методическая разработка «Русь и Степь», конспект и презентация к уроку
методическая разработка по истории (6 класс)

Янкова Ирина Владимировна

Методическая разработка урока «Русь и Степь». Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов до периодов мирного сосуществования. Этот урок посвящен контактам жителей Древнерусского государства с народами Степи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русь и Степь урок – исследование.

Слайд 2

К какой группе славян относятся русские, украинцы и белорусы? Какой город стал первой столицей Древней Руси? Кто стоял во главе государства? Как называлось войско князя? С какими государствами и народами граничило Древнерусское государство?

Слайд 3

- По этой теме я знаю… - Я хочу узнать…. - Сегодня я узнал…

Слайд 4

Задачи урока - как происходило взаимоотношения жителей Степи и Древнерусского государства; - какое влияние оказало столкновение с кочевыми народами на историю Руси; - в каких условиях жили степные народы; - сформулировать свое отношение к участникам событий X - XII вв.

Слайд 5

План урока 1. Работая с текстом по группам и заполнение таблицы; 2. Презентация работы с таблицей каждой группы; 3. Подведение итогов

Слайд 6

Задание 965 г. 968 г. 1036 г. - 1068 г. - 1223 г.

Слайд 7

Работа в группах Группа 1 - текст №1 Группа 2 – текст №2 Группа 3 – текст №3 Текст 1 Текст 2 Текст 3 Факты Оценка «степняков» Оценка «русичей» Вывод

Слайд 8

Правила работы в группах Некоторые правила работы в группах: 1. При обсуждении говорить тихо и не мешать другим участникам группы. 2. Участники группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее. 3. Время на работу ограничено. 4. Каждый участник группы должен принять посильное участие в работе. 5. Отвечать, соблюдая очередность.

Слайд 9

Правила ведения дискуссии: 1. Определить, что вы хотите сказать. 2. Выслушать другого участника дискуссии. 3. Для доказательства свое точки зрения, использовать факты. 4. Помнить о логике и последовательности ответа. 5. Не перекрикивать собеседников. 6. Нельзя переходить на личности. 7. Стараться правильно воспроизводить аргументы других участников дискуссии.

Слайд 10

Какую роль играли жители Степи в истории Древнерусского государства? - Что двигало русскими князьями в борьбе с кочевниками? Только идея защиты государства? - Какой текст из предложенных, с вашей точки зрения дает наиболее объективную оценку отношениям, которые складывались между Русью и Степью?

Слайд 11

Выводы: В те жестокие времена жестокие и разорительные набеги совершали не только кочевники, но и русские князья. Набеги кочевников, зачастую были вызваны сокращением пастбищ, сокращением продовольствия. Мирного решение этих проблем в то время практически не было. Не смотря на взаимную жестокость, между Русью и Степь складывались культурные, дипломатические и торговые связи.

Слайд 12

Домашнее задание Посмотреть или вспомнить содержание следующие мультфильмы и выполнить задания: «Князь Владимир» (2004 г.) «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.) «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.) Задание - Описать как показаны кочевники в этих мультфильмах. - Ответить на вопрос: отвечают ли эти описания кочевников стереотипам или объективным историческим данным?

Слайд 13

Сегодня у меня получилось… Сложнее всего мне было… Интереснее всего было…



Предварительный просмотр:

Паспорт конкурсной работы

Название работы: методическая разработка урока «Русь и Степь».

Г. Санкт-Петербург, п. Металлострой

Янкова Ирина Владимировна, Государственное Бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №273 им. Л. Ю. Гладышевой» (ГБОУ Лицей №273 им. Л. Ю. Гладышевой), учитель истории и обществознания.

196641, Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Садовая, д. 20, кв. 43;

irinajankova@rambler.ru

Цель урока: формирование осознанной гражданской идентичности на основе конкретного исторического материала; формирование у школьников наиболее объективного и свободного от стереотипов представления о контактах жителей Древнерусского государства и кочевников.  

