Технологическая карта урока по теме "Отмена крепостного права в России"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Технилогическая карта урока по теме "Отмена крепостного права в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Отмена крепостного права в России»

8 класс.

 2017-2018 учебный год.

Тема урока

 Отмена крепостного права в России

Дата урока

15 февраля 2018 года

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Цель урока

Формирование ценностного отношения к истории через осмысление закономерного характера реформы по отмене крепостного права.

Образовательные
ресурсы

 Исторические источники, интерактивная карта

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества в целом;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания  и приёмы  исторического анализа.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов;

-владение навыками работы с учебной информацией (умение анализировать, сравнивать, обобщать факты, события).

- осмысление  социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые образовательные результаты

 I Организационный момент (3 мин.)

 II Постановка учебной задачи (10 мин)

 

 1.  Ещё 30 марта 1854 г. Александр II, выступая перед дворянами, сказал «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу».

-Как вы понимаете эту фразу Александра II?

-Что означает понятие «крепостное право»?  Когда в России появилось крепостное право?

-Правители России периодически пытались изменить положение крепостных крестьян. Екатерина II,прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева говорила о том,  что вопрос с крепостным  правом  нужно решать, но никаких изменений не произошло.

Позже были приняты указы об обязанных крестьянах, трехдневной барщине, вольных хлебопашцах, но крепостное право сохранялось.

Когда же отменили крепостное право?

Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос  «Почему именно во второй половине XIX в. была проведена  реформа по отмене крепостного права?»

Выдвигают гипотезу о необходимости отмены крепостного права.

Высказывают мнения.

Выдвижение версий

Выделяют основную мысль текста.

Формулируют проблему урока.

III Изучение нового материала.

 

1. Предпосылки отмены крепостного права.

-Прочитайте тексты с фактами.

-Попробуйте назвать предпосылки отмены крепостного права.

 -Как объясните их влияние на проведение реформы отмены крепостного права? 

Вывод: проведение реформ необходимо

2.Подготовка отмены крепостного права.

-Работа с историческим документом.

Как проводилась реформа?

-Какой вариант выбрал Александр II?

-Почему император выбрал именно этот вариант?

Вывод: Александр II выбрал вариант освобождения крестьян с землей за выкуп.

3. Манифест 19 февраля 1861 года.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Чтение документа и ответы на вопросы:

-Как восприняли  крестьяне известие об отмене крепостного права?

-Стал ли крестьянин собственником своей земли?

-Раскройте смысл понятий «временнообязанный крестьянин»; «выкупные платежи».

4. Значение отмены крепостного права.

Работа с текстом учебника.

Какое значение имела реформа по отмене крепостного права в России?

Объясните значение реформы для всех слоев населения.

Какие положительные и отрицательные стороны крестьянской реформы вы можете назвать? Свой ответ обоснуйте.

 

Вывод: Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все жители Российской империи становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.

Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

 

Работа с текстом (Приложение 1).

Записывают предпосылки 

Предпосылки отмены крепостного права:

1) Поражения в Крымской войне.

2) Массовое крестьянское движение.

3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств.

Высказывают свою точку зрения.

Приложение 2

Гипотеза: существовало несколько вариантов отмены крепостного права.

Статьи Манифеста 19 февраля 1861г.

(Приложение 3)

Выражают свои мнения.

извлекают информацию из исторических источников

обосновывают необходимость проведения реформ;

перечисляют причины отмены крепостного права

проявляют активность в коллективном обсуждении темы, проблемы

обосновывают свой выбор, своё отношение, свою позицию

обозначают хронологические даты подготовки и отмены крепостного права

раскрывают сущность крестьянской реформы

извлекают информацию из исторических источников

выявляют положительные и отрицательные стороны    крестьянской реформы; историческое значение реформы.

дают собственную оценку крестьянской реформе

IVПодведение итогов урока.

- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

-Решила ли реформа по отмене крепостного права проблемы России?

-О каких проблемах мы с вами говорили в начале урока?

-Какие проблемы вы  назвали бы сейчас?

