Урок мужества "Афганская война"
методическая разработка по истории

Урок мужества для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0007ce22-f1eb9a35.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

Урок мужества

«Афганская война».

Учитель истории

Белоусова И.Г.

2018

Историческая справка

Маленькая точка на карте мира — Смоленщина, но сколько ее представителей прошло по дорогам планеты Земля. В древние времена отправлялись отсюда самодельные суда по Днепру, к Черному морю, добирались до Константинополя. Во время Отечественной войны 1812 года смоляне, прогоняя захватчиков Наполеона, гордо проехали, прошагали по Европе до самого Парижа. Во второй мировой войне, одной из самых тяжелых и кровопролитных войн, смоляне участвовали в освобождении Европы от коричневой чумы, и знамя нашей победы водружено смолянином Михаилом Егоровым.

И почти везде, где вспыхивали войны, конфликты, смоляне вместе с представителями других народов нашей страны выступали в защиту обиженных, за справедливость. В настоящее время на Смоленщине проживает свыше трех тысяч воинов-интернационалистов, участвовавших в разрешении конфликтных ситуаций и в ведении боевых действий в Испании, Югославии, Китае, Монголии, Северной Корее, Вьетнаме, Египте, на Кубе, в Анголе, Афганистане и в других странах мира.

         Более 5000 смолян участвовали в Афганской войне, среди 90 из них не вернулись домой, около 300 стали инвалидами.  Среди смолян-интернационалистов было более 200 рославльчан. Каждый из полумиллиона наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.

В Афганистане погибли 106 смолян. Среди них 9 рославльчан.

Ход урока

Учитель: Так уж сложилось, что 15 февраля мы вспоминаем о годовщине вывода советских войск из Афганистана. Во многих школах, да и не только в школах, да и не только в школах, не существует подобной традиции. Многие люди до сих пор оценивают Афганскую войну как ошибку, а порой даже как темное пятно в истории нашей страны. Почему так произошло, мы поговорим позднее. Но мы с вами, учащиеся нашей школы, должны помнить об этой войне, о тех людях, которые героически сражались там, мы обязаны оценивать все произошедшее объективно. На афганской войне погибло очень много молодых парней.

Учитель: Трудно говорить об этой войне правду. Потому что правда у каждого своя, потому что времени прошло слишком мало, чтобы разобраться, а еще потому, что правда, которая ужу известна нам, - очень горькая правда.

Афганская война длилась около 10 лет … За время необъявленной войны в Афганистане погибло 14 тысяч советских солдат и офицеров, ранено и пропало без вести около 35 тысяч. Потери со стороны афганцев составили почти один миллион. Участие СССР в бесперспективной афганской авантюре резко подорвало его авторитет на международной арене, нанесло окончательный удар по политики разрядки, вызвало новый виток гонки вооружений, поставивший задыхающуюся экономику страны в критическое состояние. Это положило начало периоду глубокого недоверия СССР и США, принявшего в 1980-х годах даже черты явного противостояния.

Сотни людских жизней оказались связаны с событиями, развернувшимися в стране гор и песков. Судьбы русских мальчишек, оказавшихся вдали от родины и заглянувших в лицо смерти … Судьбы детей этой средневековой страны, рано узнавших запах пороховой гари. Судьбы женщин, имеющих различный цвет кожи и поклоняющихся разным богам, но переживших одинаковую боль потери близкого человека: сына, мужа, брата …

Сколько их, этих судеб, сплетенных историей в тугой узел!...

Много споров развернулось вокруг афганской войны, такой странной, непонятной и страшной. Нужна ли она была? Каково ее значение для страны и ее политического образа? Каковы истинные причины этого противостояния?

Подобные вопросы стали звучать задолго до окончания войны. Но пока политики на самых разных уровнях искали ответы, гибли люди, гибли простые парни, немногим старше вас …

Ученица 9А класса Федоренкова Эрика : 

По горным дорогам Афгана 
В течении нескольких лет, 
Приказ боевой выполняя 
Советский прошел контингент. 


В далекой стране за кордоном 
Не мало пришлось повидать, 
Атаки наемных душманов 
Порой каждый день отражать. 

 

Не все возвратились с Востока 
Не все что хотелось сбылось, 
Под солнцем палящим жестоко 
Увидеть немало пришлось. 


Им было всего восемнадцать, 
Когда их призвали служить, 
Как жаль что погибли ребята 
Которым хотелось пожить. 


Минута молчания - павшим 
Здоровье и слава - живым, 
Мы помним ребят не доживших 
И память навек сохраним!

Они были разными: национальность, образование не имели никакого значения, как и на любой войне. Как и на любой войне, все качества человека, вся его подноготная проявлялась в полной мере: обнажались трусость, подхалимство, но главное геройство – геройство, отвага, честь, совесть чаще всего проявлялись там в пять, десять сильнее, чем можно было ожидать самому.