Задачи:

- формирование у учащихся навыка работы с различными информационными источника (текст, видеофильм), умения давать разностороннюю оценку полученной информации;

- выявление существующих этнокультурных и исторических стереотипов о периоде Древнерусского государства в сознании учащихся;

- активизация познавательной деятельности, направленной на преодоление стереотипности мышления с опорой на проверенные объективные данные; определение роли исторического знания в преодолении стереотипов;

- формирование критического восприятия на основе сравнительного анализа полученных знаний и стереотипов тиражируемых массовой культурой на примере мультфильмов;

- формирование навыка групповой дискуссии;

- формирование осознанной гражданской самоидентичности на основе исторического и культурного наследия.

Краткое содержание:

     Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов до периодов мирного сосуществования. Этот урок посвящен контактам жителей Древнерусского государства с народами Степи. На этапе актуализации школьникам для анализа предлагается набор основных дат, связанных с военными конфликтами между русскими, с одной стороны, и кочевниками (хазарами, печенегами, половцами) с другой. На этапе введения в новый материал школьникам даны тексты, предлагающие школьникам более объективный взгляд на вклад кочевых народов в историю древнерусского государства.  Также учащиеся с целью формирования критического мышления предложено к просмотру несколько мультфильмов, формирующие определенные стереотипы в восприятии кочевых народов. Подобное задание дается учащимся, но уже в качестве проектной деятельности. Школьникам предложено самостоятельно провести критический анализ, который даст возможность определить наличие или отсутствие стереотипов, но уже при помощи другого видеоконтента.

 Предполагаемые конечные результаты:

 - Основным результатом данного урока должно стать формирование навыков критического мышления у школьников при работе с новой и уже известной информацией;

- Школьники на основаниях материала урока смогут дать более объективную оценку военным конфликтам в период существования Древнерусского государства.

 Данный подход, в долгосрочной перспективе: 

Урок рассчитан на формирование у школьников осознанной гражданской позиции и этнонациональной толерантности основанной на конкретных знаниях, а не на бытовых стереотипах. Работа с данной методикой только начинается, но я рассчитываю, что при регулярном и систематическом применении она даст положительные результаты и станет одним из факторов достижения наших конченых целей: воспитания толерантности и осознанной гражданской позиции. Это представляется мне особенно важным в условиях нашего многонационального государства.

 Порядок контроля и оценка результатов:

- на ряду с традиционным учительским контролем используется самоконтроль учащихся;

Этот урок дает следующие возможности:

- во время заполнения таблицы проконтролировать умение выделять главное и формулировать выводы;

- во время дискуссии оценить умение аргументировано доказывать свою точку зрения (приводить  аргументы и контраргументы), умение вести дискуссию.

Урок «Русь и Степь»

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: урок – исследование.

Цель урока: формирование осознанной гражданской идентичности на основе конкретного исторического материала; сформировать у школьников наиболее объективное представление о контактах жителей Древнерусского государства и кочевников.  

Задачи:

-  повторение материал прошлых уроков по теме Древнерусское государство;

- формирование у учащихся навыка работы с различными информационными источника (текст, видеофильм), умения давать разностороннюю оценку полученной информации;

- выявление существующих этнокультурных и исторических стереотипов о периоде Древнерусского государства в сознании учащихся;

- активизация познавательной деятельности, направленной на преодоление стереотипности мышления с опорой на проверенные объективные данные; определение роли исторического знания в преодолении стереотипов;

- формирование критического восприятия на основе сравнительного анализа полученных знаний и стереотипов тиражируемых массовой культурой на примере мультфильмов;

-  формирование навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа; 

- формирования навыка работы в коллективе: умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

- формирования навыка групповой дискуссии;

-формирование осознанной гражданской самоидентичности на основе исторического и культурного наследия.

Планируемые результаты:

Личностные:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; ------ умение самостоятельно организовать работу;

- умение анализировать и оценить свою работу и работу группы учащихся; ---- оценить собственный вклад в работу группы.

Метапредметные: -

- умения анализировать представленный объект;

- анализировать и выявлять закономерности в предложенном учебном материале;

- умения находить факты, представленные в неявном виде;

- умение понимать и принимать учебную задачу;  

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.

