Разработка урока истории в 9 классе по теме: "Политическое развитие СССР в 1920-е годы"
методическая разработка по истории (9 класс)

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС, адресована как начинающим учителям, так и педагогам, активно реализующим системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskoe-razvitie-sssr-20-e-gody.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Учитель: Цитко Владимир Владимирович, учитель истории

Тема урока: Политическое развитие СССР  в 1920-е годы.

Класс: 9

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: анализ причин и выявление последствий внутрипартийной борьбы большевиков в 20-е годы для дальнейшего политического развития страны.

Задачи:

   предметные:  раскрывать причины и последствия политической борьбы в партийном руководстве

метапредметные:  развитие умения создавать, применять схемы для решения учебных и познавательных задач; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

личностные:  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,  гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности: Учебник,

 раздаточный материал

Основные понятия и термины: «чрезвычайщина», «политическая оппозиция», «троцкисты», «двуумвират», «триумвират»

Основное содержание:

Этап  урока,

длительность этапа

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(УУД)

Ресурсы

  1. Мотивация

(2 мин.)

Организует проверку готовности к уроку

Самопроверка готовности  к уроку, к изучению и освоению нового материала

Личностные:

мотивация на закрепление полученных знаний 

Познавательные:

определяют проблему

  1. Актуализация знаний (5 мин)

Проводит программируемый опрос по вопросу: Какова была роль партии большевиков в жизни советского общества в 20-е годы? Варианты ответа:

  1. Значительной
  2. Незначительной
  3. Партия большевиков не оказывала какого-либо влияния на жизнь советского общества

Обучающиеся отвечают на вопрос, каждый называет свой вариант ответа и приводит аргументацию

Познавательные:

Вспоминают  материал предыдущих уроков

Личностные: формулируют и отстаивают свое мнение

  1. III.Осмысление учебных задач (5 мин.)

Организует работу,   используя прием: «Отсроченная отгадка». При помощи беседы подводит обучающихся к цели занятия.

Обучающиеся формулируют и записывают в тетради главный вопрос, ответ на который дадут в конце занятия: «Чем была вызвана  и к каким последствиям  приведет политическая борьба в партийном руководстве в 20-е годы?»

Регулятивные:

формулируют цель как главный вопрос занятия

Коммуникативные: сотрудничают между собой и учителем при выполнении задания

 

Учебник, раздаточный материал

IV.Изучение нового материала (18 мин)

Организует изучение темы при помощи метода дискуссии, разделяет класс на группы, объясняет правила, раздает материал

Осуществляет контроль и корректировку групповой работы

 Обучающиеся делятся на три группы. Работая с текстом учебника и раздаточным материалом, группы выполняют задание (Приложение 1)

В завершение работы каждая группа  озвучивает свою позицию, в ходе дискуссии обменивается мнениями с другими группами, результаты заносятся в таблицу (Приложение 2)

Регулятивные:

планируют работу

Коммуникативные:

сотрудничают в поиске и обработке полученной информации

Познавательные:

В ходе работы знакомятся с главными понятиями темы, позицией каждой из внутрипартийных групп, представляют  результаты в форме таблицы

Личностные: учатся выражать и обосновывать свою точку зрения,  уважительно воспринимать противоположные мнения

Учебник, раздаточный материал

V. Первичное осмысление, закрепление материала (5 мин)

Организует обсуждение результатов дискуссии. Напоминает о вопросе, поставленном в начале урока

При помощи учителя отвечают на главный вопрос занятия: Политическая борьба в руководстве ВКП(б) вызвана была различным отношением лидеров к перспективам развития страны и  путям достижения цели. Как результат - уничтожение «правой» и «левой» оппозиции, закрепление ведущей  роли ВКП(б)  и  И.В.Сталина в принятии важных государственных решений

Познавательные:

В  процессе изучения материала приходят к пониманию главной темы занятия

Коммуникативные:

сотрудничают при формулировании выводов занятия

VI. Рефлексия (3 мин.)

Организует рефлексию

Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Лестница успеха», подводят итоги занятия

Регулятивные:

оценка своей работы

VI. Объяснение

домашнего  задания (2 мин)

Параграф 21: задание массивом (выбрать из вопросов и заданий в конце параграфа не менее трех и выполнить письменно)

Запись в дневники

Приложение 1

Задание для дискуссии:

        Обучающиеся делятся на три группы, каждая из которых олицетворяет один из партийных блоков, сформировавшихся в ВКП(б) после смерти В.И.Ленина: «правая оппозиция» (Н.И.Бухарин и др.), «левая оппозиция» (Л.Д.Троцкий и др.), «центристская оппозиция» (И.В.Сталин и др.)

        Каждая группа после обсуждения выражает позицию большевиков по вопросам о мировой революции, НЭПе, вмешательстве государства в экономику, об отношении к крестьянству.

        Необходимо обратить внимание на то, что перечисленные вопросы являлись внешней стороной внутрипартийного раскола. В связи с этим следует подумать и предположить, что могло являться скрытыми причинами внутрипартийных разногласий.

        

Приложение 2

Блоки в партии

Лидеры

Идеи и лозунги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Разработка урока для 10 класса по теме" Политическая география"

Данный материал будет полезен учителям при проведении уроков географии в 10 классе...

Разработка урока в 4 классе "Король и сыр". Развитие навыков поискового чтения.

УМК Английский с удовольствием.М.З. Биболетова, 4 класс....

Рабочий лист к уроку в 9 классе по теме "Политическое развитие стран Запада"

В материале содержится рабочий лист к уроку "Политическое развитие стран Запада" в 9 классе по Новейшей истории....

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока истории на тему: Индустриализация и коллективизация в СССР

Разработка урока содержит интересный материал по теме "Индустриализация". К разработке прикреплены таблицы по теме....