План-конспект урока по теме "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Павлова Анастасия Анатольевна

Урок по теме "Древний Египет", история Древнего мира, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_egipet_urok_v_5_klasse.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Павлова Анастасия Анатольевна

                                                                                                МБОУ «Гимназия», г.Черногорск

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ»

Тема: Древний Египет

Класс: 5

Форма проведения: Урок оценки и контроля знаний.

Цель: способствовать развитию у учащихся целостных представлений об истории Древнего Египта.

Задачи: закрепить умения описывать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Египте, соотносить единичные исторические факты и общие явления.

План урока:

1. Организационный момент. – 5 минут

2. Работа в группах. – 35 минут

3. Подведение итогов. – 5 минут

Вопросы и задания:

  1. Подготовить на выбор: кроссворд, рисунок, доклад на тему Древний Египет.

Дидактические материалы: карточки желтого цвета с буквами О,С,И,Р,И,С и шесть пустых карточек; карточки зеленого цвета с буквами Б,А,С,Т,Е,Т и шесть пустых карточек; листы с кроссвордом и вопросами; иллюстрации «Занятия земледельца», «Дом вельможи» - разрезанные на несколько частей; листы с опорными словами к рассказам «Один день из жизни земледельца», «Один день из жизни вельможи»; бочонки из лото; памятка работы в группах.  

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы проведем конкурсы. Класс разделится на группы. Ваша задача – распределить роли в группе.

1. Капитан. ( получает задания, комментирует их группе)

2. Фиксатор. ( делает записи на бумаге)

3. Докладчик. (выступает перед классом)

4. Журналист. (задает уточняющие вопросы)

5. Критик. (ищет слабые места в работе своей команды)

6. Хронометрист. (следит за регламентом)

7. Наблюдатель. (человек учителя, должен смотреть, кто как работает)

Памятка с распределением ролей помещена на доске.

Учащиеся делятся на группы по жребию.

2. Работа в группах.

      1 Конкурс. сложить название команды.(Раздаются карточки разного цвета с буквами)

      1 команда – БАСТЕТ, богиня красоты. 2 команда – ОСИРИС, бог плодородия.

Назовите, что у вас получилось! Чьи имена вы сложили?

      2 Конкурс. «Кроссворд» (Каждой команде дается одно и тоже задание. Победителем в конкурсе станет тот, кто быстрее разгадает кроссворд.)

ы

в

и

ф16

е

р

о

г

л

и

15и

е

в

о

х

у

14с

к

о

12м

е

м

ф

и

13с

ф

и

н

н

о

р

т

с

11а

к

и

т

е

м

ф

м

о

к

у

л

ь

п

т

о

10а

р

и

т

у

е

о

т

о

а

н

а

и

щ

р

а

д

у

а

р

а

о

а

д

с

м

о

т

1. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. (Шадуф)

2. Неограниченный властитель в Египте. (Фараон)

3. Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставлявший крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб и рытье каналов. (Надсмотрщик)

4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли многочисленные… (Канал)

5. Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили мотивом для различных орнаментом в египетской архитектуре. (Лотос)

6. Злой бог пустыни, убивший доброго бога Осириса, помогавшего произрастать посевам. (Сет)

7. Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (Около 1500 лет до н.э.). (Тутмос)

8. Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и др. металлов. (Скульптор)

9. Бог солнца, главный бог, считавшийся «царем богов» в Египте. (Ра)

10. Искусство счета (часть математики), известное египтянам и применявшееся при постройке пирамид и других сложных технических сооружений. (Арифметика)

11. Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звездами, их положением на небе в разное время года, мог, например, предсказать время разлива Нила. (Астроном)

12. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до н.э. (Мемфис)

13. Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан (высота более 20м) с лицом одного из фараонов. (Сфинкс)

14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие пыль, раскаленный песок, немыслимую жару и духоту, угрожающую всему живому. (Суховеи)

15. Знак – рисунок, означающий слова, части слов, с помощью которого можно было надолго сохранить в памяти и передать другому человеку необходимые сведения. В давние времена в египетской письменности употреблялось около 750 таких знаков. (Иероглиф)

16. Новая столица Египта (середина 2го тысячелетия до н.э.) (Фивы)

      3 Конкурс. «Угадай, что изображено» (командам раздается разрезанный на части рисунок. Составить картинку и объяснить, что на ней изображено).