Предметные:

- формирование основ гражданской, этнонациональной самоидентификации личности обучающегося;

- поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

-регулятивные: целеполагание, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, определение последовательности действий с учетом конечного результата;

-познавательные: Проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-коммуникативные: умение слушать и слышать, понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Технологии: элементы технологии критического мышления, элементы технология обучения в сотрудничестве; элементы исследовательской деятельности; элементы проектной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: групповая; коллективная (фронтальная); индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, проектор, раздаточный материал, тетради.

Литература для учителя:

1. История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева и др.]; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Журавлева О.Н. История России: 10 класс: практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлева. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Литература и видеоматериалы для учащихся:

1. История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева и др.]; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

2. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей/ Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1996.

3. Мультфильмы: «Князь Владимир» (2004 г.), «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.)

Предварительное задание для обучающихся. Посмотреть следующие мультфильмы:

  1. Детство Ратибора
  2. Мальчик с уздечкой (1974 г.)
  3. Сказание про Игорев поход (1972 г.)

Ход урока

1.Организационный этап.

Цель: Организовать готовность учащихся к работе.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку выбраны слова В.И. Вернадского, который писал: «Русская цивилизация и культура постепенно пропитывалась началами, с одной стороны, византийской цивилизации и культуры, с другой – цивилизации и культуры степных кочевников, перенимая от них одежду и оружие, песнь и сказку, воинский строй и образ мыслей».

2. Актуализации опорных знаний

На протяжении нескольких уроков мы изучаем историю Древнерусского государства. Давайте вспомним некоторые события, людей, которые жили в то далекое время. Все, что мы вспомним, пригодится нам на сегодняшнем уроке.

  1. К какой группе славянских племен относятся русские, украинцы и белорусы?
  2. Какой город стал первой столицей Древней Руси?
  3. Кто стоял во главе государства?
  4. Как называлось войско князя?
  5. С какими государствами и народами граничило Древнерусское государство?

3. Мотивационно-целевой этап

 Тщательно изучая письменные источники и археологические находки, историки смогли многое узнать о Древнерусском государстве, но осталось еще и много загадок. От этого полулегендарного времени до нас дошли имена князей, чьи дела остались в памяти народа и предания о русских богатырях, которые защищали родную землю. Особенно тревожно было на южный рубежах, где молодому государству угрожали кочевые племена, освоившие степные просторы.

Тема нашего урока – «Русь и Степь»

Как вы думаете какие задачи будут стоять перед нами на этом уроке?

Попробуйте дополнить предложения, которые вы видите на слайде.

- Об отношении Древней Руси и Степи я знаю, что…

- Я хочу узнать….

Учитель выслушивает ответы и определяет задачи  урока:  

- как происходило взаимоотношения жителей Степи и Древнерусского государства;

- какое влияние оказало столкновение с кочевыми народами на историю Руси;

- в каких условиях жили степные народы;

- сформулировать свое отношение к участникам событий X-XII вв.

 Для успешной и эффективной работы мы с вами будем работать по следующему плану:

1. Работа с текстом по группам и заполнение  таблицы.

2. Презентация работы с таблицей каждой группы

3. Подведение итогов урока

4. Введение в новый материал

У наших предков была трудная жизнь полная опасностей, русским князьям приходилась решать сложные вопросы и действовать в непростых условиях. Я предлагаю вам несколько дат, которые можно объединить одной проблемой

Как вы думаете, что объединяет эти даты?

- 965 г. (разгром Святославом Хазарского каганата и его столицы Итиль)

- 968 г. (осада Киева печенегами)

- 1036 г. (разгром под Киевом печенегов князем Ярославом Мудром)

- 1068 г. (поражение Ярославичей от половецких отрядов на реке Альте)

- 1223 г. (поражение русско-половецких отрядов монгольским войском на реке Калке)

Ученики высказывают свои предположения. Эти даты связаны с борьбой русских дружин с кочевниками.

Как видите угроза военного вторжения от разных народов: печенегов, половцев, монголов. В нашем сознании их имена давно и прочно связаны с разрушениями, войнами, гибелью людей, монголы так же, воспринимаются и как поработители (Монголо-татарское иго).  