Вывод: Отмена крепостного права не решила всех проблем, стоящих перед страной. Причиной этого можно назвать и незавершенность  крестьянской реформы и всех последующих либеральных реформ, и неподготовленность всех слоев населения к переменам .

 

 

Высказывают свое мнение

Самооценка своей работы на уроке.

 

 

обосновывают свой выбор, своё отношение, свою позицию.

   

Д/з: Дать аргументированное мнение по отмене крепостного права используя материал учебника и исторические источники:

Одна группа обучающихся – от имени бывшего крепостного крестьянина;

Вторая группа обучающихся – от имени помещика.

Прочитать и ответить на вопросы к документам.

                                                                                                                 

                                                                                                         

                                                                                                                         

                                                                                                                         

 Приложение 1  

Источник информации (выдержки из исторических документов):

1   «...Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше,- ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя так же три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашний дела и ещё имеет много свободного времени»

- Объясните такое отношение крестьян к барщине.

       Как это влияет на развитие сельского хозяйства ?

2  «... В условиях замены ручного труда машинным  то от рабочего требуются не одна  ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие...»

  -  Имело ли отмеченное обстоятельство, какое либо отношение к проблеме крепостничества?    Какое?

3 « Поражение в Крымской войне ударило по застоявшимся умам. Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, об этом говорят громко, об этом думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на отмену крепостного права, не производя в них корь и нервических припадков»

-  Покажите связь, которая на ваш взгляд существует между крепостным правом и поражением в Крымской войне.

4 «Крепостной крестьянин фактически оказался собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояния, а его с семьёй или даже отдельно от семьи продать, подарить. Произвол помещиков не знал границ. В изобретениях, пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них дошли до виртуозности.»

- Какое ваше мнение складывается о положении крепостных крестьян?

5  « Государство толкало на путь реформы уже его собственные нужды, на первом план фискальные (налоговые ) Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при таком состоянии, в котором находились крестьянское сословие, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил.»

6 «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлены из этих же крестьян».

  - Как вы понимаете эти слова?

7 «Какая атмосфера на мануфактуре, истинно на коммерческой ноге устроенной! Тут один друг друга  одушевляет и подстрекает. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит рабочих до света и освещает ему вечером - охота пуще неволи»

- Каким образом подневольный, свободный труд влияет на развитие мануфактуры,  эффективность труда?

8  «... Чувствовалось, что нас победила Европа в ходе Крымской воины не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития»

- Как вы понимаете эту фразу?

                                                                                                                                   

Приложение 2

  Работа с документом (отрывок «Из письма председателя Редакционной комиссии Я.И. Ростовцева Александру II»).

Задание: определить, какие мнения принадлежат помещикам чернозёмных, нечернозёмных губерний, и тем и другим.

«Смотря с точки зрения гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности, но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима».

…положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на шесть главных категорий;

А) Одни желают уплаты за освобождение крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.

Б) Другие желают уплаты за крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.

В) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т.е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.

Г) Четвёртые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землёю только пользовались.

Д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.

Е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей

                                                                                                                           

Приложение 3

«Основные положения манифеста»

Пункт 2

Порядок личного освобождения крестьян: лично свободны. Но! Сохранились: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.

Пункт 6

Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Лично свободные крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа.

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет), назывались временнообязанными.

Выкупная операция:

25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство; государство выдает крестьянину кредит на 49 лет с начислением 6% годовых на сумму долга.

Пункт 17

Порядок управления крестьянской общиной.

Государство проводило расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе "Известные личности России и Великобритании"

технологическая карта урока  по английскому языку в 5 классе по теме "Знаменитые люди""...

Дидактические материалы к уроку "Предпосылки отмены крепостного права в России".

КОЗ  (классического типа) по истории России8класс: ДаниловА.А., Косулин П.Г. «История России XIX век».         Тема  «Предпосылки  отмены крепост...

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...

Урок истории "Отмена крепостного права в России"

Урок- исследование с постановкой и решением проблемы "Отмена крепостного права в России" 8 класс...

технологическая карта урока Устройство увеличительного прибора. Правила работы с микроскопом.

Как интересно и познавательно с элементами истории рассказать о микроскопе и научить с ним  работать учащихся 5-х классов....

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...