ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Жизнь ратными подвигами полна»
методическая разработка по истории (5 класс)

Герасименко Тамара Владимировна

ОДНКНР  5 класс

Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,  «подвиг» , патриот . День героев Отечества – 9 декабря . ( Георгий Победоносец ) Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины об историческом  опыте  и славных ратных традициях  наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.  Сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания; сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gerasimenko_t._v._tehnologicheskaya_karta_odnknr.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«Жизнь ратными подвигами полна»

ФИО учителя: Герасименко Тамара Владимировна

Район, название ОУ: Московский район  ГБОУ школа № 356

Используемый УМК: Н. Ф .Виноградова  В. И. Власенко , А. В . Поляков

« Основы духовно – нравственной культуры народов России»:

 5 класс.  Москва , Изд-во «Вентана – Граф « 2019

Учебный предмет, класс: ОДНКНР  5 класс

Тема урока

  Жизнь ратными подвигами полна

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

 Формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при анализе  понятий «ратный подвиг», «герой»,  «подвиг» , патриот . День героев Отечества – 9 декабря . ( Георгий Победоносец ) Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины,   об историческом  опыте  и славных ратных традициях  наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.  Сформировать понятие интернационализма подвига людей разного вероисповедания; сформировать понятие патриотизма, служения Родине людей разного вероисповедания;

Образовательные ресурсы

Виноградова Н. Ф. , Власенко В. И. , Поляков А. В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 класс

 Москва , Изд–во «Вентана – Граф»  2016. : учеб. для общеобразоват. учреждений .   Поурочно- тематическое  

 планирование    Виноградова Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 класс  Москва , Изд–во «Вентана – Граф»  2016.Презентация  « Жизнь ратными подвигами  полна»  ( прилагается)

  Словарь  С. И Ожегова , поговорки , пословицы , отрывки из  

 стихотворения , песня « Русь» А. Поветкин.   Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

«Ратный подвиг», «герой»,  «подвиг» , патриот . День героев Отечества – 9 декабря . ( Георгий Победоносец )

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять понятия подвиг,  ратный подвиг, патриотизм, Родина, Отечество, День  героев Отечества .

 Получат возможность научиться:

 работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное  мнение, учатся аргументированно его отстаивать.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий, развивают  умения работать в группах, слушать собеседника, принимать точку зрения другого, анализировать свое поведение.

  1. Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. День Героев Отечества!  Этот праздник очень важен для современной России, ведь он включает  в себя весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодействия на уроке

Универсальные учебные

действия

(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения темы

 Беседа  по вопросам :

-   Чтение  текста на  стр. 25 .

-  Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?

-  Какова цель нашего урока?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

  1. Совсем скоро, 9 декабря, для нас с вами и всех жителей России  наступит  большой праздник — День Героев Отечества!  Этот праздник очень важен для современной России, ведь он включает  в себя весь исторический опыт и славные ратные традиции наших Вооруженных сил; объединяет историю воинских подвигов и героев армии России со дня ее создания, и до сегодняшних дней.

Прочтение стихотворений
« В ряду защитников России»

Организует прочтение стихотворения и последующую беседу по вопросам:

- Что такое Родина, по мнению поэта, стихотворение которого вы прочли?

- А что для вас значит Отечество?

-  Что значит ратные традиции    

     Вооружённых сил?

- Что значит подвиг?

(Приложение 1)

Читают стихотворение об Отечестве подготовленные учениками дома, отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга.

1.Устные ответы

III. Изучение нового материала

1.Презентация  «Жизнь ратными подвигами полна»

 

     

2. Работа с терминами.

3.Работа   с записями по  событиям и персоналиям

4 .Работа  с текстом учебника (с. 25 – 35 )

4.Работа с дополнительным материалом.

 Беседа .  

1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

(Приложение  2)    

Акцентирует внимание на основных моментах.

Прослушивание песни А. Поветкина  «Русь» ( слайд  2ой )

Какие ассоциации вызвала у вас эта песня?

Работа по картинной галерее

 «Назовите героев Отечества» и кратко охарактеризуйте их деятельность .

(слайды 3,4,5,6,7,8)

Организует  работу по изучению новых терминов:  герой ,патриот , подвиг ,  ратный подвиг  , День героев Отечества

 -  Что значит  Родина?

-  Что ты вкладываешь в понятие Отечество?

-  Что такое подвиг?

-  Что такое ратный подвиг?

-   Герой – это ?

-  Какими качествами должен обладать человек , любящий свою    Родину?

 - День героев Отечества – это….. ?

