ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО
методическая разработка по истории (6 класс)

Тамашина Ярославна Николаевна

Технологическая карта урока с комментариями и схемами к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_urok_vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo.docx855.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

Дать представление о причинах возникновения и распада империи Карла Великого

Личностно значимая проблема

Возможно ли только силой оружия сохранить целостность огромной Империи?

План урока

(основные вопросы изучения материала)

1. Завоевательные походы Карла Великого.

2. Управление Империей.

3. Распад Империи Карла Великого.

Основные понятия и термины

Понятия и термины: империя, Верденский договор, феодальная раздробленность.

Основные даты

800 г. — коронование Карла Великого императорской короной.

843 г. — Верденский договор. Раздел империи Карла Великого.

Персоналии

Карл Великий, Лотарь.

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Образовательные  ресурсы

Учебник, рабочие тетради, раздаточный материал, атлас, карта.

Домашнее задание

Работа с учебником: §3, вопросы и задания после параграфа.

Доклады: «Искусство рукописной книги», «Возникновение папства».

Работа с контурными картами: «Франкское государство при Карле Великом» и «Раздел империи Карла Великого по Верденскому договору 843 года» с выполнением заданий к ним.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Модули урока

Время

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)

Организация взаимодействия/контроля/оценивания образовательных результатов

I. 

Мотивационно-целевой.

3 мин.

Как Каролинги пришли к власти?

С кем из Каролингов вы уже  знакомы?

Какие качества помогли им в фактическом и официальном захвате власти?

Всеми перечисленными качествами обладал и Карл I, который за свои деяния получил прозвище «Великий». Грандиозность личности этого человека привела Франкское государство от королевства к Империи. О причинах возникновения и распаде Империи КВ нам и предстоит узнать на уроке.

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Актуализировать полученные знания.

Формулировать причины затруднений в познавательной деятельности.

Фронтальный опрос.

II. Ориентационный

(актуализации/

повторения).

7 мин.

  1. В каком году состоялась битва при Суассоне? Кто участвовал в этой битве: народы, предводители?
  2. С кем еще воевал Хлодвиг? С каким народом восточнее Рейна?
  3. Часть территории какого королевства завоевал Хлодвиг, двигаясь в Южном направлении?
  4. Какое событие подтолкнуло Хлодвига принять христианство?
  5. Созывалось ли Народное собрание после завоевания обширных территорий? Почему? Как же тогда управлял Хлодвиг? Кто ему советовал?
  6. Какая военная сила вместо народного ополчения стала постоянной?
  7. На какие средства она содержалась?
  8. Какие должностные лица управляли областями обширной страны?
  9. Что Хлодвиг предпринял в области законодательства и судебной практики?
  10. Какими путями свободные крестьяне становились зависимыми?
  11. На сколько частей Хлодвиг поделил государство в завещании?
  12. Кто такие майордомы? Какова их роль в становлении новой династии?
  13. В чем заключалась военная реформа Карла Мартелла? Чему она способствовала?
  14. Назовите дату битвы при Пуатье? С кем? Какие последствия имела? Какие последствия могла бы иметь при проигрыше франков?
  15. Как образовалась Папская область?

Итак, к власти приходят Каролинги, наиболее выдающимся из которых суждено было стать Карлу I Великому.

Вносить дополнения и коррективы, как в ответы одноклассников, так и в собственные ответы.

Актуализировать имеющиеся знания.

Использовать ранее изученный материал.

 

Фронтальный опрос.

III.

Содержательно-операционный.

25 мин.

Что вы знаете о Карле Великом? (п.1§3). Пояснения учителя (бронзовая статуэтка: в правой руке – меч, в левой - держава).

Какими были основные направления его внешней политики? Какие территории перешли под власть франков?

Рассказ учителя с использованием схемы 1 и одновременной работой с контурными картами стр.4 и атласом стр.6-7.

Задания к картам:

  1. Отмечают территорию Франкского государства в начале правления Карла Великого;
  2. Отмечают стрелкой походы франков против лангобардов и баваров;
  3. Отмечают стрелкой походы франков против саксов, закрашивают территории, присоединённые к северо-востоку от Франкского королевства;
  4. Отмечают стрелкой походы франков против арабов, обозначают место гибели Роланда и его воинов, закрашивают территорию, присоединённую к Франкскому государству в результате этих походов;
  5. Закрашивают земли, зависимые от империи: Бритты, Аварский каганат, Болеарские острова, Сардиния и Корсика (их, как правило защищали марки).
  6. Надписывают название города и год, в котором Карл был провозглашён императором;
  7. Закрашивают территорию Папской области;
  8. Обводят границы империи Карла Великого.

