Рабочая программа среднего общего образования по предмету «История» для 11-х классов
рабочая программа по истории (11 класс)

          Рабочая  программа по истории адресована для работы в 11-х классах общеобразовательного учебного учреждения и  составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации с использованием  учебно-методического комплекта:

1. Загладин Н. В., Козленко С.И, Минаков С.Т., Петров Ю.А.. История России.  ХX- начало XXI века»:  учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история.XX-начало XXI века. 11 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009.

3. Галямова А. Г. История Татарстана и татарского народа. ХХ – начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобраз. учреждений. – Казань: Хәтер (ТаРИХ), 2009.

        Рабочая программа составлена с учетом исторической и обществоведческой подготовки учащихся в основной школе. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени образования меняется – курс истории строится по проблемно-хронологическому принципу, более широко привлекаются историческая литература и источники. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, развивают навык определения и аргументации своего отношения к историческим и современным событиям, т.е. особое внимание уделяется умениям и навыкам поиска, систематизации, комплексного анализа исторической информации через разные носители. Настоящая программа учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы профессиональной ориентации, самообразования и самоопределения, а также дискуссионные проблемные задания, дающие возможность самоутвердиться, что является немаловажным в старшем школьном возрасте. Программа предусматривает согласно учебному плану обучение в объёме: «Всеобщая история»--24 часов, «История России»--44 часов (включая «Историю Татарстана»).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._istoriya_11_kl._yusupovoy_v.f.docx80.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Нурлат Республики Татарстан

                «Рассмотрено»

Руководитель МО

________/  Гудилина Е.В. /

                    Ф.И.О.

Протокол №   1   от

« 27 » августа  2018 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР   МАОУ «СОШ №4» г. Нурлат РТ

______/   Леонтьева О.С. /

                       Ф.И.О.        

« 27 »  августа   2018 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ «СОШ №4»

г. Нурлат РТ

_________/   Ахметзанов С.Ф. /

                           Ф.И.О.

Приказ № 84  от

« 27 »  августа  2018 г.

                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Среднего общего образования

по предмету «История» для 11 класса

Срок реализации: 1 год

Количество часов: всего 68: в неделю 2 часа

Уровень: базовый

Составитель: Юсупова Венера Феликсовна, учитель истории, обществознания и права, высшая категория

Рассмотрено на заседании педагогического совета

                               протокол №1  от «27» августа 2018 года

г. Нурлат, 2018 г.

2. Пояснительная записка

Рабочая  программа по истории адресована для работы в 11 классе общеобразовательного учебного учреждения и  составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

2. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)

3. Приказ Минобрнауки России №1897 от 17.12.2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная программа./сост. Е.С. Савинов.- М: Просвещение, 2011

5.  Информационно-методическое письмо МОиН РТ «Об изучении истории и обществознания» в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан в 2013/2014 учебном году (№ 15514 от 08.11.2013 г.);

8. Фокеева И.М. Национально - региональный компонент исторического образования: Методическое пособие для учителя. Казань – ТаРИХ;

с использованием  учебно-методического комплекта:

1. Загладин Н. В., Козленко С.И, Минаков С.Т., Петров Ю.А.. История России.  ХX- начало XXI века»:  учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история.XX-начало XXI века. 11 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009.

3. Галямова А. Г. История Татарстана и татарского народа. ХХ – начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобраз. учреждений. – Казань: Хәтер (ТаРИХ), 2009.

Рабочая программа составлена с учетом исторической и обществоведческой подготовки учащихся в основной школе. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени образования меняется – курс истории строится по проблемно-хронологическому принципу, более широко привлекаются историческая литература и источники. Учащиеся знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, развивают навык определения и аргументации своего отношения к историческим и современным событиям, т.е. особое внимание уделяется умениям и навыкам поиска, систематизации, комплексного анализа исторической информации через разные носители. Настоящая программа учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы профессиональной ориентации, самообразования и самоопределения, а также дискуссионные проблемные задания, дающие возможность самоутвердиться, что является немаловажным в старшем школьном возрасте. Программа предусматривает согласно учебному плану обучение в объёме: «Всеобщая история»--24 часов, «История России»--44 часов (включая «Историю Татарстана»)

Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 44 часа, но в связи с включением национально-регионального компонента сокращена на 10 часов. Таким образом, рабочая программа по истории России и Татарстана составлена на 44 часа.

