Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Назаренко Татьяна Геннадьевна

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass.docx38.44 КБ
Файл urok_8_klass.pptx299.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество.

Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Цели урока:

Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сл.1

Здравствуйте ребята!

На прошлом уроке вы говорили об индустриальной революции,  достижениях и проблемах. Давайте вспомним, что такое.

Прием «чистая доска» - называя термин, событие или дату, прикрепите ее в соответствующий сектор.

(Если забыли, можете посмотреть в учебнике)

Прием «Чистая доска»

Сл.2. Таблица на экране – заполняют и проговаривают, располагая в соответствующий сектор.

        

Политика

Экономика

Дух.сфера

Соц.сфера

Индустриальное общество? (черты: разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, высокий уровень миграции населения, бурный рост городов, возрастание государственного регулирования).

Монополия? (исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства или организации (свое господство в определенной отрасли хозяйства)).

Синдикат? (объединения, занимавшиеся совместным сбытом продукции)

Концерн? (объединения трестов или предприятий, зависящих от определенной монополистической группы)

Трест? (полное объединение собственности для совместного производства и сбыта продукции)

Картель? (форма слияния предприятий, определявшая цену и делившая рынки сбыта)


Чтобы завершить повторение, мы проведем небольшой письменный опрос.

(Раздаточный материал №1)

Согласны ли Вы с утверждением:

  1. Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)
  2. Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата?(Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего сгорания)
  3. В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)
  4. Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).
  5. Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобретения, выросли города)
  6. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм? (Да)
  7. Учащиеся выполняют работу.

Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 6 ответил? Поставьте «5»! Кто сделал одну или две ошибки? Поставьте отметку  «4»! У кого 3 неверных варианта? Не надо ставить себе отметку, надо будет еще подучить этот материал!

Итак, проверили, отметки себе поставили! Молодцы! Продолжаем наш разговор!

Итак, сделайте вывод по таблице

Проверяют работу соседа и ставят отметки.

Отмечают, что таблица показывает - не хватает знаний о социальной сфере

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному.

И сегодня я предлагаю вам сформулировать тему и цель урока - Что же мы должны сегодня узнать? 

Формулируют тему «Какие слои составляют основу индустриального общества?» и цель урока – узнать какие слои составляют основу индустриального общества?

Мы сформулировали тему урока:

Социальная структура индустриального общества. Записывают её в тетрадь.

Сл.3. А вы понимаете, что такое структура общества? Другими словами, какие социальные слои населения составляют основу общества? Посмотрите на экран.

Давайте назовем, основные слои этих обществ.

До 18 века                                                                                              19 век

ТРАДИЦИОННОЕ                                                                  ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

  1. Дворяне-землевладельцы
  2. Крестьяне 
  3. Духовенство
  4. Купечество

Называют слои общества - ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество - что это?)

19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - затрудняются

Сформулируйте проблемный вопрос.

Каким образом мы решим эту проблему? Что нам поможет? 

Проблемный вопрос: Как изменилось общество в 19 веке?

  1. Какие слои общества существовали
  2. Образ жизни.
  3. Проблемы.

Нам поможет учебник, имеющиеся  знания по истории и коллективная работа.

Сл.4. Давайте разделимся на 4 группы. Изучаете  новые термины, работая с текстом учебника, сопоставьте и определите значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.

Задание А. Описывается  прием «зигзаг».

Все термины вы видите на экране, проверьте себя.

Разделились на группы. Работая с текстом учебника, сопоставляют и определяют значение слов, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному.

(Раздаточный материал №2). Приём «Зигзаг-2»

Термин  изучается каждым учеником полностью.

  • Индивидуальная работа. Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
  • Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил термин № 1, в другой — те, кто получил термин № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части задания.
  • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всем терминам.
  • Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

Проверяют себя. Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях.

Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества.

Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом.

Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью и существующий за счёт доходов от этой собственности.  

Сл.5.

Таким образом, модернизация, индустриализация, революция, капитализм – эти процессы позволили осуществить переход к индустриальному обществу.

Переходим к решению нашей главной задачи.

Какие слои появились в 19 веке?

Задание Б. Заполняют  таблицу  - раздаточный материал №3 на основе просмотренного отрывка видео-урока.

Сл.6. (Видео-урок №3)        

Сл.7. Работа закончена. На экране схема. Оцениваем себя.

Итак, назовите, какие же слои общества составляли структуру индустриального общества?

 (вывести на экран)

Оцените свою работу? 1 группа есть у вас ошибки? (нет – поставьте себе «5», если  1 ошибка – поставьте себе «4»).

Почему именно так располагаются слои общества?

Задание В.

Давайте дадим краткую характеристику каждого класса.

Ребята, а как вы думаете,  какая большая социальная группа сохранилась от традиционного общества? 

1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)

Аристократия – что значит старая аристократия?

А что значит новая аристократия?

Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).

2. Буржуазия  Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода.

Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход.

3. Средний класс - объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели. Главный признак – устойчивое материальное положение. 

4.Рабочий класс  - он был однородным? (нет) – высоквалифицированные и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).

5.Крестьянство.

(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).

Итак, мы дали с вами характеристику каждой социальной группы.

Кто готов дать ответ на проблемный вопрос урока?

Можно считать ответ полным?

Ответы – социальная структура индустриального общества изменилась, появились новые слои, теряют свою значимость аристократия и крестьянство.

- Нет

Давайте подумаем, как индустриальная революция, повлияла на жизнь людей  индустриального общества – это видно из видеоурока.

Отвечают - Вместе с достижениями появляются и ПРОБЛЕМЫ:

Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался детский и женский труд.

Приведите пример, найдя информацию в учебнике на стр.32 или 27, если у вас другой учебник.

Эти проблемы привели к 1.миграции населения и 2. женскому движению за уравнение в правах.

 (1.урбанизация, особенно в Англии, 2. эмиграция, особенно в США; 3. эксплуатация женского и детского труда, 4.  эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).

Сл.8.                      

Таким образом, давайте сделаем вывод. Выполнили мы сегодня проект? 

Да, мы узнали о социальных слоях и проблемах  индустриального общества

Кто готов дать ответ на проблемный вопрос

В 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру - аристократия, буржуазия, средний класс, рабочий класс и крестьянство,  и обнаружило общественные проблемы. 1.урбанизация, особенно в Англии, 2. эмиграция, особенно в США;3. эксплуатация женского и детского труда, 4.  эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах

Какое домашнее задание вы будете выполнять, можете выбрать свой уровень.        

Формулируют домашнее задание – сочинение или сообщение о представителях разных слоев общества.

Сл.9.  Синквейн.

Я предлагаю вам завершить урок на хорошей эмоциональной ноте. Давайте напишем синквейн по нашей теме.

Правила: существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.

Составляют синквейн. Общество.

Индустриальное, промышленное.

Развивается, изменяется, модернизируется.

Общество приобрело более сложную структуру.

Проблемы.

Сл.10.  А теперь давайте сами себя оценим, как мы поработали на уроке? Сложите 2 оценки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. Если у кого получилось от 4,6 до 5.0? Молодцы, сегодня вы получаете пятерку. А у кого от 4 до 4,5? У вас четверка.

Сл.11.  Все молодцы!

Оценивают себя, выставляют отметки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

13.03.2019 Д/З $ 3

Слайд 2

Политика Экономика Духовная сфера Социальная сфера Английская буржуазная революция (1640 - 1689) Северная война (1700-1721) Война́ за незави́симость США (1775 —1783) Вели́кая францу́зская револю́ция (1789 – 1799) Индустриальное общество Монополия Синдикат Концерн Трест Картель Семюэл Морзе и Александр Белл. Двигатель внутреннего сгорания. Автомобиль с паровым двигателем. Токарный станок Генри Модслея . Рост развитых европейских стран и США. Монополистически капитализм.

Слайд 3

Социальная структура индустриального общества До 18 века ТРАДИЦИОННОЕ 19 век ИНДУСТРИАЛЬНОЕ Дворяне-землевладельцы Крестьяне Духовенство Купечество

Слайд 4

Этап планирования. Каким образом мы решим эту проблему? Что нам поможет? ПЛАН: Какие слои общества существовали Образ жизни. Проблемы. Нам поможет учебник, имеющиеся знания по истории и коллективная работа.

Слайд 5

Модернизация – исторический процесс от традиционного аграрного общества к современному индустриальному. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях. Революция – радикальное коренное изменение, скачок в развитие общества. Капитализм – общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности и эксплуатации наемного труда капиталом. Буржуазия - социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью и существующий за счёт доходов от этой собственности.

Слайд 7

Структура индустриального общества

Слайд 8

Проблемы индустриального общества Миграция населения. 1.урбанизация, особенно в Англии; 2. эмиграция, особенно в США. Положение женщин и детей. 1. эксплуатация женского и детского труда; 2. эмансипация (за уравнение прав с мужчинами) во Франции, в Англии (добились приема в университеты, сохранение детей при разводах).

Слайд 9

Синквейн Правила: 1 существительное. 2 прилагательных. 3 глагола. Фраза. Слово-резюме.

Слайд 10

Оценивание Сложить 2 отметки, которые вы себе ставили, работая с раздаточным материалом и разделите на 2. от 4,6 до 5.0 - «5» от 4 до 4,5 – «4»

Слайд 11

Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс

Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...

Урок истории 8 класс "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта)

Разработка урока истории 8 класс по теме "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности" (технологическая карта урока)В приложениях есть раздаточный материал, памятка работы в группах, през...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Уравнение cos x = a" 10 класс

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды...

Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II», 8 класс

Цель урока: узнать об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II;- продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапред...