Статья "Мотивация обучающихся на уроках истории"
статья по истории

Цыдыпова Марина Дэнзэновна

  Аннотация: Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения эффективности  учебного процесса.

  Ключевые слова: мотивация к обучению, творчество, качество обучения, логическое мышление.

  Встречается такое, что ребёнок не хочет учиться, нет  желания. В этом случаи у ребенка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя заставить  учиться, если относится к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и  умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_motivatsiya.docx174.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся на уроках истории

Цыдыпова Марина Дэнзэновна

Учитель истории и обществознания

ГБОУ «РЦО»

  Аннотация: Развитие и повышение у школьников положительного отношения к учебной деятельности с целью повышения эффективности  учебного процесса.

  Ключевые слова: мотивация к обучению, творчество, качество обучения, логическое мышление.

  Встречается такое, что ребёнок не хочет учиться, нет  желания. В этом случаи у ребенка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Нельзя заставить  учиться, если относится к процессу обучения равнодушно, без интереса. Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал интерес у школьников, чтобы ученики не только знали даты, исторические события, но и  умели логически мыслить, понимали научную картину мира, чтобы каждый урок доставлял радость и учителю, и ученику. В этом заинтересованы и родители учащихся.

   Тема мотивации  обучающихся на уроке  актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации.

   Именно поэтому я всерьез взялась за проблему мотивированности современных школьников в изучение предметов истории и обществознания.  

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках истории и обществознания. Есть  мнение, что на начальном этапе обучения дети проявляют огромный интерес к предметам, как к чему-то новому. Обладают повышенной активностью и работоспособностью на уроках. Но чем сложнее становится материал, тем меньше интерес к предмету, следовательно  ослабевает работоспособность на уроке. Интерес ребенка к предмету необходимо постоянно поддерживать.

  Я стараюсь отойти от роли информатора, а постепенно вживаюсь в роль организатора познавательной, творческой деятельности ученика. Потому что современные школьники различаются физическим развитием, самооценкой, мотивацией. Каждый ученик обладает уникальными возможностями, учится и понимает материал по своему.

  Деятельность педагога  должна быть направлена на формирование стойкого познавательного интереса обучающегося. Работая в школе, я знаю, что ребенок учится лучше, когда заинтересован предметом, когда с уважением и доверием относится к учителю, когда положительная мотивация исходит от семьи, от родителей. Если  ребенку интересно, то у него возникает желание узнать, научиться, исследовать, расширить свой кругозор.

  Как научить ребенка любить историю, как вызвать у него интерес к процессу учения? Я думаю, что поставленные мной вопросы являются первостепенными  в педагогической работе современного учителя истории, потому что воспитание гражданственности и патриотизма происходит именно на этих уроках.  Повышение уровня мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках  истории России и истории культуры Бурятии – одна из важных и основных задач, которую я ставлю перед собой как учитель данных предметов. Для решения этой задачи, сначала нужно тщательно спланировать всю структуру урока, продумать использование на уроке разных форм обучения, использование дополнительного материала и разных приемов подачи этого материала

   Что же такое мотивация. В разных источниках мы находим разное толкование этого термина. В одном источнике мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.  В другом источнике мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра. А.Н. Леонтьев дает понятие мотивация -  активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий.

  Проблемами мотивации учебной деятельности в разное время занимались ведущие российские, зарубежные ученые, психологи В.Г.Асеев , Ю.К. Бабанский, А.Н.Леонтьев , С.Л.Рубинштейн , Г.И.Щукина, Л.И.Божович., А.Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х.Хекхаузен и другие.

  Наиболее эффективным путем воспитания мотивации у обучающихся является воспитание мотивации через учебную деятельность. Психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и В. Ф. Моргун, А. К. Маркова, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др.)

    Научить – это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у них мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная мотивация, т.е. стремление, желание учиться, выступает важным фактором получения образования.

  На данный момент я обучаю учащихся 7,8,9-х классов историю  и в 11 классе веду  историю Бурятии. В начале учебного года метод наблюдения позволил увидеть следующее: учащиеся не умеют ставить цели, преодолевать трудности, отличаются слабым интересом к предмету, у них слабо сформированы навыки учебной деятельности. Передо мной встала одна из важных задач - повышение уровня учебной мотивации учащихся. Для ее решения я применяла активные методы обучения, так как считаю, что они позволяют повысить интерес к учению. Учитывая возрастные особенности, стала активно использовать элементы игровой технологии. Особое внимание уделяла ролевым играм. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке истории - не что иное, как  «создание нереальных ситуаций»: каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. Интересными для учащихся стали исторические соревнования: «Дуэль у карты», «Кроссворд без поля». В процессе работы я применяю такие игры как: «Узнай исторического деятеля», «Чьи это слова», «Историческая азбука» и др.
 На итоговых уроках проводила «Исторический марафон», это помогало обобщить и закрепить изученный материал.
 С уверенностью могу сказать, подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории.
 Интересные результаты в повышении уровня познавательных мотивов приносит использование метода «сложных заданий». В конце урока предлагаю учащимся какие-то задания, предупреждаю, что выполнить их они могут по желанию, но оценок за их выполнение не выставляю.  Выполнение подобных заданий свидетельствует о внутреннем интересе учащихся к учебному предмету. Применяю сложные задания нечасто. Считаю, что по их результатам можно с большей надежностью установить уровень и характер мотивации учащихся.

  В 7,8 и 9 классах использую методику составления задач и вопросов. В конце изучения темы провожу обобщающий урок, к которому ученики сами готовят вопросы и задания для своих одноклассников. Незаменимым в этом возрасте становится и использование кроссвордов. Учащиеся с увлечением разгадывают и учатся их составлять, что развивает логику, сопоставлять, умение анализировать.