Как Карл Великий управлял Империей?

Схема 2.

Что историки назвали Каролингским Возрождением? (п.4§3). Самостоятельная работа при наличии времени.

Почему распалась империя Карла Великого? Дискуссия. Схема 3.

Как распалась Империя КВ? (п.5 или повествование учителя).

Задания к картам:

  1. Надписывают название города, в котором внуки Карла Великого заключили между собой договор о разделе империи, и указывают дату;
  2. Надписывают и закрашивают территории государств, появившихся на месте империи Карла Великого. Прообразами каких современных государств они были? Какое из них имело более устойчивые границы?

Определять направления переселений племён в период Великого переселения народов, используя историческую карту.

Составлять исторический портрет (характеристику) Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы.

Высказывать суждения, за какие заслуги короля Карла называли Великим.

Показывать на карте направления походов Карла Великого и территорию Франкской империи.

Определять сходство и различие в управлении Франкским государством при Хлодвиге и Карле Великом.

Выявлять причинно-следственные закономерности распада империи Карла Великого.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, что историки назвали Каролингским Возрождением.

Лекция.

Фронтальный опрос.

Работа с текстом учебника.

Работа с атласом и контурной картой

Дискуссия.

Работа со схемами.

IV. Контрольно-оценочный (в том

числе рефлексивный).

10 мин.

Закрепляя полученные сведения, учащиеся отвечают на вопросы в конце параграфа.

Возможно ли только силой оружия сохранить целостность огромной Империи?

Выявлять недостаток, пробелы в собственных знаниях, контролируя и корректируя т.о. собственную познавательную деятельность.

Участвовать в выставлении оценок (в комментариях).

На основе имеющейся информации отвечать на методологически важные и личностно значимые вопросы.

Фронтальный опрос

Дискуссия

Карл Великий.

Во франкском королевстве после смерти Пипина Короткого стали править два его сына Карл и Карломан. Два брата не могли жить в мире друг с другом; укрепившемуся государству грозили долгие внутренние распри, которые предупреждены были смертью Карломана. С этого года единодержавным правителем франкского государства стал Карл, прозванный Великим.

Лангобарды и бавары (2 похода, 773-774).

Первый вопрос, который должен был решить Карл, был вопрос лангобардский. Лангобардский король Дезидерий, подобно своим предшественникам, казался опасным для папы; но этот король имел еще более честолюбивые планы: он намеревался овладеть Римом и основать в Италии сильное лангобардское государство, подобное франкскому королевству в Галлии. Испуганный папа обратился за помощью к Карлу, который не отказал в папской просьбе и выступил с войском против лангобардов. Война была удачна для Карла. Столица Дезидерия Павия была взята. Сам король и его семья попали в плен и были заточены в монастырь. Лангобардское государство было покорено, и Карл к своему титулу короля франков прибавил титул короля лангобардов (корона). Папа не мог быть особенно доволен подобным результатом, так как вместо лангобардского короля он получил в качестве соседа гораздо более могущественного короля франков.

На востоке за Рейном Карл покорил Баварию.

РАБОТА С КАРТОЙ

Саксы (8 походов, 772-804).

Но особенно долгую и тяжелую борьбу пришлось вести ему с дикими, языческими саксами, жившими между нижним Рейном и Эльбой. В течение более тридцати лет Карл должен был предпринимать ряд походов против саксов. С обеих сторон прибегали к жестоким избиениям пленных. Несколько раз саксы, побежденные, притворно подчинялись, давали заложников и соглашались исполнить все требования Карла. Но стоило его войскам удалиться из области саксов, как они снова начинали свои опустошительные нападения и ужасные жестокости. Войска Карла проникли, наконец, вглубь негостеприимной страны; в священном лесу главный идол саксов Ирминсул был уничтожен. Один из главных вождей саксов Видукинд согласился принять крещение, после чего саксы подчинились франкскому владычеству. Карл среди всех покоренных нехристианских народов вводил христианство и этим самым прививал им культуру и крепче привязывал их к своему христианскому государству. Кроме того саксонской знати дарились многочисленные подарки. В качестве устрашения каждое восстание каралось казнью пленных.

