План - конспект урока по теме "Цезарь - повелитель Рима"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тема: Единовластие Цезаря

Форма урока: комбинированный урок изучения нового материала

Цели: Учиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; характеризовать важные факты истории Древнего Рима, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходство и различие по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: Строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Задачи:

 

1.     Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря;

2.     Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю удалось прийти к власти в Риме, кто такой диктатор, почему Цезарь был убит;

3.     Продолжить формирование умений составлять план урока, работать с учебником, анализировать документы, делать выводы;

Основные даты:

60 г. до н.э.

49 г. до н.э.

15 марта 44 г. до н.э.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsezar.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Единовластие Цезаря

Форма урока: комбинированный урок изучения нового материала

Цели: Учиться читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; характеризовать важные факты истории Древнего Рима, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходство и различие по предложенным вопросам; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования

УУД:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: Строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря;
  2. Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю удалось прийти к власти в Риме, кто такой диктатор, почему Цезарь был убит;
  3. Продолжить формирование умений составлять план урока, работать с учебником, анализировать документы, делать выводы;

Основные даты:

60 г. до н.э.

49 г. до н.э.

15 марта 44 г. до н.э.


Основные понятия:

ветеран

диктатор

Оборудование: презентация «Единовластие Цезаря», учебник «История Древнего мира», карта Древней Италии, Атласы Древнего мира, карточки с тестами, карточки с текстами, понятийный аппарат.

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания.
  • Работа с картой. Как расширились границы государства? Какие территории к нему уже присоединились? (Первая римская провинция: Сицилия, Корсика, Сардиния, Гай Фламиний завоевал провинцию Предальпийскую Галлию, провинция Испания, провинция Африка, в Восточном Средиземноморье Рим создал провинцию Македония)
  • В каком году в Риме была установлена республика в Риме? (509 г. до н.э.)
  • Кому принадлежала верховная власть в Риме? (Консулам)
  • Кто принимал непосредственное участие в управлении государством? (Сенат)
  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

После восстания Спартака многие в Риме мечтали о сильном государстве и сильном правителе, который бы не допустил подобного в будущем. Итак, рост территории Римской республики, огромный приток рабов и все чаще вспыхивавшие восстания заставляли задуматься богатых римлян о замене республиканской формы правления. Теперь консулом или народным трибуном мог стать практически любой богатый гражданин Рима, который, подкупая простой народ, мог купить себе заманчивую должность, а между тем они часто не умели управлять государством. Такой порядок управления изжил себя. Сегодня мы познакомимся с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Слова, произнесенные этим человеком, стали крылатыми: «жребий брошен», «перейти Рубикон», «пришел, увидел, победил». Так кто же он? Этой Гай Юлий Цезарь. Объявляется тема урока.

Цезарь – повелитель Рима  (слайд 1)

4-6. Первичное усвоение, проверка и закрепление новых знаний.

  • Ребята, какая перед нами сейчас стоит задача?
  • Какие вопросы у вас возникли?
  • Какие цели мы перед собой сегодня поставим?
  • Где мы добудем информацию?

Давайте запишем свои цели

Теперь нам нужно спланировать свою работу. Откроем учебник на стр. 251, кратко ознакомимся с тем, что нам предстоит узнать и составим план.

А я предлагаю вам такой вопрос на весь урок: « Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

План:

  1. Союз трёх полководцев
  2. Возвышение Цезаря и гибель Красса
  3. Цезарь против Помпея
  4. Мартовские иды
  5. Гибель Цезаря

Итак, начинаем работу!

Информация о Крассе и Помпее: (слайд 2)

Запись в тетради термина и имен со слайда.