Насколько справедливо такое отношение? Были ли отношения были между народами за пределами ратного поля? И какими они были? Что было причинами набегов кочевников?

-  Вам знакомо слово «стереотип»? Что это понятие означает? (ответы)

 - Действительно, это устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо или о ком-либо. Попав в плен стереотипа очень легко стать жертвой ошибки или предвзятого отношения. Сегодня мы вернемся к этому понятию, но поговорим о нем уже на основе исторического материала.

Мы все живем в сложном мире, который полон противоречивой информации, поэтому важно уметь правильно понимать и оценивать информацию с разных сторон. Как можно это сделать? У нас есть тексты, таблица, которую необходимо заполнить. Нам надо разделиться на группы, а результат работы обсудим после выполнения задания.

Работа в группах.

1. Каждая группа получает текст, памятку для работы с заданиями, таблицу для заполнения. Результаты работы оформляются на листах в виде таблиц.  Текст – это источник, который поможет нам оценить насколько объективны наши представления о кочевых народах. Работа выполняется в течение 10 минут. На выступление каждой группы – по 3 минуты.

Группа 1 -  текст №1 (приложение 1)

Группа 2 – текст №2 (приложение 1)

Группа 3 – текст №3 (приложение 1)

2. Выступление представителей от каждой группы. Задача выступающих озвучить оценку, данную в тексте с которой работала группа.

3. Вашим домашним заданием был просмотр мультфильмов, в которых рассказывается о борьбе русского народа с кочевниками. С вашей точки зрения, какую точку зрения поддерживают авторы мультфильмов? Предлагаю обменятся своими мыслями по этому вопросу. При этом не забывайте аргументировать свой ответ. Памятки участника дискуссии есть у вас на партах.

5. Этап закрепления материала.

- Какую роль играли жители Степи в истории Древнерусского государства?

- Что двигало русскими князьями в борьбе с кочевниками? Только идея защиты государства?

- Какой текст из предложенных, с вашей точки зрения дает наиболее объективную оценку отношениям, которые складывались между Русью и Степью?

6. Подведение итогов урока.

 Мы обсудили сегодня очень важные вопросы из истории нашего государства. Какие выводы можно сделать? (выслушиваются ответы учеников). При необходимости учитель корректирует ответы.

  1. В те жестокие времена жестокие и разорительные набеги совершали не только кочевники, но и русские князья.
  2. Набеги кочевников, зачастую были вызваны сокращением пастбищ, сокращением продовольствия. Мирного решение этих проблем в то время практически не было.
  3. Не смотря на взаимную жестокость, между Русью и Степь складывались культурные, дипломатические и торговые связи.

- Как вы думаете, почему плохо иметь какие-либо стереотипы в отношении других народов? Оказывают ли они влияние на нас и почему это важно сегодня? (Школьники отвечают).

Бороться с негативными стереотипами важно для нашей гражданской позиции. Вольно или невольно мы переносим наши стереотипы на сограждан, особенно других национальностей. Поэтому важно составить для себя объективную картину, как происходящего сегодня, в наши дни, так и в далеком прошлом.

6. Постановка домашнего задания.

Посмотреть или вспомнить содержание следующие мультфильмы и выполнить задания:

  1. «Князь Владимир» (2004 г.)
  2. «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.)
  3. «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.)

Задание

- Описать как показаны кочевники в этих мультфильмах.

- Ответить на вопрос: отвечают ли эти описания кочевников стереотипам или объективным историческим данным?

7. Рефлексия

Удовлетворены ли вы совей работай на уроке (да/нет).