Принципы распределения резервных часов курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует данный вариант планирования для включения в свою рабочую программу).

История России – Существенных изменений в содержании учебного материала – нет. Учитывая существенное сокращение часов, меняется подход к преподаванию истории в старших классах: больше внимания уделяется проблемному преподаванию, выявлению особенностей политического, социально-экономического и культурного развития России.

Всеобщая история: В курсе Всеобщей истории доминирует цивилизационный  подход и проблемно-хронологический принцип  в построении курсов истории. Существенно поменялась расстановка акцентов в некоторых темах. При изучении древней и средневековой истории акцент перенесен на изучение истории цивилизаций, как особых социокультурных систем, отражающих специфику духовных традиций, нравственных установок, моделей экономического и правового поведения человека.

История Татарстана: в курсе изучаются аналогичные события с историей России с точки зрения регионального компонента. Это позволяет учащимся более углубленно изучить историю своего народа.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основными задачами данного курса являются:

- систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся;

- обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную картину истории человечества, включая представления о периодизации, цивилизациях, прогрессе, «доминирующих тенденциях общеисторического развития в разные эпохи;

- представление мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;

- формирование у учащихся исторического мышления, понимания причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;

- осознание учащимися места России в истории человечества и в современном мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;

- воспитание у учащихся гуманистического видения мира, неприятия всех проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социально-групповой), уважения к другим, далеким по времени и современным культурам;

- формирование у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нарушений прав человека, нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения прошлого русского народа и других народов страны;

 - воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных конфликтов путем поиска их мирного разрешения.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилезации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Логические связи данного предмета с другими предметами

Курс предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное  взаимодействие курсов истории и обществознания  позволяет сформировать целостное представление  о динамике развития и исторической обусловленности современных форм жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование межпредметных связей географии и истории закрепляет умения оперировать статическим и картографическим материалом. Интегративные связи истории и предметов в образовательной области «Филология» повышает  коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся освоить на более высоком уровне образно выразительные особенности родного, русского и иностранного языков.

Изучение русской и татарской литературы дает возможность знакомиться с образцами татарской,  русской и мировой художественной литературы, с духовными исканиями выдающихся писателей. Связь истории с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК), помогает понять специфику различных видов искусств. Межпредметные связи с вышеназванными предметами помогают формировать у учащихся эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру.

Описание места учебного предмета, курса «Истории. 11 класс» в учебном плане

На изучение предмета  «История» в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений  Российской Федерации отводится 2 часа в неделю, учебных недель в текущем 2018-2019 учебном году 34, поэтому рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, из них на курс «Всеобщая история» отводится 24 часов, на курс «История России», включая региональный компонент - «Историю Татарстана»  - 4  часов, при этом, на изучение «истории Татарстана» отводится 10 часов.

Таким образом, данная рабочая программа предусматривает, согласно учебному плану, обучение в объёме: «Всеобщая история»--24 часов, «История России»--44 часов (включая «Историю Татарстана»).

4. Содержание тем учебного курса

Настоящая  программа предоставляет возможность всем обучающимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 11 класса. Изучение истории, как часть процесса формирования социального опыта личности российского гражданина XXI века, подразумевает единство моральных критериев, стоящих над идеологическим, политическим и культурным разнообразием современного мира.

Курс истории «Россия и мир во второй половине XIX – начале XXI века» изучает синхронно-параллельно основные события российской и европейской истории, которые являются поворотным этапом  в развитии человечества – Новым временем:

- индустриализация и развитие научно-технического прогресса;

-изменения в социальной структуре общества;

-эволюционное движение к социальному обществу и серия революций в разных частях света;

- революции 1905 – 1907 гг., 1917 г. в России;

- крушение колониальной системы;

- монополярность, биполярность и многополярность современного мира, поиски путей преодоления противоречий;

- основные события российской истории в совокупности явлений, событий и процессов, происходящих в мире;

- судьба нашей страны, прошедшей в XX веке путь от Российской империи к Союзу Советских Социалистических республик, а затем к новой России, отличающейся от прежнего СССР и границами и общественным устройством.

