Урок -дискусия "Борис Ельцин на фоне истории России"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Соян Чодураа Александровна

Урок -дичкучия по теме "Борис Ельцин на фоне истории России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

II ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ТВОЯ ИСТОРИЯ. РОССИЯ 90 –Х»

НОМИНАЦИЯ №3 «УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

3. 1. «УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» («Урок “Россия-90 –х.”»)

Тема:  Урок-дискуссия «Борис Ельцин на фоне истории России»

Борис Ельцин: человек, президент, реформатор. Цена и итоги преобразований

Аннотация: данный урок разработан для  группы профильного уровня 11 класса,

 форма проведения – учебная структурированная дискуссия (осмысление значений ельцинских преобразований  и личности Бориса Ельцина для истории России на основе анализа  существующих в истории точек зрения).

   

                      Разработала: учитель истории и обществознания Куулар Чодураа Алесандровна

Хову-Аксы-2014

Методическая разработка урока по истории России. 11 класс.

Урок-дискуссия «Борис Ельцин на фоне истории России»

   Его именем справедливо называется целая эпоха в биографии нашей страны, которую надо не воспевать и тем более не проклинать, а анализировать, изучать и стараться извлечь из нее уроки.

Тема: Борис Ельцин: человек, президент, реформатор. Цена и итоги преобразований.

Цели занятия:  

образовательная: способствовать становлению умения оценивать историческую личность и результаты ее деятельности;

развивающая:  развитие  критического  мышления на основе анализа  оценки личности Бориса Ельцина;

  воспитательная:  расширение круга чтения учащихся, формирование     умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к разным источникам, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Задачи:

 - обобщить и расширить знания учащихся о Борисе Ельцине, его реформах, об  их влиянии на      дальнейшую судьбу  у России;

- развивать  умения  аргументировано отстаивать свое мнение, продолжить работу по отработке  навыков   дискуссии;

- предоставить учащимся возможность озвучить материал,  собранный по теме, и  сделать выводы о роли и месте Бориса Николаевича Ельцина в  истории.

Планируемые результаты:  создается объективное представление о сути научного спора о личности Бориса Ельцина,  учащиеся  определяются в своем отношении к исторической личности и итогах его преобразований.

Форма занятия:  структурированная дискуссия (осмысление значений ельцинских преобразований  и личности Бориса Ельцина для истории России на основе анализа  существующих в истории точек зрения).

Данное занятие предполагало предварительную подготовку.

Ребята заранее были разбиты на 2 группы.  Каждая группа подбирала материал по своей позиции. Для того, чтобы провести данное занятие, необходимо сочетание самостоятельной подготовительной работы  учеников и помощь учителя при отборе фактов и построении выступлений учащихся.

Подготовка  урока: опережающее задание: список литературы, знакомство с моделью анализа проблемы. Разделение проблемы на частные вопросы. Распределение участников и оказание помощи в подготовке  выступлений

Оборудование: выставка книг о Борисе Ельцине, презентация по теме.

                           

Этапы урока:

  1. Обсуждение дискуссионных позиций (реформы)
  2. Историческое лото (вопросы из биографии и политической деятельности)
  3. Рассуждения учащихся (изменения в быту)

План дискуссии:

1. Постановка проблемы

2. Уточнение условий дискуссии, выделение узловых моментов обсуждения темы

3. Дискуссия

4. Итоги дискуссии: систематизация возможных путей решения проблемы

Эпиграф: Не подвергается к критике тот, кто ничего не делает.

Ход дискуссии:

1. Вводное слово учителя.  Оценка роли личности в истории дело трудное, но необходимое. Как вы думаете, зачем нужна оценка  исторической личности сегодня? (высказывания учащихся)

    Сегодняшнее наше занятие посвящено Борису Николаевичу Ельцину. Более десяти лет прошло с тех пор, как Борис Николаевич ушел со сцены большой политики, а споры вокруг деятельности первого президента России не утихают до сих пор.   Мы проведем его в форме дискуссии. Давайте вспомним правила ведения дискуссии.

   Итак, тема нашего занятия «Борис Ельцин: человек, правитель, реформатор. Цена и итоги преобразований».

