Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс)

Огальцова Римма Николаевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                          «___»_______________20___г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Всеобщая история (История Нового времени)» и «История России»

8а класс

                                                         

 Составила: Огальцова Римма Николаевна,

учитель истории

высшей квалификационной категории

                                               

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и ориентирована на работу с учебниками А. Я. Юдовской, П. А. Баранова «Всеобщая история. История Нового времени» (М.: Просвещение, 2016) и «История России» под ред. А. В. Торкунова (М.: Просвещение, 2016).

Содержание учебного предмета «История» для 8 класса включает в себя два курса: «Всеобщая история. История Нового времени» - 28 часов и «История России» - 42 часа (согласно Примерной программе основного общего образования по истории).

Изучение «Истории» начинается в основной школе с курса «Всеобщая история». Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе. Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа адаптирована для работы с обучающимися с ОВЗ.

Общая характеристика учебного предмета

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

Современная система исторического образования ориентирована на целостный процесс развития и воспитания ребенка, на решение задач по социализации подрастающего поколения. Формирование целостных представлений об историческом прошлом осуществляется не за счет накопления все большего количества «проверенных знаний», а прежде всего в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения истории учащимися 8 класса являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVIII—XIX вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVIII—XIX вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов мира и России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.

В результате изучения истории в 8 классе ученик должен:

по курсу «Всеобщая история. История Нового времени»: 

  1. Называть: а) хронологические рамки Нового времени; б) даты важнейших событий – великих географических открытий и колониальных захватов, реформации, социальных движений, реформ и революций 18-19 вв.
  2. Называть: а) место, обстоятельства, участников, итоги событий; б) правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры.
  3. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
  4. Описывать: а) условия жизни людей разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в Новое время, их влияние на труд и быт людей.
  5. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, технических сооружений и машин; б) предметов быта; в) памятников художественной культуры.
  6. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений Нового времени; становления гражданского общества.
  7.  Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства стран Европы, Америки, Азии, Африки в Новое время; б) международных отношений Нового времени; с) развития духовной культуры стран Европы и Востока.
  8. Объяснять значение понятий: реформация, абсолютизм, Просвещение, промышленный переворот, утопический социализм, консерватизм, либерализм, радикализм, индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация.
  9. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн Нового времени.
  10. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры Нового времени.

по курсу «История России»:

  1. Называть даты: а) важнейших событий, связанных с изменением политического устройства, социально-экономическими преобразованиями в России XVII—XVIII вв.; б) социальных выступлений; в) военных походов.
  2.  Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанные в п. 1; б) крупнейших государственных деятелей России XVII—XVIII вв.; в) известных деятелей культуры XVII—XVIII вв.
  3. Показывать на исторической карте: рост территории России в XVII—XVIII вв., крупнейшие центры торговли.
  4. Описывать положение и образ жизни основных сословий в России XVII—XVIII вв.
  5. Составлять описание памятников: а) жилых и общественных зданий, храмов; б) орудий труда и предметов быта; в) произведений художественной культуры.
  6. Называть характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII—XVIII вв.; б) политического устройства страны; в) развития духовной культуры России в XVII—XVIII вв.

Содержание тем учебного курса

Новая история. XVIII – XX В. 28 ч.

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7часов)

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Основные понятия темы:

Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический  социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм.

Строительство новой Европы (7 часов)

Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революции. Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии. Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Основные понятия темы:

Империя, коалиция,  консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс,  Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы,  Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция,  Парижская коммуна, реванш, реваншизм.

Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5 часов).

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.  Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое  развитие  Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..

Основные понятия темы:

Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм,  Тройственный союз.  Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия.

Две Америки (2 часа).

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США  в конце XIX – начале ХХ в.

Латинская Америка в   XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

Основные понятия темы:

Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.

Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

Китай: сопротивление реформам.  «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

Африка: континент в эпоху перемен.  Традиционное общество. Раздел Африки. Создание  ЮАС.

Основные понятия темы:

Сегунат, самурай,  контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс.

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (3 часа)

Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

Итоговое повторение (2ч). 

Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. (42 ч)

Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.

Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.

Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение

социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество.

Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,

Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону.

Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.

Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.

Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.

Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.

Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.

После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.

Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.

Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.

Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.

Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.

Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики. 

Российская империя в период правления Екатерины II

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.

Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.

Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.

Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.

Россия при Павле I.

Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.

Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.

Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.

Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура

и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.

Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.

Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.

Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.