История России в XX – начале XXI века – неотъемлемая и уникальная составляющая всемирной истории Новейшего времени. Принцип синхронно параллельного изучения всемирной истории и истории России позволяет реализовать учителю новый подход к обеспечению усвоения Государственного стандарта старшей школы: метапредметность и интегративность обучения, так как, учитывая исторические процессы международной интеграции и дезинтеграции, практически все уроки носят характер интегрированных в область других образовательных предметов: обществознание, естествознание, экономика, социология, философия, литература, искусство и пр.

 

Россия во второй половине XIX - начале XX в.

Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.

Революция и Гражданская война в России

Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.

Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый" и "красный" террор. Российская эмиграция.

Переход к новой экономической политике.

СССР в 1922-1991 гг.

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.

Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война" и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.

Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.

"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.

Причины распада СССР.

Российская Федерация (1991-2003 гг.)

Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

Российская культура в условиях радикального преобразования общества.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории.

Модернизация исторических взглядов. Интерпретация или фальсификация исторических фактов и событий. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны. Методологические подходы по противодействию попыткам фальсификации ключевых событий отечественной истории.

Казанская губерния в пореформенный период  

В пореформенный период в Казанской губернии резко увеличилось число фабрик и заводов, сформировались многонациональные по своему составу буржуазия и пролетариат.

Зародилось и получило развитие татарское национальное движение.

Крупные шаги вперед сделала культура. Получили всемирную известность несколько новых казанских научных школ. Появились новые высшие, средние учебные заведения, новометодные мектебы и медресе. Время большого подъема переживали театральное искусство, татарское книгопечатание.

Казанская губерния в  начале XX века  

 Казанская губерния была центром формирования татарской нации. Здесь также жили русские, чуваши, марийцы и другие народы. Значительное число татар проживало в Уфимской, Оренбургской, Симбирской и ряде других губерний России.

На территории Казанской губернии происходили многие важные события политической, экономической и культурной жизни, имевшие значение для всей страны. Начавшаяся в 1914г. первая мировая война, неудачи на фронтах, тяжелое экономическое положение в тылу привели к обострению социальной обстановке в стране и усилению революционных настроений в обществе.

Революция и гражданская война

Свержение самодержавия, Октябрьская революция и гражданская война, коренным образом изменили облик страны. Все эти события нашли отражения и на территории

Казанской губернии. К власти пришла большевистская партия. Наиболее крупными событиями гражданской войны на территории губернии стали захват Казани учредиловцами и чехами. Возвращение города Красной Армией в августе- сентябре 1918г., борьба с войсками адмирала Колчака, захватившими к весне 1919г. Значительную территорию губернии.

Татарская Республика в 20-е годы.

  Образование Татарской Автономной Советской   Социалистической республики. Борьба с последствиями голода, восстановление промышленности, начало коллективизации сельского хозяйства, ликвидация неграмотности, развертывание сети общеобразовательных школ и вузов,  перевод татарской письменности с арабского шрифта на латиницу.

В условиях ускоренной модернизации 

 В предвоенное десятилетие 1930-1941 гг. в Татарии было построено и введено в действие около 60 крупных промышленных предприятий. Вступили в строй заводы по производству авиационных моторов и тяжелых бомбардировщиков.

В 1937-1938гг. республика в период усиления политических репрессий. Жертвы репрессий и их реабилитация.

В годину суровых испытаний

 В годы Великой Отечественной войне Татарская АССР - одна из главных тыловых баз страны. Активное участие промышленности и сельского хозяйства в  продовольственном обеспечении армии. Велик вклад в победу ученых, врачей и творческих работников Татарстана.