     Политики и средства массовой информации  характеризовали Ельцина как харизматическую личность, отмечали необычность и непредсказуемость его поведения, эксцентричность, властолюбие, упорство, хитрость. Противники утверждали, что Ельцину свойственны жестокость, трусость, злопамятность, лживость,  низкий интеллектуальный и культурный уровень.

      Уже современники Ельцина разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается до сих пор. Президент России В. Путин заявил: «Можно как угодно оценивать деятельность первого президента. Но, безусловно, именно в то время, когда Борис Николаевич Ельцин возглавлял Россию, народ нашей страны, граждане России, получили главное, ради чего все эти преобразования проводились, — свободу. Это огромная историческая заслуга Бориса Николаевича… Как бы действовал каждый из нас, в том числе и я, в тех условиях можно только догадываться». В 2007 году журналист Марк Симпсон в «The Guardian» писал: «Президент, который ограбил целое поколение, украв их пенсии, „отпустил“ уровень жизни в свободное падение и урезал на десятки лет среднюю продолжительность жизни российских мужчин…

  Умер Ельцин.

Был Президентом Он страны свободной,
Гарантом был, хранил её права,
Теперь в могиле Он лежит холодной,
Но память то народная жива!


   Вот такие разные оценки.  Эти споры продолжаются, и по сей день.

    Правомерна ли, с точки зрения исторических фактов, подобная оценка деяний Бориса Ельцина. На нашем  занятии  мы порассуждаем о деятельности первого президента России, по двум, исключающим друг друга  позициям.  

В чем же суть спора? 

 Слайд

Памятник Борису Ельцину, установленный при       его жизни, в Чолпон-АтеКиргизия.               

 Памятник на могиле Бориса Ельцина выполнен в виде российского триколора. Скульптор Георгий Франгулян.

Позиция 1. «Современная Россия должна быть благодарна Борису Ельцину за проведённые им преобразования».

     При Ельцине в стране развивалась политическая и экономическая конкуренция, формировались свободная пресса и гражданское общество. Люди перестали бояться власти, учились говорить ей в глаза то, что думают. Конечно, переход от тоталитаризма к демократии не мог пройти без трудностей и ошибок. Обвинять Ельцина в развале Советского Союза глупо — в этом развале были заинтересованы элиты всех союзных республик, давно мечтавшие о независимости от Москвы. Беловежские соглашения, возможно, заключили слишком быстро, но распад СССР был неизбежен. Парад суверенитетов, губернаторская вольница — всё это тоже было, но и это не вина Ельцина… К моменту прихода Ельцина к власти экономика находилась при смерти. Нарастал дефицит всего и вся, валютные резервы стремились к нулю, а нефть стоила 8-12 долларов за баррель. Без решительных мер страну было не спасти от голода… Благодаря приватизации к концу 90-х в стране появились компании мирового уровня. В 90-е у нас не было такой чудовищной коррупции… Ельцин был совершенно немстительным, некровожадным. Оппозиционеров, взявших в руки оружие в 1993 году, немного подержали в тюрьме, а потом отпустили… Безусловно, в историю страны правление Ельцина войдёт со знаком „плюс“.

Позиция 2. «Своими реформами Борис Николаевич Ельцин обеспечил дурную репутацию России».

   В заслугу Ельцину ставятся, в частности, окончательное разрушение СССР  проведение экономических реформ, борьба с коммунистической оппозицией. В вину Ельцину, в частности, ставят некомпетентность его власти, создание класса «олигархов» путём распродажи за бесценок государственных активов, войну в Чечне, расцвет коррупции и анархии, падение уровня жизни населения и упадок экономики, а также передачу власти Владимиру Путину, так как, по мнению ряда западных источников, правление Путина является «менее демократическим» и представляет собой «возврат к авторитаризму».

В 1992 году он ненадолго увлекся ограниченными рыночными реформами, обеспечившими капитализму дурную репутацию в России. Он создал „олигархов“ путем применения схемы „кредиты в обмен на акции“, фактически распродав лучшие активы „своим людям“ за гроши и проведя бестолково организованную приватизацию, которую настойчиво проталкивали его советники, обогатившиеся на ней.

Учитель:  обратите внимание на  слайд

Это реформы и события, происходившие в период президентства Б.Н.Ельцина

Слайд

  Борис Ельцин (слева) и Александр Коржаков у  Белого дома (август 1991 г.)

