Рабочая программа по факультативному курсу "История:теория и практика" (11 класс)
рабочая программа по истории (11 класс)

Лубсанцыренов Александр Дымбрылович

Рабочая программа по факультативному курсу "История:теория и практика" (11 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

                            ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»

     Рекомендована  к  утверждению                                                   Утверждена приказом

протокол ШМО №__________                                                  ГБОУ «КШ-ИСОО»

от ___.______________._____                                                  №______ от ___.___,______  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 _____Вариативный курс    «История: теория и практика»_____

для______________ 11__________________класса (2 ступени)

на период___2018 – 2019 уч. год______________________________________

                                                 

                                                                              Автор (составитель): Лубсанцыренов  А.  Д.,

                                                                                              преподаватель истории и обществознании ,I кв.                            

                                                                                               категории

                                                                                                          (ФИО, должность, квалификация)

                                                      

                                                                         2018

                                                Пояснительная записка

       Рабочая программа по вариативному  курсу по истории «История: теория и практика» адресована учащимся 11 класса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:

- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),

Цель курса:

содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.                                                                                            

Задачи:

  • Обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке.
  • Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом  и исторической наукой в прошлом и настоящем;
  • Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
  • Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение  к историческому прошлому своего и других народов.

                                            Характеристика предмета

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами,  для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.                                                                                                          В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы  фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования – от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки –  и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

         Таким образом, в содержании образования все более важным становится  не знаниевый,  а компетентностный подход, объединяющие интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образование.

         Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России XX века» составлена Е.Н.Сорокиной разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения. Программа выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация.

       Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ  проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в сложном и быстро меняющемся мире.

              Актуальность и новизна содержания программы  

  • позволяет лучше сориентироваться в огромном потоке научно -публицистической литературы по проблемам отечественной истории;                                                                  
  • дает возможность наряду со систематическим усвоением содержания заострить внимание на самых важных, а также на самых интересных для ученика темах;                                
  • формирует у ученика освоение методов исследовательской деятельности, умение интегрировать знания.

Вариативный курс рассчитан на 34 часа,1ч в неделю.

Планируемые результаты изучения курса учащимися в 11-м классе                                                В результате изучения истории на базовом  уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и  

         2

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  •    участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.  

Требования к уровню подготовки учащихся

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

                                                       

                                                Содержание программы

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века

Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. « Зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н. X. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX века.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы

Гражданская война - трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом Г. А.          

Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Д. Кондратьева.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939-1940 гг.)

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Версия Виктора Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»?

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Сценарий превентивного удара, разработанный Буничем: «Операция « Гроза».

Версия В. Суворова: «Германский фашизм - это Ледокол Революции». Моделирование превентивного удара по версии В. Суворова. Анализ вероятности подобных сценариев.

Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы - большая кровь.

Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной войны».

Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм - миф или реальность?

Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.                                                                  

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года ...

Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы...

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.

 

                                      Тематическое планирование

Содержание обучения. Разделы, темы

Кол-во часов

Дата проведения

1

Тема1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века

2 часа

  1 четверть

2

Тема 2. Культура России в конце XIX начала XX века

2 часа

 

3

Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

4часа

 

                                                                2 четверть

4

Тема 4. Гражданская война: новые подходы

4 часа

 

5

Тема 5. Индустриализация и командно-административная система

4 часа

                                                                                 3 четверть

6

Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика?

4 часа

 

7

Тема 7. Культура соцреализма

1час

 

8

Тема 8. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)

1 час

 

9

Тема 9. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

2 часа

 

10

Тема 10. Страх или свобода?

2 часа

 

11

Тема 11. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое

3 часа

 4 четверть

12

Тема 12. Если бы  ГКЧП  пришел к власти в августе 1991 года…

3 часа

 

13

Обобщение и контроль знаний

2 часа

 

 

34 часа

 

Календарно – тематическое планирование курса  вариативного курса по истории «История: теория и практика»  в 11 классе

Тема урока

Кол.

часов

Дом. задание

Дата проведения

план.

факт.

 

 1 четверть

 

 

 Тема 1.  Проблемы модернизации в развитии России начала XX века 2 часа

1-2

 Проблемы модернизации в развитии России начала XX века 

2

 

 

 Тема 2. Культура России в конце XIX начала XX века  2 часа

 

 

3-4

   Культура России в конце XIX начала XX века

2

 

   

 Тема 3. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?  4 часа

 

 

5      

  Революция 1917 года. Возможность исторического выбора.

1

 

6

 Историография: 1917 года 

1

 

 

7    

 Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

 

1

 

8    

 Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

 

4

 

 

Тема 4. Гражданская война: новые подходы  4 часа  

2 четверть

 

 

9-10    

 Гражданская война - трагедия русского народа…

2

 

11

 Причины победы «красных» и поражения «белых».  

1

   

12

  Две армии одного народа.   

2

 

 

 

 Тема 5. Индустриализация и командно-административная система 4 часа

 

 

13

  Начальный этап социалистической индустриализации 

    1

 

14 -15  

  Главные итоги социалистической индустриализации.

2

 

16

 «Незначительные жертвы» индустриализации.

1

 

 

                          3 четверть

2

 

Тема 6. Коллективизация - трагедия крестьянина- труженика?  4 часа

17  

 Начало коллективизации.

1

 

18  

 «Успехи» коллективизации.

1

 

19    

 Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 гг.

1

   

20  

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

 

1

    .

 

Тема 7. Культура соцреализма  1час

 

   

 21

  Культура соцреализма

1

    

 

 Тема 8. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне) 1час

 

    

  22

   Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)  

 1

    

   

 Тема 9. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии  2часа

 

    

 23-24

    Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

 

    

 

 Тема 10. Страх или свобода?  2 часа  

 

    

 25

 Приказ № 227 «Ни шагу назад!»  . Разные оценки приказа № 227.

1

  26

Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм - залог Победы.

  4 четверть

1

   

 

 Тема 11. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое  3 часа

 

    

 27

 Виновники «холодной»  войны.  

 

 28-29

 Истоки «холодной войны. Разрядка и окончание «холодной войны».

 

 

 Тема 12. Если бы  ГКЧП  пришел к власти в августе 1991 года…  3 часа

 

30

  Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча.

 1

 31-32

 Если бы  ГКЧП  пришел к власти в августе 1991 года…

2

 33-34

  Обобщение и контроль знаний

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по факультативным занятиям по математике 6 класс

программа факультативных занятий по математике для учащихся 6 классов .Курс разработан на 25 часов....

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 5 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 5 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 6 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 6 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение». 7 класс.

Рабочая программа по факультативному курсу «Литературное краеведение» для 7 класса составлена в соответствии с:Нормативными правовыми документами федерального уровня:• Федеральным зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ» Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    Факультативный курс «Готовимся к ЕГЭ»      Кла...

Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс

Рабочая программа по факультативному курсу «Ландшафтный дизайн» 10 класс...