      4 Конкурс. «Один день из жизни египетского…» ( одной команде составить рассказ «Один день из жизни египетского вельможи», второй команде - «Один день из жизни египетского крестьянина», используя опорные слова.)                                                                                                

Опорные слова:

1 команда                                                       2 команда

Красивый дом вельможи                             Маленький дом крестьянина Бассейн                                                          Простая одежда

Сад                                                                 Лепешка и лук на завтрак

Дорогая одежда                                             Работа в поле

Вкусная еда                                                   Вспахивание поля плугом

Множество слуг                                            Посев зерна

Развлечение вельмож                                   Рытье канала

Поручения фараона                                      Уплата налога

                                                                        Бедность                                    

      5 Конкурс. «Блиц – турнир» (команды по очереди отвечают на вопросы.)

Вопросы:

  1. Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземноморья. (Египет)
  2. Высокий тростник, который использовали для письма.(папирус)
  3. Островки зелени в пустыне. (оазисы)
  4. Правитель Египта. (фараон)
  5. Знатные люди, царские советники, военачальники. (вельможи)
  6. Приспособление для поливов садов и огородов. (шадуф)
  7. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий. (амулеты)
  8. Сплав олова и меди. (бронза)
  9. Вера в богов, духов, души и поклонения им. (религия)
  10. Жилища богов. (храм)
  11. Рассказы о богах. (мифы)
  12. Бог земли.(Геб)
  13. Бог плодородия, фараон царства мертвых. (Осирис)
  14. Злой бог пустыни и песчаных бурь. (Сет)
  15. Скульптура с телом льва и головой человека. (сфинкс)
  16. Тело умершего, обработанное специальным образом и обмотанное бинтами. (мумия)
  17. Название египетского письма. (иероглиф)
  18. Книга из папируса. (свиток)
  19. Часть страны Египта, где река делилась на рукава, образуя огромный треугольник. (дельта)
  20. Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. (ил)
  21. Значительная часть урожая и приплода скота, которые крестьяне отдавали в казну фараона. (налог)
  22. Их египтяне рыли для поливов полей. (каналы)
  23. Погребальные сооружения для фараонов. (пирамиды)
  24. Имя фараона, совершившего 17 завоевательных походов. (Тутмос)
  25. Часть египетского войска, ради которого из Азии привозили, а позже стали разводить лошадей. (колесницы)
  26. Могущественные существа, которым поклонялись египтяне. (боги)
  27. Служитель бога. (жрец)
  28.  Могущественный бог солнца. (Ра)
  29. Богиня неба. (Нут)
  30. Бог мудрости, покровитель писцов.(Тот)
  31. Бог – покровитель земных фараонов, сын Осириса. (Гор)
  32. Богиня правды, ее символ – перо. (Маат)
  33. Фараон, в честь которого была построена самая большая пирамида. (Хеопс)
  34. Погребальное сооружение для вельмож. (гробница)
  35. Ученый, впервые разгадавший иероглифы. (Шомпальон)
  36. Какие звуки египтяне не обозначали на письме. (гласные)

6 Конкурс. «Ты - мне, я – тебе» (Команды задают по 2 -3 вопроса друг другу)

7 Конкурс. «Заморочки из бочки» (Используются бочонки из игры в «Лото», под каждым номером отдельный вопрос)

1) Во 2ом тысячелетии до н.э. рабы трудились в Египте почти во всех отраслях хозяйства в каменоломнях, рудниках, на строительстве дворцов и гробниц, в хозяйствах фараонов и вельмож. Какие выводы можно сделать из этих фактов? Каковы были источники рабства в Древнем Египте?

2) Строится храм или дворец для фараона. Подумайте, какие знания и какие расчеты потребовались строителям, чтобы выполнить эти задачи? Какие науки могли возникнуть из этих знаний?

3) Египтяне хорошо знали внутреннее строение человеческого тела и значение сердца в жизни человека. В Египте говорили: «Тайна врача – знание хода сердца». Какой древний обычай этому способствовал? Как вы понимаете египетскую поговорку о тайне врача? Имеет ли она значение в настоящее время?

4) Бог солнца Ра был провозглашен древними египтянами «царем богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами… он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Подумайте, почему бог солнца стал главным богом египтян. Как это было связано с их жизнью?

5) Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он, солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какой была власть фараона в Древнем Египте?

3. Подведение итогов.

Дети вместе с учителем подводят итоги игры.

Проводится рефлексия. (что понравилось, какие задания вызвали затруднение, какую оценку поставил себе, другу, учителю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...