Открытый урок по теме "Смутное время" 8 класс (коррекция)
план-конспект урока по истории (8 класс)

Конспект и презентация предназначены для учащихся 8 класса (коррекция), конспект сделан на основе учебника Пузанова "История России" для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smutnoe_vremya_8_klass_korrektsiya.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Смутное время
Цель
:
Дать представление о положении в стране в период борьбы за царский престол.
Задачи:
Образовательные: подвести к пониманию, что смена царя,
ухудшение положения в стране привели к борьбе за царский
престол; закрепить понятие «Смутное время»; ознакомить
с последовательностью периода Смутного времени.
Коррекционно-развивающие: формировать у учащихся,
воспитанников умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы; продолжить работу по совершенствованию устной и письменной речи; продолжить развивать умения и навыки, необходимые для выполнения логических операций.
Воспитательные: воспитывать презрение к предательству (на примерах поведения Лжедмитрия, Шуйского); воспитывать чувство сострадания к простому народу, на долю которого выпали суровые испытания.
Основные знания
Смутное время — начало XVII века, когда прекратился
царский род Рюриковичей и шла постоянная борьба за царский престол; самозванец — человек, который выдает себя за другого, присвоив его имя.
Основные термины и понятия
Смутное время, самозванец.
Оборудование и материалы
Иллюстрации учебника «Лжедмитрий I», «Смутное время», «Царь Василий Шуйский», «Лжедмитрий II», «Восстание под предводительством Ивана Болотникова», презентация: «Смутное время».
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока

Ход урока

Этап урока
Оргмомент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся,
воспитанников

Вводное слово.

Мы с вами уже долгое время изучаем историю России 16 века, много было рассмотрено значимых персоналий, событий и периодов. Сегодня мы с вами рассмотрим еще один период начала 17 века, который очень много значит для нашей истории.

Актуализация знаний, объявление новой
темы

К концу 16 века в стране были различные потрясения. Это голод, который наступил после нескольких
неурожайных лет. Появилось
множество разбойников, от
которых не стало житья ни в селах, ни в городах. Воспользовавшись этой ситуацией, недовольные бояре начали борьбу
против Бориса Годунова.
Чтобы узнать, о чем мы будем с
вами говорить вам надо гласные найти, чтоб тему прочитать смогли. (Слайд 1)

(слайд 2) Тема «Смутное время»

Слушают учителя.
Записывают тему урока в тему
тетрадь.

Тема «Смутное время»

Изучение нового материала

(Слайд 3)
-Нам нужно сегодня будет  
узнать к чему привела борьба за царский престол Россию в начале
XVII века?

-И для того чтобы мы могли с вами на него ответить, нам нужно познакомиться с понятием «Смутное время». (Слайд 4.)

Найдите его, пожалуйста. Запишите

Знакомятся с проблемой.
Записывают в тетрадь.

Находят определение в учебнике стр. 77
Смутное время — начало XVII
века, когда прекратился царский род Рюриковичей и шла
постоянная борьба за царский
престол.


В начале XVII века Россию охватили восстания и беспорядки, а бояре стали бороться за
царский престол. Этот период
называют Смутным временем.
Смута — это раздоры, беспорядки. Существует поговорка: «Пришла беда, отворяй ворота». Так и
случилось в России в те годы. На Россию обрушились стихийные бедствия, люди поднялись с оружием в руках друг против друга, чужие войска вторглись в пределы страны. Многие крестьяне бежали от голода и разрухи на юг к казакам. Там они занимались разбоем, грабежами, воровством. В это время беглый монах Григорий Отрепьев (слайд 5) объявил себя царевичем Дмитрием, будто бы он спасся от смерти и хочет вернуть царский трон.

-Давайте узнаем с вами, как называют человека, который выдает себя за другого человека? А в этом нам поможет ребус. (Слайд 6)
Запишите, пожалуйста определение самозванец. (слайд 7)

Демонстрация иллюстрации
«Лжедмитрий I». (Слайд 8)

-В 1605 году Лжедмитрий I
вступил в Москву и стал русским царем. Народ искренне
верил, что он настоящий царевич. Но ожидания не оправдались.

- Давайте посмотрим в тексте учебника, что не нравилось боярам и
народу в правлении Лжедмитрия?
-Что произошло в России при
Лжедмитрии 1? (слайд 9)

-Правильно, ребята. И в итоге Лжедмитрия 1 свергли
и царём избрали боярина Василия Ивановича Шуйского (1606-1610) ( слайд  10) Но и ему порядок навести не удалось. Люди считали Шуйского незаконным царем. Бояре тоже были против него, ведь он был равен им по знатности. Все были недовольны его правлением. И одним из таких недовольных был крестьянин Иван Болотников, который против Василия Шуйского организовал восстание в 1606 г. (слайд 11).

-Давайте с вами посмотрим в тексте для допол.чтения как он решил бороться с царем.

-Почему Ивану Болотникову удалось собрать такую большую армию?

-Правильно. И когда объявился новый самозванец Лжедмитрий 2 (слайд 12), по прозвищу «Тушинской вор», получивший прозвище по названию села Тушино, в котором он остановился. Иван Болотников привел свои войска в Тушино, чтобы вместе воевать с Лжедмитрием. Здесь со всей страны собрались недовольные правлением Шуйского крестьяне.

-Давайте посмотрим, а кто еще присоединился к Лжедмитрию 2? стр.76 4 абз.

-Зачем?

Как видите, в Тушине собралось большое войско. И вели они себя как враги русского народа. Разоряли дома, грабили, требовали уплаты налогов, сжигали и разоряли православные храмы. Василий пытался бороться с «Тушинским вором», но безрезультатно. И страна оказалась на краю гибели.

-Какие факты нам говорят об этом? Давайте посмотрим стр.77 последний абз.

В итоге, страна была подвергнута в хаос, разруху, голод и болезни. Польские и литовские отряды разоряли земли, а бояре боролись за власть.


Слушают учителя.

Записывают определение

Ищут в учебнике стр.75  абз.3

Стр.76 абз.1

Читают Стр.77

Люди винили его во всех бедах.

Польские отряды.

Чтобы свергнуть царя и подчинить русские земли.

Домашнее задание

П.14, ответить на вопросы.


1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 6 классе коррекции

Развернутое календарно - тематическое планирование уроков математики в 6 классе коррекции....

Методическая разработка открытого урока на тему: «ТИПЫ ЛИЦА. КОРРЕКЦИЯ ФОРМЫ ЛИЦА С ПОМОЩЬЮ ПРИЧЕСКИ».

Тематическое планировани разработанное согласно профессиональных модулей....

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка в классах коррекции...

Урок истории в 7 классе коррекция 8 вида

Задачи: Образовательные: научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны. Коррекционно-...

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции

Методические приёмы формирования ценностного отношения учащихся к здоровью на уроках английского языка в классах коррекции...

Игра на уроках английского языка в классах коррекции

Игра на уроках английского языка в классах коррекции...

урок математики в 5 классе коррекции по теме "Решение уравнений"

урок математики  в 5 коррекционном классе по теме "Решение уравнений"...