- Что вы знаете о Георгии Победоносце?

 -  С чего начинается воспитание

     патриота?

 Составить кластер

 Приложение 3

   

Опираясь на дополнительный раздаточный материал , назовите исторических деятелей и укажите события .

 Приложение 4

Предлагает ответить на следующие вопросы:

1.О каких нравственных качествах человека говорят все приведённые в текстах примеры?

2. Каков вклад  в победу над врагом людей разных народов и вероисповеданий?

3. Что поддерживало людей в трудное для их страны время?

 

 Предлагает совершить виртуальную экскурсию «Патриотический клуб «Совёнок» рассказывает о себе».  

 Члены Совета «Совёнок» выступают  с сообщениями о своей работе.

1. История создания клуба

2.Акции « Мы помним о Вас , ветераны!» 3. Дети блокады – учителя нашей школы.

 Презентация

 ( слайды  8, 9 ,10, 11)

1. Знакомятся
с новой информацией, задают

уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Отвечают
на вопросы,
работают
со словарем С. И. Ожегова

 Составляют кластер

3.Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, отвечают на вопросы.

4.Краткие   устные    ответы  на  вопросы  по опережающему домашнему заданию

5. Выступления членов патриотического клуба «Совёнок»

 о героях блокады.  

1.Индивидуальная, фронтальная работа.

2.Индивидуальная, фронтальная работа.

4.Фронтальная работа.

5.Фронтальная работа.

Индивидуальная и фронтальная работа .

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят  вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

2. Устные ответы.

3. Устные ответы, записи в тетради.

.

4. Устные ответы, записи в тетради

5. Устные ответы

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Прочтение
и комментирование пословиц

Организует обсуждение пословиц:

1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы)

2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец)

3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить)

4) Враг моего народа — мой (враг)

5) Смертью героя пал, а Родину не (продал)

6) Герой — за Родину (горой)

7) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет)

8) Кто за правду горой, тот настоящий (герой)

Выполняют
задание

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике .

Устные ответы

Рефлексия

Обобщающая беседа

Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

 Отвечают на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное состояние.

Домашнее задание

 Подготовить сообщение по теме: «Есть ПАМЯТЬ , которой не будет забвенья

И слава , которой не будет конца!»

Конкретизирует домашнее задание.

 

Записывают домашнее задание  

Приложение № 1

В ряду защитников Отчизны
на протяжении веков
солдат российских лица вижу,
всех тех, кто защищал наш кров.

Их лица полны благородства,
и святость ясная в глазах:
монах ли с поля Куликова
или гвардейцы в киверах.

В будёновках иль треуголках
стояли 
русские полки,
Их дух былинный, дух народный
не раз отведали враги.

В ряду с великим Александром,
что на Неве принимал бой,
встают советские солдаты,
кто землю заслонил собой.

Руси просторы многих манят,
но будут биты каждый раз
других веков Наполеоны:
НАРОД -он  РОДИНУ не сдаст!

Приложение  3

Приведите  в соответствие :

  1. А . Невский

 А) Отечественная война 1812 года

  1. Д. Донской

 Б) Невская битва

  1. М. И. Кутузов

 В) Куликовская битва

  1. А. В. Суворов

Г) Северная война

  1. Пётр Великий

 Д) Первый генералиссимус

  1. Г. К. Жуков

  Е) Подписание  капитуляции Германии 9 мая 1945 г.

Ответы:

1.

4.

2.

5.

3.

6.

Приложение 4

Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ратными подвигами полна

О подвиге, на примерах выдающихся исторических личностях...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....

Жизнь ратными подвигами полна

Презентация( с использованием видеоматериала ) по ОДНКНР...

Технологическая карта урока ОДНКНР " Ратный подвиг"

Цель урокаФормирование понятия о ратном подвиге и героях совершавших его в разные исторические периоды.Задачи1. Что такое ратный подвиг;2. Кто совершает ратные подвиги?;3. Какие бывают герои?...

Технологическая карта урока «Жизнь ратными подвигами полна» 2021 г.

Тема урока  Жизнь ратными подвигами полнакласс5 классТип урока«открытие» новых знанийЗамысел урока/занятия Изучать ратные подвиги  нашего народа на основе краеведческого мат...

Урок ОДНКНР 5 класс "Жизнь ратными подвигами полна"

Материал представлен конспектом  и презентацией к уроку ОДНКНР в  5 классе "Жизнь ратными подвигами полна".Цель:  Продолжить воспитание российской гражданской идентичности: па...