Гней Помпей происходил из семьи полководца. Он обладал военными способностями, физической силой, выдержкой, храбростью, был популярен в армии. Был прозван “Великим” за победы над врагами Рима в Азии. Но был нерешителен. Предательски убит в 48 г. до. н.э. в Египте. За короткий срок он заслужил прозвище Великого: в Испании он успешно подавил мятеж, на Средиземноморье ему удалось уничтожить пиратов, на Востоке он окончательно разбил Митридата и завоевал многие царства, в том числе Сирию. Помпей стремился стать первым гражданином, но уважал авторитет сената и чтил законы. За свой счет он, построил для сената новое здание. Внутри его он приказал поставить собственную статую, чтобы сенаторы помнили, кому они обязаны столь удобным и красивым зданием. Трижды праздновал Помпей триумф.

Марк Красс один из богатейших людей римской республики. Был известен своей жаждой наживы и богатства. Один из победителей Спартака. Ему не суждено было стать единоличным правителем Рима. Желая преумножить свою военную славу, он организовал поход в Междуречье против Парфянского царства. Алчный Красс рассчитывал на несметную добычу, но потерпел жестокое поражение. Боевые качества римской пехоты оказались бесполезными в сражении с тяжеловооруженными парфянскими всадниками. После поражения римлян парфяне заманили Красса в ловушку и убили.

  • Что произойдет в стране, если в ней два сильных военачальника борются за власть и ненавидят друг друга?

В то время Рим был небольшим государством. Верховная власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все граждане, т.к. сделать это было не трудно – в Риме было всего 200 семей патрициев, а остальные – рабы и бедняки. Именно эти семьи и решали все, часто были родственны друг другу.

  • Но покажите  мне, как расширились границы государства? Какие территории к нему уже присоединились?
  • Кто при таких огромных размерах Римского государства мог явиться в народное собрание?
  • Могли ли это сделать римские граждане, находящиеся в Испании, Македонии, Африке?

Вывод: Народное собрание по-прежнему состояло из граждан, но уже не выражало интересы всех римских граждан.

Богачи подкупали избирателей, кормили, поили их, развлекали гладиаторскими боями, чтобы стать консулами, а через год войти в Сенат и получить какую-нибудь провинцию для управления и еще больше разбогатеть. Це́нзор (от лат. censor, от censere — «оценивать») — должностное лицо в Древнем Риме, осуществлявшее главным образом проведение ценза. Должность учреждена в 443 году до н. э. первоначально для регулирования податей и военной службы. Между тем они не смыслили ни в военном деле, ни в управлении государством. В условиях же гражданских войн и восстаний рабов это  было необходимо.

Богатые люди стали думали: не лучше ли передать власть одному из полководцев, который будет управлять, опираясь на наемное войско, и сумеет подавить недовольство бедняков и восстание рабов.

  • Кто эти богачи?
  • Кто был заинтересован в сохранении республики? (Римские сенаторы не желали никому уступать свою власть).

Претендентами на единоличную власть были Крас, Помпей и Цезарь. 60 г. до н.э. – заключили между собой триумвират. Это слово примерно означает «союз трёх полководцев».

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

Цезарь происходил из знатного рода и любил повторять, что его прародительницей была сама богиня Афродита (Венера у римлян). Он был блестяще одаренным человеком, получил образование в лучших школах Рима и Греции. Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не было ни богатства, ни войска для борьбы за власть. Между тем молодость его давно прошла. Цезарь жаловался друзьям: «В моем возрасте Александр Македонский уже правил столькими народами, а я до сих пор не совершил ничего замечательного!" Он пользовался большой популярностью среди плебеев. Известности его еще больше возросла после, того, как он за одну ночь восстановил на Капитолии военные памятники своему великому родичу, убранные по приказу Суллы. Несмотря на благородное происхождение Цезаря, все считали его другом народа и противником знати. Все свои деньги Цезарь потратил на угощение тысяч неимущих граждан, на театральные представления и праздники; однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражались 250 пар гладиаторов в посеребренном оружии.

Чем объяснить щедрость Цезаря?

Цезарь был одним из самых честолюбивых людей на свете: все свои поступки он подчинял единственной цели - завоеванию власти и славы. А в другой раз, когда Цезарь проезжал через бедную деревушку и спутники его стали шутить, что и здесь, как и в Риме, идет борьба за власть, он серьезно возразил им: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».

