Технологическая карта интегрированного урока история и обществознание "Социальные группы. Категории населения по "Русской Правде" 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Технологическая карта к интегрированному уроку история и обществознание. В старшей школе учащиесе уже владеют основными историческими фактами. Данная разработка позволяет систематизировать уже имеющиеся знания  и знания, полученные из источника в единую систему стратификации. Понятия обществознания позволяют это сделать (социальные группы, социальная стратификация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon texnologicheskayakartaobobshaayushaiyurokrus-v12-13vv.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: история и обществознание

Тема: Форма государства. Период раздробленности Древней Руси 12-13 вв.: вариативность политического развития

Дата: 29.11.2018

Класс 10

ОУ: ГБОУ СОШ № 118

Учитель-предметник Баранова Е.С.

УМК: История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова и др. под ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.-М.: Вентана-Граф, 2013.

Технологическая карта урока

Предмет: история и обществознание (межпредметные связи)

Тема урока

Тема:

Тип урока

Формы, приемы, методы

Обобщение пройденного материала

Междисциплинарный подход – интеграция знаний по истории и обществознанию

объяснительно-иллюстративный, поисковый, дедуктивный, технологии развития критического мышления .

Цели урока

Планируемые результаты

 

  1. Обобщить знания учащихся о периоде раздробленности Древней Руси.
  2. Систематизировать информацию о исторических событиях, согласно типологии форм правления, усвоенной на уроке обществознания
  3. Уметь классифицировать характерные черты каждой формы политического устройства Древней Руси с определенным типом формы государственного устройства.
  4. Понимать, что в период раздробленности на Руси в 12-13 вв. существовали различные типы форм государственного устройства
  5. Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории России.
  6. Осознанное понимание того, что исторические события являются иллюстрирующим компонентом теории, изучаемой на уроках обществознания.
  7. Продолжить развитие умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Планируемые результаты:

- анализировать политические и социальные причины раздробленности, ее положительные и отрицательные последствия;

-обосновывать неизбежность объединения Руси на основе изученных фактов;

- называть основные этапы и ключевые события, происходящие на Руси во второй половине XII – XIII веков и определять роль в истории выдающихся деятелей этого периода времени;

- сформировать целостное представление об этапах раздробленности, как историческом периоде, с характерными чертами;

- определить, что это период поиска вариантов для нового объединения.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая, метапредметная

технология активных методов обучения:

технология кластеров,

технология инсерт-осмыслением материала по-новому

мультимедийное сопровождение, карта, презентация.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

I этап: организационный

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Учитель:  

Здравствуйте!

Ученики рассаживаются по местам.

Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

II этап  Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация

Субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации

- Сегодня на уроке мы с вами будем систематизировать исторические факты в теорию, которую изучили на уроках обществознания

Изначально составим кластер по типам форм государства. Вспомним, что государства классифицируются по таким признакам как территориально-административное устройство, форма правления и характер политического режима. Сегодня на уроке нас будут интересовать признаки государств по форме правления: монархии и республики.

- Вспомните виды монархии и республики и какой критерий лежит в основе такого деления.

- Давайте заполним кластер.

- Замечательно, сосредоточимся на двух основных формах правления без выделения подтипов. Сфокусируемся на критериях каждого типа и постараемся классифицировать исторические факты по этим критериям

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей

Ответы учеников:

Основной критерий для выделения форм правления является «кому принадлежит власть в государстве и кем она ограничена».

Выделяют монархию: абсолютную (где власть монарха никем и ничем не ограничена), конституционную ( власть монарха ограничена конституцией; республику (власть принадлежит народу, а именно его представителям): президентская (через всенародное прямое голосование избирается президент и поэтому обладает большей властью, чем правительство, назначает председателя правительства- премьер-министра); парламентская (через всеобщее прямое голосование выбирают премьер-министра, который формирует правительство и назначает президента).

