Открытый урок по истории (8 класс) «Петр I – российский император»
методическая разработка по истории (8 класс)

Открытый урок Петр первый

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_petr_pervyy.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории

(8 класс)

«Петр I – российский император»

Цель: создать у учащихся образ о личности российского императора Петра.
Задачи
Образовательные: дать учащимся сведения о деятельности Петра I; показать прогрессивную роль в развитии России.
Коррекционно – развивающие: формировать умения поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля.
Воспитательные: способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране. 
Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Личность Петра I.

2. Особенности российского императора  

3. Внутренняя политика Петра I.

Ход урока
I Оргмомент. 
Добрый день, дорогие ребята. Мы начинаем   урок.
Любая страна имеет свою историю, как мы все с вами уже знаем.  Мы продолжаем листать страницы, истории нашей страны.  Сегодня будем изучать Российское государство во времена правления Петра I.

II Повторение пройденного материала
Фронтальная беседа:

Когда проходила Северная война? (1700 – 1721 гг.)
Назовите причину Северной войны? (Получить выход к Балтийскому морю).
Итоги Северной войны? (В 1721 году между Россией и Швецией в небольшом городе Ништадте был подписан мирный договор. По этому договору часть Балтийского побережья (Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии) и несколько балтийских островов были переданы России).
Вывод: победа в Северной войне помогла России обеспечить выход в Балтийское море. Благодаря деятельности Петр I Россия стала великой морской державой, одной из самых могущественных в мире.

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Итак, тема нашего урока «Петр I –  российский император».
Мы будем, говорит о неутомимом и энергичном царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий». Узнаем, что нового внес Петр I в жизнь страны? 
IV. Изучение нового материала.

Будущий император России родился 30 мая 1672г. в Москве. Он был сыном царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной.

    В результате Стрелецкого Бунта в 1682 году после смерти царя Федора Алексеевича на престол одновременно взошли два царя Иван и Петр, при регентстве их старшей сестры Софьи.

Регент - правитель, временно исполняющий полномочия монарха.

Петр на всю жизнь запомнил, как у него глазах во время стрелецкого бунта мятежники изрубили саблями боярина Матвеева и родственника его матери Петра Нарышкина.

   Милославские, хозяйничавшие в Кремле, выжили царицу-вдову из Москвы, и она с сыном обосновалась в селе Преображенском. Петра лишь изредка привозили в столицу для участия в церковных церемониях и пышных приемах иностранных послов.

   В остальное время Петр был свободен и мог вволю бегать и драться с детьми слуг Преображенского дворца. Маленький царь «забытый» своей кремлевской родней, рос настоящим уличным мальчишкой.

    Представленный сам себе, Петр выбирал науки на мальчишеский вкус и, конечно, предпочел военные. Характерно, что во время воинственных потех царь выбирал роль не командира, а просто барабанщика.

    Став полноправным правителем России, Петр считал себя находящимся на службе Отечеству, и все свои силы отдавал этому служению.

    Едва ли не самой яркой чертой характера Петра было трудолюбие, желание во всех делах, больших и малых, принять личное участие.

     Он показал себя прекрасным полководцем и флотоводцем, дипломатом, организатором промышленности, горячим сторонником просвещения и науки.

      Царь владел 14 ремеслами, конструировал и строил корабли, составлял указы, тушил пожары. Часами мог стоять за токарным станком. Особое пристрастие питал государь к морю, флоту, фейерверкам.

      По случаю праздников, знаменательных событий азартно участвовал в пирах и маскарадах.

     В быту Петр был неприхотлив. Государь огромной могущественной державы не любил пышных одеяний, ходил в простом сюртуке и чулках, заштопанных женой или дочерями. Очень любил с пылу с жару пищу.

     Внешний облик Петра был очень выразителен: у него были красивые черты лица, рост 2м 4см.

     Царь обладал необыкновенной физической силой – в его руках ломались подковы, трубками свертывались серебряные тарелки. Но богатырским здоровьем царь не отличался. Часто болел, всюду его сопровождала походная аптечка. Незадолго до смерти он во время страшного наводнения в Петербурге. Стоя по грудь в ледяной воде, спасал тонувших солдат.

   Отвечая на упреки окружающих что, царь не бережет себя Петр бросил: «за мое Отечество и людей жизни не жалел и не жалею». Вскоре император слег, а 28 января 1725 года скончался.

Петр I в детстве очень любил военные игры. Впоследствии его потешные полки стали первыми гвардейцами российской армии. Мы с вами познакомимся с некоторыми новыми словами, значения которых нам нужно знать и с которыми вы будете встречаться не раз. 

Новые слова:
Император – правитель империи.
Империя – большое, сильное монархическое государство, которым управляет император.
Правитель России стал называться императором, а Россия – империей. Теперь, когда обращались к императору, то называли его «Ваше Императорское Величество» или «Государь Император». Коронация Петра I проходила в Москве в Успенском соборе. Для коронации использовали не шапку Мономаха, а новую корону. 

