Урок истории по теме "Экономические реформы" 9 класс
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Кузасева Татьяна Васильевна

"Экономические реформы"  Урок по истории , появящен Столыпинской аграрной реформе  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ekonomicheskie_reformy.docx67.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       КОНСПЕКТ УРОКА

Аттестуемый учитель -Кузасева Татьяна Васильевна учитель истории и обществознания  МБОУ СОШ р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области.

Предмет: история России 9 класс

Тема урока:  «Экономические реформы».

Цель урока:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Задачи:

Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о реформах П.А.Столыпина как об определенной трансформации революции “снизу” в революцию “сверху”; 2) всесторонне рассмотреть и оценить  деятельность и личность П.А. Столыпина , его роль в истории России; 3) понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А.Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.

Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) продолжить формирование оценочных суждений, развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний.

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала , аргументации различных точек зрения и собственного мнения.

Оборудование:

  1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. 9-й класс.
  2. Портреты П.А.Столыпина, Николая II.
  3. Задания для групповой работы (документы и т.д.)
  4. Эпиграф урока: “Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” В.В.Вернадский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная и групповая.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование урока: учебник « История России.ХХ –начало 21 века» А.А. Данилов,Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт ; М.: 2012 г.( 9 класс), тетради, справочные материалы, раздаточный  материал, презентация   « Экономические реформы»; нетбук, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока, его задачи

(временные рамки)

Основные  виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения.

Виды и формы организации деятельности учащихся

I.Организация начала урока. Задача, стоящая перед обучающимися: настроиться на позитивную работу.

Задача, стоящая  перед учителем:

-приветствие  обучающихся;

-проверить их явку и готовность к уроку;

-положительный настрой обучающихся на работу.

(1 мин.)

II.Проверка домашнего задания:

( 5 мин.)

Актуализация знаний.

Задача ,стоящая перед обучающимися: выяснить причины первой революции в России, степень решения ею основных проблем стоящих перед Россией, проверить заполнение  домашней таблицы,

Задача, стоящая перед учителем:

-выявить степень усвоения пройденного материала на базе ранее полученных знаний.

Задача стоящая перед учащимися оценить свои знания полученные из других источников по теме.Задача стоящая перед учителем –привлечь учащихся к краеведческой теме, научить ребят самих определять тему и цели урока

Определение темы и целей урока

Задачи:

-установить  тематические рамки урока

(2 мин.)

Задача стоящая перед учителем-учить школьников работать в группах Задача стоящая перед учащимися-научиться формулировать политическую цель заданной им политической силы.

III Изучение нового материала

Задачи:

-обеспечить усвоение учащимися основных положений столыпинских реформ;

-изучить гражданскую позицию Николая второго в сравнении со Столыпиным;

-подвести учащихся к пониманию значения экономических  реформ для дальнейшего развития страны.

( 20 мин.)

Постановка проблемы

Задача стоящая перед учителем Рассмотреть основные составляющие аграрной реформы,учить работать со схемами Задача учащихся определить отношение правительства к реформе

Задача учителя Определить социальную и политическую базу столыпинских реформ. Задача стоящая перед учащимися оценить реформы « снизу» ,глазами крестьян,определить какие слои в первую очередь поддержали  начинания Столыпина , учаться сопоставлять ,находить главное

IV. Закрепление знаний учащихся .Контроль и самопроверка знаний.

Задачи:

-закрепить и осмыслить изученный материал;

-создать условия для выполнения .

учащимися практических заданий на закрепление изученного материала ;

-проверить качество усвоения учащимися нового материала;

(10 мин.)

Физкультминутка

Задачи: снять утомление у подростков ,обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

(1 мин.)

   

Текущий контроль

Рефлексия учебной деятельности.

( 3 мин.)

V. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Задачи:

Задача, стоящая перед обучающимися

Сделать вывод по изученному материалу; оценить успешность достижения цели; собственную деятельность  на уроке.

                            Приветствие учителя.

Проверка готовности обучающихся к учебной деятельности.

Позитивный настрой на работу на уроке.

Проверяет  знания по теме: « Первая российская ревлюция. Реформы политической системы».

1.Каковы причины первой русской революции?

2.Какие периоды революции вы могли бы назвать?

3 Каковы различия в программах кадетов и октябристов?

4.Проверяется таблица « Развитие революции в 1905 году».

5. Выполняются задания 1-3 с.42-43учебника.

6 Сравните избирательный закон при выборах первой и второй Государственной думы.

7. Был ли решен аграрный вопрос в ходе первой русской революции?

Учитель оценивает ответы учащихся по домашнему заданию и подводит  обучающихся к изучению новой темы.

        Беседа с учащимися класса.

-Что такое реформа?

-С чем у вас ассоциируется реформа?