РАБОТА С КАРТОЙ

Борьба с арабами в Испании (2 похода, 778).

В 777 году Карл принял мусульманского губернатора Сарагосы прибывшего просить его о помощи в борьбе против эмира Кордовы. Карл согласился, но в 778 году, оказавшись в Испании во главе огромной армии, он потерпел неудачу под Сарагосой, где его предали вчерашние союзники. Тогда франки двинулись в Васконию, захватили и разрушили христианские города, некогда принадлежавшие баскам. На обратном пути, в Ронсевальском ущелье растянувшийся из-за горного рельефа отряд попали в засаду (август 778), устроенную басками и был почти весь перебит. Среди павших находился правитель Бретани Роланд. Позднее средневековая легенда превратила это событие в столкновение с арабами (сарацинами), а из Роланда создала героя, защищавшего христиан против неверных. Личность Роланда сделалась одной из любимых тем средневековой французской поэзии, и песни о нем долго распевались, пробуждая в народе чувство любви к своей родине.

Следующий поход позволил войскам КВ присоединить к государству обширную область за Пиренеями с приморским городом Барселоной. Из этой области Карл образовал Испанскую марку. Марками стали называться пограничные области, на обязанности которых лежала защита границ от нападений врагов. Карл таких марок устроил несколько.

Авары (1 поход, 788).

Присоединение Баварии заставило столкнуться Карла с жившими на среднем Дунае в Паннонии аварами, народом тюркского происхождения. В этой борьбе авары не только были побеждены, но почти истреблены. Малые остатки их незаметно слились с другими соседними народами. Имя аваров исчезает из истории. Это быстрое исчезновение аваров оставило след на страницах русской летописи в виде поговорки: "Погибоша аки обре" (т. е. авары).

Другие территории:

Подчинение саксов принудило Карла вступить в борьбу с полабскими (жившими по Эльбе-Лабе) славянами. Из северных же народов враждебные столкновения были у него с датчанами, которые, пользуясь тем, что у Карла не было флота, на своих судах производили иногда опустошительные набеги на прибрежные местности. Карл обратил внимание на этот недостаток: как бы предвидя будущие морские нападения норманнов, он стал строить флот, возобновил еще сооруженный в римское время маяк, предпринял на юге работы по защите устьев Роны и Гаронны.

Бриты, Неаполь, Корсика, Сардиния, Болеарские острова не вошли в состав франкского государства, но были от него зависимы.

РАБОТА С КАРТОЙ

Империя. Государство Карла достигло громадных размеров. Под его скипетром находились многочисленные народности романо-германского мира; эти народности были объединены христианством и в этом смысле представляли единый "христианский народ" (populus christianus). Для государя такой обширной и могущественной страны титул короля стал казаться недостаточно почетным. Высказывалось многими пожелание сделать Карла императором. Но для этого вначале было два препятствия: с одной стороны, по прежним представлениям империя была одна, и император один, т. е. император восточный, византийский; с другой стороны, подобного возвышения франкского государя, как своего ближайшего соседа, боялись папы. Однако эти препятствия вскоре исчезли. В Византии произошел государственный переворот, после которого во главе государства стала императрица Ирина, т. е. женщина, чего, с точки зрения империи, быть не могло и чего никогда не бывало. Поэтому можно было считать императорский трон свободным. Папа же Лев III, до крайности стесненный римскою знатью, вынужден был лично отправиться к Карлу за помощью. Карл превосходно воспользовался обстоятельствами. Он с папой быстро явился в Рим, усмирил непокорных римлян и восстановил Льва III на папском престоле. В первый день Рождества Христова (25 декабря 800 года) во время торжественного богослужения в храме св. Петра папа возложил на коленопреклоненного Карла императорскую корону. Народ в этот величественный момент возгласил: "Карлу, благочестивейшему Августу, коронованному Богом великому и миролюбивому императору, многая лета и победа!" Карл Великий стал императором. Это событие произвело громадное впечатление во всей Европе.

