Открытый интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Блинова Анжелика Александровна

Интегрированный урок истории и искусства "Песни военных лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_pesni_voennyh_let.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок искусства и истории

«Песни военных лет»

Цель: воспитание    чувства  патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей  на  примерах  песен  военных лет.

Задачи:

расширение  представления  обучающихся   об истории возникновения военных песен;

воспитание уважительного отношения к  старшему поколению, памятникам войны;

привитие  чувства  уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях;

сохранение  традиции  сольного и ансамблевого пения;

выявление   талантливых исполнителей.

Технические средства: электронная презентация, фонограммы песен, видеоклипы на песни военных лет.

Аудитория: 9 класс

Продолжительность: 40 минут

Ход урока

Слайд 1

Учитель искусства: каждую  весну  наша  страна  отмечает  замечательный  праздник  - День  Победы!

Тяжело,  очень  тяжело  досталась она  нашему  народу! Не  было  в  нашей  стране  семьи,  которую   не  затронула  бы  война. С  судьбами  людей  тесно  переплетались судьбы  песен. Сегодня  мы  расскажем  вам  об  истории  создания  некоторых  военных  песен,  о  песнях  военного  подвига!

Слайд 2

Учитель истории: песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из  той незабываемой далекой поры.

Казалось,  какие  ещё  песни,  когда  идёт  война,  кругом  горе,  каждую  минуту  смерть  смотрит  в  глаза  людям? Не  до  песен совсем!  А  всё  как  раз  было  наоборот.  Песни  нужны  были  всем: солдатам  они помогали   в  трудные  минуты,  с  песней  на  привале  они  отдыхали. А  в  тех, кто  ждал  солдат  домой,  песни  вселяли  надежду,  что  их  близкие  и  родные  вернуться  с  фронта  живыми  и  невредимыми.

В  первые  четыре дня  войны  было  написано  более  ста  песен.  А  в течение  долгих  четырёх  лет возникло  столько  прекрасных  песен,  сколько  могло  быть  создано  в течение  десятилетий  мирной   жизни.  Лучшие  песни   были  для  бойцов  источником  воодушевления  и  стойкости,  мужества  и  веры  в  победу.  С ними  шли  в  бой  и  умирали.

Слайд 3        

Учитель искусства: 

Немало есть песен на свете,

Что звёздного света полны.

Но памятней нету, чем эти,

Рождённые в годы войны.

Всегда вы легки на помине,

И вас не забыл ни один,

Пронзаете сердце поныне

Вы, песни военных годин.

Над бездной смертельной минуты

Встаёте с отвагой в очах.

Ещё в сапоги вы обуты,

Шинели на ваших плечах.

Над братской могилой берёзы

И горькое пламя рябин.

Ещё высекаете слёзы

Вы, песни военных годин.

Слайд 4          

Учитель истории: с первых   дней   войны  появились  десятки  новых песен, большинство из которых  сразу  же  «ушли на фронт». Песни  распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали  через  линию  фронта,  проникали в глубокий  тыл  врага, в  партизанские отряды.

Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли   особенно   большую   роль   в  жизни  народа. Для  одних  война – воспоминание,  для  других – история. Но нет равнодушных людей, когда слышат «главную песню Великой Отечественной войны», написанную поэтом Василием Лебедевым - Кумачем и композитором  Александром  Александровым.

Слайд 5

Слайд 6          

Учитель искусства: «Священная война» – это песня-воин, песня-полководец».  Ее слова  были  опубликованы в газете «Известия» через два дня после  начала  войны –  24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена  на  Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

С этого дня песня прошла долгий и славный путь. Она была «взята на вооружение» нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах,  в  тылу  врага. В  те суровые военные годы каждое утро после  боя Кремлевских курантов по радио звучала «Священная война».

Но и сегодня ее нельзя  слушать без волнения. Она напоминает нам о небывалом мужестве советских людей.

Звучит  песня  «Священная  война» -

Слайд 7

Слайд 8          

Учитель искусства: песни  военных лет… Музыкальная  летопись войны.  В них отразились многие страницы Великой Отечественной войны: героические и патриотические, лирические и трагические, веселые и грустные, общественные и личные.

Песня  «Катюша»  была  написана  в  конце  30-х годов,  когда  еще никто  не  думал   о  войне.  Весна,  цветущие  сады,  любовь  и верность…«Катюша» олицетворяла  все  самое  лучшее  в  жизни — все  то,  что  пытался       разрушить беспощадный    фашист.

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровые военные годы грозное оружие.

Весьма любопытную историю рассказал еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове.

Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы прокрутили ее раз, потом поставили, второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу!.."

Дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели! – «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим.

Звучит песня «Катюша»

Учитель истории: а вот еще несколько интересных фактов об этой замечательной песне.

Советские воины, сражавшиеся в партизанских отрядах Италии, в дни победы, когда их пожелал видеть папа римский, вошли в Ватикан с пением «Катюши».