Они попадали туда по-разному. Вот воспоминания одного из тех, кто пошел в Афганистан сам, не по призыву – рядовой, минометчик: «Сам просился, мечтал попасть на эту войну. Было интересно. Ложился и представлял, как там. Хотел узнать, что это такое, когда у тебя одно яблоко и двое друзей, ты голодный и они голодные, и ты это яблоко отдаешь. Я думал, что там все дружат, что там все братья. За этим ехал…»

Выступления Учеников 9 классов с докладами «Земляки-Афганцы»

1 ученик

АНДРОСОВ Владимир Анатольевич

Лейтенант, командир мотострелкового взвода

Родился 24.02.1957 г. в д. Доротовка Рославльского района.

Окончил Ленинградский политехнический институт.

Работал инженером на заводе «Сельмаш» в Кременчуге.

В Вооруженных Силах СССР с 21.11.1980 г.

В Республике Афганистан с апреля 1982 г.

Погиб в бою в провинции Парван.

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен на родине.

В его память на школе, где учился В.А.Андросов,  установлена мемориальная доска.

2 ученик:

БОГОМОЛОВ Михаил Николаевич

Младший сержант, командир мотострелкового отделения

Родился 15.04.1965 года  в д. Новоселки Рославльского района.

Учился в Подольском индустриальном техникуме.

В Вооруженные Силы призван 05.05.1984 г.

В Республике Афганистан с ноября 1984 г.

При проведении боевых действий 02.02.1985 г. в районе Чирикар его отделение получило задачу уничтожить огневыми средствами противника и захватить занятую им господствующую высоту.

В ходе атаки был смертельно ранен.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевой задачи, награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен в деревне Новоселки.

На школе установлена мемориальная доска.

3 ученик

ГАЗЕНКОВ Владимир Федорович

Рядовой, водитель инженерно-саперной роты

Родился 30.06.1964 года в пос.Остер Рославльского района.

Работал мастером производственного обучения в г. Орехово-Зуево Московской области.

В Вооруженные Силы призван 01.04.1983 г.

В Республике Афганистан с октября 1983 г.

Участвовал в боях в провинции Кабул. 11.04.1984 г. под огнем противника обезвредил 4 противотанковые мины. Погиб от пули.

За мужество и отвагу награжден орденом Красной

Звезды (посмертно).

Похоронен в поселке Остер.

На школе установлена мемориальная доска.

4 ученик    

ЗАКОНОВ Владимир Викторович

Младший сержант, командир минометного расчета

Родился 23.04.1965 года в совхозе «Северолюбинский» Омской области.

Учился в Рославльском совхозе-техникуме.

В Вооруженные Силы СССР призван 11.03.1984 г.

В Республике Афганистан с апреля 1985 г.

В ходе боевой операции в провинции Кунар 30.05.1985 г. десантно-штурмовая рота, в которую входил его расчет, вступила в бой. Минометчики вели меткий огонь по противнику, обеспечив успешное выполнение боевой задачи ротой. В бою погиб.

За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен в деревне Кресты Рославльского района.

5 ученик

МАКСИМОВ Дмитрий Юрьевич

Ефрейтор, водитель, электрик

Родился 09.04.1967 года в г. Иваново.

Работал трактористом в совхозе.

Погиб 12.07.1987 г., находясь в составе дежурной смены на аэродроме г. Кандагара при взрыве самолета с боеприпасами, совершавшего посадку.

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен в деревне Липовка Рославльского района.

6 ученик

ФЕДОТОВ Сергей Иванович

Младший сержант, наводчик-оператор

Родился 18.03.1966 г. в г. Рославле.

Учился в Рославльском совхозе-техникуме.

В армию призван 27.04.1984 г.

В Республике Афганистан с октября 1984 г.

В провинции Газни во время боя 24.11.1984 г. при взрыве мины получил тяжелое ранение и умер.

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно) и медалью «От благодарного афганского народа» (посмертно).

Похоронен в деревне Кириллы Рославльского района.

12 февраля 2014 года на здании школы №2 в г.Рославль, в которой учился Сергей Федотов установлена памятная доска.  

С 2012 года проводится открытое первенство Рославля по лыжным гонкам памяти воина-интернационалиста Сергея Федотова.

Встреча с приглашенными воинами – афганцами. Воинов-афганцев представляют на встрече учащиеся школы – их дети, племянники.

Выступление воинов-афганцев.

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Урок мужества "Война, война...Из сорок первого ребята сегодня с нами говорят."

Урок мужества проходит в форме устного журнала, состоящего из следующих страниц:   страница «Герои-ивантеевцы», Страница «Орденоносная», Музыкальная страница «На привале», викторина ...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...