Сам Карл, получая императорскую корону, чувствовал, что он этим как бы нарушал права византийского императора; чтобы узаконить в глазах людей свое новое высокое звание, он открыл переговоры о своем браке с византийской императрицей Ириной; но переговоры эти кончились ничем. В Византии вскоре после этого был провозглашен снова император, так что Европа увидела двух императоров, которые после некоторых переговоров должны были признать друг друга.

После коронования Карла, в 800 году, западный романо-германский мир был объединен не только христианством, но и императорскою властью Карла; с этого же времени западный романо-германский мир окончательно обособился от Византии и стал вполне самостоятельным государством.

РАБОТА С КАРТОЙ

Внутренняя деятельность Карла Великого. Карл проявил большую деятельность не только в своих отношениях к внешним врагам, но и во внутреннем устроении страны. Хотя многие учреждения его государства существовали еще в меровингское время, но Карл оживил и преобразовал их.

Главная власть в стране принадлежала Карлу, который хотел по своему желанию распоряжаться всеми сторонами государственной жизни, и он достиг того, что все стало зависеть от него.

Большую роль играл Двор: канцлер, пфальцграф, капеллан (канцлер - высшее при королевском дворе должностное лицо, на обязанности которого лежало изготовление государственных, преимущественно дипломатических актов и которое потому было хранителем государственной печати; капеллан - священник при капелле совмещавший церковные обязанности (руководство «частным» богослужением) с обязанностями секретаря; пфальцграф (граф-палатин - обозначения чиновника, помогавшего королю в осуществлении судебных функций (замещавших короля в королевском суде), заведовавшего королевской канцелярией и управлением королевскими дворцами).

Для обсуждения вопросов по управлению государством Карл созывал собрания в мае или летом, на которые съезжались обыкновенно лишь главнейшие представители, духовные и светские. Карл вместе с ними обсуждал проекты новых законов и спрашивал у них мнения. Но мнение членов собрания не было для Карла обязательным: окончательное решение принимал он лично, хотя для виду и спрашивал о согласии собрания. Вопросы, подлежавшие обсуждению на этом собрании, были обычно подготовляемы на осеннем собрании, на которое Карлом призывались лишь самые высшие сановники; решения осеннего собрания хранились в тайне от народа до собрания майского или летнего. Акты каролингского законодательства назывались Капитуляриями, из которых многие до нас дошли и показывают, что Карл обращал внимание на самые разнообразные стороны жизни.

Государство Карла делилось на графства (около 200), во главе которых стояли графы. Последние в своей области ведали судебные, военные и денежные дела. Но графы были исполнителями лишь воли государя, который назначал и смещал их по своему усмотрению.

В пограничных областях, или марках, где управление было труднее ввиду частых нападений врагов Карл иногда соединял несколько графств в одно владение, которое отдавал в управление маркграфу или герцогу, но и эти последние назначались и смещались самим Карлом.

Для наблюдения над тем, как шли дела в провинциях, Карл отправлял двух "государевых посланцев" (missi dominici) — одного светского, другого духовного. Они всюду действовали как представители власти самого государя; они принимали жалобы, перерешали судебные дела, принимали присягу государю и имели наблюдение за правильным исполнением законов.

Верховным судом являлся королевский суд, в котором председательствовал сам король.

Ввиду многочисленных и тяжелых войн, которые вел Карл, вопрос о войске был для него одним из самых важных. По призыву короля, на военную службу должны были лично являться все свободные, владевшие землею; содержания воины не получали. Так как для мелких землевладельцев это было очень тяжело, то они с определенного количества земли могли сообща выставлять одного человека; люди же совсем безземельные должны были с пяти человек поставлять на службу одного и снабжать его некоторою суммою денег в виде вспоможения. В награду за службу Карл давал своим воинам и чиновникам земли во временное пользование.

Карл имел также большое влияние и на дела церкви, которая ему повиновалась. Он, когда хотел, созывал соборы, назначал и смещал епископов; последние своею деятельностью особенно выделялись в церкви.

Карл немало сделал для просвещения своей страны. Так как во франкском государстве еще не было ученых людей, которые могли бы учить других, то он обратился к содействию иностранцев. При его дворе собрались ученые, поэты и историки, главным образом из Италии и Британии. Особенно выдавался своими знаниями англосакс Алькуин, учивший самого Карла и его семью и посвятивший всю свою жизнь служению новой родине. Самым известным франкским ученым сделался Эйнгардт, завершивший свое образование при помощи Алькуина и написавший очень интересное жизнеописание Карла. При дворе была основана Палатинская, т. е. дворцовая, школа, где учился сам Карл и его приближенные. При монастырях основывались школы, и родителей убеждали посылать в них детей. Наряду с изучением Священного Писания и отцов церкви, ученые люди времени Карла читали и древних языческих писателей.

