Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 классах.
рабочая программа по истории (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 - х классах "Юный историк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 5 классе.

Нормативные документы:

1. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.  № 1897);

3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов»;

4. Учебный план школы;

5. Годовой учебный календарный график на текущий учебный год;

6. Рабочая программа: Десятникова М.А., Мотина Л.В. «Юный историк» (по следам Древнего мира). Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

Количество часов по учебному плану: всего 33  ч.

Количество часов в неделю - 1 ч.

Планируемые результаты освоения курса.

Учащийся научится:

- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э.,н. э.);

- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

- составлять на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

- оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков;

- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми;

- контролировать процесс и результат учебной исторической деятельности;

Учащийся получит возможность научиться:

- анализировать и осмысливать текст документа, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;

-выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и схем;

- давать характеристику общественного строя древних государств, научиться видеть историческую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- научиться выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Раздел (тема)

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

Введение

Формировать  мотивацию к изучению нового.

Владеть целостным представлением о предмете «История»; изучать и систематизировать  информацию различных исторических источников.

Выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Наши древние предки

Осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Формировать навыки анализа, сопоставления, сравнения, составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания.

Познакомиться с понятиями «австралопитек», «человек умелый», Человек прямоходящий», «питекантроп»; описывать первые орудия труда; видеть сходства и различия первобытного  и современного человека, владеть понятиями «человек разумный», «ледниковый период», «родовая община», решать исторические задачи на счет времени.

Совершать свои действия, работая по плану, с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, прогнозировать предвосхищение результата и уровня усвоения, и в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Излагать свои мысли и слушать мнение окружающих, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способов взаимодействия; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничать в поиске и сборе информации, определении целей, функций участников, способов взаимодействия.

3

Путешествие по странам Древнего Востока

Уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

Выполнять задания на основе заданного алгоритма; составлять задания по предложенному образцу. Приобретать навыки работы с исторической картой, уметь строить устный ответ, объяснять понятия «фараон», «раб», «жрец», «писец» и др. иметь представление о социальной структуре общества, фиксировать информацию в виде схемы, овладевать навыком прочтения письменного источника.

Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий.

Выделять познавательные цели; устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений; создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Определять цели, функции, способы взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.  Вести  сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

3

В Древней Греции

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  с учётом устойчивых познавательных интересов;  

Осваивать приемы установления причинно-следственных связей; уметь объяснять разнообразие современного мира; определять и объяснять временные границы древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций; различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира;

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий. Выделять и сознавать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Искать и выделять информацию; анализировать объекты с целью выделения признаков; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; формулировать проблемы; создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Проводить инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

4

Древний Рим: от города до могучей империи

Выстраивать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Расширить опыт оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей, анализировать и делать выводы, иметь представление о работе с учебной исторической картиной, фиксировать информацию в виде таблицы, развивать навыки получения информации из специфического источника.

Составлять план решения проблем, сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Классифицировать и обобщать факты и явления, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Получить навыки с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, определять цели, функции участников, способов взаимодействия.

5

Древний мир– удивительный мир

Иметь творческий подход к изучению различных аспектов древней истории, видеть целостную картину мира.

Уметь решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах.

Совершать свои действия, работая по плану, с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, прогнозировать предвосхищение результата и уровня усвоения, и в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Быть готовым к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Содержание курса

Раздел

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

1

Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.

2

Наши древнейшие предки

2

В гостях у первобытного человека. 

Далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.

Загадки древнейших рисунков.

Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.

3

Путешествие по странам Древнего Востока

9

В гостях у египтянина.

Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина.

Храм — жилище богов.

Священные животные и боги. Мифы древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды.

Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья.

Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья.

Путешествие по городам древней Финикии.

Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Путешествие по древней Палестине.

Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейскихплемен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа

Путешествие по Древней Индии.

Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги,

Дорогами Великого шёлкового пути.

География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские нероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь, Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.

Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы).

Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.

4

В Древней Греции

9

Греция Гомера.

Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея»

На народном собрании в Афинах.

Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии  демократии в Афинах. Афинская демократия.

Священный огонь в Олимпии.

Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спора Древнегреческие атлеты. Современные олимпийские виды спорта.

В греческом храме.

Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.

Наследие Александра Великого.

Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.

Дорогами древней Эллады (итоговое занятие по теме «В Древней Греции.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры.. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.

5

Древний Рим: от города до могучей империи

9

В гостях у римлянина.

Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи.

Религия древнего Рима.

Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.

Раб (говорящее орудие труда)».

Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах.

В школе гладиаторов.

Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры.

Все дороги ведут в Рим.

Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты.

Правление Траяна — лучшего из императоров.

Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Древний  Рим: от города до могучей империи (обобщающее занятие).

6

Древний мир– удивительный мир

3

Семь чудес света.

Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский.

Общее и особенное древних цивилизаций.

Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.

Итого

33

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

Наши древнейшие предки

2

2

В гостях у первобытного человека

1

3

Загадки древнейших рисунков

1

Путешествие по странам Древнего Востока

9

4

В гостях у египтянина

1

5

Храм-жилище богов

1

6

Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды

1

7

Загадки Древнего Двуречья

1

8

Путешествие по Финикии

1

9

Путешествие по Древней Палестине

1

10

Путешествие по Древней Индии

1

11

Дорогами Великого шелкового пути

1

12

Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока»

1

В Древней Греции

9

13- 14

Греция Гомера

2

15

На народном собрании в Афинах

1

16-17

Священный огонь в Олимпии

2

18-19

В греческом храме

2

20

Наследие Александра Великого

1

21

Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады»

1

Древний Рим: от города до могучей империи

9

22

В гостях у римлянина

1

23- 24

Религия Древнего Рима

2

25

Раб-«говорящее орудие труда»

1

26

В школе гладиаторов

1

27-28

В дороги ведут в Риме

2

29

Правление Траяна-«лучшего из императоров»

1

30

Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи

1

Древний мир-удивительный мир

31

Семь чудес света

1

32- 33

Общее и особенное древних цивилизаций

2

Итого

33

Календарно- тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

По плану

Факт.

Коррекция

1

Введение

1

Наши древнейшие предки

2

2

В гостях у первобытного человека

1

3

Загадки древнейших рисунков

1

Путешествие по странам Древнего Востока

9

4

В гостях у египтянина

1

5

Храм-жилище богов

1                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

6

Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды

1

7

Загадки Древнего Двуречья

1

8

Путешествие по Финикии

1

9

Путешествие по Древней Палестине

1

10

Путешествие по Древней Индии

1

11

Дорогами Великого шелкового пути

1

12

Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока»

1

В Древней Греции

9

13- 14

Греция Гомера

2

15

На народном собрании в Афинах

1

16-17

Священный огонь в Олимпии

2

18-19

В греческом храме

2

20

Наследие Александра Великого

1

21

Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады»

1

Древний Рим: от города до могучей империи

9

22

В гостях у римлянина

1

23- 24

Религия Древнего Рима

2

25

Раб-«говорящее орудие труда»

1

26

В школе гладиаторов

1

27-28

В дороги ведут в Риме

2

29

Правление Траяна-«лучшего из императоров»

1

30

Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи

1

Древний мир-удивительный мир

31

Семь чудес света

1

32- 33

Общее и особенное древних цивилизаций

2

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории "История рыцарства" 6 класс

Курс внеурочной деятельности «История рыцарства» предназначен для учащихся 6-го класса.Актуальность данного курса внеурочной деятельности объясняется незначительным вниманием, уделяемым проблемам Сред...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 класса "По страницам истории"

        Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам истории» предназначена обучающимся средней школы (10-11 класс). В соответствии с планом...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки истории" 5 класс

Автор: Тернова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Малоугреневская СОШ»Направление – общеинтеллектуальное.Содержательная номинация. Организация внеурочной деятел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности " Из истории Российской полиции" для учащихся 6-7 классов.

Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся кадетских классов. Она состоит из теоретической и практической части. Программа позволяет расширить знания обучающихся об  истории воз...