 Реформы:

1992 – 1993 год – при поддержке президента в России начата экономическая реформа.

- 1.01.1992г.-начало гайдаровской реформы «шоковая терапия», «либерализация цен»

-31.03.1992г. - подписан Федеративный договор субъектов РФ

-1.10.1992г. - начало выдачи приватизационных чеков (ваучеров) гражданам

-25.04.1992г. - Всероссийский референдум о Конституции и доверии президенту

-20.09.1993г. - Указ Б.Ельцина о роспуске Верховного Совета  Съезда народных депутатов

-21.09.1993г. - Указ о поэтапной конституционной реформе

-12.12.1993г. - выборы в Совет Федерации и Государственную думу; принятие Конституции РФ

-28.04.1994г. - Договор об общественном согласии

-17.08.1998г. - «дефолт»-финансовый кризис

События:

-2-4.10.1993г. - демонстрации и волнения в Москве

-4.10.1993г. - артиллерийский обстрел Белого дома (здания Верховного Совета РФ)

-10.12.1994г. - ввод войск в Чечню

-30.12.1994г.- начало штурма Грозного

-31.03.1996г. - Б.Н.Ельцин объявил о прекращении боевых действий в Чечне

-16.06.1996г. - избрание Б.Н.Ельцина на второй срок

-09.1999г. - начал антитеррористической операции в Чечне

-12.1999г. - договор о создании Союзного государства РФ и республики Беларусь

31.12.1999г. - отставка Б.Н.Ельцина

Учитель: Впечатляющие преобразования. Итак, в 1992 – 1993 –х годах  при поддержке президента в России начата экономическая реформа.  Оцените, пожалуйста, реформы.

1 группа отстаивает  позицию: «Борис Ельцин подверг страну в глубокий экономический кризис».

 2 группа отстаивает позицию:  «При смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства сохранен внутри России»

1 группа: После распада СССР Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы, часто именуемой «шоковой терапией». 2 января 1992 года вступил в силу указ о либерализации цен в России. Однако на смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляциейДенежные сбережения граждан обесценились, а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз; остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году. Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы, приведшие к сосредоточению бо́льшей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей (т. н. «олигархов»). Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Так, широкие масштабы приняли невыплаты заработной платы, а также пенсий и других социальных пособий. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе. Значительно возросла коррупция во всех эшелонах   

2 группа  

    При всей скандальности приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегически значимые предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами. Это была принципиальная позиция, сознательно избранная государством и персонально руководившим приватизацией А.Б. Чубайсом: при смене государства частным капиталом в роли собственника контроль над ключевыми для страны отраслями хозяйства должен быть сохранен внутри России.

Учитель: В 1994 – 1996 годах  произошла первая Чеченская война, огромное количество жертв, среди мирного населения, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

 1 группа 11 декабря 1994 года на основании указа Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» начался ввод войск в Чечню. Многие непродуманные действия привели к большим жертвам как среди военного, так и среди гражданского населения: десятки тысяч человек погибли и сотни тысяч были ранены. Часто происходило так, что во время военной операции или незадолго до неё из Москвы приходил приказ об отбое. Это давало возможность чеченским боевикам перегруппировать свои силы. Первый штурм Грозного был непродуманным и привёл к большим жертвам: погибло и пропало без вести свыше 1500 человек, в плен попало 100 российских военнослужащих.

2 группа

  Но эта была вынужденная  необходимость.  Отделение Северного Кавказа - это ослабление России. Значительное ослабление. Это потеря ресурсов. Потеря территории. Это яркий пример США и Британии, что Россия теряет свои силы и не способна отстаивать свои геополитические интересы. Я уже не говорю про другие страны Европы. 
И только наивный человек может полагать, что всё ограничится отделением Северного Кавказа. Далее примеру Кавказа последует Татарстан, Башкирия, другие республики, входящие в состав России. 