Писатель Эйнгардт сообщает сведения о внешности и образе жизни Карла. Карл пользовался прекрасным здоровьем; он был довольно высокого роста и крепкого сложения; лицо у него было веселое и улыбавшееся, с живыми большими глазами. Из удовольствий он особенно любил верховую езду и охоту. В пище и еде Карл отличался умеренностью; из кушаний он лучше всего любил жаркое. За обедом он с удовольствием слушал музыку и чтение. Пьянство Карл ненавидел. Науками он занимался чрезвычайно прилежно. Однако Карлу не удалось хорошо научиться писать, хотя он обыкновенно, даже под подушкой, держал таблички и в свободное время старался выводить буквы.

За разностороннюю и неустанную деятельность и за создание великой христианской романо-германской державы Карл по заслугам получил в истории прозвание Великого.

Распадение монархии Карла Великого.

Выделение национальностей и дальнейшее политическое дробление монархии Карла. Громадное государство Карла Великого могло держаться лишь благодаря его силе и энергии. Сын и преемник его Людовик Благочестивый (814—840) не отличался ни талантами, ни энергией своего отца. Как только в государстве почувствовали, что власть находится в слабых руках, тотчас же со всех сторон появились признаки распадения; восставали против Людовика отдельные области, восставали правители и, наконец, восстали его собственные сыновья. Людовик имел четырех сыновей: от первой жены были Лотарь, Пипин и Людовик, от второй — Карл, прозванный впоследствии Лысым. Сыновья от первого брака были недовольны тем предпочтением, которое Людовик оказывал Карлу, и поднялись против отца. Возгорелась тяжелая внутренняя война, окончившаяся победою трех братьев и унижением Людовика. Его обвинили в том, что он довел могущественную империю Карла Великого до бесславного унижения. Приведенный в церковь Людовик в присутствии своего сына Лотаря, многочисленного духовенства и народа упал на колени перед алтарем и каялся громко в приписываемых ему преступлениях; он снял с себя императорское облачение и облекся в одежду кающегося грешника. После этого он лишен был власти, и Лотарь стал единым императором. Но вскоре такое отношение сыновей к отцу вызвало в населении чувство негодования; страна, охваченная состраданием к униженному императору, переходила на его сторону. Людовик был восстановлен на престоле. В последние годы главною его мыслью было обеспечить после своей смерти для любимого сына от второго брака Карла наилучшую часть империи. Сын Людовика Пипин умер раньше отца. В 840 году умер сам Людовик, оставив свое государство в расстроенном состоянии.

Императорский титул получил старший сын Людовика Л о т а р ь , заявивший свои права на главное влияние в империи. Тогда против него соединились Людовик и Карл и открыли так называемую войну трех братьев. В решительной битве Лотарь был побежден, но продолжал сопротивляться. В таких обстоятельствах Людовик и Карл съехались в Страсбурге, дали взаимную клятву и заставили присягнуть свои войска в том, что они будут верно и дружно помогать друг другу против Лотаря. Людовик произнес свою клятву на романском языке, чтобы ее могли понять войска Карла, а Карл повторил эту клятву на немецком языке, чтобы ее могли понять войска Людовика. Это указывает на то, что в первой половине IX века языки западной и восточной части империи настолько уже были отличны друг от друга, что представители одной части не могли понимать представителей другой части. Таким образом, галлы и франки на западе в это время уже говорили на одном романском т. е. французском, языке и стали представлять собою французскую народность, а германцы, жившие на востоке от Рейна и по его правому берегу, уже говорили на немецком языке.

