Методический материал: контроль "Промежуточная аттестация по истории 10 класс"
учебно-методический материал по истории (10 класс) по теме

Новолодский Алексей Сергеевич

Промежуточная аттестация по истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_1_i_2.docx413.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

Дорогие ребята!

Работа, которую Вам предстоит выполнить, состоит из заданий с выбором ответа, а также кратким и развернутым ответами. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо найти только один верный вариант ответа и указать его в бланке ответов. При ответе на задания с кратким ответом запишите ответ в указанном месте, а затем перепишите его в бланк тестирования. Все ответ оформляйте согласно требованиям задания с переносом в бланк ответов. Между ответами пропускайте ОДНУ строку.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

  1. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

  1. князя Святослава породниться с правителями европейских стран

  1. киевских князей избежать порабощения хазарами

  1. жителей Киевской Руси исповедовать монотеистическую религию

  1. киевских князей упрочить государство и свою власть

  1. Прочитайте фрагмент текста и запишите пропущенное слово в предложении.

«Такой древний обычай, как кровная месть был отменён Русской Правдой, а взамен было установлено наказание за убийство и обиду в виде денежного штрафа, получившего название ______________ ».

Ответ: _________________.

3. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере, было тех и других большое множество. Был же тут с князем и брат его Андрей со множеством воинов отца своего; было у князя множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: "Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя". Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди — бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Русским войском в описываемой битве командовал князь Дмитрий.

  1. Один из сыновей князя, командовавшего русским войском в этой битве, стал основателем династии московских князей.

  1. Битва, которая описывается в отрывке, произошла в XIV в.

  1. Князь, командовавший русским войском в этой битве, стремился избегать военного столкновения с Золотой Ордой.

  1. Следствием битвы, описываемой в отрывке, стало ослабление наступления крестоносцев на северо-западные русские земли.

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. 

Правитель

Событие

Век

Иван IV

Введение опричнины

_________(А)

_________(Б)

_________(В)

Х в.

_________(Г)

Составление первого письменного законодательства

XI в.

 

Пропущенные элементы:

  1. Владимир Красное Солнышко
  2. XVI в.
  3. провозглашение крестовых походов
  4. крещение Руси
  5. предание анафеме Православной церкви католиками
  6. XIV в.
  7. Иван III
  8. XI в.
  9. Ярослав Мудрый

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

  1. Рассмотрите изображение и выполните задание

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/6dz/mdz/kolomensk/kol1.jpg

 

Какое суждение о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, является верным? Выберите одно суждение из четырех предложенных. Укажите цифру, под которыми оно указано.

  1. Церковь находится в г. Владимире.

  1. Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».

  1. Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.

  1. Церковь построена стиле ренессанса.

  1. Установите соответствие между персоналиями и процессами (явлениями, событиями), относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЛИИ

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) Василий II

Б) Иван III

В) Дмитрий Шемяка

  1. 1) введение всеобщего избирательного права

  1. 2) противник политики централизации, которую проводил московский князь

  1. 3) «стояние» на реке Угре

  1. 4) принятие Стоглава

  1. 5) в 1447 г. получил после упорной борьбы московский престол

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

  1. Целью опричнины было:

  1. создание сословно-представительной монархии

  1. ослабление позиций аристократии

  1. установление патриаршества

  1. проведение реформ

  1. Из 5 предложенных вариантов укажите 2 верных варианта, которые указывают реформы, осуществленные Избранной радой:

  1. принятие закона Русская Правда

  1. изменения в порядке владения землей

  1. создание приказов

  1. введение общерусской монеты

  1. отмена кормления и ограничения местничества

  1. Прочтите отрывок из документа.

«... Мы бояре... приговорили ... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.

А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебных храмов в Московском государстве не ставити...

Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяким чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях ... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

  1. данный документ был составлен в период Смутного времени

  1. представлен фрагмент Крестоцеловальной записи

  1. упоминаемый в отрывке королевич — Лжедмитрий I

  1. условием приглашения королевича на русский престол было принятие королевичем православия

  1. согласно документу, в случае воцарения королевича бояре сохраняют все свои привилегии

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV—XVII вв.

