Методическая разработка урока по курсу История Хакасии
план-конспект урока по истории (7 класс)

Горшкова Зинаида Николаевна

В данном материале приводятся методические рекомендациидля проведения урока по Истории с применением НРК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hakasiya_v_epohu_rannego_zheleza.docx155.99 КБ

Предварительный просмотр:

«ХАКАСИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА»  

Методическая разработка урока по курсу ИСТОРИЯ ХАКАСИИ

с древнейших времен до конца XVI века

Горшкова Зинаида Николаевна

учитель истории и обществознания

МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа №50»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Целевая установка учебного занятия:

Формировать у учащихся знания о народах Хакасско-минусинской котловины в эпоху раннего железа, представления об изменениях, произошедших в хозяйственном укладе степняков Евразии в I тысячелетии до н.э., формировании тагарской культуры, характеризующейся элементами скифского стиля, влиянии империи хунну на историю народов Евразии, создании и развитии самобытной таштыкской культуры, развивать умение работать с историческими источниками, анализировать исторические документы. Показывать на карте территорию расселения евразийских кочевников эпохи раннего железа; высказывать суждения о роли империи хунну в истории Хакасии; (предметные результаты).

Рассматривая цепь событий, явлений, процессов, связанных с историей Хакасско-минусинской котловины в в I тыс. до н.э. и их значение, развивать у учащихся умение строить логические рассуждения и делать оценочные выводы, формулировать и аргументировать своё мнение, составлять смысловые планы. Используя метод смыслового чтения (работа с текстом из книги М. А. Дэвлет «Большая Боярская писаница»,) развивать  умения осмысливать цели чтения, извлекать необходимую информацию из текста, подразделяя ее на основную и второстепенную. (метапредметные результаты).

Используя групповые технологии, способствовать освоению правил поведения, ролей и форм коммуникации в группах и сообществах, работая с историческими источниками, развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов родного края (личностные результаты)

Формы работы: фронтальная, групповая.

Основные термины: тагарская культура, курган, звериный стиль, хунну, таштыкская культура, туески, чекан, писаница.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

   Урок начинается с приветствия и проверки готовности к уроку.

Для проверки домашней работы учитель использует прием «Крестики – нолики»: учащимся предлагаются карточки с утверждением или вопросом требующим ответа «да»/ «нет», а также карточка для ответов, где отмечаются крестиком верные утверждения/ответ на вопрос «да», или нолик – отрицание /ответ на вопрос «нет». На выполнение задания отводится 5 минут, затем учащиеся обмениваются карточками с соседом по парте и проверяют работу (на обратной стороне доски учитель открывает правильные ответы и критерии оценки).

  1. Основная часть.Рассмотрение параграфа 3 «Хакасия в эпоху раннего железа» учитель начинает с вводной беседы о периоде становления господства народа хунну на территории ХМК. Объяснение материала учитель сопровождает работой с картой «Распространение племен в Средней Азии около VII в. до н.э» (Приложение 1). В качестве проблемы урока учитель формирует вопрос: какие изменения в образ жизни коренного населения ХМК принес период господства хуннов?

   Дальнейшее изучение темы предлагается проводить посредством разделения класса на группы и использования различного вида тестов, итогом станет составление сравнительной таблицы развития ХМК да прихода племен хунну (Тагарская культура) и после распада первой степной империи (Таштыкская культура). Таблица может быть изменена/дополнена по желанию учителя.

Вопросы для сравнения

Тагарская культура

Таштыкская культура

1. Развитие хозяйства.

2. Ремесло.

3. Тип жилища.

4. Культура погребения (курганы).

Учащиеся делятся на 4 группы (по количеству вопросов). 1-я группа сравнивает уровень развития хозяйства, работает с 3 параграфом учебника (иллюстрации стр. 39, 43,49; текст параграфа на стр.43-44, 49-50; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 2-я группа сравнивает развитие ремесла (иллюстрации стр.39, 41, 42,43, 49; текст параграфа стр.41-43, 48-50; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 3- группа сравнивает тип жилищ ( иллюстрации стр. 47, 52; текст параграфа стр. 44, источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52); 4-я группа сравнивает курганы (иллюстрации стр.40, 47; текст параграфа стр. 40-41, 47-49; источник «Большая Боярская писаница» стр. 51-52). Каждый член группы занимается изучением одного из видов текста, это необходимо для того, что бы втянуть в учебный процесс всех учащихся. На работу в группах отводится 10 минут.

Подведение итогов. Обобщение и обсуждение результатов деятельности. Учащиесяпредставляя результаты групповой работы должны заполнить общую таблицу представленную на доске, и в своих тетрадях. Учитель обращается к вопросу сформулированному в начале работы, ученики отвечают на вопрос, опираясь на результаты сравнительной таблицы, подводят итоги работы.

   При оценивании деятельности учеников учитываются оценки предложенные каждому ученику внутри группы, а также выступления и дополнения учащегося.

Рефлексия результатов деятельности и взаимодействия в группе проводится по методу «фотовспышки», учащиеся передают какой-либо предмет от одного к другому и кратко говорят по пунктам представленным на обратной стороне доски («как я себя чувствую в данный момент», «как я оцениваю свой результат», «как я оцениваю взаимодействие в группе» и т.д.).

Домашнее задание: параграф 3 прочитать, составить вопросы по параграфу (не менее 3-х).

Список литературы:

  1. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.
  2. Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года / Л.Р. Кызласов. - М.: Наука, 1993. – 523с.
  3. Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.
  4. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. ЛГУ. 1984. 
  5. Членова Н.Л. Центральная Азия и скифы. М., 1997.
  6.  Худяков Ю. С. Проблемы истории древних кыргызов (первоначальное расселение) // Этнографическое обозрение. 2001. № 5.
  7. Хакасия в скифскую эпоху. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова [Электронный ресурс]. – URL: http://nhkm.ru/index.php?id=57&Itemid=248&lang=ru&option=com_content&view=article

                                           Приложение 1

C:\Users\Галина\Desktop\курсы\hun01.png

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка урока по курсу "Духовное краеведение Подмосковья" на тему "Бородино.История памятных мест"

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных празднованию 200-летию Бородинского сражения. В тоже время он продолжает общую тему «Святыни Подмосковья», которая изучается в курсе «Духовное кра...

Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...

Методическая разработка урока элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" "Отработка задания формата С5 по разделу "Социология""

Цели урока:1.     Закрепление знаний, полученных на уроках обществознания, по разделу «Социология»;2.     Формирование компетенции...

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера".

Методическая разработка по региональному курсу "История Владимирского края". Тема: "История Урвановского озера". Методическая разработка приурочена к Году защиты окружающей среды с целью привлечь вним...

методическая разработка урока по новой истории для 8-го класса

Урок посвящен образованию национальных государств в Италии и Германии в 50 - 60-е годы XIX века. Урок комбинированный с использованием методики «Взаимообмен заданиями» А.Ривина (КСО)....

Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»

Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...