Соединенные силы Людовика и Карла снова победили Лотаря, который на этот раз должен был уступить. В 843 году в городе Вердене, в северо-восточной Галлии, был заключен договор, на основании которого империя была поделена между тремя братьями. Старший брат Лотарь получил Италию и длинную, узкую полосу земли, ограниченную на востоке Альпами и Рейном, а на западе Роной, Соной, Маасом и Шельдой, включая северную область по берегу Немецкого моря Фрисландию. Людовик получил земли на восток от Рейна, а Карл западную часть империи. Императорский титул остался за Лотарем; но каких-либо преимуществ перед другими братьями он ему не давал. Государства Людовика и Карла были совершенно независимы. Так совершился раздел монархии Карла. С этих пор начинают существовать как отдельные государства Франция и Германия. Во владениях Лотаря единства не было, и они, находясь между владениями Франции и Германии, часто будут служить причиною раздоров и столкновений между ними.

На этом не остановилось деление империи Карла. Начался период феодальной раздробленности.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ЭЙНГАРДА «ЖИЗНЬ КАРЛА ВЕЛИКОГО»

Не было войны более затяжной и жестокой для народа франкского, чем война с саксами. Потому что саксы, как почти все народы, населяющие Германию, жестокие по природе, язычники и противники веры нашей. И вот началась против них война, которая велась с великим взаимным ожесточением, но с большим всё же вредом для саксов, чем для франков, целых тридцать три года. Могла бы она кончиться и скорее, если бы не вероломство саксов. Трудно сосчитать, сколько раз они были побеждены и сдавались на милость нашего государя, не раз были настолько укрощены и замирены, что даже обещали отказаться от язычества и подчиниться христианской вере. Но насколько они были готовы исполнять всё это, настолько же они были склонны и нарушать свои обещания.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ЭЙНГАРДА «ЖИЗНЬ КАРЛА ВЕЛИКОГО»

Карл пошёл на Испанию с большим войском. Он перевалил через Пиренейские горы, все города и крепости по пути его сдались. Карл возвращался благополучно без потерь. Только в самих Пиренеях, на обратной дороге пришлось ему испытать вероломство басков. Когда войско двигалось растянутым строем, насколько позволяла теснота ущелья, баски, устроив засаду на вершинах скал (место же это вследствие густоты покрывавших его лесов весьма благоприятствовало их замыслу), напали сверху на отряд, прикрывавший обоз, оттеснили его в долину и, завязав бой, перебили всех до единого. После чего, разграбив обоз, под покровом наступившей ночи быстро рассеялись в разные стороны. В этом деле баскам помогли и лёгкость их вооружения, и местность, в которой происходил бой. В сражении наряду со многими другими погиб и Роланд, начальник Бретонского рубежа.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ЭЙНГАРДА «ЖИЗНЬ КАРЛА ВЕЛИКОГО»

Я с охотой рассказал бы здесь, сколь труден был переход франков через Альпы при вступлении их в Италию, какое упорство приходилось проявлять для достижения неприступных горных вершин, утёсов, высившихся до облаков, и обрывистых скал. Сам же Карл вторгся с войском в Италию и, держа путь через Рим, подошёл к Капуе, городу Кампании, откуда, расположившись лагерем, стал угрожать войной лангобардам. Но герцог народа этого предотвратил войну, послав навстречу королю своих сыновей с большими дарами и прося взять их обоих заложниками, он обещал вместе со всем своим народом исполнить любые повеления Карла. Остальным христианам стало ясно, что Карл, король франков, который владеет самим Римом, где всегда пребывали императоры, а также обладает другими владениями в Италии, Галлии и Германии, должен именоваться императором. Король Карл не хотел отказывать их просьбам и принял титул императора вместе с посвящением от господина папы Льва.

ИЗ СОЧИНЕНИЯ ФЛОРА ЛИОНСКОГО «ЖАЛОБА О РАЗДЕЛЕ

ИМПЕРИИ»

Франкская нация блистала в глазах всего мира. Племя Ромула, сам Рим — мать королевства — были подчинены этой нации: там её глава получил свою диадему. Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск и наименование империи. Государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором. Вместо государя появились корольки,

вместо империи — жалкие обломки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возникновение и распад империи Карла Великого", 6 класс. (на основе модульно-редуктивной технологии)

Технологическая карта урока по  истории Средних веков,  УМК Е.В.Агибалова, Г.М.Донской....

Конспект урока "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Задача: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.Цели:1....

Урок истории средних веков в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого

Урок- игра с элементами соревнования между командами.в качестве оборудования использована интерактивная доска, презентация-сопровождение.отрывки видеофильма "Карл Великий" проект "Энциклопедия" на кан...

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...