Личностные: коммуникативные навыки; диалог.

Продуктивная коммуникация

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.

III  этап:  Основная часть.

Обобщить и систематизиро

вать знания учащихся

В период раздробленности на Руси сложилось несколько вариантов организации форм правления. Историки выделяют три основных центра.

В XI в. произошёл распад единого Древнерусского государства на 13-14 княжеств. Наиболее выделяющимися по своим особенностям развития были: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородское княжества.

Киев же утратил свой авторитет. Для князей занятие Киевского престола становился чисто символическим событием, тем не менее, сам этот факт порождал распри, междоусобицы.

Новгородское Княжество.

Геополитическое положение Новгородской земли определяли условия её социально-экономического и политического развития.

- Внимательно посмотрим на карту. Дайте характеристику географического положения и природных условий княжества.

-Прочитайте отрывок из документа, свяжите географическое положение и основные занятия населения.

Условия для земледелия были здесь неблагоприятными. Зато много пушнины и соли Новгород импортировал ткани, металлические изделия, сырьё для ремесленного производства, экспортировал меха и изделия ремесленников. Новгородская земля находилась на пути "из варяг в греки". И именно торговля определяла социальную дифференциацию населения. Есть мнение историков, что Новгород не был мононациональным центром славянских земель, был своеобразным звеном между Русью и Европой.

- Скажите, пожалуйста, какие группы населения могли, в таком случае, влиять на судьбу княжества? У кого будет больше сил и влияния?

Верно. Но всё-таки социальную верхушку новгородского общества составляли, прежде всего, бояре-землевладельцы. Класс бояр формировался здесь иначе, чем в остальных регионах: это были не дружинники князя, а местная родоплеменная знать, следовательно, от князя не зависимая (они ничем не были обязаны ему). Посредниками между новгородскими боярами и внешним миром были купцы (гости), которые вели от их имени торговлю. Поскольку сырьё принадлежало боярам, то им и принадлежало большинство прибыли от торговли.

Ремесленники в Новгороде находились в значительной зависимости от бояр. Очень часто сами мастерские ремесленников находились на территории боярских усадеб. Несмотря на ремесленно-торговый характер основной массы населения Новгорода, реальная власть в городе принадлежала боярам-землевладельцам, вотчины которых находились как в пределах новгородских "сотен", так и в далеких колониях. В силу особенностей Новгородской земли боярство было прочно связано с внешней пушной торговлей, и это придавало ему большую экономическую силу и корпоративную сплоченность.

Своеобразный политический строй- Новгородскаяя феодальная или аристократическая республика

В действительности политическая власть была сосредоточена в руках 300-400 семей (как правило, боярских), которые и были субъектами политического права, т.е. участниками органов местного самоуправления - Вече. В его работе могли принимать участие и богатые купцы. Вече выбирало главу местного самоуправления - посадника и тысяцкого. В современной исторической литературе мнение о функциях тысяцкого расходятся. Классически: тысяцкий возглавлял народное ополчение. Однако сейчас считают, что это если и была его функция, то второстепенная. В первую очередь тысяцкий отвечал за сбор налогов, т.к. по профессиям новгородские ремесленники и купцы делились на сотни, которые объединялись в тысячи. Вече выбирало и новгородского архиепископа. Это было уникальным явлением, т.к. во всех остальных землях епископ назначался Киевским митрополитом, а затем утверждался Киевской митрополией. Архиепископ отвечал за внешнюю политику, скреплял все международные договоры новгородцев, ведал казной Новгорода.

- Какой форме правления данная система соответствует? (ответ: ограниченная монархия).

Перепишите данные, заполните кластер.

Владимиро – Суздальское княжество.

- Обратимся снова к карте. Опишите географические положение и природные условия. Прочитайте отрывок из документа, свяжите географическое положение и основные занятия населения.