  В старших классах повысить уровень мотивации позволяет проблемное обучение. Создание проблемной ситуации сталкивает учащихся с трудностью, которую они иногда не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Именно в такие моменты ученики понимают необходимость получения новых знаний или применения имеющихся в новой ситуации. Одной из наиболее эффективных форм работы, повышающей интерес к предмету и к учебе в целом является исследовательская и проектная деятельность учащихся. На уроках истории  ребята определяют для себя интересующие их темы и проблемы исследования. Проектная деятельность направляет на поиски новой, более глубокой информации, и, в результате, ученик погружается в предмет, хочет изучать его все больше. Это и есть суть мотивации. В своей работе по формированию мотивации к предмету каждый учитель-историк имеет возможность использовать материал краеведения, применять его в своей исследовательской деятельности. Этот материал неиссякаем, безграничен и, что самое главное, интересен для ребенка. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений.  В этом нам, безусловно, помогают уроки истории.
 С интересом учащиеся воспринимают видеофильмы. Использование видеофильма на уроках позволяет решить проблемные задачи и мотивирует учащихся к работе на уроке.
Применение ИКТ на уроках позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях современной школы. Большой интерес у  учащихся вызывает работа по составлению электронных презентаций. Эту работу можно использовать когда изучаешь отдельные темы, так и в качестве дополнительного материала для углубленного изучения истории.

  Чтобы оживить интерес, создать яркие впечатления от предмета, учитель должен применять нетрадиционные формы уроков. К ним можно отнести урок-семинар, урок-практикум, в старших классах можно применять дискуссии ,ведь она помогает выяснить  все точки зрения обучающихся на представленную проблему или вопрос   В процессе дискуссии происходит многогранный анализ этой проблемы, а затем формирование у каждого ученика своего взгляда на эту проблему. Дискуссии могут быть самые разнообразные, но иметь и общее. Перед началом дискуссии учитель формулирует общую проблему дискуссии перед обучающимися и иногда может предположить некоторые варианты гипотез по решению данной проблемы.

        Еще одной формой деятельности учителя истории, которая побуждает заинтересовать, мотивировать  учащихся является внеклассная, внеурочная работа. Это могут быть классные часы с исторической тематикой («Богатыри земли Русской», «Русские меценаты»), исторические вечера и викторины, олимпиадное движение и многое другое. Увлекательные формы обучения позволяют детям с большей заинтересованностью относиться к изучаемому предмету. Притом такое изучение будет более эффективным, а, самое главное, не будет восприниматься ребенком как принудительный или обязательный для исполнения труд. Поэтому, тот материал, который рассматривается во время проведения тематических конкурсов, викторин, бесед и т.д. ребенок запомнит лучше. Учителю необходимо направлять и активизировать работу в этом направлении.

  Неоценимую услугу при актуализации мотивационных ресурсов у многих учащихся оказывают дифференцированные задания. Разработка разноуровневых заданий позволяет гораздо большему числу учащихся обрести радость и уверенность в учебном труде. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но при этом трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

  Формируя стойкую учебную мотивацию, считаю: особое значение имеет эмоциональный настрой, который царит на уроке, стремлюсь к тому, чтобы ученикам было достаточно комфортно на моих уроках. Учитываю то, что результаты каждого ребенка надо сравнивать не с результатами других учащихся, а с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

   Основной мыслью, связанной с мотивацией на уроках истории, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Урок-это место, где встречаются ребенок и его наставник-учитель - друг.

  Личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету.

  В заключение отметим, что объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база.

  Итак, развитие мотивации и интереса к предмету – это вовлечение детей в активную познавательную деятельность.  Я считаю, что основная задача учителя состоит в том , чтобы дать учащимся не только сумму знаний, но и развить у детей интерес к учению, научить их самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

  Завершение урока должно заканчиваться положительной мотивацией или мотивацией перспективы, чтобы ученику хотелось продолжить  изучать то, что начал на уроке, узнать что-то новое об этом и потом поделиться с остальными. Чтобы сформировать положительную и устойчивую мотивацию важны многие факторы: это и эмоциональный настрой педагога, и содержание учебного материала, и организация учебной деятельности; коллективная и групповая форма учебной работы,  и, конечно же, создание ситуаций успеха.

  Таким образом, в процессе преподавания истории, применяя разнообразные формы работы, учитель может создать необходимый мотивационный фон для успешного изучения своего предмета.

Используемая литература:

  1. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности// Муниципальное  образование: инновации и эксперимент.-2011.-№ 1.-с.32-35
  2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И.. активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания//Преподавание истории и обществознания в школе.-2008.-№4.-с.13-19.
  3. Балабакина Л. Методика анализа отношений школьников к учению// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-с.1-3.
  4. Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации // Вестник высшей школы. – 2014. -№7. –с.37-44.
  5. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009 г.
  6. Короткова М.В.  Нетрадиционные формы урока истории: игры, дискуссии
  7. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории и обществознания.-Великий Новгород, 2007.-с.77.
  8. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения.- М.:Просвещение,1990
  9. Подласый И.П.  Мотивация обучения. Педагогика: учеб. Для студентов. –М.: 2008.
  10. Северина  О.А. Проектная деятельность учителя.- Волгоград: Учитель. 2011
  11. Фоменко, И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на   основе принципов метапредметности [Эл. рес.] / И.А. Фоменко. – Реж. дост.:
  12. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации.// муниципальное образование: инновации и экперимент.2012.-№1.-с.13-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории

в данном материале рассказывается о некоторых приёмах развития мыслительной деятельности на уроках истории: сравнении, беседе, планировании, самостоятельных письменных работах...

«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ  МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина  г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: :...

Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью

Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...

Организация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.

Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков «стара как мир», но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в ...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...