Учитель: А теперь прошу оценить демографическую ситуацию в России

1 группа: С 1992 года  началось резкое ухудшение демографической ситуации. Ещё в 1991 году естественный прирост был положительным, в 1992 году он стал отрицательным. Если в 1992 году естественная убыль населения составляла 1,5 промилле, то в 1993 году — 5,1 промилле. В 1994 году депопуляция достигла дна — 6,1 промилле. Число людей до 15 лет упало с 24,5 % в 1989 году до 23 % в 1995 году, людей старше 65 лет выросло с 18,5 до 20,2 % соответственно.

Одним из факторов сокращения населения явилось сокращение социальной поддержки населения государством.

Упала продолжительность жизни: c 63 до 56 лет у мужчин, с 76 до 70 — у женщин.

Демографические потери (включая нерождённых) составили свыше 10 миллионов человек.

Заболеваемость сифилисом выросла в 25 раз (причём заболеваемость на Дальнем Востоке выросла в 200 раз, среди детей — в 77 раз), СПИДом — в 60 раз. 

В 2 раза выросла младенческая смертность. Наибольший показатель детской смертности достигнут в 1992 году — 19,9 на 1000 детей.

Сильнее всего сократилось население Чукотского автономного округа и Магаданской области, где убыль населения составила за 1991—1994 годы 35,1 % и 26,5 % соответственно.

Слайд

Демографическая ситуация

2 группа. Цифры, конечно, впечатляющие, это утверждение – миф. В 90-е не произошло ничего особенного, что могло повлиять на демографию, а увеличение показателей смертности связано с тем, что её сравнивают с временами Горбачёва, когда она сильно снизилась в результате антиалкогольной кампании.

Учитель:  А теперь настало время обсудить изменения в промышленности

1 группа. К 1996 году промышленное производство сократилось на 50%, сельскохозяйственное — на треть. Потери ВВП составили примерно 40%.

Спад промышленного производства был неравномерным. Относительно благополучная ситуация наблюдалась в топливно-энергетическом комплексе, чёрной металлургии. Иными словами, чем более сырьевой характер имела отрасль, тем меньший спад был в производстве продукции. Наиболее сильно пострадало машиностроение и высокотехнологичные отрасли. Объём продукции лёгкой промышленности сократился на 90%.

Почти по всем показателям произошло сокращение в десятки, сотни и даже тысячи раз:

  • комбайны — в 13 раз
  • тракторы — в 14 раз
  • металлорежущие станки — в 14 раз
  • видеомагнитофоны — в 87 раз
  • магнитофоны — в 1065 раз

В структуре промышленности произошли значительные изменения, имеющие негативный характер. Так, они выразились в значительном увеличении удельного веса добывающих отраслей и снижении доли машиностроения и лёгкой промышленности.

В структуре экспорта резко выросла доля сырья: если в 1990 году она составляла 60 %, то в 1995 году увеличилась до 85 %. Экспорт высокотехнологичной продукции сократился в 7 раз.

Производство сельскохозяйственной продукции сократилось примерно на треть..Если в 1990 году валовый сбор зерна составил 116 млн тонн, то в 1998 году был зафиксирован рекордно низкий урожай — менее 48 миллионов тонн. Поголовье крупного рогатого скота упало с 57 млн в 1990 году до 28 млн в 1999 году, овец — с 58 до 14 млн соответственно.

2 группа.  Гражданам и предприятиям разрешалось вести торговлю (в том числе с рук, с лотков и с автомашин) в любых удобных для них местах, кроме проезжей части улиц и дорог, станций метро и т. д.
Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Была свобода хозяйственной деятельности.
Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Активно развивалась уличная торговля. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована. В экономическом плане главным позитивным моментом для граждан страны было то, что товары со всего мира наполнили российские магазины, исчезли очереди и т. д.

   Учитель: Как президент и как личность Борис Николаевич вызывает интерес общества. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете его биографию и политику.

(Раздает конверты с вопросами). Представители групп вытягивают вопросы, и после обсуждения дают ответы:

Слайд

 Борис Ельцин (второй слева) с друзьями детства       

 Борис Ельцин с супругой прожили вместе более 50 лет

Вопросы (историческое лото)

1. Именной приватизационный чек (ваучер)

2. Соглашение, подписанное руководителями трех союзных республик РФ, Белоруссии и Украины (Беловежское соглашение 1991г.)

