Технологическая карта урока Внешняя политика СССР 1919год – август 1939года
план-конспект урока по истории (9 класс)

Петраченкова Елена Владимировна

Технологическая карта урока

Внешняя политика СССР 1919год – август 1939года

Учебник О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов история России начало XX-XXI века. Издательство Дрофа, 2016.

 

Цель урока: определить особенности внешней политики 30-х годов XX века и охарактеризовать внешнеполитические события данного времени;

 

Задачи урока:

  • Образовательные обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий внешней политики СССР в 1930-е гг.
  • Развивающие – развитие речевых способностейразвивать умение работать с картой, поиска информации, а так же продолжать формирование умений работать с текстом.
  • Воспитательные - способствовать интересу к изучению истории России на различных этапах урока, воспитывать понимание важности изучаемой эпохи.

 

Планируемые результаты

Личностные: уметь работать с текстом, картой и тестовыми заданиями; навыки поиска информации; уметь высказывать свое суждение и анализировать мнение других;

Метапредметные: владеть способами деятельности в группе;

Предметные: умение работать с историческими источниками;

 анализировать и обобщать полученные знания;

знать основные события и понятия по изучаемой теме; владеют навыками решения тестовых заданий.

Основные понятия и термины

Фашизм.  Политика умиротворения. Аншлюс. Мюнхенское сговор.

Система коллективной безопасности в Европе. Советско-германские отношения.

Тип урока: изложение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Ресурсы:

  • Учебник О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов история России начало XX-XXI века. Издательство Дрофа, 2016.
  • карта «Мир накануне и в начале второй мировой войны»;(стр 144 учебника)
  • портреты политических деятелей;
  • раздаточный материал;

 

Технологическая карта   урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые результаты

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество.

Здороваются, проверяют готовность к уроку, садятся на свои места

Личностные:

формировать ответственное  отношение к учению

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Фронтальная беседа:

 

1. Какое государство первым признало СССР и стало экономическим партнёром ?

2. СССР и Великобританию объединяли союзнические и партнерские отношения? В каких отношениях находились эти страны?

3. приход фашистов к власти в Германии в 1933 году резко отрицательно повлиял на советско-германские отношения?

4.

Сформулировать проблему, которые легла в основу международных отношений в 30-е годы, определить направления внешней политики СССР. С опорой на учебник стр 133-134

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отвечают на вопросы

 

Высказывают свои предположения

 

Формулируют проблему (Запись в тетрадь темы урока и направлений внешней политики)

Политика СССР носила двойственный характер. С одной стороны, её определяла установка на мировую революцию, с другой стороны советская власть вынуждена считаться с капиталистическим окружением

Метапредметные:

  • Формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
  • для приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
  • создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
  • усовершенствование умения передавать информацию в устной форме
  • определять, формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • дополнять, уточнять высказывания, мнения по существу полученных знаний;
  • определять и анализировать понятия;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной форме;

 

Предметные

  • анализировать информацию из разных источников и представлять её в различных формах описания, рассказа:
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

2.Работа в группах. Осмысление материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2

«внешне политические кризисы 1920-1930-х гг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 3. Международные агрессоры на Западе и Востоке. Провал идеи коллективной безопасности. Мюнхенский сговор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 4.

Провал Идеи коллективной безопасности. Советско-Германский договор о ненападении 1939 года

Работа в группах

 

Изучите  текст учебника стр 134-135

Ответьте на вопрос

В чём состояла противоречивость советской внешней политики?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налаживание нормальных отношений с ведущими и сопредельными странами не обходилось без кризисных моментов. Кризисы были вызваны настороженным и враждебным отношением капиталистического мира к СССР.

 1927 английские консерваторы, отказались ратифицировать торговый договор с Советской Россией, использовав как повод обнаружение материалов о советской подрывной деятельности а Британской империи. Дипломатические отношения с Англией были разорваны.

Антисоветская истерия охватила не только Англию, но и другие страны. Какие?

Найдите эти страны с помощью учебника и покажите на карте

 

В 1930 годы международная обстановка стала очень напряжённой. Гитлеровская Германия отказалась от выполнения положений Версальского договора о демилитаризации.

Вспомните положения Версальского договора?

В 1934 СССР вступил в Лигу Наций.

В 1935 был заключён договор о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. И в этом же году Италия нападает на Эфиопию.