                        Слайд 2

Цели ,задачи и основные этапы урока

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока и сообщает о факте убийства П.А.Столыпина.      

Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно, прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.

Столыпин смотрел прямо на него.

По лицу молодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил… Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.

                     Беседа с учащимися

1)Что вам известно о П.А.Столыпине?

2) Какова на ваш взгляд главная причина убийства Столыпина?

3) Представителем какой политической партии мог являться, по – вашему, человек, совершивший покушение на  Столыпина?

 

4) Назовите тему нашего урока???

                           

                           

           

                                Слайд№3

Тема урока «Экономические реформы».

Вопрос классу: Почему данная тема актуальна в наши дни?

На рубеже 19-20вв быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы: Какая из проблем стояла особо остро на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

Учитель делит класс на группы (политические силы)

Большевики

Кадеты

Эсеры

Задание:

 Изложите ваши предложения по решению аграрного вопроса.

Вопрос Как правительство отреагировало на данные проекты ?

-Далее учитель объявляет тему урока, вместе с обучающимися формулирует  образовательные цели урока и представляет план урока:

1. Программа реформ П.А. Столыпина

2.Разрушение общины.

3.Переселенческая политика. Развитие кооперации.

4.Значение и итоги реформы

           

 

А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год.

Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к этому времени, могла развиваться по трем направлениям. Вопросы к классу: 

Какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране?

                             Слайды № 5-6

Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? 

   

 

В ходе урока должны уяснить такие понятия как: хутор, отруб, переселенческая политика, аграрная реформа, кооперация.

( Слайд №4 Новые понятия:  хутор, отруб, переселенческая политика, аграрная реформа, кооперация.)

 Почему не состоялся путь реформ, и так трагично  сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин оказался реформатором - одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

Реформа началась в 1906 году         с указа 9 ноября, разрешившего крестьянам выходить из общины?  

Кто был заинтересован в решении аграрного вопроса в стране?

 Правительство и царь  понимали,  что решение этой  проблемы  разрядит революционную  ситуацию в стране, поэтому активно помогало Столыпину на первых порах.

Предлагаю вам поработать со схемой

 

Определите, какое из мероприятий вызывало наибольшее опасение со стороны правительства и почему?

             

Столыпин предложил ряд законопроектов к рассмотрению в Государственной думе

                          Слайд 7

               Пакет законопроектов

                          Слайд 8-9

      Реформа образования  ставила целью  сделать  образование более доступным и открыть сеть учебных заведений в стране.

                           

Вопрос «А кто станет опорой нового реформатора в нашей стране» ?

                           Слайд 10-11

 Но по определенным вопросам Столыпин не находил в дворянстве    поддержку, например по вопросу о причинах  выступлений крестьян.  

Вопрос: Назовите 2 основных задачи ,выдвигаемые в правительственной  программе.

                             Слайд 12

 Учитель разбивает учеников на 2 группы:

1 группа-переселенцы и кооператоры

2 группа-хуторяне и отрубники

Учитель знакомит учащихся с мероприятиями аграрной реформы

                       Слайд 14

Одной из целей Столыпина было разрушение общины? Почему, как вы думаете? Что могло дать России ликвидация общины . Рассмотрим пирамиду  (слайд 15)

Работа с текстом Никита Михалков о Столыпине ( см. Приложение №2)

                               

                Вопросы к документу см. там же

3)Карта -задание ( для группы «Экономистов») Работа со статистическими данными.

Задание 1.В чем разница между хутором и отрубом? Куда было выгоднее выделяться из общины?

Задание 2. Как определялся размер участка, выделяемого хуторянину и отрубнику? Какие документы при этом удостоверяли этот выход?

 История одного музейного экспоната из школьного краеведческого музея « Свидетельство о выделение на отруб» .Сообщение краеведа.

 Задание Какие сведения о реформе Столыпина вы можете почерпнуть из этого исторического документа.

4) Задание (для группы « Социологов» )

Задание 1 прочитайте и

                             Слайды № 16-17

Составить кластер:

Последствия аграрной реформы  Столыпина

        

Для помещиков

Для крестьян

_______        

         

Для государства

_________

Из истории решения аграрного вопроса в России.

Сравните деятельность двух государственных деятелей (  С.Ю. Витте и П.А.Столыпина)

На доску проецируется сравнительная таблица

« Реформаторские идеи С.Ю.Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе».

Беседа по вопросам:

1.Выделите общие черты?

2.Выделите идеи способствующие модернизации аграрного сектора?

3.Определите  идеи, определяющие отношение господствующего сословия к модернизации аграрного сектора.

Вернемся к вопросу « Почему Столыпин в какой то момент остался без поддержки? Что послужило причиной свертывания реформ?