Цезарь обладал очень приятным характером: он был приветлив и шедр, умел заводить дружбу и знакомства.

Талант и воля Цезаря проявлялись, когда он работал: писал книги или командовал войсками. Рассказывают, что он одновременно мог читать, писать и беседовать с посетителями. На войне он быстро составлял планы и стремительно их выполнял. Самое краткое военное донесение Цезаря гласило: «Пришел, увидел, победил».

Цезарь обещал улучшить положение свободных бедняков, если придет к власти; он утверждал, что хочет продолжить дело братьев Гракхов. Поэтому народное собрание избрало его консулом. По окончании года службы римский консул обычно получал в управление от сената одну из провинций сроком на несколько лет.

Цезарю было около 40 лет, когда он стал наместником Галльской провинции.

  • Осуществлял бесплатную раздачу хлеба беднякам.
  • Тратил свои деньги на театральные представления и праздники для бедноты.
  • Осуществлял раздачу земельных участков.
  • Цезарь пользовался неограниченной властью
  • Сенат и консулы послушно выполняли его приказы.
  • Он носил титул «император»
  • Цезарю оказывали царские почести.
  • Чеканили монеты с его изображением.
  • На должности в Народное собрание выбирали тех, кого Цезарь считал достойным и преданным себе.
  • Чем можно объяснить такую щедрость Цезаря?
  1. ЗАВОЕВАНИЯ ЦЕЗАРЯ.

Читаем пункт 3 на стр. 245.

  • На какие районы делилась Галлия? ( 3, 4 слайд)

Запись в тетради – Предальпийская и Заальпийская Галлия

  • Что случилось с Крассом? (Красс воевал в Сирии с Парфянским царством, которое было мощной державой. В 53 г. до н.э. римские легионы попали в западню и были разбиты, Красс погиб)
  • Как поступил Помпей и сенат? (Помпей и многие сенаторы бежали в Брундизий, а оттуда переправились в Грецию.Цезарь завладел Римом и всей Италией, а затем отправился в Испанию и разбил войска Помпея. Тем временем Помпей собрал большую армию в Греции. 48 г. до н.э. – сражение у Фарсалы. Цезарь разгромил Помпея. )
  • Как теперь римляне относились к Юлию Цезарю?
  1. ЗАХВАТ ВЛАСТИ ЦЕЗАРЕМ.

Запись в тетради -

49 г. до н.э. – приход Цезаря к власти.

Река Рубикон

  • Как вы думаете, что означает фраза «Перейти Рубикон»? Почему перейдя Рубикон, Цезарь не мог все решить миром?

Жребий брошен! (слайд 5)

Ветеран – старый солдат, завершивший службу

  • Что такое гражданская война?
  • Можно ли считать войну Цезаря с сенатом и Помпеем гражданской?

Легионы Цезаря могли очень быстро передвигаться и этим во многом обеспечивали себе победу. Его легионеры шли в атаку на врага шагом, а затем переходили на бег. Врага посыпали градом стрел и копий, а затем все решалось в схватке на мечах. А конница довершала разгром врага. Цезарь брал города при помощи осады или штурма.

Но при этом его называли современники лысым старикашкой, при этом они называли его политическим интриганом и авантюристом. Ну, при этом много чего они называли и приписывали ему

Работа с картой – покажите на карте у доски и в атласе путь армии Цезаря во время гражданской войны.

Диктатор – (слайд 6

Диктатор – это должность на минуту опасности. А республика все время в опасности.

  • В пункте 4 на стр. 245 найдите, пожалуйста, доказательства того, что Цезарь стал единоличным правителем.
  1. ГИБЕЛЬ ЦЕЗАРЯ.
  • Читаем п. 5 на стр. 254-55. (слайд 7)
  • Почему было решено убить Цезаря?
  • Кто возглавил заговор?
  • Что говорил Цезарь о покушениях на него, почему он ходил без охраны?
  • Как погиб Юлий Цезарь?