В 1936 году началась гражданская война в Испании.

Чем она закончилась?

 

 

 

Откройте страницу 137 учебника, найдите каковы действия стран Англии и Франции во внешней политике по отношению к Германии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа в группах)

Как вы понимаете понятие политика «умиротворения» агрессора?

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите год и событие, которому посвящена карикатура Кукрыниксов на стр. 137 назовите страны обозначенные цифрами на карикатуре

 

Покажите эти страны на карте

Покажите на карте Японию

На Востоке внешнеполитическая обстановка не менее тревожна.

В 1938 году на озере Хасан возник военный конфликт, хотя это столкновение СССР и Японии носило локальный характер, оно рассматривалось, как предупреждение о возможности серьёзной войны на Востоке

 

Докажите, что в 1930-м  идёт нарастание военной угрозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оккупация Чехии и ликвидация Чехословакии стали сигналом для народов Европы о приближении большой войны.1939 году Германия объявляет Польше ультиматум о передаче ей вольного города Данцига и аннулировала договор с Польшей о ненападении.

В апреле этого года СССР предложил Англии и Франции заключить договор о взаимопомощи. Эти переговоры заончились ничем

В начале мая 1939 года председателем СНК стал И.В. Сталин, нарком иностранных дел возглавил Молотов, эти меры были связаны с ухудшением международной обстановки.

Италия оккупировала Албанию и заключила военно-политический договор с Германией.

Снова в Москву была направлена англо-французская делегация, переговоры зашли в тупик.

 

Складывается следующая ситуация:

Гитлер решил нейтрализовать СССР, чтобы развязать себе руки для агрессии против Польши, не вести войну на 2 фронта. Сталин, разуверившийся в возможности договора с Англией и Францией, но уверенный в близости империалистической войны, пошел на переговоры с Гитлером, стремясь обеспечить безопасность СССР в Сложившейся в неблагоприятной ситуации

23 августа 1939 года гитлеровский министр иностранных дел В.М. Молотов и советский нарком иностранных дел В.М. Молотов заключили договор о ненападении. Кроме того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе

Пользуясь текстом учебника найдите положения этих соглашений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 августа 1939 г японские войска начали наступление в районе реки Халхин-Гол, им противостаяла группа советских войск под командованием Г,К, Жукова.. японские воска потерпели поражение.

В условиях начавшейсяВторой мировойвойны 15 сентября 1939 г в Москве было подписано Соглашение между СССР, Монголией и Японией о прекращении конфликта

Каждая группа высказывает своё предположение

 

Высказывают  предположения, формулировка противоречивости внешней политики

Запись в тетрадь

 

Первой попыткой нормализации отношений Советской России с европейскими странами стала Генуэзская конференция 1922 г.

По вопросам о долгах и потерянной в России собственности на Генуэзской конференции и в Гааге договориться не удалось.

Следующая встреча Г.В. Чичерина в Рапалло позволила заключить договор с Германией, восстановив экономическое сотрудничество и дипломатические интересы таким образом открыл полосу признания Советского государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют страны  АНГЛИЯ, США, ФРАНЦИЯ, ПОЛЬША.

 

Называют военно-политический конфликт с Китаем из-за КВЖД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демилитаризация

Демократизация

Демонополизация

Денацификация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Испании установился режим Франко

 

 

 

1938 год Англия и Франция проводяцие политику «умиротворения» агрессора, рекомендовали Чехословакии удовлетворить требования Германии о передачи ей Судетской области

Запись в тетрадь полученной информации

1938 год конференция 4 держав в Мюнхене

(Англия, Франция, Италия, Германия)

 

Ведущие державы не вмешиваются во внешнеполитическую деятельность Германии

 

 

 

 

Карикатура посвящена Мюнхенскому соглашению, Мюнхенскому сговору

1-Германия

2-Англия и Франция

3- США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение политики умиротворения агрессора ведущими державами, агрессивная Политика стран агрессоров – Германии, Италии, Японии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно достигнутому соглашению к СССР должна была отойти часть Польши, включая Западную Украину и Западную Белоруссию. Германия признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918г.

Предметные:

  • локализовать во времени исторические события
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений;
  • формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  • осмысление опыта российской истории как части мировой истории.