Республика во второй половине 40х гг. – первой половине 80х годов

В период 40 -80-х годов ТАССР - мощный индустриально – аграрный регион страны. Развитие тяжелой, легкой промышленности, сельского хозяйства.

Промышленное освоение нефтяных богатств. Рост образовательного уровня населения.

Расширение возможности получения среднего специального и высшего образования. Сужение сферы применения татарского языка, быстрое уменьшение количества татарских школ. Достижения в области литературы и искусства, науки и образования.

Шаги суверенитета

  30 августа 1990 г. принятие Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР, начало новому этапу в истории Татарстана. Важные шаги по пути суверенитета: учреждение института президенства и выборы первого президента Республики Татарстана (1991г.), референдум о государственном статусе республики (21 марта 1992г.), принятие Конституции Республики Татарстан (6 ноября 1992г.), Договор " О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (15 февраля 1994г.)

Республика Татарстан на рубеже веков

 Вступая в ХХI век и новое тысячелетие. Республика - цели на будущее. На рубеже веков: основные приоритеты в экономической, политической, образовательной сфере. Смена общественного строя в России, переход к демократии, федерализму, рыночным отношениям должны иметь четкую направленность - на созидание, построение достойной жизни. Реформы в стране и республике.

Татарстан ХХI века.

Первые успехи и проблемы. Основные приоритеты в развитии экономики, политики и общества. Тысячелетие Казани.

Тактика и стратегия президента Татарстана М.Шаймиева 2000-2010гг. Путь к процветанию.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной Новой и Новейшей истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, учебного проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения истории

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально- нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

- приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

Знаниями:

- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по историческим периодам;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

  1. Тематическое планирование  по истории. 11 класс

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

  1. Введение. Становление индустриальной цивилизации

4

1

Мир в конце ХIХ в. - начале ХХI вв.: оценка эпохи

 Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Проблема периодизации НТР.[1]

1

2

Эшелоны капиталистической модернизации: сравнительная характеристика

Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. Изменение социальной структуры индустриального общества

1

3

Духовный мир человека рубежа ХIХ-ХХ вв.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма

1

4

Мировая колониальная система на рубеже ХIХ-ХХ вв. Первая мировая война

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия

1

2. Россия и Татарстан во второй половине XIX – начале XX вв.

7

5

Россия в эпоху «великих реформ» Александра II .

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Казанская губерния в российских социально-экономических модернизационных процессах

1

6

Россия в годы правления  Александра III.

Политика контрреформ

1

7

Россия как страна второго эшелона капиталистической модернизации

Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных проблем в обществе.

1

8

Общественно-политическая жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма

1

9

Русская культура второй половины ХIХ в. «Серебряный век» русской культуры

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

1

10

Внешняя политика России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

1

11

Казанский край во второй половине XIX в - начале XX вв.

1

  1. Россия и Татарстан в 1917-1921 гг.

6

12

Революция 1917 г.

 Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти.

1

13

Первые преобразования Советской власти

Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России

1

14

Гражданская война в России

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Политические программы участвующих сторон. «Белый» и «красный» террор.

1

15

Политика «военного коммунизма».

Причины поражения белого движения. Российская эмиграция. Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны.

1

16

Переход к новой экономической политике.

Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа

1

17

Татарстан в 1917-1921 гг.

1

  1. Мир в 1918-1939 гг.

4

18

Европейский кризис 1918-1920 гг. Версальско-Вашингтонская система

Основные этапы развития системы международных отношений в первой половине ХХ вв. Складывание международно-правовой системы. Лига наций

1

19

Западные демократии в 1920-1930-е гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства

1

20

Фашизм.

Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур

1

21

Страны Азии в 1918-1939 гг.

1

  1. Россия и Татарстан в мире 1920-1930-х гг.

8

22

Образование СССР

Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство

1

23

Индустриализация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.

1

24

Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества

1

25

Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.

Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г

1

26

Внешнеполитическая стратегия СССР  между мировыми войнами

Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности.

1

27

Татарстан в 1920-1930-е гг.

1

28

Советская культура в 1920-1930 - е гг.

Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма.

1

29

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Советское государство и общество в 1920-1930-е гг.»

