Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения
статья по истории на тему

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на                                      уроках истории в рамках ФГОС второго поколения.

                                            Е.А.Постникова

                                             ГБОУ СОШ № 404

                                                      Колпинского района СПб  

В современных условиях все чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление. В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Включение в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности позволяет разрешить проблемы, которые наиболее остро встают сегодня в процессе преподавания в современной школе, а именно:

  • система оценки подготовки выпускников в форме ЕГЭ и отчетливая тенденция увеличения при итоговой аттестации вопросов, которые выявляют умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение доказывать и применять знания в новых ситуациях;
  • необходимость овладения выпускниками навыками самообразования;

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является постепенное развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне ощутимо через урок.

 На данных этапах во время проведения уроков активно используется методика исследовательской деятельности группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Так, мною используется такая образовательная технология как фокус-групп.

Это один из качественных методов социально-психологических исследований. Представляет собой групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии, направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности и продукты этой деятельности.  Автор – американский социолог Мертон.

В качестве примера использования данной технологии приведу урок персонифицированного анализа, с элементами лабораторного занятия на тему: «Личность Ивана Грозного»                                                                                                                   Оборудование: дополнительная историческая литература; выдержки из источников; анкеты-тесты с альтернативными ответами; презентация «Личность Ивана Грозного».

Предварительный этап: Класс делится на четыре группы. Каждая группа решает свою задачу:

1-я группа – социологи. Представляют социологическое исследование среди 9-11-х классов, на основании анкеты-теста (Приложение № 2, диаграмма в Презентации)

2-я группа – психологи составляют психологический портрет Ивана Грозного, а также его ближайших родственников, в результате чего прослеживаются генетические отклонения рода Рюриковичей (используется труд психиатра И.П.Ковалевского «Психиатрические эскизы из истории»)

3-я группа – историки. Дают характеристику различных точек зрения по проблеме личности Ивана Грозного в отечественной историографии, представляют основные концепции: концепция «двух Иванов» (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский), «Государственная школа» (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов)

4-я группа – современная российская историография (В.Б.Кобрин, Б.Г.Пашков).

Причем, в самом начале урока после сообщения темы, целей, задач и общего плана урока, учитель предлагает конкретизировать тему урока.

Учащиеся предлагают: «Тайна Ивана IV», «Загадка личности Ивана Грозного» и др.

Основная часть урока – это творческая лаборатория, где происходит творческий отчёт групп. Творческая лаборатория – эвристическая беседа (фронтальная обобщающая беседа, диалог): определение качеств личности Ивана Грозного по предположенным источникам по плану:

  1. внешность;
  2. отношения с окружающими;
  3. религиозность;
  4. речевая культура

  В ходе выступления групп, учащиеся вносят информацию в индивидуальные карточки.

В ходе диалога учитель корректирует направление беседы к обобщающему выводу вопросами.

Завершение работы творческой лаборатории. Учитель задает вопросы для составления обобщающей характеристики Ивана Грозного:

- Изменилось ли, а может быть, сформировалось ваше отношение к Ивану IV

- Выберите точку зрения отечественных историков, которая вам близка.

Затем учитель предлагает рассмотреть портреты Ивана IV, написанные Васнецовым и Глазуновым, (Презентация) сопровождая показ вопросами:

- Согласны ли вы с мнениями художников?

- Каким бы вы нарисовали портрет Ивана Грозного?

Учитель может выразить свою точку зрения, подчеркнув, что он – лишь один из равных участников диалога.

Учащимся предлагается еще раз ответить на тест с альтернативными ответами и обсудить изменилось ли их мнение или нет в оценке личности Ивана Грозного.

В заключении беседы учитель предлагает вернуться к целям урока и обсудить с учащимися его итог:

- Достигли цели или не достигли?

- Разгадали тайну личности Ивана IV?

- Возможно ли это? и т.д.

Вывод: дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.

Хочу познакомить Вас с ещё одной образовательной технологией, используемой мною на уроках истории – пошаговой.

Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых умений и навыков интеллектуального общения. Стоит задача развития творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации.

              Весь урок разбивается на завершённые этапы, каждый из которых требует специальных приёмов обучения и специальных дидактических материалов. Только при тщательной проработке одного этапа урока возможен переход к следующему этапу. Логически завершённую единицу учебного процесса. Предполагающюю достижение локальной цели обучения в результате эффективного использования оптимального сочетания приёмов, называют модулем урока.  В соответствии с звеньями урока можно выделить четыре основных модуля: организационный, освоения новых знаний и умений, повторения и закрепления, контроля результатов обучения.

                Модульно-пошаговое обучение даёт хорошие результаты. Анализируя раздаточный материал на основе карты заданий, ученики работают индивидуально и в парах, делают записи и выполняют различные задания.

Тема : «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого».

Оборудование:

Учебник,  документы, схемы.

Основная часть урока - самостоятельная работа учащихся. У каждого учащегося на парте материалы для работы :

- Инструкция : «Шаги ученика»;

- Приложение с. 363

- Документ № 1

- Учебник

ШАГИ УЧЕНИКА:

1. Рассмотри Приложение на с. 363, запишите наследников Владимира Святославича.

2. Прочитай вступление к параграфу 6 составь вопросы к нему, которые начинаются со слов «Почему….?», Кто…..?» и «Когда……?» Запиши в тетрадь.

3.Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированные тобой вопросы с вопросами своего товарища.

4.Заполни схему .

5.Используя материал пункта 1 параграфа 6, выбери из текста предложения, раскрывающие внутреннюю и внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый».

6.Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни выбранные тобой предложения с предложениями своего товарища и заполни таблицу.

Правители

Внутренняя политика

Внешняя политика

Ярослав Мудрый

7. Организация работы по тексту “Русской правды”. Задание: поэтапно прочитай Документ № 1 и прокомментируй его содержание.

8. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сделанные тобой выводы, с выводами  своего товарища и запиши их в тетрадь.

9. Вы познакомились с историей Руси первой половины XI в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого.

Я могу подтвердить это следующими фактами _________________________________ _________________________________________________________________________

10. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни свои аргументы, с фактами  своего товарища и сформулируй основные итоги правления Ярослава Мудрого. Запиши в тетрадь

11. Согласны ли Вы с мнением историка Н. М. Карамзина, который писал: “ Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил Отечество и любил свой народ” .

   12. Взаимоконтроль. Обменяйтесь мнениями в парах.

13. Выполните тест.

В качестве закрепления  изученного материала используется мини-тест

         На уроках истории в старших классах используется задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

       При рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории можно использовать уроки-практикумы. Например, при изучении темы <<Красный и белый террор в годы Гражданской войны>> используются документальные материалы той эпохи: письма, статические данные, а также отрывки из литературных произведений. Это позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, а использование художественной литературы создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

          Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организованна, как во время урока, так и во внеурочное время.

           Эффективным методом, позволяющим начать исследовательскую работу, является проведения минисоциологических опросов, анкет, интервью по различным темам. Соцопросы, интервью, анкетирование помогают ребятам сформулировать проблему, определить цель работы.

            Таким образом, планомерная работа по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении истории и обществознания позволяет:

-  осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно расширить кругозор учащихся;

-  познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

-  сформулировать умения построения алгоритма эксперимента, а также выбора и использования методов анализа его результатов;

-  научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

-  приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат;

-  научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

Возможности электронно – образовательных ресурсов в преподавании истории в рамках ФГОС второго поколения.

Использование ЭОР в преподавании истории способствует :развитию у обучающихся способности к самосовершенствованию;формированию личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, ...

Метапредметный подход в обучении английскому языку как основное требования ФГОС второго поколения

Данная стать посвящена проблемам использования метапредметного подхода в обучении английскому языку в 5 - 7 класссах. Сама тематика предмета « Английский язык» способствует всесторон...