Атомному подводному флоту России 60 лет
классный час по истории (10 класс)

Иванов Николай Дмитриевич

В 2018 году отмечается   60-летний юбилей атомного подводного флота России. Именно 60 лет назад на первой советской атомной подводной лодке «К-3»  проекта 627 был поднят военно-морской флаг, а 4 июля 1958 года лодка дала ход под атомной силовой установкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АТОМНОМУ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ РОССИИ 60

В 2018 году отмечается   60-летний юбилей атомного подводного флота России. Именно 60 лет назад на первой советской атомной подводной лодке «К-3»  проекта 627 был поднят военно-морской флаг, а 4 июля 1958 года лодка дала ход под атомной силовой установкой.

В 50-х годах 20-го века началась новая эра в подводном кораблестроении - применение для движения подводных лодок атомной энергии. Создание атомной подводной лодки (АПЛ) в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Открылась перспектива использования подводных лодок в арктических районах подо льдами. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой.

Мероприятия, посвященные этому юбилею, проходят в Санкт-Петербурге, на флотах, в других городах России и бывших республик СССР.

История

В 1952 году ученые атомщики И.В. Курчатов, А.П. Александров, Н.А. Доллежаль представили в правительство предложение, поддержанное министерством судостроительной промышленности, об использовании атомной энергии на подводных лодках.

9 сентября 1952 года было принято постановление Совета Министров СССР о развертывании работ по созданию первой отечественной атомной ПЛ.

Научное руководство по созданию АПЛ с атомной энергетической установкой (АЭУ) было возложено на институт атомной энергетики  и персонально на А.П. Александрова, впоследствии академика АН СССР и директора института.

Важнейшей частью в создании лодки являлось создание АЭУ. К началу 1953 года были выполнены первоначальные проработки по принципиальной схеме АЭУ. В марте 1953 года комплексная группа проектантов выполнила проектные проработки АПЛ в объеме предэскизного проекта. Проект АПЛ получил наименование пр.627. Первая опытная лодка пр. 627 К – 3, позже названная «Ленинский комсомол», была разработана Специальным конструкторским бюро № 143 (СКБ-143, в настоящее время СПМБМ "Малахит") под руководством главных конструкторов Н. А. Доллежаля, В.Н. Перегудова. В создании первой отечественной АПЛ кроме СКБ-143 принимали участие и многие коллективы научно-исследовательских институтов, разработчиков и поставщиков оборудования. Параллельно с проектированием АПЛ шло проектирование для нее оружия и вооружения. Для этого были задействованы десятки научных учреждений и институтов страны. Так же для подготовки высококвалифицированных кадров для службы на атомных ПЛ в военно-морских учебных заведениях открывались новые факультеты и кафедры, а в высших учебных заведениях страны появились специальности по эксплуатации атомных энергетических установок.

В июле 1955 года СКБ-143 завершило разработку чертежей по лодке. 24 сентября 1955 года была произведена закладка АПЛ (заводской №254) на стапеле завода №402, ныне завод «Севмаш» в г. Северодвинске. В дальнейшем «Севмаш» стал флагманом атомного подводного кораблестроения, за 60 лет построив 132 АПЛ трех поколений.  

В августе 1957 года осуществлен спуск лодки в акваторию завода. Ходовые испытания проводились с июля по декабрь 1958 года. Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ, записал в журнале пульта главной энергетической установки: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».  

Военно-морской флаг СССР на лодке был поднят 1 июля 1958 года. Эта дата в настоящее время считается днем рождения отечественных атомных подводных сил. 4 июля 1958 года первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол»  дала ход под ядерной силовой установкой. В боевой состав Северного флота К-3 вошла 12 марта 1959 года. Атомная подводная лодка К-3 проекта 627 положила начало новой эпохе в развитии отечественного ВМФ и кораблестроения. Построив в 1958 г. первую советскую АПЛ К-З, ВМФ уже в 1961 году имел 9 АПЛ первого поколения - 4 ракетных и 5 торпедных.  

К-3 прослужила в составе Северного флота до 1991 года. Сегодня ее судьба особенно волнует сотни энтузиастов по всему миру – решается вопрос о  превращении первой атомной подлодки в музей.

К атомным подводным лодкам первого поколения относятся:

- многоцелевые атомные подводные лодки проекта 627(А) «Кит», 645ЖМТ «Кит», 659Т;  

-  атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта ,651Э, 659, 675.

- атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 658, 658M,  658T-658У, 701.

В конце 60-х - начале 70-х гг. стали развиваться подводные лодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками, были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей и опасной химической. Также они обладали более современным торпедным и ракетным оружием, улучшенным радиоэлектронным вооружением. В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок.

К атомным подводным лодкам второго поколения относятся:

- многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ «Щука», 705, 705К «Лира».

- атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 661 «Анчар», 667AT «Груша», 667M «Андромеда», 670 «Скат», 670M «Скат-М/Чайка», 06704 «Чайка-Б».

- атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта 667А-667АУ «Навага», 667Б «Мурена», 667БД «Мурена-М», 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин».

С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные лодки третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное оружие и вооружение. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности лодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии. Особо стоит отметить атомный подводный ракетный крейсер проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире.

К атомным подводным лодкам третьего поколения относятся:

- многоцелевые атомные подводные лодки проекта 671РТМК «Щука», 685 «Плавник», 945 «Барракуда», 945А «Кондор», 945Б «Марс», 971 «Щука-Б».

- атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта проект 949 «Гранит», проект 949A «Антей».

- атомные подводные лодки с баллистическими ракетами проекта  941 «Акула».

Подводные лодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового кризиса 1998 г. Тем не менее технологический задел позволил конструкторским бюро и судостроительным заводам приступить в 2000-х годах к строительству АПЛ четвертого поколения.

К атомным подводным лодкам четвертого поколения относятся:

- атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта 885 «Ясень». Эти многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций;

- атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 955 «Борей». Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 - основа морского компонента стратегических ядерных сил страны.

Также на вооружении ВМФ РФ стоят АПЛ специального назначения.

В 2018 году "Севмаш" сдаст ВМФ РФ подводную лодку "Белгород", которая предназначена в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов. Сейчас в составе ВМФ России известно об одном атомном носителе подводных станций — БС-136 "Оренбург". Именно он принимал участие в исследовательской арктической экспедиции компании "Севморгео" в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

В июле 2014 года на "Севмаше" была заложена атомная подлодка специального назначения проекта 09851 "Хабаровск". О проекте известно немногое: лодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки.

Конструкторские бюро России не прекращают работы над созданием перспективных подводных кораблей новых поколений. Теоретически лодка пятого поколения может получить новые возможности за счет создания так называемой сетецентрической системы – единого информационного пространства, мгновенного обмена данными и тесного взаимодействия между подлодками и необитаемыми подводными аппаратами, надводными кораблями, с самолетами, космическими аппаратами и беспилотниками.

Облик АПЛ пятого поколения, получившей наименование "Хаски", уже сформирован. Базовые принципы таковы: первый — модульный принцип проектирования; второй — единая базовая платформа; третий — максимальная унификация проектов в рамках базовой платформы по оборудованию.

Субмарину оснастят роботами, способными работать как в воде, так и на суше, и самым современным вооружением - в том числе гиперзвуковыми ракетами.

Атомные подводные лодки - пионеры и рекордсмены

Первые на полюсе

Подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" – первая атомная в СССР и третья атомная в мире, впервые в истории отечественного флота в  июле 1962 года достигшая Северного полюса.

29 сентября 1963 года советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627 «А» первой в мире всплыла в полынье на Северном полюсе. В принципиальном соперничестве с американцами, которые тоже пытались достичь Северного полюса под водой, была одержана очередная победа. На льду, на установленной специально мачте были подняты государственный и военно-морской флаги СССР.

Первая атомная с баллистическими  ракетами

Первая атомная ракетная подводная лодка К-19 проекта 658 (Hotel) вошла в состав флота в конце I960 г. В 1961-1962 гг. было построено еще 7 атомных подводных лодок проекта 658, оснащенных баллистическими ракетами.

Первая атомная с крылатыми ракетами

Крылатыми ракетами П-5 были оснащены атомные подводные лодки проекта 659 (Echo I), строительство которых осуществлялось в начале 60-х годов в Комсомольске-на-Амуре. Головная атомная подводная лодка К-45 этого проекта вступила в боевой состав Тихоокеанского флота 28 июня 1961 г.

Первая в мире титановая

Атомная подводная лодка К-162 проекта 661 построена на Севмаше в 1969 году. Она стала не только первой в мире лодкой из титанового сплава, но и самой быстроходной. В 1971 году на испытаниях атомоход развил скорость в 44.7 узла, что примерно равняется 83 км/ч. Скоростной рекорд этой лодки не превзойден до сих пор. На западе лодку прозвали «серебряным китом» за цвет корпуса, а в России «золотой рыбкой».

Самая глубоководная

Самая глубоководная лодка в мире была заложена на Севмаше в 1978 году. Атомоход проекта 685 сдали флоту уже через пять лет - в 1983-м. Строительство корабля велось блочным методом, каждый готовый блок проходил всесторонние испытания в док-камерах, построенных при проектировании.