Учебно-методический комплект:

  1. Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Арсентьев Н. М. История России. 8 класс. В 2-х частях. Части 1 и 2 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин и др. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / О. Н. Журавлева. – М.: Просвещение, 2016

Четверть

Количество недель

Количество часов

I

8

16

II

7

14

III

11

22

IV

8

16

Итого:

34

68

Календарно-тематическое планирование

Всеобщая история. История Нового времени (26 часов).

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План.

Факт.

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (7 часов)

1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

18.02

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

1

24.02

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

25.02

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

1

02.03

5

Наука: создание научной картины мира XIX в.

1

03.03

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

1

09.03

7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.

1

10.03

Тема 2. Строительство Новой Европы. (7 часов)

8

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

16.03

9

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1

17.03

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

1

30.03

11

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

1

31.03

12

Германия: на пути к единству.

1

06.04

13

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

07.04

14

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

13.04

Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX века. Успехи и проблемы индустриального общества. (5 часов)

15

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1

14.04

16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

20.04

17

Франция: Третья республика.

1

21.04

18

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

27.04

19

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

28.04

Тема 4. Две Америки. (2 часа)

20

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

1

04.05

21

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

05.05

Тема 5. Традиционные общества в XIX веке: новый этап колониализма (4 часа)

22

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника».

1

11.05

23

Китай: традиции против модернизации.

1

12.05

24

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

18.05

25

Африка: континент в эпоху перемен.

1

19.05

Тема 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)

26

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

19.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

История России (42 часов)

урока

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Домашнее задание

Тема 1. Введение. (1 час)

1

У истоков российской модернизации.

1

02.09

Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов)

2

Россия и Европа в конце XVII века.

1

03.09

3

Предпосылки Петровских реформ.

1

09.09

4

Начало правления Петра I.

1

10.09

5

Великая Северная война 1700-1721гг.

1

16.09

6

Реформы управления Петра I.

1

17.09

7

Экономическая политика Петра I.

1

23.09

8

Российское общество в Петровскую эпоху.

1

24.09

9

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

1

30.09

10

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

1

01.10

11

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

1

07.10

12

Повседневная жизнь и быт при Петре I.

1

08.10

13

Значение Петровских преобразований в истории страны.

1

14.10

14

Повторение по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»

1

15.10

Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

15

Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762)

1

21.10

16

Эпоха дворцовых переворотов(1725 – 1762).

1

22.10

17

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

1

05.11

18

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

11.11

19

Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.

1

12.11

20

Повторение по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

1

18.11

Тема 4. Российская империя при Екатерине II. (10 часов)

21

Россия в системе международных отношений.

1

19.11

22

Внутренняя политика Екатерины II.

1

25.11

23

Экономическое развитие России при Екатерине II.

1

26.11

24

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века.

1

02.12

25

Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва.

1

03.12

26

Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II.

1

09.12

27

Внешняя политика Екатерины II.

1

10.12

28

Начало освоения Новороссии и Крыма.

1

16.12

29

Повторение по теме «Российская империя при Екатерине II»

1

17.12

30

Итоговое тестирование по теме «Российская империя при Екатерине II»

1

23.12

Тема 5. Российская империя при Павле I. (3 часа)

31

Внутренняя политика Павла I.

1

24.12

32

Внешняя политика Павла I.

1

13.01

33

Тестирование по теме «Российская империя при Павле I»

1

14.01

Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. (9 часов)

34

Общественная мысль, публицистика, литература.

1

20.01

35

Образование в России в XVIII веке.

1

21.01

36

Российская наука и техника в XVIII веке.

1

27.01

37

Русская архитектура в XVIII веке.

1

28.01

38

Живопись и скульптура.

1

03.02

39

Музыкальное и театральное искусство.

1

04.02

40

Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

1

10.02

41

Наш край в XVIII веке. Региональный компонент.

1

11.02

42

Итоговое тестирование за курс 8 класса.

1

17.02

Согласовано                                                                    

на заседании ШМО

гуманитарного цикла                      

Протокол заседания от 30. 08.2019 № 1

__________________ Ерёмина С.А.

Согласовано

Зам. Директора по УВР

___________Ефимцева Н.Н.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 5 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 6 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 6 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 7 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 7 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету «История» 9 класс...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 5 «А», 5 «Б» класса

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса к УМК Ф.А. Михайловского и др., составленную с опорой на материал учебника и ...

Рабочая программа и календарно - тематический план по физике для 7-9 классов. Перышкин.

Рабочая программа и календарно - тематический план по физике для 7-9 классов по ФГОС на 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью учебного предмета «История России» для 9 класса...