Адаптированная рабочая программа по Истории и культуре родного края 9(10) класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Петрова Ольга Валериевна

Рабочая программа для коррекционной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

____________  Исх. № ______________

На № _______ от « ____» _________ 201__ г.

\\

Адаптированная рабочая программа

История и культура родного края

9 М класс(10)

Составитель : Еремеева О.В.

   

Москва, 2018 год

Пояснительная записка

    Рабочая программа  составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации  положены рекомендации данные в специальных коррекционных программах учреждений 8 вида для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под  ред. В.В.Воронковой Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря2012 г.;

-Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. 

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.           

В Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, М., «Просвещение», 2010 г. рекомендовано после завершения изучения базового курса «История Отечества» в 10 классе вести курс «История и культура родного края». Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России.

Программа содержит учебный материал для 9 класса по истории и культуре родного края, рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).

Цель: формирование у обучающихся целостных представлений об истории и культуре родного края, социальной среде края и месте человека в нем, воспитания любви и уважения к прошлому малой родины, гражданственности, патриотизма, личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Задачи курса:

  • Формирование представлений о прошлом и настоящем удмуртского края, взаимосвязи истории страны с историей края, воспитание любви и уважения к своей малой родине.
  • Формирование представлений о природных богатствах края, быте, традициях коренного народа, его культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая его в неразрывном органическом единстве с народами России.
  • Формирование у обучающихся умения анализировать факты прошлого и переноса этих умений на анализ современных событий, явлений, общественных отношений.
  • Развитие умения самостоятельно находить информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений своего города; совершенствование навыка ориентирования в условиях города и края.
  • Развитие общего кругозора, экологической культуры, обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта, коррекция и развитие психических функций.
  • Содействие национально-культурному взаимодействию, воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности.

Методика обучения истории в 9 классе направлена на повышение уровня самостоятельности обучающихся , активности, развитие у них логической последовательности, формирование элементарного исторического образования и культуры.

Появляются задания, которые требуют доказательства, аргументирования, обобщения, элементарной самостоятельной оценки.

Помощь учителя (наводящие вопросы, подсказки, начало ответа) ограничивается. Вводятся приёмы активизации обучающихся, взаимопроверка письменных работ, оценка творческих работ.

На занятиях в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», отдельных фрагментов кино, диафильмов, презентаций.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

В 9 классе широко применяется самостоятельное чтение, анализ прочитанного текста, пересказ, объяснение, составление рассказов по картинам и иллюстрациям.

Работа с наглядностью имеет приоритетное значение. На каждом уроке проводится работа с различными средствами наглядности. Обучающимся даются задания проанализировать картину, дать описание исторической личности, на основе схем, таблиц отвечать на поставленные вопросы. Наглядность способствует развитию внимания, воображения, памяти, мышления, речевого развития. Иллюстративный материал, игры, видеоматериалы, презентации направлены на совершенствование и закрепление знаний обучающихся по курсу истории и культуры родного края.

Методические приёмы работы с наглядностью учитель выбирает исходя из возможностей обучающихся. Наиболее целесообразны следующие приёмы:

  • рассматривание иллюстративного материала по плану (выделение главного, нахождение второстепенного);
  • сравнение исторических периодов, событий;
  • беседа по вопросам после анализа картин, видеоматериалов, презентаций;
  • анализ схем с опорой на материал учебника.

В целях закрепления знаний по фактическому материалу на уроках широко используются исторические карты. Разнообразить виды работ с картой можно, применяя настенные карты по различным периодам, настольные атласы. Учитывая опыт работы обучающихся с исторической картой, учитель даёт задания самостоятельно найти и показать рассматриваемые объекты, правильно пользуясь указкой.

Как обязательный вид работы обучающихся на уроке является работа с понятийным словарём. В методику работы необходимо внести элементы самостоятельности (нахождение слов и понятий в тексте, их объяснение, употребление в речи). Работа над понятием позволит раскрыть историческое событие с наиболее значимой стороны в доступной для обучающихся форме. Виды заданий усложняются: новые слова записываются в тетрадь, по ним составляются ребусы, кроссворды. Наиболее успешно закрепление новых понятий и терминов проводится в ходе словесных игр, бесед.

При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативных технологии.

Для реализации данной программы используются следующие методы и приемы работы: рассказ, беседа, работа с текстом, работа с исторической картой, картиной, иллюстрациями, составление презентаций схемами, просмотр отдельных фрагментов кино и презентаций. Предусмотрены уроки - экскурсии в музеи, выставочные залы города и района. Уроки - встречи с интересными и известными земляками. При оценивании знаний и умений соблюдаются такие условия, как индивидуальный подход, комментирование оценок. Разработаны тесты для проверки и контроля знаний учащихся. При осуществлении контроля, контролируется не столько объем знаний, сколько уровень овладения умениями и навыками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события, когда началось и закончилось событие ( по выбору);
  • как протекало конкретное событие;
  • писателей, поэтов, учёных родного края;
  • руководителей родного края;
  • этнографию родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться современными числовыми взаимосвязями, « лентой времени»;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
  • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
  • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
  • передать содержание конкретного исторического материала.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

- основные исторические события;

- писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;

- руководителей родного края.

Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся. Учащиеся должны уметь:

- работать с «лентой времени» под руководством учителя;

- выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;

- передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Устный ответ 

Отметка «5»

  • Обнаруживает понимание материала;
  • Может с помощью учителя сформулировать обосновать самостоятельно ответы;
  • Умеет привести необходимые примеры;
  • Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

Отметка «4»

  • Обнаруживает понимание материала;
  • Дает ответы в целом соответствующие требованиям оценки «5»
  • Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1 -2 ошибки);
  • Допускает ошибки в речи (1 – 2 ошибки).

