Применение кейс-технологии на уроках истории ( из опыта работы)
статья по истории

Кейс-технологии как один из новых методов современной школы. Его применение и достоинства методов ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Применение кейс-технологии на уроках истории (из опыта работы).

Современное образование претерпевает много изменений. Это понятно: жизнь не стоит на месте, меняются люди, не может оставаться статичной и образовательная система. Среди огромного выбора инноваций моё внимание привлекла кейс-технология.

Кейс  (от англ. «case» — случай). Считается, что впервые о методе кейсов заговорили в Гарварде, в бизнес-школе,  в 1908 году.  И, кстати, к образованию кейсы в то время не имели никакого отношения. Кейс – это практическая ситуация, которая, как правило, не имеет однозначного решения. Конечно, есть оптимальный вариант, но допускаются и альтернативные выходы из положения. Главное: кейс должен спровоцировать активное обсуждение. Долгое время этой методикой широко пользовались во всём мире для подготовки менеджеров, а уж потом её привлекли в образование. Кейс-технологии называют по-разному. За рубежом встречаются названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй или просто метод кейсов. В российских разработках чаще всего говорят о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

  О применении этого метода на уроках написано много. Мне бы хотелось поделиться собственным опытом в этом вопросе. Чаще других кейсов я использую методы ситуационного анализа и ситуационно-ролевых игр. О них и пойдёт речь сегодня.

                                  Метод ситуационного анализа.

Эта методика основывается  на анализе конкретных случаев. Ситуации отбирают и описывают специальным образом.  Этот способ должен помочь сделать отбор в работе с информацией, выявить альтернативные решения. Ученик сможет научиться анализировать, принимать решение. Школьнику предлагается ситуация (которая взята из практики или  приближена к жизни) и задача, которая требует решения.

                                   Пример ситуационной задачи.

Историку принесли старинную летопись, но он усомнился в её подлинности. Вот некоторые  выдержки из документа. Помогите учёному  оценить раритет.

  1. В 1533 году от Рождества Христова родился первый русский император – Иван Васильевич Грозный.
  2. В честь этого события архитекторами  Постником и Бармой был построен храм Покрова в селе Коломенском.
  3. Иван IV  рано остался без родителей, его воспитывала бабка.
  4. Мать царя, Елена Глинская, по некоторым сведениям, скончалась в результате отравления.
  5. Молодой царевич отличался кротким нравом.
  6. У Ивана IV  было много друзей.
  7. Один из них, Филипп Колычев,  был автором хвалебной книги, которая называлась « История о великом князе московском».
  8. Во время правления Ивана IV  была расширена территория русского государства.
  9. В 1552 году к русским владениям присоединилось Астраханское ханство.
  10.  В 1556 году русские войска  вошли в  Казань.
  11. Завоевание Казанского ханства прошло почти бескровно.
  12. Иван Васильевич воевал  с Ливонским Орденом (1558-1583 гг.).
  13. Ливонская война закончилась победой русского оружия, наша страна получила выход к Балтийскому морю
  14. Иван  IV  после своей смерти оставил сильное государство.

Такого рода задания нравятся детям: они позволяют повторить материал в непринуждённой форме. Как правило, ситуационные задачи ставятся сразу перед группой ребят, а не перед отдельным учеником. Это помогает научиться работать в команде, разрабатывать общий план действий для достижения наилучшего результата.

                                        Метод ситуационно-ролевых игр.  

 Его смысл в том, чтобы в виде инсценировки создать перед классом  правдивую социальную ситуацию, а  потом  оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Этот способ позволяет расширить опыт учеников, предъявляя им нестандартную ситуацию, в которой предлагается взять на себя какую-то роль, а потом выбрать способ, который позволит достичь желаемого результата. Во время «разыгрывания ситуаций в ролях» участники действуют так, как с считают нужным, сами определяют  линию поведения, сценарий, прогнозируют результат.

                                            Пример ситуационно-ролевых игр.    

 Представьте, что Вам  представилась возможность  взять интервью у Никиты Сергеевича Хрущёва. Составьте  вопросы для этой беседы (не менее трёх) и предполагаемые ответы политика.

Многие ребята с энтузиазмом воспринимают такие задания, им интересно понять личность того или иного исторического деятеля, задуматься о том, как они сами поступили бы в том или ином случае на месте героя.

Возможно, кейс-технологии можно применить не на каждом уроке, но они являются очень действенным способом для сближения жизни и теории. А это именно то, к чему стремится сегодня школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках математики (из опыта работы Центра образования)

В Центрах образования учатся те, укого проблемы с поведением и почти в 100% случаев проблемы с обучением. Когда в 9 класс приходит ученик который не знает таблицу умножения, а в классе ещё 25 человек ...

Применение метапредметных технологий на уроках математики (из опыта работы по введению ФГОС на уровне основного общего образования).

В статье рассматриваются вопросы метапредметного подхода в изучении математики на уровне основного общего образования. Автор акцентирует внимание  на метапредметных технологиях, применяемых на ур...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки» (из опыта работы)

Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе современной школы. Здоровьесберегающие технологии я использую нетолько в урочной деятельности, а также активно использую её...

Применение документ - камеры на уроках математики( из опыта работы)

Как выглядит это компактное и очень многофункциональное устройство было показано в моей презентации. В этой статье я рассказываю,. какими основными  функциями и возможностями обладает этот  ...

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"

Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...