Разработки уроков и презентации к ним
учебно-методический материал по истории (5 класс)

Пономарева Елена Александровна

Открытый урок "Библейские сказания" 5 класс , история Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibleyskie_skazaniya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

2019 год

Конспект учебного занятия 

Класс: 5 класс

Тема учебного занятия: Библейские сказания.

Продолжительность учебного занятия: 40 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели учебного занятия:

Образовательные:

Рассказать учащимся о древнееврейских племенах, их занятиях , образе жизни, религии ; о расселении евреев на территории Палестины ; познакомить учащихся с Библией, библейскими сказаниями ; рассказать о моральных нормах, заложенных в Библии.

Развивающие:

развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности, умение слушать одноклассников, умение работать самостоятельно и пытаться самим разрешать возникшие проблемы.

Воспитательная:

формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда 

Оборудование:

  • технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, экран, школьная доска, раздаточный материал.
  • раздаточные материалы: карточки с индивидуальными заданиями

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Актуализация знаний (7 минуты)
  3. Разъяснение нового материала (20 минут)
  4. Домашнее задание (1 минуты)
  5. Физкультурная пауза (3 минуты)
  6. Закрепление усвоенного материала (10 минут)
  7. Подведение итогов (2 минуты)

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

  1. Оргмомент.

1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока:

“. Здравствуйте милые мои дети! Чего только не увидите вы на свете, если посмотрите вокруг себя! Посмотрите, что нас окружает?

Ответ детей.

Учитель: Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли .Был только один Милостивый Бог. Он захотел, чтобы появился мир.

На экране картинки.

Учитель: В седьмой день Бог ничего не создавал и людям завещал седьмой день в неделе посвящать Богу: ходить в церковь и молиться дома, читать священные книги, посещать больных. В руках у меня книга Библия для детей, ребята давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

2. Целеполагание :выход на тему урока:

Предложения детей.

Учитель: Я позволю себе ее подкорректировать и назовем мы наш урок – “Библейские сказания

Ребята, давайте подумаем, о чем мы будем говорить на уроке. Предложения детей выводят на проблемный вопрос:

Какое значение имеет Библия в приобретении знаний по истории, и какова её роль сегодня в жизни человека, чему она нас учит?

Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию. Записывают число и тему урока.

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

7 мин.

Беседа, частично-поисковый метод

Фронтальный опрос и разгадывание кроссворда

Презентация 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Для того,чтобы проверить домашнее задание, разгадаем кроссворд:

  1

   2

   3

   4

По горизонтали:

1.Постоянное поселение, созданное в чужой стране (колония). 2.Вещество, которое финикийцы добывали из морских моллюсков для окраски тканей (пурпур). 3. Первая буква греческого алфавита (альфа).

По вертикали:

     1. Город, основанный финикийцам в Северной Африке, крупнейший центр ремесла и торговли (Карфаген). 4. Название материка, на котором распологались Финикия, Двуречье, Палестина.( Азия).

Разгадывание кроссворда + комментарии к каждому ответу.

(Слайд 1 )

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

  1. Разъяснение нового материала

20 мин

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальный опрос, сообщения учащихся

Презентация 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря во 2-ом тысячелетии до н. э. наряду с другими народами жили древнееврейские племена. (Слайд 2, 3 )

--Показать территорию Палестины на карте

   Первоначально они были кочевниками и , перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений.( Слайд 4)

  --Почему еврейские племена кочевали , а не жили долго на одном и том же месте?

   Со временем эти племена населяли долину около реки Иордан, земля которой была плодородна и богата пастбищами. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны с местным населением. (Слайд 5)

--Что нового появилось в жизни евреев? (Слайд 6)

Также сегодня мы будет говорить о Библии-священной книге еврейского народа. Это единственная книга, которая называется просто "книга" - так переводится слово "Библия" . ( Слайд 7,8)

Древние иудеи создали первую часть Библии, она называется "Ветхий завет". Вторая часть — "Новый завет" была создана значительно позднее, и о ней мы будем говорить особо. (Учитель показывает Библию синодального издания, выделяя при этом объем Ветхого и Нового Заветов). Бог — единственный, один, в отличие от множества богов Египта, Греции, Междуречья. У него много имен, произнесение некоторых из них читалось преступлением. Бог Ветхого завета называется Саваоф, Элохим, Адонаи, и самое священное его имя — Яхве.

Слово "завет" обозначает "договор". Запись в словарь в тетради. Значит, были Ветхий и Новый "договоры". Кто же и о чем договаривались?

Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы — договоры, союзы с людьми, давая им обетования — обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):

Адам

Ной

Авраам

Моисей

Рассказ учителя о сотворении мира, об изгнании Адама и Евы из Рая.

Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея.

Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Пророками были праотец евреев Авраам, спасшийся от потопа Ной. Пророк Илия сумел вызвать небесный огонь на свой жертвенник. Пророк Исайя предсказал рождение Спасителя от Девы Марии и страдания Христа. Одним из самых известных из них был Моисей.

(Демонстрация картины Д. Да Вольтерра "Моисей на горе Синай").

О Моисее:

  1. Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
  2. Как удалось спастись Моисею?
  3. Какое задание дал Бог Моисею?
  4. Как удалось Моисею спасти свой народ?

Учитель: Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей. Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди. Завет с Моисеем вернул еврейский народ на путь истинный и дал ему законы праведной жизни — Десять Заповедей .

