадь.

А теперь давайте обратимся к тексту «Повести временных лет» (Карточка № 3) и найдём ответы на вопросы: «Что стало причиной приглашения варяжского князя Рюрика на княжение в земли восточных славян? Почему они сами не могли управлять в Новгороде без посторонней помощи?». Анализ документа. (ответы учащихся)

Этот летописный рассказ послужил основанием для появления полемики среди историков, которая привела к существованию нескольких теорий возникновения государства у восточных славян. (Слайд 22) Давайте кратно рассмотрим каждую из них. Анализ текста (Карточка № 4). После того как вы прочитаете текст, необходимо устно ответить на вопросы:

- Какие существуют теории возникновения государства у восточных

   славян?

- О чём гласит каждая из них?

Ответы учащихся (Слайд 23)

Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди учёных, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться ещё долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Что же касается второго центра зарождения государственности у восточных славян – Киева, то там к этому времени тоже правили варяжские князья – Аскольд и Дир, пришедшие на помощь полянам в борьбе с кочевниками. (Слайд 24) Согласно летописи Нестора, соперничество между Киевом и Новгородом закончилось в 882г.

Дело в том, что в 879 году после смерти Рюрика власть в Новгороде получил его родственник  - Олег, на попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего сына Игоря. В 882 году Олег совершил поход на Киев. (Слайд 25) Он обманом выманил из города правивших там Аскольда и Дира, убил их и стал княжить в Киеве. Олег провозгласил Киев «матерью городов русских» и сделал его столицей Древнерусского государства или Киевской Руси.

- Как вы думаете, почему именно Киев стал столицей нового государства, а не Новгород? (ответы учащихся)

Запишите себе в тетрадь: 882 г. – Образование Древнерусского государства.

С этого момента начинает своё существование наше государство. И этот 2017 год является юбилейным. Посчитайте, сколько лет исполнилось с момента образования государства. (ответ  учащихся)

Более 11 веков уже как существует наше государство. Это многовековая история, которую необходимо сохранять и преумножать. И это в наших с вами руках, сделать всё, чтобы наши потомки помнили и гордились историей своей великой страны.

Итак, что же делали наши предшественники – первые киевские князья -  для укрепления и развития нового государства, какую политику они проводили?

Некоторые из вас получили опережающее задание – подготовить доклады о первых правителях Киевской Руси. Сейчас они по очереди зачитают свои доклады, а все остальные учащиеся будут их слушать и записывать кратко себе в тетрадь наиболее важные моменты. Необходимо будет написать годы правления каждого князя в Киевском государстве и основные мероприятия, проводимые им. После выступления каждого докладчика, учащиеся озвучивает получившиеся записи, а докладчик устно проверяет правильность написанного.

И начнём мы с выступления первого докладчика, который нам расскажет о князе Олеге. (Слайд 26)

Выступление первого докладчика: «Князь Олег».

Устная проверка записей. (Слайд 27)

Многие события истории Русского государства легли в основу различных художественных произведений: картин, сказок, былин, песен, рассказов и т.д. Смерть князя Олега также отражена в одном из литературных произведений. Сейчас я зачитаю отрывок, а вы послушайте и скажите, из какого это произведения и кто автор.

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

(ответы учащихся)

О борьбе с каким врагом здесь идёт речь? (ответы учащихся)

Также время борьбы жителей Древней Руси с кочевниками отразилось в картине известного художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря», которую вы изобразили.

Выступление второго  докладчика: «Князь Игорь». (Слайд 28)

Устная проверка записей. (Слайд 29)

И действительно киевский князь Игорь погиб от рук древлян в результате сбора полюдья. В «Повести временных лет» Нестор на сей счёт пишет следующее: «Поразмыслив, сказал своей дружине: „Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё“. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: „Если повадится волк к овцам, то вынесёт все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит“ … и древляне, выйдя из города Искоростень, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало…»

Есть известие, будто древляне, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним несчастного князя, потом отпустили их, и Игорь Рюрикович погиб ужасной смертью – он был разорван деревьями на две части. И погребён был Игорь у города Искоростень в древлянской земле.

Выступление третьего  докладчика: «Княгиня Ольга». (Слайд 30)

         Устная проверка записей. (Слайд 31)