1

        6. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

10

30

СССР накануне Великой Отечественной войны

Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

1

31

Великая Отечественная война.

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны

1

32

Период неустойчивого равновесия

Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Кампания 1942 г.

1

33

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны

1

34

СССР на завершающих этапах Второй мировой войны

Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией

1

35

Советский тыл в годы войны. Партизанское движение

Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.

1

36

Создание и укрепление антифашистской коалиции. На фронтах Второй мировой войны

СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне

1

37

Татарстан в годы Великой Отечественной войны

1

38

СССР и итоги Второй мировой войны

Развитие советского военного искусства. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа».

1

  1. СССР и Татарстан во второй половине 1940-х – начале 1980-х гг.

12

40

«Холодная война»

ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».

1

41

СССР в последнее сталинское десятилетие

Восстановления хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием

1

42

СССР в эпоху Хрущёва

Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма

1

43

Внешняя политика СССР в первые послевоенные десятилетия

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение

1

44

Духовная жизнь в СССР в послевоенные годы

1

45

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Попытки демократизации социалистического строя. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки

1

46

Проблемы духовной жизни ХХ в.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Феномен контркультуры. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

1

47

Татарская АССР во второй половине 1940-х – середине 1960-х гг.

1

48

Эпоха Брежнева в СССР: кризис модели развития

Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.

1

49

«Доктрина Брежнева»

СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война

1

50

Советский Татарстан во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг.

1

51

Повторительно-обобщающий урок по теме: по теме: «СССР во второй половине 1940-х – начале 1980-х гг.»

1

8. СССР - Россия  и Татарстан во второй половине 1980-х гг. – начале ХХI в.

11

52

Перестройка в СССР. Стратегия «ускорения»

Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности.

1

53

Политика «гласности»

Политика «гласности». Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты

1

54

На пути к распаду СССР. Новое политическое мышление

Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты

1

55

Татарстан во второй половине 1980-х гг.

1

56

Становление новой российской государственности

 Политический кризис сентября-октября 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и движения Российской Федерации. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

1

57

Президентские выборы 2000-х гг.

Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Парламентские выборы 2003, 2007 и 2011 гг. Президентские выборы 2004, 2008 и 2012 гг.

1

58

Переход к рыночной экономике

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

1

59

Россия в глобальном мире

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Присоединение к России Крыма и Севастополя – 2014 г.

1

60

Современная российская культура.

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразования общества

1

61

Современный Татарстан

1

62

Повторительно-обобщающий урок по теме:  «СССР-Россия и мир  второй половины 1980-х гг. – начала ХХI в.»

1

9. Человечество на этапе перехода к информационному обществу

6

63

Информационная революция и становление информационного общества

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства

1

64

Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв.

Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире

1

65

Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв.

«Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

1

66

Итоговая контрольная работа за курс истории в 11 классе

1

67

Проблемы духовной жизни ХХ в.

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе

1

68

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны

1

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

1. Загладин Н.В., Козленко С.И, Минаков С.Т., Петров Ю.А.. История России.  ХX- начало XXI века»:  учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история.XX-начало XXI века. 11 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009.

3. Галямова А. Г. История Татарстана и татарского народа. ХХ – начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобраз. учреждений. – Казань: Хәтер (ТаРИХ), 2009

Методическое пособие для учителя: 

  1. Бухарева Н.Ю.  Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина 11 класс «История России XX-начало XXI века». Часть I. Волгоград 2011.
  2. Бухарева Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина 11 класс «История России XX-начало XXI века». Часть II. Волгоград 2011.
  3. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М.:Эксмо,  2009.
  4. Контрольно-измерительные материалы. История России. Базовый уровень: 11 класс/ сост. К.В.Волкова–ВАКО, 2012

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: ноутбук, мультимедиапроектор, экран

Список литературы (основной и дополнительной)

Список основной литературы:  

1. Загладин Н. В.,Козленко С.И, Минаков С.Т., Петров Ю.А.. История России.  ХX- начало XXI века»:  учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история.XX-начало XXI века. 11 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни). – М.: Мнемозина, 2009.