                       Слайд 18-19-20

Крупного реформатора начала ХХ века наградили разными эпитетами такими как: «оплот силы, власти и законности», « реакционер», «богатырь мыслей», « российский Бисмарк», « борец за благо России», « достойный сесть на царский трон»….

Какой он - твой Столыпин? Выскажите свое отношение в этой исторической личности?

Если бы на месте Столыпина оказался ты -каких ошибок ты бы уже не совершил?

Что я знал?

Что я узнал?

Что я хочу узнать?

Домашнее задание: п.6

 

Задание по выбору:

-Написать «письмо»  императору НиколаюII  от имени  крестьянина-переселенца или самого Столыпина.

-Подготовить сообщение «Как крестьянин Сурского края встретил реформу».

-Составить синквейн по теме: “ П.А.Столыпин     – человек и политик”.

Приветствие учителя. Настраиваются на урок. Дежурные проверяют наличие  у учащихся школьных принадлежностей.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Проверяют заполнение таблицы самостоятельно.

Обучающиеся отвечают.

Реформа-это  важное изменение в жизни общества и государства.

Высказывают свое мнение.

Учащиеся вспоминают, что Столыпин был губернатором Пензенской губернии, министром внутренних дел  России

Ответы учащихся (профессиональная деятельность Столыпина, его реформы)

Отвечают. ( Эсеры, т.к. основным их методом борьбы был террор)

Учащиеся формулируют тему урока:

-Деятельность Столыпина

-Внутренняя политика Столыпина

Называют тему. Формулируют цели урока.

Предполагаемые ответы учащихся

-Крестьянская община

-Отрезки

-Выкупные платежи

-Помещичье землевладение

-Малоземелье крестьян

Каждая группа излагает свои предложения

Большевики - возвратить крестьянам землю, отрезанную в 1861 году, отменить выкупные платежи возвращение ранее выплаченных  выкупных сумм.

Кадеты-не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по «справедливой» цене, т.е. решение  за счет крестьян.

Эсеры-«социализация земли», т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по кол-ву рабочих рук или едоков в семье.

Учащиеся заполняют  ответы в виде таблицы «Взгляды  новых политических сил, сформировавшихся  в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса» в тетради.

Обучающиеся (все проекты были отвергнуты)

Записывают новые термины в тетрадь.

Высказывают свое мнение.

 

 

Высказывают свое мнение

Схема « Решение проблемы малоземелья крестьян».

http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/109/108838/108838_html_28c83de9.png

Работа по схеме( индив. ответы)

Схема « Основные мероприятия аграрной реформы Столыпина»

 http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/109/108838/108838_html_m7055ab3e.png

Анализируют схему, отвечают на вопрос.

Учащиеся делают вывод об актуальности  реформ в образовании в наши дни.

Формулируют вывод о характере взаимоотношений Столыпина и дворян. Анализируют правительственную программу.

Учащиеся называют (Успокоение и реформы)

Учащиеся определяют плюсы и минусы положения каждой группы

Выполняют задания на листочках

Разбивают текст на смысловые части, озаглавливают и ставят вопросы к каждой части

Самостоятельная работа в группах

Выступление представителя группы.

Составляют в рабочих тетрадях кластер.

Делают выводы.

Ученики за учителем повторяют движения.

Учащиеся работают с таблицей

 ( См.приложение №1)

Учащиеся называют прогрессивные и регрессивные черты реформы.

Ученики рассуждают о двойственности реформы.

Высказывают свое мнение

Учащиеся делают обобщения.

Записывают домашнее задание.

Подают дневники.

             

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. XX век” (9 класс) М., “Просвещение”, 2012.
  2. Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России: XX век” (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001.
  3. С.Ю.Рыбас, Л.В.Тараканова “Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина” М., “Недра”, 1991.
  4. А.Н. Сахарова История России ХХ век. АСТ.: М., 2001.

5. Аврех А.Я. Столыпин  и судьбы реформ в России. Просвещение М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Технологии современного урока истории в 5-9 классах

Данная работа содержит описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых автором на уроках истории 5-9 классов в средней школе.  Вовлечение в ролевые иг...

Разработка урока истории Отечества в 6 классе

Разработка урока по истории Отечества в 6 классеТема:"Сотрясатель вселенной" Чингисхан и его империя....

Методические рекомендации для проведения урока истории России в 6 классе. Тема урока: «Жизнь и быт горожан»

Рекомендации к проведению урока истории в 6 классе. Продолжение изучения темы «Общественный строй Древней Руси"....

урок история тема Древняя Спарта Класс:5 класс.

урок история, класс: 5 Тема: Древняя Спарта...

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе".

Презентация на тему: "Особенности реализации модуля «Школьный урок» на примере уроков истории России в 7 классе"....