Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)
статья по истории

Максимова Ксения Геннадьевна

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщение материала на уроках истории

        В соответствии с ФГОС  одними из планируемых результатов, которыми должен овладеть учащийся это умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, умения создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, проводить аналогии.

        Анализ результатов ВПР, а так же ОГЭ и ЕГЭ по истории обозначил ряд затруднений для учащихся и в это проблемное поле попали как раз таки задания на систематизацию исторической информации (множественный выбор, исключение лишнего) Серьезные сложности возникают при выполнении задания 33-35, которые предусматривают разные виды деятельности:  составление плана, сравнение событий и явлений.  

Таким образом, наличие этой проблемы говорит о  необходимости усилить работу по систематизации и обобщению  знаний и умений учащихся.

Повторительно-обобщающие уроки  существовали всегда, и всегда их значение было велико. Какие рекомендации в проведении подобных уроков предполагает ФГОС?

В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки систематизации и обобщения знаний учащихся, иногда, можно встретить другое название данного типа урока –  это урок общеметодологической направленности.

Чем же традиционный повторительно-обобщающий урок отличается от урока систематизации и обобщения знаний?

Сравним традиционный тип урока повторения-обобщения с  уроком по ФГОС обобщения и систематизации знаний по некоторым признакам.

          

п.п.

Сравниваемые признаки

Традиционный урок повторения-обобщения

Современный урок обобщения и систематизации знаний

1

Учебные цели урока

1) повторить и закрепить пройденный материал;

2) обобщить учебный материал в том или ином систематизированном виде.

1) актуализировать знания учащихся;

2) углубить полученные знания;

3) обобщить знания;

4) систематизировать прикладные и фундаментальные знания.

2

Развивающие цели урока

Развить умения:

1) группировать объекты;

2) выделять сходства и различия между ними;

3) приводить знания в систему.

1) устанавливать связи внутри  понятий,  законов, общей картины мира;

2) выделять существенные признаки изучаемых явлений, понятий;

3) устанавливать причинно-следственные связи между ними.

4

Форма обучения

Информационно-объяснительное обучение.

Деятельностное, развивающее обучение.

5

Время организации урока

В конце изучения темы,  раздела курса или урока.

На любом этапе изучения темы, раздела, урока

Таким образом, отличия одного урока от другого можно выразить следующей схемой:

От «Услышал-запомнил-пересказал» К  «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». »

Какими педагогическими методами и приемами можно этого достигнуть? Прежде всего,  проблемный и частично-поисковый методы.

 Я хочу предложить вашему вниманию некоторые приемы из своего опыта.

1Систематизация знаний может проводиться после изучения какого-либо периода, раздела, темы, так и перед ним.  

2 С одной стороны ФГОС рекомендует проводить отдельные уроки систематизации знаний, но с другой - системно-деятельностный подход, который сейчас является приоритетным в преподавании, предполагает этап систематизации и обобщения в конце каждого урока.

 

Из своего опыта я чаще провожу систематизацию и обобщения знаний после изучения какой-либо темы.

Если мы рассматриваем систематизацию и обобщение как один из этапов на каком-либо  уроке, то   можно использовать следующие приемы:

А) составление синквейна

Б) составление схемы кластера;

В) исправить ошибки в тексте

Г) проблемный вопрос

Д) тестирование

Е) составить или решить  кроссворд

Эти приемы подходят как для старшего звена, так и для среднего, как для уроков истории, так и обществознания

Для учащихся 9-11 классов можно брать задания из ОГЭ и ЕГЭ.

Если мы говорим про историю, то это, прежде всего, задание  № 24, в котором необходимо  привести по два аргумента в подтверждение и по два в опровержение какой-либо точки зрения в исторической науке.

(«Политика контрреформ, проводившаяся правительством Александра III, отбросила Россию назад в ее развитии» )

Так же задания по карте или с иллюстративным материалом, историческое сочинение, все эти задания нацелены на умение видеть причинно-следственные связи между событиями и процессами.

В обществознании,  на мой взгляд,  задание № 28 в ЕГЭ  «Составить развернутый план ответа», так же в части 1 работа со схемой, найти обобщающее слово, вставить пропущенные слова в текст  и т д.
Таким образом, все эти известные  и доступные приемы и задания позволяют решать задачи систематизации и обобщения знаний учащихся на каждом уроке.

Другое дело это отдельный урок «общеметодологической направленности», чтобы он соответствовал современным требованиям понадобиться  тщательная подготовка.

 Примерный план ( технология)проведения такого урока

  1. Класс должен быть поделен на группы
  2. Учащимся предлагается проблемная ситуация (противоположные точки зрения на одно и тоже правление, событие)
  3. Определяется уровень знаний  основных понятий и событий по данной теме (тестирование, викторина, карточки с заданиями)
  4. Организация поиска ответа на проблемный вопрос (даже в условиях обобщения материала необходим элемент новых знаний!)
  5. Представление ответа  (он должен быть аргументированным, развернутым)
  6. Рефлексия

Систематизация и обобщение знаний учащихся является важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала в процессе обучения

Подводя итог, хотелось бы отметить, что систематизация и обобщение знаний  помогают не только в подготовке к ВПР, ЕГЭ, контрольным работам, а в большей степени они способствуют повышению мотивации к изучению предмета, потому что дают учащимся понимание, зачем им нужна история и обществознание, как они могут им быть полезны. Учащиеся попадают в ситуацию, когда им нужны их знания для ответа на более сложные вопросы, для выявления причинно-следственных связей, для оценки событий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Выбор УМК по истории и обществознанию (из опыта работы)

Выбор УМК по истории и обществознанию (из опыта работы)...

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...