Формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебником истории.
статья по истории

Баранова Лариса Владимировна

 

Используя современные  методы обучения  нельзя игнорировать приемы и формы работы, которые практически отработаны несколькими поколениями педагогов. Современные компьютерные технологии немного отодвинули возможности использования учебника в качестве пособия для развития памяти, самоанализа, синтеза учебного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baranova_l.v._2.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник научных трудов (РИНЦ) ( Педагогические науки)                                   

                                                                                          Баранова Лариса Владимировна

Формирование универсальных учебных действий обучающихся при работе с учебником истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

п. Малиновский.

Используя современные  методы обучения  нельзя игнорировать приемы и формы работы, которые практически отработаны несколькими поколениями педагогов. Современные компьютерные технологии немного отодвинули возможности использования учебника в качестве пособия для развития памяти, самоанализа, синтеза учебного материала. На самом деле  ряд заданий в ОГЭ и ЕГЭ содержат работу с текстовым материалом.  Работа с учебником позволяет производить зрительно- слуховой анализ  учебного материала, учит выразительному чтению,  смысловому пониманию исторических текстов. Важно научить ребенка пользоваться учебником, выработать план усвоения и реализации посредством учебного материала полученной информации. Универсальные учебные  действия полученные при работе с учебником истории могут использоваться учениками и на других уроках . Но ученик всегда должен знать цель своей работы и видеть конечный результат , причем имеющий оценку. Учащихся необходимо познакомить с «Памяткой по работе с учебником»: 1. Прочитайте весь параграф, составьте целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. 2.Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

3. Обратите особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи. 4. Составьте развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания. 5. Постарайтесь связать с материалом параграфа то, что увидели и услышали на уроке, что записали в тетради. 6. Вспомните, что вы читали по изучаемой теме, что видели в музее, в кинофильмах. 7. В случае необходимости просмотрите параграфы, изученные ранее. 8. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал вас, обратись к словарю, энциклопедии. 9. Проверьте, знаете ли вы материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом без него. 10. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. 11.Выполните задания, предложенные учителем.

Учителем может составляться «Карта» по работе с текстом учебника по определенной теме. Где указываются вопросы к тексту и балл, который ученик получит,  правильно выполнив  каждое задание и все задания в целом.  Рассказ учителя может сочетаться с работой по учебнику учащихся. Работа по группам весьма актуальна при работе с учебным материалом , такая форма позволяет воспитывать умения работать в коллективе,  быть внимательным к рассказу своих  коллег , высказывать свое мнение и дополнять мнение товарищей.  Сейчас в учебниках истории приводятся  очень разнообразные задания,  которые учитель может брать за основу работы на уроке. Работа с документами,  представленными в учебниках,   позволяет учащимся расширить представление об исторических событиях. Работа с иллюстрациями позволяет работать в формате эссе, мини- сочинений, использовать задания «Озвучь картину», «Опиши картину используя исторические понятия». Весьма полезно в любом классе задание « Озаглавь  части текста», « Составь тезисы  к тексту», такие задания позволяют учащимся анализировать учебный материал, видеть его тонкости. Разнообразные варианты  заданий в форме таблиц позволяют анализировать учебный материал, учат выделять главные смысловые аспекты исторических моментов.   Важным мотивом безупречной работы с учебником может стать задание  : подтвердить рассказ учителя примерами из текста учебника. Полезна и словарная работа  выполненная учащимися по учебнику: выписать новые термины, новые даты. Весьма интересна методика работы с текстом: « Мудрые совы»: учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:  Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.  Работа с учебником развивает речь, память, учит логическому мышлению.

Список используемой литературы:

1.Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова « Методические рекомендации учителю истории». М.,2012.106 с.

2. .Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова «Методика преподавания истории в школе».М.2012.89с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы

ИОС   Компоненты на бумажных носителях   Компоненты на CD/DWDносителях   Интернет среда ИОС   Индивидуализация учебного процесса   Организация коллективной дея...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...