Тогда перед наукой и флотом стояла проблема увеличения глубины плавания. Создание АПЛ К-278 (впоследствии «Комсомолец») решило эту проблему: атомоход был способен погружаться на глубину, в два с половиной раза превышающую достижения подводного кораблестроения за всю его предшествующую историю. Рекорд был поставлен 4 августа 1985 года, когда К-278 погрузилась на глубину 1027 метров. Рекорд погружения боевой подлодки на 1000 метров не превзойден ни одной страной мира.

АПЛ могла стрелять торпедами с большой глубины и была практически недосягаема для оружия противника. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла в Норвежском море в 1989 году вследствие пожара.

Самая большая

В начале 1980-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире - их размер зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа - они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Подобная схема привела к увеличению водоизмещения корабля. Подводное водоизмещение одного атомохода этого проекта равнялось 48 000 тонн. Для сравнения - американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18 700 тонн. Размеры «Акулы» поражали самое буйное воображение. Но даже при длине в 172.8 метра и ширине более 23 метра атомные подлодки этого проекта относились к числу самых малошумных среди советские атомоходов. Всего на Севмаше было построено шесть лодок проекта 941.

Самая массовая серия АПЛ

Самая массовая серия АПЛ Севмаша - корабли с баллистическими ракетами проекта 667А и его модификаций 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ  - всего построено 59 АПЛ.

Опередившие время  

Атомные подводные лодки проектов 705 и 705К "Альфа"/"Лира". Строительство подлодок этого поколения из титана началось в 1964 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Самое важное отличие подводных лодок 705 проекта от остальных – главная энергетическая установка (ГЭУ). Установленный на них реактор с жидкометаллическим теплоносителем (особый сплав) позволял делать то, что не могут лодки с водо-водяным реактором. АПЛ называли лодками-автоматами, т.к. часть операций выполнялась автоматически.

Эти подводные лодки обогнали время. Их высокие боевые качества были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений, применением максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и другими комплексами.

В начале 1980-х годов одна из советских атомных подводных лодок 705 проекта, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд. В течение 22 часов она следила за натовским атомоходом, находясь у него за кормой. Несмотря на многочисленные попытки, сбросить противника "с хвоста" так и не удалось, слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказа с берега.

Первый полноракетный старт ракетоносца .Операция «Бегемот-2»

8 августа 1991 года ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин»  осуществил запуск  полного боекомплекта межконтинентальных баллистических ракет с подводного положения. За несколько минут подлодка Северного флота выпустила по полигону Кура с интервалом 10 секунд 16 баллистических ракет в рамках учений «Бегемот-2». Это  самая уникальная военно-морская операция в мире и поныне непревзойденный рекорд отечественного подводного флота.  

Первая стратегическая и многоцелевая четвертого поколения 

15 апреля 2007 г. из 55 цеха Севмаша была торжественно выведена головная АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения.

15 июня 2010 года была выведена из эллинга и 24 июня спущена на воду головная многоцелевая атомная подводная лодка c крылатыми ракетами четвёртого поколения  К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень».

Создатели и строители АПЛ

За шесть десятилетий атомные подводные лодки проектировались  ведущими конструкторскими бюро страны:

- АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», г. Санкт-Петербург. Всего 13 проектов;  

- АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения  «Малахит», г. Санкт-Петербур. Всего 11 проектов;

- АО «Центральное конструкторское бюро «Лазурит», г. Нижний Новгород. Всего 4 проекта.

Подводные атомоходы строились на крупнейших судостроительных предприятиях:

- ОАО «Завод «Севмаш», г.Северодвинск. Всего построено 132 АПЛ четырнадцати проектов;

- АО «Адмиралтейские верфи», г. Санкт-Петербург. Всего построено 39 АПЛ четырех проектов;

- ПАО «Завод  «Красное Сормово»,  г. Нижний Новгород. Всего построено 26 АПЛ пяти проектов;  

- ПАО «Амурский судостроительный завод», г. Комсомольск - на -  Амуре.

Всего построено 56 АПЛ двух проектов.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математика-история "Действия с обыкновенными дробями.Рождение военного флота России

Действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от числа. Решене математических задач с историческим содержанием....

День Военно-Морского флота России

В данной методичке представленны материалы для проведения бесед с воспитанниками по поводу истории праздника День Военно-морского флота России...

Презентация "Подводный флот России"

материал для проведения бесед...

Подводные силы военно-морского флота России (презентация)

Призентация на тему: "Подводные силы военно-морского флота России"....

Викторина "Витязи подводного флота"

Викторина,посвященная Дню моряка-подводника"...

Тезисы проектной работы «Северный морской путь: история создания атомного ледокольного флота России, перспективы развития»

Актуальность работы: Северный морской путь - один из наиболее перспективных и активно развивающихся проектов России за последние несколько лет. Создание методического пособия «Северный морской п...