 Как уже было сказано, первым делом княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Но она не только сожгла их стольный город Искоростень. Месть её оказалась очень жестокой. Узнав о смерти мужа от рук древлян, долго горевала Ольга. По обычаям того времени была приемлема кровная месть. Естественно, Ольга не могла обойти эту традицию. Собрав дружину, она стала выжидать. Древляне, убившие Игоря, решили, что больше не обязаны платить дань столице. Более того, они захотели женить на Ольге своего князя Мала, таким образом завладеть киевским престолом. Но не тут-то было. Хитрая Ольга заманила послов, которых древляне прислали к ней в качестве сватов, в яму и приказала засыпать их живьём. Безжалостной оказалась княгиня и к следующим древлянским визитёрам. Ольга пригласила их в баню, приказала слугам поджечь её и сжечь гостей заживо. Но на этом Ольга не успокоилась. Она отправилась на древлянские земли справить тризну (погребальный обряд) на могиле Игоря. С собой княгиня взяла небольшую дружину. Пригласив на тризну древлян, она напоила их, а затем приказала порубить их мечами. Нестор-литописец в "Повести временных лет" указывал, что дружинники Ольги уничтожили тогда около 5 тысяч человек. Однако даже убийство такого количества древлян показалось киевской княгине недостаточной местью, и она задумала уничтожить их столицу - Искоростень. В 946 году Ольга вместе с малолетним сыном Святославом и дружиной начала военный поход на земли врага. Обступив стены Искоростеня, княгиня велела с каждого двора принести ей по 3 воробья и по 3 голубя. Жители выполнили её приказ, надеясь, что после этого она с войском уйдёт от их города. Ольга приказала привязать к лапам птиц горящую ткань, пропитанную серой, и отпустить их обратно в Искоростень. Голуби и воробьи полетели к своим гнёздам, и город вспыхнул пламенем. Только после того, как столица древлянского княжества была уничтожена, а его жители убиты или отданы в рабство, княгиня Ольга успокоилась.

Месть её оказалась жестокой, однако в те времена это считалось нормой. Если бы она тогда не показала свою силу, то племена, входившие в состав Руси не стали бы ей подчиняться и неизвестно, сохранилось ли государство. За годы пребывания при власти Ольге удалось укрепить и возвысить Киевскую Русь, сделать так, чтобы с ней считались другие государства.

Выступление четвёртого  докладчика: «Князь Святослав». (Слайд 32)

Устная проверка записей. (Слайд 33)

Действительно, Святослав прославился как искусный полководец, неприхотливый воин и честный соперник. О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (т.е. гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли посланников перед объявлением войны со словами: «Иду на вы».

После гибели Святослава в 972 году в Киеве началась усобица между тремя его сыновьями, в ходе которой власть захватил Владимир. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Исходя из того, что вам сегодня рассказали докладчики, ответьте на вопрос: На что была направлена деятельность первых русских князей и к каким результатам она привела? (ответы учащихся) (Слайд 34)

А теперь вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на занятии и сделайте вывод, какое значение имело создание единого государства Киевская Русь. (ответы учащихся)

  1. Закрепление и применение знаний

Сейчас вы сами сможете проверить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке. Самостоятельная работа на два варианта. Вопросы на слайде. Отвечают на листах самостоятельно, затем меняются листами и проверяют ответы по предложенному ключу. (Слайд 35)Выставляют друг другу оценки. 

Какие же у вас получились оценки?

Эти работы оставьте в ваших папках, я их посмотрю и потом выставлю вам оценки дополнительно в журнал.

  1. Подведение итогов урока

Вопросы:

  1. Какая цель у нас сегодня была поставлена в начале занятия?
  2. Цель была достигнута?
  3. Что мы делали для её достижения?
  4. Какие новые факты из истории нашего государства вы узнали?
  5. Какие умения помогли нам получить эти знания?

Выставление оценок

Мне хотелось бы сегодня сказать большое спасибо тем, кто работал устно и выставить им оценки в журнал.

 Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Л.1 п.18 стр.120-125, подготовить доклад на тему: «Образование государства у восточных славян», где попытайтесь доказать правильность то        й или иной теории возникновения Древнерусского государства, которая вам кажется более правдоподобной или предложить свою. (Слайд 36)

VII. Рефлексия

Выскажите одним предложением ваше настроение в конце урока, выбирая начало фразы (Слайд 37):

Сегодня я узнал…

 Было интересно…

 Было трудно…

 Я выполнял задания…

 Я понял, что…

 Теперь я могу…

 Я научился…

 У меня получилось …

 Я смог…

 Я попробую…

 Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…                                                                                          

Закончить урок я хотела бы словами русского писателя Леонида Андреева: «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти». (Слайд 38)

Занятие окончено! Всем спасибо за внимание! (Слайд 39)


Приложение

Карточка № 1

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

Создание племенных союзов. В течение всего VIII века шло формирование из отдельных небольших племён крупных союзов, появилось по меньшей мере 15 таких племенных союзов. Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем.

Отделение земледелия от ремесла. Это так называемое разделение труда. Развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта. А ремесленники перебирались в основном в города.

 Развитие торговли. На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. Большое значение играл торговый путь «из варяг в греки».

На смену родовой общине приходит соседская. Началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Материальное благосостояние людей в родовой общине не сильно отличалось друг от друга, в то время, как в соседской общине происходит раскол общества по имущественному признаку.  

Возникновение социального и имущественное неравенство. Возникают предпосылки феодальных отношений: на смену родовой общине приходит община территориальная, появляется частная собственность и имущественное расслоение, власть концентрируется в руках родоплеменной знати, начинается раскол общества по имущественному и социальному признаку.