Работа с текстом. «Десять Заповедей»

Десять Заповедей:

  • народ должен поклоняться единому Богу;
  • не следует повторять имя Бога без особой надобности;
  • не надо творить себе кумиров;
  • шесть дней работай, а на седьмой – отдыхай;
  • почитай отца своего и мать твою;
  • не убивай;
  • не прелюбодействуй;
  • не кради;
  • не произноси ложного свидетельства;
  • не желай ничего, что есть у ближнего твоего

Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?

(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать

Слушают, отвечают на заданные вопросы + работа по карте

  --Кочевники переселялись с места на место , т. к. искали новые пастбища для скота

--Земля в долине Иордана была плодородна.

Древние евреи стали заниматься сельским хозяйством, развивать ремесла и торговлю , строить города.

Запись в тетради

Сообщения учащихся :

-Всемирный потоп

-Сотворение мира. Адам и Ева.

Заповедь — священный закон, который нельзя нарушать.

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

  1. Домашнее задание

1 мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Посмотрите на доске – домашнее задание. Запишите его, пожалуйста, в дневники” - § 16, сделать рисунок любого библейского сказания

Записывают домашнее задание

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

5.Физкультурная пауза 

3  мин.

Групповая  работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Провести физминутку, для расслабления глаз и рук

Песнь богини ЕА

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует

(Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

Выходит ученик

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

6. Закрепление и систематизация знаний, практическое применение

10мин.

Индивидульная работа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Составить предложение по заданным словам:

Библия, Ветхий Завет, Яхве, заповеди, скрижали.

Тест 

-Работа по карточкам (дифференциация):

для слабых учащихся:

1 карточка- 1) Как называется священная книга евреев? Из скольких частей она состоит ?

2) Что такое Завет ?

3) Как Бог создавал мир? Почему из Рая были изгнаны Адам и Ева?

2 карточка- 1)  Почему еврейские племена кочевали , а не жили долго на одном и том же месте?

2) Опишите основные занятия евреев после переселения в долину р. Иордан.

3) Почему Бог спас Ноя и его семейство?

3 карточка- 1) Как называется священная книга евреев? Из скольких частей она состоит ?

2) Что такое Завет ?

3) Что же такое скрижали? Перечислите заповеди, которые Бог даровал евреем . Сколько их было?

для сильных:

4 карточка- 1) На какой территории изначально были расселены еврейские племена? На какую территорию они переселились?

2) Охарактеризуйте религию древних евреев. Чем она отличалась от религий Египта, Двуречья?

3) Как Бог наказал фараона за то, что он не захотел отпустить еврейский народ из Египта?

5 карточка- 1) Опишите основные занятия евреев после переселения в долину р. Иордан.

2)  Охарактеризуйте религию древних евреев. Чем она отличалась от религий Египта, Двуречья?

3) Что даровал Бог евреям на горе Синай?

Внимательно слушают, приступают к выполнению практической работы. Карточки( сильные, слабые)

Этап учебного занятия

Время

Методы

Формы

Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты

7. Подведение итогов

2 мин.

Фронтальный опрос 

Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Давайте подведем итоги нашей работы”.

Выставление оценок за урок.

Отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют листы с полученными результатами (инд. работа). Анализируют свою работу.

для слабых учащихся:

1 карточка- 1) Как называется священная книга евреев? Из скольких частей она состоит ?

2) Что такое Завет ?

3) Как Бог создавал мир? Почему из Рая были изгнаны Адам и Ева?

2 карточка- 1)  Почему еврейские племена кочевали , а не жили долго на одном и том же месте?

2) Опишите основные занятия евреев после переселения в долину р. Иордан.

3) Почему Бог спас Ноя и его семейство?

3 карточка- 1) Как называется священная книга евреев? Из скольких частей она состоит ?

2) Что такое Завет ?

3) Что же такое скрижали? Перечислите заповеди, которые Бог даровал евреем . Сколько их было?

для сильных:

4 карточка- 1) На какой территории изначально были расселены еврейские племена? На какую территорию они переселились?

2) Охарактеризуйте религию древних евреев. Чем она отличалась от религий Египта, Двуречья?

3) Как Бог наказал фараона за то, что он не захотел отпустить еврейский народ из Египта?

5 карточка- 1) Опишите основные занятия евреев после переселения в долину р. Иордан.

2)  Охарактеризуйте религию древних евреев. Чем она отличалась от религий Египта, Двуречья?

3) Что даровал Бог евреям на горе Синай?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе по теме "Пропорции" ( разработка урока и презентация)

Урок применения знаний, умений и навыков. Учащиеся решают пропорции; идёт пропедевтика материала, связанного с пропорциональными зависимостями; связь теории и практики (задача о курящих детях). Зад...

Урок математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями" (разработка урока и презентация)

Данный урок – это урок комплексного применения знаний, умений и навыков. На протяжении всего урока повторяются правила действий над обыкновенными дробями, которые подкрепляются примерами различного с...

Методическая разработка урока и презентация урока "Chocolate Is Good For Your Heart" (для 9-10 классов ОУ).

Хочу предложить, в качестве еще одного примера использования материалов статейсайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com, мою презентацию к статье-уроку "Chocolate Is Good For Your Heart"....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Урок "Рациональные выражения" (разработка урока и презентация)

Предмет — математика (обучение по учебнику Г.В. Дорофеева, С.Б.Суворовой)Класс — 9Тема урока:  Рациональные выраженияЦель урока: знать определение рационального, целого  и дробного выражения...

Методическая разработка урока и презентация урока "The Sandwich Celebrates 250th Birthday" (для 8-10 классов ОУ).

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и очень х...

разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.

Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается  тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...