Природные богатства края, обилие рек и озер (рыболовство), густые леса (лесные промыслы), давшие название Залесскому краю, соседствовали с безлесным «Опольем» - северно-русской житницей, следовательно, развито земледелие - в Залесском крае имелись почвы, пригодные для земледелия.

Территория Владимиро – Суздальского княжества была хорошо защищена от внешних вторжений, в первую очередь, кочевников, естественными преградами были леса, реки. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения: в поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства.

- Скажите, пожалуйста, у кого в таком случае, будет больше экономического и политического влияния? Почему?

В новых городах и землях были слабые вечевые традиции и слабое боярство, что обусловило сильную княжескую власть и совещательные полномочия вече.

- Какой форме правления данная система соответствует?

Перенесите информацию в тетрадь, заполните кластер

Галицко - Волынкое княжество.

- Обратимся снова к карте. Опишите географические условия.

- Прочитайте отрывок из документа, свяжите географическое положение и основные занятия населения.

- Назовите основные занятия и источники существования в данном княжестве?

Рано сложилось боярство, оспаривавшее власть князей. Оно было богатое и независимое. Князь постоянно ищет военную опору для защиты от вторжения польских и венгерских феодалов, поощряет усиление боярства, которое борется за свои права и ограничение власти князя.

-Какой форме правления данная система соответствует?

-Какая форма правления легла в основу нового государственного образования – Московская Русь? Какие объективные причины на это повлияли?

-

Ответы учащихся:

Ответ: обширная территория; климат и почвы малопригодны для земледелия; удалённость от степи; соседство с Балтийским морем и много озёр.

Ответ: торговцы, ремесленники

 

Объясняют термины:

Вече, тысяцкий, посадник, архиепископ

Ответ: республика, так как именно вече определяло кто займет должность тысяцкого, посадника и даже архиепископа.

Ответ:

Северо-восток; междуречье Оки и Волги; суровый климат; лес.

Работают с документом.

Ответ: у князя, так как он выполняет необходимые в данном регионе военные функции.

Ответ: монархия, как обозначает летописец «самовластие»

Ответ: мягкий климат; междуречье Днестра и Прута; плодородные почвы; уязвимость при набегах кочевников с юга.

Работают с документом.

Ответ: земледелие, торговля.

Ответ: ограниченная монархия.

Ответ: вариант организации государственной власти во Владимиро-Суздальском княжестве.

  • политическая деятельность московских князей;
  • сильная власть князя как фактор централизации в условиях военной опасности – иноземные завоеватели на Западе и Востоке.
  • выгодное географическое положение, способствовавшее увеличению населения;
  • Москва стала центром русского православия.

Личностные УУД:

Коммуникативные: взаимодействие, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Предметные УУД:

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий,  анализ материала.

Работа с картой, характеристика географического положение в контексте исторической судьбы региона.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД – соотносить знакомый и незнакомый материал.

Систематизация и классификация информации по заданным критериям.

Регулятивные:  Определять последовательность своей работы

VI этап  Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа:

Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке

• Сегодняшний урок доказал, что исторические факты являются иллюстрирующим материалом для обществознания?

• Как думаешь, стоит ли развивать навык классификации и систематизации информации?

Личностные УУД:

самопознание;

самооценка своей деятельности.

Приложение 1 (заготовка кластера для заполнения)

Приложение 2 (кластер в заполненном виде)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).

Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...

Технологическая карта интегрированного урока истории и английского языка

Данная технологическая карта была составлена для проведения комбинированного урока (история, английский язык) в 7 классе.Тема: В центре событий : Политическая система Соединённого королевства Великобр...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс

Данная разработка урока создаёт условия для  формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме  письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...

Технологическая карта интегрированного урока истории и физики в 7 классе "Рождение новой европейской науки»

Цель данного урока - это формирование знаний о становлении современной научной картины мира в Европе XVI-XVII вв. и объяснение явления инерция.Задачи: организовать учебный процесс по закреплению знани...