3. Отказ от государственного регулирования цен (либерализация цен)

 4. Разгосударствление собственности, передача ее в частные руки  (приватизация)

5. Программа перехода от плановой экономики к рыночной, которое осуществляло в 1991-1992 гг. правительство Е.Гайдара («шоковая терапия»)

6. Где родился Борис Николаевич Ельцин? (с. Бутка Уральской области)

7. Каким видом спорта серьезно занимался Б. Ельцин? (волейбол, мастер спорта по волейболу)

8. Главный оппонент Ельцина в выборах президента 1996 года? (Геннадий Зюганов)

9. В каком году  Б. Н. Ельцин объявил об отставке с поста президента Российской Федерации (1999г.)

10.Кто был вице-президентом России с июня 1991 года по октябрь 1993 года (Руцкой Александр Владимирович

11.Какому университету было присвоено имя Ельцина в 1992 году. (Киргизско-Российскому (Славянскому))

 12. Как звали жену Б.Ельцина? (Наина Иосифовна)

13 В виде чего был выполнен памятник на могиле Бориса Ельцина? (выполнен в цветах российского флага, — из белого мрамора, голубой византийской мозаики и красного порфира. На брусчатке под триколором выгравирован православный крест).

14. Где похоронен Б. Ельцин? (на Новодевичьем кладбище)

15. Кто является автором памятника на могиле Бориса Ельцина. (Георгий Франгулян)

16. В каком российском городе открыта Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина? (Санкт-Петербург)

17. Сколько книг написал Борис Ельцин? (четыре)

18. Какую профессию получил Борис Николаевич в институте? (инженер-строитель)

   Учитель: Окончательный и бесповоротный развал некогда могущего государства Союза Советский Социалистических Республик бесповоротно поменял взгляды и быт людей. Давайте порассуждаем об изменениях в быту.

 Высказывания учащихся   по вопросу « Изменения в быту».

(Рассказать, что изображено на слайде и какие произошли изменения в быту)

Слайд 1.  Валюта с изображением Сергея Мавроди-создателя финансовой пирамиды «МММ».

  1 ученик: Валюта с изображением Сергея Мавроди-создателя финансовой пирамиды «МММ». В 90-х годах у людей появилась возможность заработать, так называемые "быстрые деньги", столбы, остановки и стены подъездов пестрили самыми разнообразными объявлениями, а с постоянной работы люди либо увольнялись сами, либо их сокращали. В 90-е годы можно было либо сразу разбогатеть, либо очень быстро остаться ни с чем, или же волочить трудное безденежное существование, что подвигало искать работу не по специальности, полученной еще при советской союзе.

Жители новой России, охотно покупали ваучеры, вкладывали деньги в безумные пирамиды "МММ"

Слайд 2. Сериал «Санта-Барбара».

2 ученик: Сериал «Санта-Барбара». В то время народ сопереживал сериалам "Богатые тоже плачут", "заряжали" воду на телепрограммах Алана Чумака, не пропускали выпуски ток-шоу "Поле Чудес" и смотрели бесконечные серии "Санта-Барбары".

Слайд 3.  палаточный торговый городок

3 ученик: На слайде палаточный торговый городок. Быстрыми темпами развивалось частное предпринимательство. Появилось обилие коммерческих палаток. Надо сказать, что коммерческие латки стояли везде, практически все центральные улицы города пестрили палатками самых разных форм. Продавалось все что угодно: напитки, сигареты, продукты, пирожки, музыкальные CD-диски, мелкая бытовая техника, вдоль каждой улицы вряд, а иной раз и хаотично стояли ларьки.

Слайд 4. Мода 90-х

4 ученик: Мода 90-х.  В 90-е годы люди начали ярко одеваться, только зачастую это выглядело неумело и нелепо. В моду вошли болонивые куртки, мужчины поголовно ходили в джинсовках, а женщины пробовали обтягивающие брюки и джинсы и яркие цвета косметики. Еще была тенденция всем ходить с полиэтиленовыми пакетиками  на которых были самые разнообразные рисунки дорогих машин, женщин и американских полосок флага. Люди пробовали все, мода становилась все более скоротечной, что-то новое только входило в моду, как например, шапки с длинными пумпонами, и уже через год быстро сменялось другой модой. «Варенки»- это был так сказать «писк». Если у кого-то их не было, то покупались обычные синие джинсы и «варили» их самостоятельно с помощью специальных технологий.