  1. пожилое

  1. Соборное уложение

  1. Табель о рангах

  1. заповедные лета

  1. Уложенная комиссия

  1. Юрьев день

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

  1. Отличительной чертой развития культуры России в XVII в. стало появление:

  1. библиотек

  1. университета

  1. шатрового стиля в архитектуре

  1. сатирического жанра

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

  1. Куликовская битва

  1. Первый созыв Земского собора

  1. Присоединение Новгорода к Москве

  1. Битва на реке Калке

13. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответ предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка В. О. Ключевского

« ... Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием ...Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

 

Каким образом были урегулированы внешнеполитические вопросы с Польшей и Швецией? Каковы были последствия Смуты и интервенции для России?

Для ответа используйте текст документа и ваши знания истории.


Вариант № 2

Инструкция по выполнению работы

Дорогие ребята!

Работа, которую Вам предстоит выполнить, состоит из заданий с выбором ответа, а также кратким и развернутым ответами. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо найти только один верный вариант ответа и указать его в бланке ответов. При ответе на задания с кратким ответом запишите ответ в указанном месте, а затем перепишите его в бланк тестирования. Все ответ оформляйте согласно требованиям задания с переносом в бланк ответов. Между ответами пропускайте ОДНУ строку.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

  1. Принятие христианства на Руси привело к:

  1. усилению племенной разобщенности

  1. созданию Древнерусского государства

  1. ослаблению великокняжеской власти

  1. проникновению на Русь письменности и византийской культуры

  1. Прочитайте фрагмент текста и запишите пропущенное слово в предложении.

«Слуга князя или вотчинника в Древней Руси, управлявший хозяйством, назывался __________».

Ответ: __________________

  1. Прочитайте фрагмент текста древнерусской повести.

«Враги встретились в субботу 5 апреля при солнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: "Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!" Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лёд побагровел от крови и трескался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали; русские торжеством гнались за ними семь вёрст до Суболичскаго берега".

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Текст повествует о битве русского воинства с крестоносцами Ливонского ордена.
  2. Итогом битвы стало заключение договора между ордынцами и Новгородом о предотвращении их набегов.
  3. После этого сражения князь Александр получил прозвище Невский.
  4. События, описываемые в повести, относятся к весне 1242 г.
  5. Все рыцари-крестоносцы, участвовавшие в битве на льду Чудского озера, погибли или утонули.

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Отец правителя

Правитель

Сын правителя

Александр Невский

Даниил Александрович

__________(А)

Иван III

__________(Б)

Иван IV Грозный

Михаил Романов

__________(В)

__________(Г)

Пропущенные элементы:

  1. Василий III
  2. Александр II
  3. Пётр III
  4. Алексей Михайлович
  5. Александр I
  6. Иван III
  7. Иван Калита
  8. Пётр I
  9. Дмитрий Донской

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 7

  1. Рассмотрите изображение и выполните заданиеhttps://rpconline.ru/upload/iblock/e6e/e6eb26ea2984c2ea194af8fe765ee593.jpg

 

Какое суждение о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, является верным? Выберите одно суждение из четырех предложенных. Укажите цифру, под которыми оно указано.

  1. Церковь была построена в X в.

  1. Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.

  1. Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

  1. Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.
  1. Установите соответствие между персоналиями и процессами (явлениями, событиями), относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЛИИ

ПРОЦЕССЫ

(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) Иван III

Б) Дмитрия Ивановича

В) Василий II Тёмный

1) отказ признать решения Ферраро-Флорентийского собора 

2) битва при Молодях

3) присоединение Новгорода к Московскому княжеству

4) принятие Соборного уложения

5) победа на Куликовом поле

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 

  1. В результате опричнины:

  1. был подъем хозяйства страны

  1. в стране наступили разруха и запустение

  1. было ограничено крепостное право

  1. оживилась торговля, т.к. Россия получила выход к Балтийскому морю

  1. Из 5 предложенных вариантов укажите 2 верных, которые характеризуют результат внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?