Возникновение и рост городов. Развитие торговли и ремесла  в свою очередь способствовало возникновению и росту городов и городского населения. Для защиты от врагов города стали огораживать крепкими стенами, укреплять валом и частоколом. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям.

Сбор дани с населения в форме полюдья. Князь племенного союза получал дань со всех входивших в него племён. У восточных славян долгое время дань собиралась в ходе полюдья. Полюдье - круговой объезд князя с дружиной подвластных земель с целью сбора с них нефиксированной дани.

Вечевые традиции решения важных вопросов. Все важные вопросы жизни племени решались на вече, оно продолжало играть существенную роль в жизни восточнославянского общества. Вече – народное собрание в Древней Руси. На нём избирались князья, решались все важные вопросы. Со временем власть князей стала передаваться по наследству, но без одобрения веча ни одно серьёзное действие князя было невозможно.

Складывание княжеско-дружинных группировок. Князь – это глава племени или вождь, в подчинении у которого находилась дружина. Внутри общин и племён возросло значение князей. Вокруг князя стали объединяться соплеменники для защиты своих земель и для походов в чужие края с целью обогащения, это и были дружинники. Дружина — это княжеское войско, его помощники.

Угроза нападения внешних врагов. К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. Безопасности восточных славян всегда угрожали их соседи, желавшие покорить их, заставить платить дань.

Карточка № 2

Зарождение государственности у восточных славян

Важнейший письменный источник «Повесть временных лет» сообщает нам о наличии большого количества восточнославянских племенных союзов, называя среди них: северян, уличей, полян, древлян, волынян, тиверцев, дулебов, белых хорватов, радимичей, дреговичей, вятичей, кривичей, полочан и словенов. Вышеперечисленные племенные союзы с течением времени объединились в единое государство.

Государственность у восточных славян начинает формироваться к VII-IX в., именно в это время начинает складываться имущественное неравенство между различными слоями населения, а также происходит усложнение хозяйственной, экономической и политической жизни.

В IX веке по мере подчинения одними племенными союзами других сложилось два крупных государственных образования. Первый располагался в среднем течении р.Днепр, за что и получил название – Среднее Поднепровье. Этот регион населяли восточные славяне, входившие в племенной союз под названием поляне. Столичным центром Среднего Поднепровья являлся город Киев. Другое же крупное государственное образование располагалось на севере близ озера Ильмень и называлось – Приильменье. Здесь жили ильменские словене, главным городом которых был Новгород.

Карточка № 3

Под 862 г по новому летоисчислению в “Повести временных лет” сообщается: ”Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), и иные норманны и англы, а еще иные лотландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: ”Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю Русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля”.

Карточка № 4

Теории возникновения государства восточных славян

Норманнская теория. Легендарный летописный рассказ о варягах послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Байером Г.З., Миллером Г.Ф., Шлецером А.Л., приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На рубеже XVIII-XIXвв. Норманнистов поддержали Карамзин Н.М., Соловьев С.М. Норманнская теория гласит: создание Древнерусского государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не смогли этого сделать самостоятельно.

Антинорманнская теория. Горячим противником норманнской теории выступал М.В.Ломоносов в XVIIIв., а позже Б.А.Рыбаков в XXв. Впоследствии к ним присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Антинорманнисты: отрицаются роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение. Они считали, что варяги− это не этнос, и не нация, а конгломерат племен; варяги не дали государственности.

Центристская теория. Центристская теория сводится к мысли о возникновении Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов. Этой теории придерживаются А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (XXв.) и большинство современных историков.

Список использованной литературы 

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно- методический комплекс.–М., 2017

3. Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. - М.: 2012

4. Дорожина Н. И. Современный урок истории. – М., 2017.

5. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие. М., 2013.

6. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Древняя Русь в средневековом мире.–М., 2014.

7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС М.,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"

Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...

Методическая разработка урока на тему: Раздробленность Древнерусского государства.

Пояснительная записка. Работа предоставлена по гуманитарному направлению (история).Тема урока: Раздробленность Древнерусского государства.Класс 6.  Обучающиеся социально адаптированы, психол...

Разработка урока истории в 10 классе по теме: «Образование Древнерусского государства»

Разработка урока истории в 10 классе  по теме: «Образование Древнерусского государства»...

Методическая разработка урока по истории "Образование национальных государств Италии и Германии в 50-60-е годы XIX века"

Данный урок построен с использованием методики "Взаимообмен заданиями" А.Ривина (КСО)...

Разработка урока на тему "Образование первых государств" (6 класс)

Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»Тип урока – комбинированныйЦель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории Рос...

Методическая разработка урока по теме "Финансовая политика государства"

Методическая разработка урока будет полезна при изучении темы "Финансовая политика государства" в 11 классе на уроках обществознания. Материал хорошо структурирован, обозначены цели и задачи...