   Вывод: Менялся менталитет жителей, все больше росла граница разделения между бедным и богатым сословием, но в целом настроение людей было веселое. Ведь со всеми трудностями и перестроенным самосознанием, появилось самое главное чувство - свобода.

  Учитель: Сегодня мы вспомнили многие преобразования Ельцина. В любом случае, однозначную оценку деятельности Бориса Ельцина как президента дать нельзя. Давайте завершим нашу дискуссию. Каждой группе дается право на заключительное слово

Обобщение 1 группы Годы президентства Ельцина связаны с общими негативными тенденциями развития страны: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни, отказом государства от социальных обязательств, снижением численности населения и обострением социальных проблем. Мы считаем, что негативных последствий можно было избежать

 Обобщение 2 группы  Мы считаем, что реформы Ельцина были глубоким поворотом в жизни русского народа. Борис Николаевич Ельцин один из немногих политиков, которые имели в себе мужество и силы «уйти». Стоит отметить, что уходя, Ельцин извинился перед народом, для этого тоже надо было обладать  мужеством. Ельцин  много сделал для того, чтобы мир изменился. Благодаря ему мир во многом изменился к лучшему. Он умел идти «на определённые компромиссы». В России по-настоящему шло развитие демократического плюрализма со свободной прессой и активным гражданским обществом.

Учитель: М.Горький писал:

   Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо. История России продолжается, продолжаются и наши раздумья о ней. Сегодня мы рассмотрели 2 совершенно разные, спорные  точки зрения о ельцинской эпохе, существующие в истории. На самом деле тяжело оценивать деятельность человека, который недавно ушел из жизни. Ельцин точно вписал свое имя в историю России. Где именно, на положительных или отрицательных главах, оставил Борис Николаевич свой след? Выводы, однозначно делать преждевременно. И только исторический процесс, сам определит место Ельцина в русской истории. 

    Список использованной литературы
1. Волобуев О.В., Кулешов С.В. Россия в 90-е годы XX - начале XXI века: дополнительные материалы к учебнику-практикуму для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

2. Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния. - М., 1992.

3. Ельцин Б.Н. Записки Президента. - М., 1994.

4. Ельцин Б.Н. Президентский марафон. - М., 2000.

5. Костиков В. Роман с Президентом. - М., 1997.

6. Млечин Л. Формула власти. - М., 2001.

7. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группа интересов и российское государство. - М., 1999.

8. Перегудов С.П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. - М., 2003.

9. Перестройка десять лет спустя (апрель 1985 - апрель 1995). - М., 1995.

10. Политические институты на рубеже тысячелетий. -Дубна, 2001.

11. Примаков Е.М. Годы в большой политике. - М., 1999.

12. Российское общество и радикальные реформы: мониторинг социальных и политических индикаторов. - М., 2001.

13. Сакс Д. Рыночная экономика в России. - М., 1994.

14. Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна, 2001.


15. Примаков Е.М. Годы в большой политике. - М., 1999. с - 321.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борис Ельцин на фоне истории своей страны

Данная презентация была подготовлена к юбилею первого президента России....

урок "Роль Бориса Годунова в истории России"

Разработка урока по истории России, построенный на анализе отрывков из произведения "Борис Годунов" А.С.Пушкина и исторических материалов, сопровождающийся театрализованным представлением, расчитанный...

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"

Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...

Урок: Почему началась война? Курс «Истории России. 20 век». 11 класс.

Занятие рассчитано на 2 урочных часа (сдвоенный урок) и охватывает темы «Международные отношения в 1930-е годы» и «Внешняя политика СССР накануне войны». Основная технология, используемая на уроке – т...

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7 классе по теме «Россия – век XVII»

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде сла...

Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...

Тема: Фальсификация истории ВОВ. урок 10 класс учебник Торкунов история России

Цели урока:   • Образовательные:   -  Обобщить и углубить знания учащихся по истории ВОВ, её итогах и последствиях.   -  Рассмотреть попытки фальсифик...


 

Комментарии

История страны всегда интересна, какие бы видные общественные деятели ею ни руководили. Интересная работа.

Ооржак Азиана Александровна

Интересная работа, спасибо!