В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления.

Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда автор композитор Матвей Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11        

Учитель искусства: песни -  как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

Песня о настоящей воинской дружбе, основой написания которой послужили события реального боя на высоте близ поселка Рубежанка, расположенного на границе Калужской и Смоленской области.

Занятая гитлеровцами безымянная высота оставалась неприступной на протяжении нескольких атак красноармейцев. И тогда 18 добровольцев 718-го стрелкового полка под командованием лейтенанта Евгения Порошина решились на отважную ночную вылазку.

Учитель истории: под покровом темноты группа Порошина подползла вплотную к вражеским позициям и, после ожесточенного боя, овладела высотой, а после геройски удерживала её. Немецкие атаки следовали одна за другой, бойцам даже не хватало времени перезарядить пулемётные и автоматные диски. Судьбу боя решил подвиг Николая Голенкина.

Не страшась смерти, Голенкин встал в полный рост и пошел на наступающего противника. Даже смертельно раненый, боец прошел несколько десятков метров, выиграв таким образом для своих товарищей такое драгоценное время. После боя за высоту в живых осталось лишь двое…

Один из них - Герасим Ильич Лапин - был оглушен и контужен в том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом до наступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Ученик:

Другой защитник высоты - Константин Николаевич Власов - был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался в лесу, а затем воевал в партизанском отряде…

Звучит песня «На безымянной высоте»

Слайд 12

Слайд 13        

Учитель искусства: стихотворение, из которого родилась наша следующая песня, появилось, в общем-то, случайно.

Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.

И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, взял гитару и запел:

 

Вьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Учитель истории: все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание… И песня пошла по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного.

Однажды Сурков получил письмо с фронта от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага».

Напишите для этих людей, что до смерти 4 000 английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».

Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушила на него жестокая действительность.

Дети исполняют песню «В землянке»

Учитель искусства: чем дальше уходит  от нас  военная  пора,  тем  больше согревают  и  трогают нас  за  душу  лирические  песни. Стоит  зазвучать  нехитрому  напеву,  как  сами собой  возникают  слова  песни:

На  позицию  девушка  провожала бойца,

Тёмной ночью  простилася на ступеньках крыльца

И  пока  за туманами  видеть  мог  паренёк,

На окошке на девичьем всё горел огонёк.

 

«Огонёк» — известная советская военная песня.

Автор слов — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен.  Сюжет этой всенародно известной, любимой песни времен Великой Отечественной войны бесхитростен и прост. Но стоит ей прозвучать в наши дни, как в памяти тех, кто ее слышал и пел в военные годы, проносятся волнующие страницы далеких лет.  

Учитель истории: в песне поётся   о  бойце,  который  уходит  на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл»

Слайд 15        

Звучит песня «Огонек»

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Учитель искусства: 

А песня ходит на войну,

А песня рушит доты,

Я тоже песню знал одну,

Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,

Когда трясет планету,

Она приходит - и уже

Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,

Ее сечет граната,

А песня- влет. И все поет,

И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.

Она как свет, живуча.

Над нею рыщет самолет,

Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…

Висит разрывов проседь…

Но в мире нет таких стрелков,

Чтоб мир обезголосить.

Учитель истории: песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского   салюта  через  всю  войну  прошагали  они  в  победном строю. Для тех, кто  прошёл  и  пережил эту войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой  далёкой  поры. Стоит  раздаться иной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются  глубоким раздумьем глаза.

Учитель искусства: песни военных лет!.. Это о них прекрасные  строки  ветерана  Великой  Отечественной  войны Аркадия Аркадьева:

Песням тех военных лет – поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели

Как он был нелёгок и нескор…

Песни  вместе  с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест,

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить...

Вы спросите сами у солдата

Мог ли он такое позабыть?

Время нас, как пулемётом, косит.

Но меня, пока ещё живой,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой...

Кто-то вальс играет на баяне:

Слушаем мы, словно в забытьи...

Помните, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?

 

Учитель истории: все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные  в  дни  сражений, молодое  поколение  называет песнями отцов и дедов. Но появляются  новые  песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах , не мерзли в землянках, не ходили в атаку.

Учитель истории: одной из таких песен,  является  песня написанная композитором  Давидом  Тухмановым и поэтом  Владимиром  Харитоновым «День Победы». В заключении нашего мероприятия предлагаю всем учащимся и гостям исполнить эту песню стоя.

Звучит  песня  «День Победы»

Учитель искусства: на этом наш урок подошел к концу. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"

В данном разработке  содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

Конспект открытого интегрированного урока истории и биологии

Тема урока: «Восточные славяне: занятия и верования»Тип урока: урок систематизации знаний.Вид урока: комбинированныйЦели урока: Сформировать у обучающихся представления о занятиях и верованиях во...

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...