Сделана она была из двух полушарий, соединенных обручем. Первая корона была изготовлена из золота и украшена 5000 бриллиантов. Является основателем Северной столицы страны Санкт-Петербурга.
Столицей империи стал - Санкт – Петербург. 
Был учрежден императорский флаг – штандарт. 
 «Императорский штандарт». Какого цвета полотно? (Золотистый)
Что изображено на полотне? (Черный двуглавый орел)
Как, вы, думаете, для чего нужен императорский штандарт? (Ответы учащихся)
Там, где находился император, поднимали императорский штандарт. Он стал государственным флагом России.
Задание 1: Кто опишет Петра? Петр был умным, дальновидным, образовательным человеком. Он хорошо знал историю, математику, кораблестроение, артиллерию, военное и морское дело. Много путешествовал, изучал немецкий, польский, голландский языки.
Учитель: 
Царь не стыдился никакой работы и гордился тем, что руки у него были в мозолях. Одному молодому дворянину, который пожаловался, что приходился много сил отдавать учебе. Петр показал свои ладони: «Видишь, братец, хотя я и царь, да у меня на руках мозоли, а все оттого, что хочу показать вам пример и хоть бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству».

Вся жизнь Петра проходила в постоянных трудах.

Проблемный вопрос: чем Петр отличался от других царей? (Ответы учащихся)
Проверьте свои предположения, прослушав отрывок из поэмы «Медный всадник»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки. Сам себе чинил обувь и одежду. 
Кроме того Петр хорошо разбирался в людях. Он подобрал себе талантливых помощников – государственных деятелей, военачальников, флотоводцев, ученых которые немало сделали для процветания России. Петр считал, что не по знатности надо назначать на государственные должности, а по уму и способностям. Поэтому он перестал созывать Боярскую думу.
Чтобы укрепить свое Отечество Петр I начинает преобразования в стране..
Задание : соедините название преобразования с его значением.
1. Указ о престолонаследовании.
2. Указ о единонаследии.
3. Закон о государственной службе «Табель о рангах» 
А. Поместья разрешалось передавать по наследству только одному наследнику – старшему сыну. 
Б. по этому закону император мог назначить себе любого наследника, даже не родственника.
В. каждый человек из любого сословия мог поступить государственную службу. 
Проверка, исправление ошибок: ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – В.

Указ о престолонаследии, был подписан императором Петром I в 1722 году. Устав отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии, и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. 
Указ о единонаследии 1714 года (О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах) — нормативно-правовой акт. Указ регламентировал правовой статус дворянства и закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье. В указе о единонаследии впервые был использован термин «недвижимое имущество».
Табель о рангах — закон о порядке государственной службы в Российской империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства.
Такие сложные преобразования провел Петр I, чтобы укрепить свое Отечество. В 1721 году Сенат торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
В результате реформ Петра I мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.
Много замыслов Петр не успел осуществить. Но за все хорошее, что он сделал для России, назвали его Великим. 
В 1725 г. император Всероссийский Петр I умер в возрасте 53 года. 

(Памятник Петру I в Санкт – Петербурге скульптор)
Потомки назвали в честь Петра остров святого Петра, залив Петра Великова, хребет Петра Великого на Памире (6785 м), поставили памятник Петру I в Санкт – Петербурге 
V. Закрепление изученного материала.
Продолжи предложение.
Фамилия Петра I - Романов
Титул Петра – император.
Новая столица – Санкт – Петербург.
Государственный флаг – императорский штандарт.
Как стала называться Россия при Петре I – империей.
Закон о государственной службе – «Табель о рангах».
Война со Швецией – Северная война.
Какое прозвище получил Петр I в истории России - Петр Великий.

Рекрутская повинность- регулярная армия.
Ответ-вопрос
- Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудрости корабельного дела.)
- Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.)
Вы бы хотели узнать больше об этом человеке? А где вы можете взять информацию? (Посмотреть материал в энциклопедиях, в Интернете, спросить у взрослых).

Чему вас может научить пример жизни этого исторического деятеля?
Ответы (быть трудолюбивыми, решительными, целеустремленными…)
УчительПетр I был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу.
Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой .

О Петре сложено много произведении. Одно из них:

Заслуг Петра перед Россией.
Так много, что не сосчитать
И я сегодня попытался.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончил:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
Историю России знать.
Немного о Петре I.
1) Первым, кто приклепал коньки к обуви, был Петр Великий. Дело в том, что раньше коньки просто привязывали к обуви верёвками и ремнями. А идею привычных теперь для нас коньков, прикрепленных к подошве ботинок, Петр I привез из Голландии во время своего путешествия по западным странам.
2) В свое время, чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую — солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено — солома, сено – солома», тогда рота печатала шаг. Между тем у многих европейских народов еще три столетия назад понятия «правый» и «левый» различали только образованные люди. Крестьяне этого не умели.
VI. Итог урока. 
Выставление оценок за урок. Всем спасибо.
Домашнее задание.

Подготовить проекты,написать эссе,прочитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Открытый урок по истории 6 класс "Куликовская битва"

Урок содержит сценарий проведения и презентацию...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....