3. Галямова А. Г. История Татарстана и татарского народа. ХХ – начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобраз. учреждений. – Казань: Хәтер (ТаРИХ), 2009

Дополнительная литература и средства обучения:

  1. Веряскина О.Г., Савилова Т.Г. История России. 9 класс. Тематические тесты – Ростов н/Д: Легион, 2011
  2. История Татарстана XX- начало XXI: Учебное пособие для 9 классов.  -  Казань: Хэтер. 2009 г.
  3. Кириллов В. В. Отечественная  история  в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008.
  4. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России: поурочные разработки,11 класс. - М.: Эксмо, 2006
  5. Шестаков В. А. История  Отечества XX- начало  XXI века. – М.:  Просвещение. 2010г.
  6. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России XX – начало XXI века./ Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. // -  М.: «Просвещение». - 2008.
  7. Данилов А.А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы / А.А. Данилов, А.В. Пыжиков// — М.: «Просвещение»,  2002.
  8. Шестаков В.А. История России XX-начала XXI века / В.А. Шестаков// - М.: «Просвещение». - 2007.
  9. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России. Поурочные разработки. 11 класс. /В.В. Кириллов, М.Н. Чернова// - М.: «Эксмо». - 2006.
  10. Коваль  Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Истроия России. XX век / Т.В. Коваль// - М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС». - 2001
  11. Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России XX века в 9, 11 классах / Т.А. Корнева// - Волгоград: «Учитель». - 2002
  12. Сорокина Е.Н. Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России  XX века. 10 – 11 классы, сборник элективных курсов / Е.Н. Сорокина // Волгоград: «Учитель». - 2006
  13. Кузьменко А.Ф. Тематические схемы по истории России XX века. / А.Ф. Кузьменко // - М.: «ВЛАДОС». - 2002
  14. Кириллов В.В. Отечественная история XX – начала XXI века в схемах, таблицах и диаграммах /В.В. Кириллов// - М..: «Приор». - 2003
  15. Фортунатов В.В., Снигирёв С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Фортунатов, С.Ф. Снигирёв, А.Г. Фирсов // - С.- Петербург: «Питер». - 2006.
  16. Зинченко А.В. История России IX-XX вв. в схемах и таблицах / А.В. Зинченко// - М.: «УРСС». - 2003.
  17. Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М.: «Эксмо». - 2004.
  18. Стрелова О.Ю. «ЕГЭ – выполнение заданий части С», М.: «Экзамен», 2007.
  19. Соловьёв Я.В., Гевуркова Е.А., Ларина Л.И., Егорова  В.И. «Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ», История, М.: «Астрель», ФИПИ,  2008.
  20. «История, ЕГЭ, универсальные материалы для подготовки учащихся, 2017, ФИПИ, М.: «Интеллект- Центр», 2017.

Мультимедийные пособия

  1. Учебное электронное издание по курсу «История России» /разработан компанией «Новый диск»по заказу компании «Марис» - 2003
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 5-е изд. / «Кирилл и Мефодий», 2001
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки по истории России»,2006
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  «МХК», 2008
  5. ЕГЭ. Локальная версия официального сервера информационной поддержки ЕГЭ / 2002
  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия  «История России с 862-1917 г.», 2008
  7. Диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  8. Краткая Российская энциклопедия,
  9. Диск ЕГЭ – История. Версия -2.
  10. Диск «История» Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ.


[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа среднего общего образования по истории России

Рабочая программа по истории России профильный уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету История Древнего мира 5 класс (ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;Примерной основной образовательной программой образовательного учр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования по истории для 10-11классов

Рабочая  программа составлена на основе:Закон РФ « Об образовании» п.2.7.ст 32 - Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утверждённого приказ...

Рабочая программа среднего общего образования по истории (профильный уровень)

Рабочая программа по истории и ктп ( профильный уровень )...

Рабочая программа среднего общего образования по истории для 11Б класса

Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на...

Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета "География" ,10-11 кл

География формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3055844) учебного предмета «История» для обучающихся 9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Истории для обучающихся 9 классов...