Отметка «3»

  • Обнаруживает частичное понимание основных положений темы;
  • Излагает материал недостаточно полно и последовательно;
  • Допускает ряд ошибок в речи;
  • Затрудняется самостоятельно применить знания;
  • Нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2»

  • Обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
  • Допускает ошибки в формулировке ответа, искажающего его смысл;
  • Делает грубые ошибки;
  • Не использует помощь учителя.

Учебно-методическое обеспечение:

Программа:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой, М.: «Просвещение», 2010

Москвоведение. Наш город.Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учрежений,под редакцией С.И.Козленко,Москва 1999 г

Дополнительная литература для учителя:

Москвоведение.О.В.Жунина,Москва.Издательский центр «Вентана –Граф»,1997

Мы в Москве. Леонид Яхнин.1980г

Тематическое планирование.

№№

                                Тема

Кол-во часов

1-2

  1 четверть

НАЧАЛО МОСКВЫ

«МОСКВА БЫЛА ДО ЛЕТОПИСНЫХ СЛОВ»

Заселение территории будущей Москвы. О чём рассказывают вещи, найденные при раскопках. Славянские племена на территории будущей Москвы.

2

3

МОСКВА ИЗНАЧАЛЬНАЯ

Особенности природных условий. День рождения Москвы.

1

4

ОТ КРЕПОСТИ НА ХОЛМЕ ДО КНЯЖЕСКОЙ СТОЛИЦЫ

Начало пути к славе. Батыево разорение. Восстановление Москвы. Княжение Даниила Московского.

1

5

МОСКВА ВРЕМЕНИ ИВАНА КАЛИТЫ

Начало возвышения Москвы. Территория Москвы.

1

6

МОСКВА ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ

Подготовка к решительной битве с Ордой. Тохтамышево разорение. Значение Куликовской битвы.

1

7

ВО ГЛАВЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

Объединение самостоятельных княжеств. Присоединение новых территорий и окончательное освобождение от ига.

1

8

МОСКВА ИВАНА ГРОЗНОГО

Венчание на царство и первый московский бунт. Стрелецкое войско. Опричнина в Москве.

1

9-

10

2 четверть

ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОСКВЫ. ОБНОВЛЁННОЕ СЕРДЦЕ МОСКВЫ

Желание великого князя.  Строительство кирпичного Кремля. О чем рассказывают названия кремлевских башен. Неприступная крепость.

2

11

ПО СРЕДНЕВЕКОВОМУ КРЕМЛЮ

Главный собор Москвы. Усыпальница московских царей. Красивейшая из палат. Домовая церковь русских царей. Самая высокая постройка Руси.

1

12-13

ОБЛИК ГОРОДА

Китай- город, Белый город, Скородом. Московские слободы. О чём рассказывают названия московских улиц. Благоустройство города. Пожары.

2

14

«МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»

Как устроен православный храм. Храмы – памятники.

1

15-16

МОСКОВСКИЕ МОНАСТЫРИ

Украшение Москвы. Жизнь в обители. Монастыри – центры культуры в древности.

2

17

 3 четверть

МОСКОВСКИЕ ИКОНОПИСЦЫ

Московские иконы. «Владимирская Богоматерь». Феофан Грек и Андрей Рублёв.

1

18-19

ЖИЛИЩЕ И УТВАРЬ ГОРОЖАНИНА

Дом горожанина. Красный угол. Хозяйство москвича. Любимая забава москвичей.

2

20-21

БЫТ МОСКВИЧЕЙ

Хлеб – всему голова. Щи да каша – пища наша. По Сеньке и шапка. Предмет особой гордости мужчин. Какова она, московская красавица?

2

22-23

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ МОСКВИЧЕЙ

Московская свадьба. Дети в семье. Выбор царской невесты. «Государева радость». Затворница во дворце.

2

24

ИЗ ЖИЗНИ МОСКОВСКИХ ЦАРЕЙ

Венчание на царство. «Помазанник божий». Царские пиры.

1

25

МОСКОВСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Места праздничных гуляний в средневековой Москве. Как православные праздники были связаны с природными особенностями в Москве.

1

26-27

ПРОСВЕЩЕНИЕ В МОСКВЕ

Письменность и рукописная книга. Начало книгопечатания. Первая русская печатная книга.  Памятники московской литературы. Образование.

2

28

 4 четверть

ИНОСТРАНЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОСКВЕ

Поселения иностранцев. Московский посольский обычай. Посольские дары. Москва глазами иностранцев.

МОСКВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ

1

30-31-32

Лихолетье в Москве.

Василий Шуйский. Иван Болотников.

Поляки в Москве

3

33

Освобождение Москвы

1

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников....

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 6 класс  2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 7 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015

Рабочая программа по истории и культуре мордовского края 9 класс 2014-2015...

Рабочая программа по истории и культуре родного края

Изучение своей малой Родины очень важно для формирования духовно-нравственной личности. Главная цель изучения истории и культуры родного края – образование, развитие и воспитание личности шк...

Рабочая программа по истории и культуре родного края (Чувашская Республика)

Изучение своей малой Родины очень важно для формирования духовно-нравственной личности. Главная цель изучения истории и культуры родного края – образование, развитие и воспитание личности шк...