И́ды (лат. Idus, от этрусск. iduare, «делить») — в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных восьми месяцах. В марте иды приходились на 15-е число, а в этот день римляне приносили жертвы богине наступившего нового года, Анне Перенне...

Запись в тетради – Иды марта (15 марта 44 г. до н. э.) Цезарь убит

  • Выполнил ли Цезарь свои обещания в отношении бедняков? Почему все-таки власть Цезаря нельзя назвать народной?

Диктатура Цезаря означала великий переворот в римской истории. Она положила конец тому государственному строю, который называется республикой, т.е. «общим делом». После Цезаря - диктатора началась эпоха единоличных правителей, при которых Римское государство стало именоваться империей. Римская республика просуществовала почти 500 лет. Столько же лет существовала и Римская империя.

  • Что нового появилось в Риме, когда у власти был Цезарь?
  • Наделил землей десятки тысяч ветеранов
  • Цезарь стал диктатором
  • Увеличил численность сената до 900 человек
  • Стали чеканиться монеты с изображением Цезаря.

Цезарь сосредоточил в своих руках такую власть, которой в республике никогда прежде никто не обладал. Диктатор пожизненно, консул на 10 лет, трибун пожизненно и др. Оказавшись не в силах победить Цезаря на войне, его противники избрали другой путь…

  • Как вы думаете, всех ли устраивала эта ситуация?
  • Кому мог не угодить Цезарь?
  • Что они могли противопоставить? (дети должны подойти к варианту убийство цезаря и сохранение республики).

Убийство в мартовские иды. Каковы бы ни были намерения Цезаря относительно государственного устройства, для значительной части сената он стал столь ненавистен, что в организованном Марком Брутом с целью убийства Цезаря заговоре приняли участие 60 сенаторов. О степени ожесточения позволяет судить и тот факт, что при таком большом числе участников их замысел удалось сохранить в тайне. В мартовские иды, т.е. 15 марта 44 до н.э., за два дня до запланированной даты отбытия Цезаря из Рима в великий восточный поход, он был заколот на заседании сената в новом театре Помпея. .

И даже когда ему нанесен был первый удар, он еще, вроде бы, не понял, что это конец. Он сказал: «Ты что, с ума сошел?» И когда все… И наконец, красивая легенда – они же договорились все стукнуть – красивейшая легенда. Цезарь сопротивлялся, уворачивался от ударов все-таки… 

  1. Контроль усвоения знаний
  • Римляне даровали ему титул: “Отец отечества”, а что о личности Цезаря думаете вы?
  • Что означают следующие выражения:
  • «пришел, увидел, победил»;
  • «перейти Рубикон»;
  • «жребий брошен»;
  • «и ты, Брут».
  1. Рефлексия. (по раздаточному материалу)
  2. Д/з – слайд 7.

О самой личности Цезаря известно много всего, но вот, пожалуй, несколько интересных фактов из его жизни:

  • Високосный год ввёл именно Цезарь. 24-ое февраля называлось тогда «шестой день перед мартовскими календами», а еше один дополнительный день пришёлся на следующие сутки и стал по сути «вторым шестым днём», по-латински — это «bis sextus», оттуда и произошло слово «високосный».
  • Интересно, что месяц июль назван в честь императора Юлия Цезаря. Август, соответственно, в честь Августа Цезаря, или Октавиана.
  • Гай Юлий Цезарь был чрезвычайно одаренным человеком. Общеизвестно, что он мог одновременно писать важный доклад, читать философский трактат и вести беседу.
  • Позднее, имя Цезарь стало титулом, который носили почти все римские императоры. И даже русское слово «царь», а также немецкое «kaiser-кесарь» произошли именно от вариации его имени.
  • В 52 году до н. э. войска Юлия Цезаря осадили город Алезию, где укрылась армия восставших против римского господства галлов под командованием Верцингеторикса. Цезарь рассчитывал на длительную осаду и, предвидя угрозу появления подкрепления галлов, приказал построить ещё одну стену по всему периметру на некотором расстоянии от городских стен Алезии. В решающей битве галлы атаковали расположенных между двумя стенами римлян с обеих сторон, но потерпели неудачу, и вскоре после этого Галлия окончательно покорилась Риму.
  • В Древнем Риме нередко устраивались инсценировки реальных морских сражений на настоящих военных кораблях в специально наполненных водой амфитеатрах или искусственных водоёмах, которые назывались навмахии. Первую известную историкам навмахию устроил Юлий Цезарь по случаю своего триумфа — в ней было задействовано 2 000 военнопленных и 4 000 гребцов, а самую масштабную навмахию с 30 000 бойцов организовал император Клавдий на озере Фучино. Многие участники были преступниками или пленниками, приговорёнными к смерти, и победа в навмахии была для них реальным шансом избежать этой участи и быть отпущенными на свободу.
  • При вторжении в Африку войско Юлия Цезаря с самого начала постигали неудачи. Сильные штормы рассеяли корабли в Средиземном море, и к африканским берегам Цезарь прибыл только с одним легионом. Сходя с корабля, полководец споткнулся и упал лицом вниз, что было веским знаком вернуться обратно для его суеверных солдат. Однако Цезарь не растерялся и, схватив пригоршни песка, воскликнул: «Я держу тебя в своих руках, Африка!». Позже он со своим войском триумфально завоевал Египет.
  • Гай Юлий Цезарь с удовольствием пользовался присвоенным ему правом постоянно носить лавровый венок, так как быстро лысел.
  • Високосный год ввёл Гай Юлий Цезарь. 24-ое февраля называлось «шестой день перед мартовскими календами», а дополнительный день пришёлся на следующие сутки и стал «вторым шестым днём», по-латински «bis sextus», откуда и произошло слово «високосный».

Последствия гибели Цезаря:

Сенат постановил не отменять ни одного из его распоряжений;

Сенат постановил похоронить Цезаря с почетом;

В Италии вновь вспыхнула гражданская война;

Убийцы Цезаря бежали из Рима на Балканский полуостров;

Убийцы Цезаря стали собирать войска для борьбы за Республику.

В это тревожное время для Рима известность приобрёл  18-летний Октавий – внук любимой сестры Цезаря. Незадолго до смерти диктатор усыновил его и дал ему своё имя, так что юноша стал называться Гай Юлий Цезарь Октавиан. Он оказался ловким политиком: сначала встал на сторону сената, а потом в подходящий момент переметнулся на сторону сената, а потом в подходящий момент переметнулся на сторону друзей Цезаря.  43 г. до н.э. – в Риме создан триумвират – союз трёх  правителей. Главную роль в нём играл  Октавиан, Марк Антоний и Лепид. Последний не имел большого авторитета и впоследствии  отошел от дел. Прежде всего, союзники начали борьбу со  сторонниками республики. В людных местах были выставлены особые списки с именами врагов Цезаря. Их называли проскрипцией. Все попавшие в списки объявлялись вне закона, за их убийство полагалась награда.  Италия была  залита кровью, озверевшие солдаты убивали  людей в их собственных домах, разыскивали их в тайных убежищах. Убийцы доставляли в Рим  отрезанные головы, получая здесь обещанную  награду.  В это время погиб великий оратор Цицерон – горячий противник Марка Антония. Цицерон предложил объявить и заговорщикам, и покойному Цезарю амнистию (прощение). Это почти устроило всех сенаторов.  Октавиан  и Антоний забирали себе земли и богатства  убитых. Так наследники Цезаря уничтожили  своих противников в Италии и запугали её  население.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР

Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

План-конспект урока "Рабство в Древнем Риме", 5 класс

Цель урока: показать, что в Римской  империи  рабство как элемент социальной системы достигло наивысшего расцвета.Задачи: определить источники притока рабов в Рим, их положение в римском общ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...