 

 

Метапредметные:

  • формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме
  • формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;
  • представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • формирование представления о территории и границах России, его достижений и культурных традиций;
  • формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
  • формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 

Метапредметные:

  • формирование умения давать определения понятиям;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

  • формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками
  • формирование умения давать определения понятиям;
  • формирование умения  устанавливать причинно-следственные связи;
  • формирование умения обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Контроль усвоения, обсуждение 

Подведем итоги нашей работы.

 

В чём состояла противоречивость внешней политики СССР?

Почему политика коллективной безопасности не смогла предотвратить гитлеровскую агрессию?

Вспомните из курса новейшей истории, как развивалась агрессия Германии в Европе.

Работа в группах.

 

Первая задача СССР. Добиться выхода из политической изоляции. В своей внешней политике Советская власть руководствовалась двумя принципами.

Первый - пролетарский интернационализм, в соответствии с которым предусматривалась взаимопомощь трудящимся в их борьбе с капитализмом.

Второй принцип - мирное сосуществование с капиталистическими странами. В соответствии с ним советское правительство стало вести поиски мирного сотрудничества с зарубежными странами.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Не менее противоречивой в отношении Советской России была политика Запада. С одной стороны, он хотел задушить первое в мире социалистическое государство. С другой стороны, ведущие капиталистические державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября 1917. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для доступа к ее сырьевым ресурсам

Метапредметные:

  • Умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме;
  • формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

 

 

Предметные:

 

  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
  • сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события;

Личностные:

  • формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам  
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
  • формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

4. Информация о домашнем задании,

 

Параграф 15, просмотреть записи в тетради.

Ответьте на вопрос

Определите причины и последствия тесного сотрудничества Германии и СССР в 1920-е гг. Справедливо ли мнение, что «фашистский меч ковался в СССР»?

Спасибо за хорошую работу.

Записывают в дневники

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vneshney_politike.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешняя политика СССР 1919год – август 1939года

Слайд 2

Цель урока : определить особенности внешней политики 30-х годов XX века и охарактеризовать внешнеполитические события данного времени;

Слайд 3

Внешняя политика СССР в 20-е гг. Внешнюю политику СССР в 20-е гг. определяли два противоречивших один другому принципа. Первый принцип признавал необходимость выхода из внешнеполитической изоляции, укрепления позиций страны на международной арене, налаживания взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами

Слайд 4

Генуэзская конференция В 1922 г. впервые в послереволюционные годы Советская Россия приняла участие в международной конференции в Генуе. Главный вопрос, по которому развернулась борьба, был связан с урегулированием долгов России европейским странам

Слайд 5

Полоса признания СССР

Слайд 6

Мюнхенское соглашение Мюнхенское соглашение. В сентябре 1938 г. главы правительств Англии и Франции прибыли в Мюнхен на переговоры с Германией и Италией. Ни Чехословакия, ни СССР на конференцию допущены не были. Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на умиротворение агрессоров. Западные страны согласились на отторжение от Чехословакии Судетской области в пользу Германии.

Слайд 7

Дальневосточная политика СССР Дальневосточная политика СССР. Япония начала наступление на Китай. Захватив в 1931 г. Маньчжурию, японские войска оказались у дальневосточных границ Советского Союза. Принадлежавшая СССР КВЖД была захвачена Японией. Японская угроза заставила СССР и Китай восстановить дипломатические отношения. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В такой ситуации СССР и Китай пошли на взаимное сближение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс

Конспект урока "Внешняя политика СССР 30 годы" 8 класс...

9 класс. Конспект урока "Внешняя политика СССР в 1930-е гг.: смена ориентиров"

План-конспект урока по истории России с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока Внешняя политика Ивана IV Грозного

Целью урока является формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в., решение проблемы "Присоединение территорий и выход к Бaлтийскому морю был нам действительно необход...

Тема урока: "Внешняя политика СССР в 1920-1930гг."

Цель урокаСформировать представление об основных событиях внешней политики СССР в 1930-е годы Задачи урокаОбразовательные - обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий внешней поли...

Технологическая карта урока "Внешняя политика России в XVII в." (урок по методу создания кластеров)

В таблице расписаны действия учителя и учеников. Урок на освоение нового материала через создание кластера (интеллект-карты) или таблицы....

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"

Технологическая карта урока "Внешняя политика России во второй половине XVI века"...