Нашествие на Русь монголо-татар.
тренажёр по истории (6 класс) на тему

Атякшева Ирина Владимировна

Рабочий лист разработан для индивидуальной работы ученика с текстом исторических источников, а также текстом учебника. Ученик учится анализировать, соспоставлять, делать выводы. Работа с источником важна для лучшего понимания событий минувших дней и расширения кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list._nashestvie_na_rus_tataro-mongolov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист___________________________________________________________________        

(ф.и.о. учащегося)

1. Прочитайте текст учебника и выпишите определение понятий:
нойон -  ______________      
курултай -     ____________________        

2.        Продолжите предложение:  Во главе Монгольского государства в начале XIII в. встал

_____________________________________________

3.        Прочитайте документ. Подчеркните прямой линией виды вооружения монголо-татар, волнистой линией — особенности ведения боя, пунктирной — правила воинской дисциплины.        

Документ    Плано Карпини. «История монголов»

О разделении войск скажем таким образом: Чингисхан приказал, чтобы во главе десяти человек был поставлен один (и он по-нашему называется десятником), а во главе десяти десятников был поставлен один, который называется сотником, а во главе десяти сотников был поставлен один, который называется тысячником, а во главе десяти тысячников был поставлен один, и это число называется у них тьма, главе же всего войска ставят двух вождей или трех, но так, что имеют подчинение одному. Когда же войска находятся на войне, если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: и говоря кратко, если они не отступают сообща, то все бегущие умерщвляются; точно так же, если один или двое, или больше смело вступают в бои, а десять других не следуют, то их также умерщвляют, а если из десяти попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются.

Оружие же все по меньшей мере должны иметь такое: два или три лука, или по меньшей мере один хороший, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной а кроны и несколько кривые...

У некоторых из них есть копья, и на шейке железа копья они имеют крюк, которым, если могут, стаскивают человека с седла... Железные наконечники стрел весьма остры и режут с обеих сторон наподобие обоюдоострого меча; и они всегда носят при колчане напильники для изощрения стрел. Вышеупомянутые железные наконечники имеют острый хвост длиною в один палец, который вставляется в дерево. Щит у них сделан из ивовых или других прутьев, но мы не думаем, чтобы они носили их иначе, как в лагере и для охраны" императора и князей, да и то только ночью. Есть у них также и другие стрелы для стреляния птиц, зверей и безоружных людей, в три пальца ширины.

...Если случайно противники удачно сражаются, то татары устраивают им дорогу для бегства, и сряду, как те начнут бежать ,и отделяться друг от друга, они их преследуют и тогда во время бегства убивают больше, чем могут умертвить на войне. Однако надо им что, если можно обойтись иначе, они неохотно вступают в бой ранят и убивают людей и лошадей стрелами, а когда люди и лошади ослаблены стрелами, тогда они вступают с ними в бой.

Укрепления они завоевывают следующим способом. Если  встретится какая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они  так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они  весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как  они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом , то бросают на него греческий огонь1... Греческий огонь – горящая нефть)

4. Чингисхан покорил народы ___________________________, ______________________,

______________ и ____________________ .

5. В каком году произошла битва на реке Калке ____________.

6. Кто участвовал в битве: с одной стороны _________________, ___________________, _____________________, ______________________, ________________________ ;

С другой стороны - ________________________________________________________ .

7. Результаты битвы на Калке _______________________________________________

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________ .

8. Кто возглавил монголо – татар в 1235 г. ____________________________________ .

9. В каком году и куда был направлен удар на территории Руси ___________________

___________________________________.

10 . Кто возглавил дружину в рязанской земле против монголо – татар________________

___________________________________________________________________________.

11. Кто защищал Москву ______________________________________________________.

12. Что Вы знаете об обороне Владимира _________________________________________

____________________________________________________________________________.

13. Кто занял Владимиро –Суздальский престол после гибели Юрия Всеволодовича на реке Сити________________________________________________________________ .

14. Куда устремились монгольские войска _______________________________ .

15. Почему хан «повернул морды коней на юг»: 1.________________________________,

2 _________________________________________________________________________,

3. _________________________________________________________________________ .

16.Какой город Батый назвал «злым городом» и почему __________________________

__________________________________________________________________________ .

17. Дата первого похода хана Батыя ____________________________.

18. Дата 2 похода монголо- татар на Русь ____________________________________.

19. Цель 2 похода Батыя _____________________________________________________

__________________________________________________________________________ .

20. Работа с документом: 1. Подчеркните одной прямой линией строки, свидетельствующие о большой численности монгольского войска, подошедшего к Киеву. 2. Подчеркните волнистой линией имя воеводы, возглавившего оборону города. 3. Подчеркните двумя линиями строки, указывающие на использование монголами специальных приспособлений для штурма города. 4. Подчеркните прерывистой линией строки, подтверждающие мужество защитников города.

21. Дата вторжения монгольских войск в Киев ________________

Документ

Ипатьевская летопись о разгроме Киева

В лето 1238. Михаил бежал за сыном своим перед татарами к Ввенграм, а Ростислав Мстиславич Смоленский сел в Киеве. Даниил же поехал против него и захватил его в плен и оставил Даниил в Киеве Дмитра и поручил ему оборонять город от иноплеменного народа, от безбожных татар.

В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении. И Батый был у города, и воины его окружали город, нельзя было слышать от скрипения множества телег его, от  рева верблюдов его, от ржания стад коней его. И была вся Русская земля наполнена ратными людьми....

Поставил же Батый стенобитные орудия у города подле Ляшских ворот, потому что здесь находились овраги. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. И взошли горожане на стены, и тут было видно, как ломались копья и щиты разбивались в щепки, и стрелы помрачали свет для побежденных. Когда же Дмитр был ранен, татары взошли на стены и занимали их в тот день и ночь.

Горожане же построили новую стену около церкви Богородицы Десятинной. На другой же день татары пошли приступом на них, и был между ними сильный бой. Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами. Дмитра же татары взяли в плен раненым и не убили ради его храбрости.

22. Определите причины поражения русских княжеств от войск Батыя:

1. __________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________

23. Используя карту последовательно выпишите русские города, которые были разорены Батыем: Рязань (1237), __________________________________________________

______________________________________________________________________________

24. Используя карту  и учебник выпишите названия европейских государств, подвергшихся нападению монголо-татар_______________________________________________________

______________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нашествие монголо - татар презентация

Данную презентацию можно использовать на уроке истории в 6 классе...

Тест"Нашествие монголо-татар",7 кл.,коррекционная школа 8 вида

Тест для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида составлен по вопросам изученной первой части раздела "Борьба Руси против иноземных захватчиков"...

Нашествие монголо - татар

Материал предназначен для 6 класса...

Урок истории по теме "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ". 6 класс

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь Задачи урока: Обучающие  - познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,-рассмотреть...

6 класс Открытый урок. Нашествие с Востока. Первая встреча с монголо-татарами. Битва на реке Калка 31 мая 1223 г.

 Открытый урок посвящён битве на реке Калка 31 мая 1223 г. между русскими и монголо-татарскими войсками. На уроке учащиеся будут работать с исторической картой, будет прослеживаться связь ...

Подготовка к ЕГЭ по истории 11 класс задания по темам "Русь в период раздробленности", "Нашествие монголо - татар"

Презентация позволяет познакомить учащихся с заданиями из банка ФИПИ по темам "Русь в период раздробленности", "Нашествие монголо - татар."...