  1. присоединение к России Крыма

  1. завоевание Россией выхода в Балтийское море

  1. присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

  1. установление торговых и дипломатических отношений с Англией
  2. окончательное свержение монголо-татарского ига

  1. Прочитайте фрагмент из сочинения российского историка.

«Земское ополчение оставалось в Ярославле около четырёх месяцев; это время прошло в напряжённой работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоёв населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или Совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. События относятся к весне – лету 1612 г.

  1. Главами земского ополчения стали нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
  2. Ярославль был провозглашён новой столицей государства вместо Москвы, захваченной поляками.

  1. Земское ополчение активнее всего поддерживалось казачьими отрядами Трубецкого и Заруцкого.

  1. Опорой ополчения, в первую очередь, стали города и посады Верхнего Поволжья.

  1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.

  1. Юрьев день

  1. урочные лета

  1. пожилое

  1. вольные хлебопашцы

  1. уставная грамота

  1. Соборное уложение

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

  1. Отличительной чертой развития культуры России в XVII в. стало появление:

  1. музеев, театров

  1. нарышкинского барокко

  1. системы начального образования

  1. официальной периодической газеты

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

  1. Убийство царевича Дмитрия в Угличе

  1. Убийство Игоря древлянами

  1. Основание Новгорода

  1. Регентство Елены Глинской

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка.

«От всей фигуры [князя] веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. "Такой умник во всех делах, - говорит о нём летописец, — такой доблестный, князь погубил свой смысл невоздержанием", т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своём Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме...

Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищу и питьё для больных и нищих, отечески нежно любил свой город ... хотел сделать из него другой Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота. Со времени своего побега из Вышгорода в 1155 г. в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия: всюду происходили грабежи и убийства, избивали посадников, тиунов и других княжеских чиновников, и летописец с прискорбием упрекает убийц и грабителей, что они делали свои дела напрасно, потому что где закон, там и "обид", несправедливостей много. Никогда ещё на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями. Их источника надобно искать в дурном окружении, какое создал себе князь своим произволом, неразборчивостью к людям, пренебрежением к обычаям и преданиям. В заговоре против него участвовала даже его вторая жена, родом из камской Болгарии, мстившая ему за зло, какое причинил [князь] её родине. Летопись глухо намекает, как плохо слажено было общество, в котором вращался. "Ненавидели князя свои домашние, — говорит она, — и была брань лютая в Ростовской и Суздальской земле".

Современники готовы были видеть в [князе] проводника новых государственных стремлений. В лице князя великоросс впервые выступал на историческую сцену, и это выступление нельзя признать удачным».

 

Как характеризуется князь в документе? Каков итог его правления?

Для ответа используйте текст документа и ваши знания истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к аттестации учителя.

Надеюсь, что данный материал сможет послужить образцом для составления портфолио....

Методический материал к аттестации учителя

Полагаю, что мое портфолио поможет вам, уважаемые коллеги, при составлении собственного портфолио....

Материал промежуточной аттестации для 5 класса

Материал промежуточной аттестации для 5 класса является итоговым контролем коммуникативной компетенции в области говорения и чтения....

Методический материал.Предметная неделя по истории и краеведению

Организация недели истории в школе поможет способствовать развитию интереса  учащихся к изучению истории....

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Учебно-методический материал по географии в 7 классе на тему "Рельеф и полезные ископаемые Австралии"

Цель: познакомить учащихся с  основными формами рельефа Австралии, рассмотреть закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на материке.Задачи:Образовательные: формирование знаний...

Методический материал по биологии "Кишечнополостные" 7 класс.

Методический материал для закрепления пройденной темы "Кишечнополостные" 7 класс. Выполнен в форме тестовых заданий и кроссворда....