Открытый урок "Русские первооткрыватели и путешественники ХIХ века"
методическая разработка по истории (8 класс)

Огальцова Римма Николаевна

XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями.  В 1803 году на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее И.Ф. Крузенштерн. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Разработка открытого урока

 в 8 классе

по теме:

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК)

Учитель истории и обществознания:

Огальцова Р.Н.

г. Павловский Посад

2015 - 2016 год

ТЕМА УРОКА:

Русские первооткрыватели и путешественники XIX века

ЦЕЛИ УРОКА:

1. образовательная

а)  проследить этапы совершенных географических открытий русскими исследователями;

б) определить практическую значимость открытий;

2. воспитательная

а) сформировать интерес к познанию нового;

б) воспитать чувство гордости за свою страну.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. учебник;

2. карта «Российская империя XIX - начала XX века»;

3. контурная карта;

4. рабочая тетрадь;

5. настольный атлас;

6. комплект портретов;

ТСО:

1. телевизор;

2. DVD-проигрыватель

3. диск с циклом передач

«Хочу всё знать»;

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

1. шлюп;

2. форт;

3. фрегат.

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Объяснение новой темы.

  1. Закрепление и обобщение изученного.

  1. Домашнее задание.

  1. Орг. момент.

  1. Актуализация опорных знаний по теме

 «Технические открытия».

  1. Фронтальный опрос:

 

▪ Для какой цели власти открывали в стране высшие профессиональные учебные заведения?

▪ Какие предметы составляли основу профессиональной подготовки?

  1. Объяснение новой темы.

План.

  1. Исследование северной части Тихого океана.
  2. Открытие Антарктиды.
  3. Освоение русской Америки.
  4. Путешествие Невельского Г.И..

Слово учителя:

        XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями.  В 1803 году на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года. Возглавил ее И.Ф. Крузенштерн.

работа с картой

запись в тетради: 1803 г. – начало кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна.

 

просмотр эпизодов фильма

        Итоги наблюдения были изложены в докладе академии наук. Они оказались настолько весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика.

        Участнику этой экспедиции и ученику Крузенштерна Ф.Ф. Беллинсгаузену было поручено возглавить новую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» (командир М.П. Лазарев). Главной ее целью было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре».

        16 января 1820 года шлюпы подошли к берегам неведомой тогда Антарктиды. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции.

        работа с атласами

        защита проектов (опережающее задание)

        работа с картой у доски

        Собранные русскими путешественниками научные сведения были настолько обширны и значимы, что потребовалось создание специальных учреждений для их обобщения. Таким стало открытое в 1845 году Русское географическое общество. Исследования путешественников обогатили представления российского народа об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи.

         

  1. Закрепление и обобщение изученного.

        ▪ Какие цели и задачи ставили перед собой участники в первой кругосветной экспедиции?

        ▪ В чем состояло историческое значение открытия русскими моряками Антарктиды?

        

         

V. Домашнее задание.

Учитель комментирует ответы учащихся, выставляет оценки и раздает домашнее задание в форме тестирования (кроссворд).



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Великие русские путешественники»

8

7

5

6

2

4

12

1

10

3

9

По горизонтали:

1. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции в 1803 – 1806 годах.

3. Русский исследователь Центральной Азии, Монголии, Северного Китая.

5. Знаменитый землепроходец,

7. Русский полярный исследователь, в 1914 году погиб при попытке достигнуть Северного полюса по льду.

9. Русский землепроходец, открывший в 1648 году пролив между Азией и Америкой.

По вертикали:

2. Купец, первый русский путешественник в Индию, впоследствии написавший о своем путешествии книгу «Хождение за три моря».

4. Вместе с русским адмиралом на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» первыми достигли берегов Антарктиды.

6. Русский адмирал, начальник экспедиции 1819 – 1821 годов, открывший Антарктиду.

8. Путешественник, экспедиция под его руководством открыла богатейшие земли Дальнего Востока и новый путь в Тихий океан.

10. Русский землепроходец, изучавший Камчатку в 1697 – 1699 годах и давший ее подробное описание.

12. Офицер русского флота, исследовавший берега Камчатки и Чукотского полуострова. Открыл остров св. Лаврентия и ряд других.



Предварительный просмотр:

Ермакова Галя                8 класс

ПРОЕКТ

Александр Андреевич Баранов

Баранов Александр Андреевич (23 ноября (4 декабря) 1747, Каргополь Архангельской губернии — 16 (28) апреля 1819, в море близ острова Ява) - российский купец, коллежский советник (1805), первый Главный правитель Русской Америки (1790-1818), исследователь Северной Америки.

Благодаря энергии и административным способностям Баранова расширились торговые связи русских поселений в Северной Америке с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем; были созданы новые поселения, снаряжен ряд экспедиций для обследования районов Тихоокеанского побережья, положено начало кораблестроению, медеплавильному производству и добыче угля в Русской Америке, организована школа на Аляске.

Александр Баранов родился в небогатой купеческой семье, до 1790 года занимался торгово-промышленными операциями в Москве и Петербурге и Сибири; в 1787 году стал почетным членом Вольного экономического общества. Переехав в 1790 году в Иркутск, он приобрел два завода, в том числе стекольный, организовал несколько промысловых экспедиций на северо-восток Азии. В том же году Баранов разорился и принял предложение Г.И. Шелихова управлять его торговой компанией (в 1799 реорганизованной в Российско-Американскую компанию), прибыл на остров Уналашка и зимовал там.

При скудости средств и малочисленности сотрудников, он рассылал торговые и исследовательские экспедиции вдоль беринговоморского и тихоокеанского побережий Северной Америки до Верхней Калифорнии включительно, а также на Гавайские острова.

За 28 лет работы на посту Главного правителя Русской Америки, кроме строительства укрепленных поселков, Баранов основал верфь, положив начало местному судостроению, построил медеплавильный завод и школу, организовал добычу угля, расширил промысел каланов.



Предварительный просмотр:

Саломова Мария                8 класс

ПРОЕКТ

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) (1778—1852), российский мореплаватель.

Родился 20 сентября 1778 г. в родовом имении Пилгузе на балтийском острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония). С детства Беллинсгаузен мечтал стать моряком: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря».

В 1789 г. поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. По его окончании (1797 г.) шесть лет ходил по Балтике на судах Ревельской эскадры.

Способности Беллинсгаузена были замечены командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим его И. Ф. Крузенштерну, под руководством которого в 1803—1806 гг. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», составив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

При подготовке новой кругосветной экспедиции, организованной с одобрения Александра I, уже Крузенштерн рекомендовал Беллинсгаузена в качестве её руководителя. Основная задача экспедиции определялась морским министерством как чисто научная: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о земном шаре».

16 июля 1819 г. шлюпы «Восток» под командованием Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием М. П. Лазарева покинули Кронштадт, а 28 января 1820 г. достигли берегов Антарктиды. Беллинсгаузен повёл корабли к востоку, стараясь при каждой возможности продвинуться дальше к югу, но, не доходя до 70° южной широты, неизменно встречал «льдинный материк». Трижды за это антарктическое лето русские моряки пересекали Южный полярный круг.

В 1826 г. Беллинсгаузен возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и взятии крепости Варна во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг.

С 1839 г. до конца жизни (скончался 25 января 1852 г.) Беллинсгаузен был военным губернатором Кронштадта и много сделал для его укрепления и благоустройства. В 1843 г. мореплаватель получил звание адмирала. В его честь названы море в Тихом океане, мыс, остров, котловина, шельфовый ледник.



Предварительный просмотр:

Майорова Ольга                8 класс

ПРОЕКТ

Крузенштерн Иван Фёдорович (1770— 1846), мореплаватель, адмирал (1842 г.), руководитель первой русской кругосветной экспедиции, исследователь дальневосточного побережья.

Родился 19 ноября 1770 г. в имении Хагиди в Эстляндии (ныне в Эстонии). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1788 г.). Участвовал в сражениях против шведов. Затем служил добровольцем в английском флоте: воевал с французами в Атлантическом океане у берегов Северной Америки, ходил к Антильским островам, в Индию и даже в Южный Китай.

Организовать собственную экспедицию Крузенштерну удалось не сразу: первый проект (1799 г.) правительство Павла I отклонило. Зато второй (1802 г.) был принят Александром I. Плавание продолжалось больше трёх лет: корабли «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта в конце июля 1803 г., пересекли Атлантический, затем Тихий океан, исследовали Дальний Восток и через Индийский океан и Атлантику вернулись домой 19 августа 1806 г.

В том же году Крузенштерна избрали почётным членом Петербургской академии наук.

На Дальнем Востоке мореплаватель исследовал восточное, северное и северо-западное побережье Сахалина и составил подробные карты. Измерив глубины у северного входа в Амурский лиман, он подтвердил вывод Ж. Ф. Лаперуза о том, что Сахалин — полуостров. (Впоследствии этот вывод был опровергнут.)

В 1911 г. Крузенштерн стал преподавателем Морского кадетского корпуса, а с 1827 по 1842 г. — его директором. По инициативе Крузенштерна здесь был создан высший офицерский класс (ныне Военно-морская академия).

В 1809—1812 гг. вышло в свет трёхтомное «Путешествие вокруг света в 1803—1806 гг. на кораблях „Надежда” и „Нева”», а в 1913 г. — «Атлас к путешествию капитана Крузенштерна».

Адмирал участвовал в основании Русского географического общества (1845 год).

Умер 24 августа 1846 г. в Ревеле (ныне Таллин).



Предварительный просмотр:

Нормурадов Саша                8 класс

ПРОЕКТ

Лазарев Михаил Петрович (1788—1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1803 г. 30 лучших выпускников — гардемаринов — были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

В 1808—1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808—1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

Умер флотоводец 23 апреля 1851 г. в Вене, похоронен в Севастополе.



Предварительный просмотр:

Отепова Гуля                8 класс

ПРОЕКТ

 

Лисянский Юрий Федорович - русский морской офицер. Участник многих морских сражений. Командир судна «Нева» - второго корабля первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна. Автор труда «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Капитан первого ранга. 02.08.1773 – 22.02.1837

 Происхождение

Родился в городе Нежин Черниговской губернии 2 августа 1773 г. в семье протоиерея. О детстве Ю. Лисянского почти ничего не известно.

 Образование

Поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. 20 марта 1786 г. был произведен в гардемарины. В 1788 году досрочно выпущен из корпуса в связи с начавшейся войной со Швецией.

 Служба

В 1788 году зачислен в команду фрегата "Подражислав", участвовал в Гогландской битве  и других морских сражениях на Балтике, в 1789 г. произведен в мичманы. В 1793 г. Лисянский заслужил чин лейтенанта и в том же году (по распоряжению императрицы Екатерины II) отправился волонтером на стажировку в британский ВМФ.

 Кругосветное путешествие на корабле «Нева» 1803-1806 гг.

Когда И.Ф.Крузенштерну удалось «пробить» идею кругосветной экспедиции, он получил право самому набирать команду и назначать командиров. В выборе капитана второго судна не было сомнений – Юрий Лисянский был его другом еще с кадетской скамьи и к тому времени обладал большим военно-морским опытом.

Скончался Юрий Федорович Лисянский в 22 февраля 1837 года в Петербурге, покоится в Александро-Невской лавре. Собранная им коллекция различных предметов «тропических и других» посещенных им стран – оружия. одежды, и всяческих редкостей была по завещанию передана им в Румянцевский музей.

 Названы именем Лисянского

  • остров в Гавайском архипелаге
  • полуостров на побережье Охотского моря
  • гора на острове Сахалин.


Предварительный просмотр:

Грунина Люба                8 класс

Фотография Геннадий Невельской (photo Gennadiy Nevelskoy)

ПРОЕКТ

Геннадий Невельской

День рождения: 05.12.1813 года
Место рождения: 
пустошь Дракино Костромской губ., Россия
Дата смерти: 
29.04.1876 года
Место смерти: 
Петербург, Россия

Исследователь Дальнего Востока, адмирал. Родился в Костромской губернии, в семье морского офицера. Окончил Морской кадетский корпус (1832), офицерские классы (1836) и лейтенантом был назначен служить на эскадру Ф.П. Литке. В 1846 г. совершил плавание вокруг Европы. В 1848-1849 г.г., будучи командиром транспорта "Байкал", прошёл из Кронштадта в Петропавловск-Камчатский, составил описание северной части Сахалина, Сахалинского залива, устья Амура; доказал, что Сахалин остров, а не полуостров; установил доступность Амура для крупных морских судов. В 1850-1855 г.г. руководил Амурской экспедицией, которая исследовала низовья Амура, Сахалин и Татарский пролив. Исследованные земли Невельской объявил российскими владениями. Летом 1850 г. он основал пост Николаевск (ныне это город Николаевск-на-Амуре), а в 1853 г. — пост в заливе императора Николая (ныне Советская Гавань) и в южной части Сахалина. В 1854 г. Невельской был произведен в контр-адмиралы. В 1855 г. назначен начальником штаба морских сил при генерал-губернаторе. Невельской постоянно наталкивался на противодействие петербургской администрации.

Последние годы Невельской подолгу жил в родовой усадьбе вблизи Кинешмы. Здесь он обрабатывал материалы Амурской экспедиции. Именем Невельского названа: самая узкая часть Татарского пролива, залив, гора и город на Сахалине. Памятники Невельскому стоят во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Солигаличе. О Г.И. Невельском снят художественный фильм «Залив счастья» (1987 г.).

Адмирал Г.И. Невельской похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.



Предварительный просмотр:

Тепляков Виктор                8 класс

ПРОЕКТ

Путятин (Евфимий Васильевич, 1803 - 1883) - граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант.

Окончив курс в морском кадетском корпусе, в 1822 - 1825 годах совершил кругосветное плавание к северо-западным берегам Америки под командой М.П. Лазарева . В 1827 году участвовал в Наваринском сражении. В 1838 - 1839 годах, командуя фрегатом, участвовал в высадке при занятии мыса Ажер, местечек Туапсе и Шапсуху и мыса Субаши и здесь был ранен. В 1842 году состоялась первая поездка Путятина, с дипломатической целью, к персидскому шаху. По указаниям Путятина была учреждена в Астрабадском заливе военная станция; им были усмирены туркмены; он убедил персидское правительство уничтожить прежние стеснения русской торговли на Каспийском море и в самой Персии; принял меры для разграничения водных пространств и настоял на установлении пароходного сообщения между устьем Волги, Кавказом и Персией. По возвращении в Петербург, Путятин председательствовал в комитете по составлению урочного положения для судостроения. В 1852 году Путятин был командирован, с целой экспедицией, в Японию, где, несмотря на препятствия со стороны японцев и политические затруднения вследствие разрыва Англии и Франции с Россией, успел заключить в Симоде (в 1855 году) выгодный для России торговый трактат, открывавший русским купцам японские порты. По возвращении из этой экспедиции, важной и в научном отношении (см. "Фрегат Паллада" Гончарова и "Воспоминания старого моряка бар. Шиллинга" - в "Русском Архиве", 1892, № 5 и 6), Путятин был награжден графским достоинством. Новые осложнения на Востоке заставили правительство снова отправить туда Путятина. Он заключил с Китаем трактат в Тзян-Тзине (1858), по которому русские приобретали право свободного посещения внутренних провинций Китая и китайских портов для производства морской торговли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века

Изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине  XIX века;Показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мирову...

Русские первооткрыватели и путешественники.

В презентации размещен материало о первых русских путешественниках XIX века....

Русские первооткрыватели и путешественники

Урок-конференция. Учащиеся самостоятельно готовят доклады, презентации. На доске висит карта мира. Учащиеся отмечают на карте флажками с российским триколором географические открытия, сделанные русски...

Урок по истории России «Русские первооткрыватели и путешественники» 8 класс (базовый уровень)

Урок по истории России  «Русские первооткрыватели и путешественники»8 класс (базовый уровень) Выходные данные учебников/учебных пособий, использованных автором на уроке: Данилов А.А., Косули...

Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники"

Конспект урока "Русские первооткрыватели и путешественники" История России 8 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины  XIX века 8 класс...

Презентация по истории России для 8 класса на тему "Русские первооткрыватели и путешественники"

Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 8 классе на тему  "Русские первооткрыватели и путешественники"Наглядность подачи материала,...