Определив свои результаты, закончите предложения:

  1. Сегодня у меня получилось…
  2. Сложнее всего мне было…
  3. Интереснее всего было…


Приложение 1

Текст 1

    Важной задачей Древнерусского государства была защита южных границ. Из причерноморских и приазовских степей на Русь постоянно нападали кочевники. На южные рубежи страны одна за другой накатывались волны приходивших из-за Волги завоевателей. Русь постоянно терзали набеги – сначала аваров, затем хазар, печенегов, позднее половцев. Степняки грабили села и города, сжигали посевы, убивали или уводили в рабство мирных жителей. Поэтому главной заботой киевских князей стала оборона от набегов из Степи: возводились укрепления, создавались сторожевые посты и «заставы богатырские», княжеские дружины были всегда готовы к отражению нападения врагов. В борьбе со степняками русские князья одержали множество славных побед: Святослав разгромил в 965 г. Хазарское царство, Владимир дал отпор печенегам, а его сын Ярослав мудрый под стенами Киева окончательно победил этих грозных кочевников. Прославился своими победоносными походами на половцев Владимир Мономах. О героической борьбе русского народа с кочевниками рассказывает выдающийся памятник древнерусской литературы конца XII в. «Слово о полку Игореве».

Текст 2

    Изменение климата и связанное с ним сокращение площадей степных пастбищ не могло не отразиться на жизни кочевых народов. Нехватку удобных для своего скота пастбищ и вызванный этим недостаток продовольствия они были вынуждены восполнять за счет своих соседей. У кочевников не было другого выхода – либо голодная смерть, либо поиск новых пастбищ и набеги на земледельческие страны, в том числе и на Русь. Русские князья отвечали не менее частыми походами в Степь. На это их толкала прежде всего жажда наживы, стремление к захвату пленников. Холопы (рабы) из числа народов причерноморских степей и Северного Кавказа постоянно упоминаются в русских летописях. А киевский князь Святополк II Изяславович в начале XII в. Превратил походы на половцев в прибыльный промысел. Дружины князя не вступая в боевые столкновения с половецкими воинами, захватывали становища, пленили безоружных женщин и детей, которых затем продавали на невольничьих рынках Востока.

Текст 3

    Между земледельческой Русью и степными кочевниками отношения не всегда складывались гладко. Сказывалась разница в обычаях, верованиях, представлениях о морали… Но помимо взаимных набегов, когда обе стороны проявляли жестокость в равной степени, между Русью и Степью укреплялись торговые, дипломатические и культурные связи. Некоторые степные племена заключали союзы с русскими князьями и принимали на себя охрану южных рубежей Руси. Многие русские князья женились на половецких княжнах (например, Юрий Долгорукий, Владимир Игоревич), а половецкие князья принимали православие (например, ханов Кобяка и Кончака). В XII в. Половцы почти не нападали на русские земли по собственной инициативе: их «приглашали» сами русские князья в качестве военной силы против своих же, русских противников. Иногда половецкие набеги провоцировали походы русских князей (например, неудачный поход в Степь Игоря Святославовича в 1185 г.)

Приложение 2

План работы с текстом

  1. Прочитать текст.
  2. Выделить факты, которые приводятся в тексте задания.
  3. Определите отношение к фактам с предложенных позиций.
  4. Сделать вывод.

Приложение 3

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Факты

Оценка «степняков»

Оценка «русичей»

Вывод

Приложение 4

Некоторые правила работы в группах:

1.  При обсуждении говорить тихо и не мешать другим участникам группы.
2.  Участники группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее.
3. Время на работу ограничено.
4. Каждый участник группы должен принять посильное участие в работе.

5. Отвечать, соблюдая очередность.

Приложение 5

Некоторые правила ведения дискуссии:

1. Определить, что вы хотите сказать.

2. Выслушать другого участника дискуссии.

3. Для доказательства свое точки зрения, использовать факты.

4. Помнить о логике и последовательности ответа.

5. Не перекрикивать собеседников.

6. Нельзя переходить на личности.

7. Стараться правильно воспроизводить аргументы других участников дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере."

Конспект и презентация  к уроку информатики и ИКТ для закрепления и обобщения понимания у учащихся этапов моделирования на примере построения модели «Расчет геометрических параметров объекта» в с...

План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....

Методическая разработка Капнист Н.Н. Конспект воспитательного дела «Интерактивная викторина» «Будь здоров»» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся второго года обучения)

Интерактивное воспитательное дело с элементами английского языка, посвященное формированию внутренней мотивации к здоровому образу жизни у учащихся 8-9 лет....

Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков.

Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков....

Методическая разработка на тему: План-конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе

Методическая разработка на тему: План-конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе...